Open Source для профессионального бинеса Кому не нужна стратегия CRM
Прежде чем более детально разбирать конкретные сферы применения CRM
в качестве стратегии развития бизнеса, рассмотрим случаи, когда данная
стратегия плохо применима или ее использование не даст должного уровня
отдачи.
Правило №1
Стратегия CRM слабо применима там, где нет конкуренции или ее уровень недостаточно высок.
Сферы бизнеса, жестко контролируемые и управляемые единым центром
(будь то монополист-производитель или государство), скорее всего, не
будут нуждаться в решениях CRM в их традиционном понимании, потому что
главным и определяющим фактором успеха в такой индустрии является
наличие продукта и сама способность его продавать. Клиенты будут
выстраиваться в очередь и сами осуществлять весь комплекс мероприятий,
связанных с покупкой и дальнейшим обслуживанием.
Правило №2
Стратегия CRM не имеет смысла, когда клиенты представляют собой поток случайных прохожих.
Наиболее очевидным примером может служить обычный продуктовый киоск
во дворе вашего дома или около станции метро. Большинство покупателей —
случайные прохожие или жители близлежащих домов, спешащие на работу,
или coolтурно отдыхающие подростки. Качество и вежливость по отношению
к покупателям вряд ли станет ключевым конкурентным преимуществом.
До тех пор пока бизнес ведется по принципу привокзального киоска с хот-догами, стратегия CRM не даст существенной отдачи.
Правило №3
Стратегия CRM не нужна, если нет заинтересованности в росте бизнеса.
В качестве обоснования приведу анекдот. Спрашивают как-то
колонизаторы у туземцев – как они осуществляют процесс питания и добычи
пищи? Те в ответ – видишь пальма, ветер дует – кокос падает мы сытно
кушаем. А если безветренная погода? – не унимаются белые эксплуататоры?
Тогда неурожай понимаешь.
Не нам судить о дальновидности политики тех или иных копаний. Пока бизнес ведется по принципу данного анекдота, CRM не нужна.
Правило №4
Стратегия CRM немыслима без технологий.
В дальнейшем мы будем говорить, что CRM не является программой или
конкретной технологией. Это скорее принципы ведения бизнеса. Тем не
менее все эти принципы реализуемы только на основе современных
информационных технологий: они необходимы для организации каналов
взаимодействия с клиентами, они необходимы для учета информации,
аналитики и отчетности. При этом в одних отраслях экономики ИТ
исторически играют важную роль, в других — уже сам по себе компьютер в
диковинку.
Отсюда следующее правило:
Правило №5.
Восприимчивость к информационным технологиям как таковым.
Если руководитель не понимает, что информатизация предприятия
является комплексной стратегической задачей, то процесс не пойдет.
Никакими экономическими вычислениями нельзя доказать, что вложить
деньги в информатизацию эффективнее, чем в надбавки менеджерам. Это
вопрос приоритