Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мастер-классы. Бизнес-леди делятся своим опытом, Бизнес-леди Ольга


Добрый день, мои дорогие подписчики!

Сегодня своими знаниями и опытом с Вами делится Ольга.

Ольга Чуватова
http://www.salonmechti.ru

Мой бизнес - консалтинг салонов красоты, SPA-центров. Открытие салонов "под ключ", помощь в написании концепции, бизнес-плана, консультации по управлению, сервисный аудит. Дизайн салонов красоты, SPA-центров,   жилых помещений, интерьерная живопись, декорирование предметов интерьера.
Свой авторский курс для руководителей салонов (владельцы, управляющие) и курс для администраторов.


Как Вы начинали? Как пришло решение начать свое?
Я была увлечена парикмахерским искусством еще с детства. Решение начать первое свое дело приходило неоднократно, периодически. Первая мысль пришла в период появления кооперативного движения  и у меня уже тогда была уверенность, что я знаю, каким должен быть идеальный салон красоты. Но поддержку на тот момент я не получила, а скорее прямой запрет. Поэтому к этой мысли я вернулась через десять лет. Все это время она только укреплялась в моем сознании. К этому времени я уже собрала подробную, как мне казалось на тот момент,  информацию об этом бизнесе и с поддержкой второго мужа - ринулась в бой.

Какие были возможности у Вас в то время?
Возможности материальные были минимальными. Сейчас этот вариант не прошел бы. Но было четкое видение моего салона, была стройная концепция, был энтузиазм, который "заразил" и персонал, были знания и навыки инженерные, экономические, бухгалтерские, управленческие (пригодились предыдущие работы и образования)

Какие были страхи, препятствия, сомнения?
Главный страх -  клиенты не придут в твой салон, отсюда следует другой важный страх - не будет денег на покрытие постоянных платежей. Не спала ночами, преследовал кошмар - арендатор со счетом на оплату аренды. Сомнений в правильности выбранной концепции не было. Но, как я сейчас понимаю, страх, который тогда меня одолел, "подкосил" мой энтузиазм и создал массу проблем.

Что было вначале самое трудное?
Самой проблемной для меня тогда оказалась юридическая безграмотность и незнание "правил игры" в бизнесе. Все началось с поисков помещения для салона. Это теперь я знаю, что есть фирмы-однодневки, которые берут деньги за подбор несуществующих помещений. Тогда я искренне думала, что все ХОРОШО выполняют свою работу, и серьезная риэлтерская компания предлагает юридически проверенные объекты и думает о своем клиенте, а не только о своем проценте. Увы. Помещение под салон оказалось с массой проблем. Во-первых, там была проведена перепланировка, несогласованная с БТИ - СЭС отказывалась дать разрешение на работу салона без этого, а хозяин помещения отказался делать согласование. Помещение было взято в субаренду, но по условиям арендного договора хозяин не имел права сдавать его под салон, что от меня старательно скрыли, а я не настояла.  Вместо нормальной работы салона, начались проблемы с СЭС и трения с арендодателем.

Как преодолевали трудности и страхи?
Трудности и страхи, связанные с арендой помещения преодолеть не смогла. Все остальное не вызывало у меня каких-либо проблем. Концепция салона выдержала проверку клиентами. Они пошли в салон при минимальной рекламе с моей стороны. Однако мои нефинансовые попытки получить разрешение СЭС так и не увенчались успехом. Моим инвестором (читай "мужем") подобные незапланированные расходы исключились раз и навсегда: "сама сделала ошибки, сама и делай выводы".

Кто Вас больше всего поддерживал?
Конечно, это были родные мне люди, мои дети. Муж в качестве инвестора - неблагодарное дело, во всяком случае, для меня. Давно проверено, что с родственниками вести бизнес нельзя, а тем более иметь прямую материальную зависимость. Если только вы увлечены одним делом и понимаете  одинаково процесс развития вашего бизнеса.

Кто были первые клиенты? Как они появились?
Открытие нового салона красоты скрыть от жителей и работающих в этой округе просто невозможно. Завозится оборудование, столы, кушетки, солярий, монтируется вывеска. Народ спрашивает, что это будет, когда откроется? Поэтому предварительная подготовка потенциальных клиентов была уже проведена.
Потом торжественное открытие салона - на улице как минимум большое объявление, шарики, музыка. Были приглашения по организациям рядом с салоном, листовки в дома, где могут жить потенциальные клиенты салона, в день открытия - раздавались листовки у метро, т.е. делали все, что можно было сделать с минимальными затратами. К счастью, у меня нашлись знакомые в солидной организации, которая располагалась прямо напротив салона. Зазывала своих друзей, знакомых друзей и т.д.

Какие проблемы были за эти годы самыми трудными?
Большая проблема - открыла салон на свой страх и риск без разрешения СЭС, думала все же решить эту проблему, ведь за аренду уже нужно было платить,  нужно было зарабатывать. Однако мой арендодатель, увидев по клиентам салона радужную перспективу, закрутил покрепче гайки, предложив на выбор - покупку у меня салона или проблемы с СЭС и арендой. Я сдалась, не получив поддержки. Сейчас я иногда проезжаю мимо МОЕГО салона, он работает до сих пор, что меня радует. Однако люди все еще вспоминают период моей работы и говорят, что тогда было лучше. Это как-то греет мою душу. Все годы, что прошли с того времени, я работаю в этом бизнесе. Отступить от него никак не могу. Но проблема кроется в том, что раз попробовав сделать свое, пусть и не сразу удачно, забыть это не можешь и работать на других хозяев становиться сложно. Свое дело предполагает наличие стратегического мышления, наряду с тактическим,  и ответственность за принятие решений.  Вкусив эту свободу трудно из лидера переходить на вторые роли ведомого.

Как решали проблемы?
Как можно решить эту проблему? Лидер остается всегда ведущим, даже если временно приходится ему отступить. Я себе сказала, что это не твой бизнес, и ты должна его развивать так, как хочет хозяйка этого салона. Моя задача вложить в ее салон все свои знания и любовь к этому делу, но если она против каких-либо предложений  - делай, как хочет она, может ее решение более верно в данной ситуации. Сначала я училась, как нужно управлять салоном, потом начала отдавать другим свой опыт. Все ошибки, которые я допустила в своем первом салоне, теперь, с высоты своего опыта и нынешнего бизнеса, для меня "открытая книга".
Перечитав за это время массу различных договоров, я теперь не пропускаю важных моментов. Открыв не один салон для других, я теперь знаю, какие подводные камни могут встретиться на пути. Собственно этому я сейчас и учу будущих владельцев, директоров и управляющих салонами красоты. Естественно, что я имею уже в голове концепцию другого своего салона. Думаю, что звезды все же сойдутся, и я его открою.
 
Что рекомендуете начинающей?
Тщательно взвесьте все "за" и "против", тщательно подумайте - с кем вы будете      открывать свое дело. Если одна, то все равно должен быть кто-то, кто вас будет поддерживать искренне в минуты отчаяния, а они будут неизбежно. Мне тогда никто не объяснил, что это нормально, что первый опыт не может быть сразу успешным, что будут ошибки, но надо просто выстоять. А я решила, что это крах и сдалась, а рядом никто не поддержал.  Но если вы решили взяться за свое дело с кем-то, то сто раз подумайте, что это за человек. Поверьте, пока ваши отношения не базируются на деньгах, все может быть очень мило. Каков этот человек в стрессовых ситуациях? Раньше было такое выражение "С этим человеком я бы пошел в разведку". Очень полезно проверять своего компаньона по такому признаку. Обязательно найти способы узнать "кухню" того бизнеса, которым вы собираетесь заниматься, а не кидаться "в омут с головой".

Какие качества нужно развивать?
- Вера в успех, чтобы не происходило.
- Терпение. Все должно идти своим чередом, но без четкого плана всех своих действий лучше не начинать.
- Стремление к познанию нового. Странно слышать: "я и так все это знаю", или "а моя подруга делает так",  или "да в салонах никто этого не делает". Плохо, что не делают, плохо, что у нас масса "клонированных", ничем не примечательных салонов красоты, с одними и теми же ошибками.
- Не оглядываться назад и ни о чем не жалеть. Всякий опыт - только на пользу.
- Креативность. Сначала будет все вновь, будет интересно вам, вашим сотрудникам и вашим клиентам, потом потребуется новый творческий скачок, понадобятся новинки для клиентов и "удар" по конкурентам. И так постоянно.  Нужен "творческий огонь".

Каких ошибок не делать, как их избежать?
Я всегда учу своих студентов - без бизнес-плана не начинайте делать салон! Не доверяйте делать бизнес-план людям, далеким от этого бизнеса, и не берите типовой план. Нужно работать только со СВОИМ БИЗНЕС-ПЛАНОМ, сделанным под ваш салон. Даже, если инвестор -ваш муж, покажите ему ваш бизнес-план. Любой инвестор должен понимать свои возможные расходы по максимуму. Если инвестор - вы, то тем более, нужно четко представлять ваши инвестиции в бизнес и его текущую финансовую деятельность.
Но, до бизнес-плана, нужна концепция. Не пропускайте этот пункт. Нужно идею расписать - зачем, для кого, как и т.д. Опять вернусь к салонам. Я объясняю будущим владельцам: разве в суши-баре подают русские блины? Нет. Почему тогда  в салоне можно соединять несоединимое? Потому, что нет концепции. Для другого бизнеса это также актуально.
Читайте внимательно все документы, которые вам придется подписывать. Если есть возможность воспользоваться услугами юристов, лучше это сделать.
Изучайте своих конкурентов. На самом деле, они не враги нам, а "помощники". Если мы их "минусы" будем улучшать, а их "плюсы" сделаем еще лучше, а они в ответ наши, то от этого выиграют все: и мы, и наши клиенты, и наши сотрудники.
 

Как выбирали сотрудников? Были проблемы с кадрами?
Мне трудно оценить рынок труда в других областях, но думаю, что есть общая  проблема - нехватка квалифицированных кадров. Но не только. В моем бизнесе очень важно наличие у персонала творческого начала, хороших "талантливых" рук, позитивный настрой (ведь они на себя принимают психоэмоциональные проблемы клиентов), человеколюбие. Все остальное - вторично, при хорошем базовом профобразовании.
Вот написала и подумала, что и в других областях было бы хорошо иметь такой персонал.
Надо быть готовой к возможной большой текучке кадров в начале вашей деятельности, пока сотрудники не пройдут притирку характеров, распределения ролей в коллективе и не появится "костяк", который будет задавать настрой всем. Надо внимательно следить за этими "течениями" в коллективе, пока все не "устоится", чтобы для вас потом не было "приятных" неожиданностей.

Какие трудности возникают по мере взросления "бизнеса"?
По мере взросления бизнеса появляется проблема "замыливания" взгляда. Чем больше разрастается компания, тем сложнее увидеть "все ли в порядке в вашем королевстве". Да и "маленькие" сталкиваются с этим. Это видят только новые клиенты. Поэтому, надо чаще вставать самим на место ваших клиентов или посылать "тайных клиентов", которые вам все расскажут. Много интересного можно узнать о работе вашей организации.
Другая трудность - не успеваете за конкурентами. Удачная на сегодня идея, технология, сервисное обслуживание  и т.д. могут завтра быть неинтересными нашим клиентам. А мы продолжаем цепляться за них, как за проверенные, гарантирующие успех. А потом разводим руками - куда делись клиенты?  Вся разница только в скорости этих изменений для разных видов бизнеса. Да и никто не отменял понятие "жизненный цикл продукта". В разное время нужно применять разные стратегии.
Опять вернусь к бизнес-плану. Он верный помощник владельцу. С ним мы сверяем свои достижения, анализируем ошибки и думаем, что делать дальше. Никогда текущий бизнес-план не будет выполняться точно в соответствии с первоначальным.  Но понимание правильности направления движения и возможность проанализировать несоответствие, он, конечно, даст.
Можно бесконечно писать на эту тему, но, "проблемы надо решать по мере их появления". От всего предостеречь невозможно. Главное, действовать и в начале деятельности и потом без паники, а со "спокойным разумом".

Огромное спасибо Ольге, очень  познавательно, не так ли?

На сегодня все. До встречи!
Очень рада  вопросам, пожеланиям, мнениям,  с удовольствием читаю Ваши письма, пишите мне: 
nune_av@inbox.ru Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе.
Если вам нравится эта рассылка, порекомендуйте её своим друзьям, знакомым. Давайте вместе менять свою жизнь к лучшему!
http://subscribe.ru/catalog/economics.nune


В избранное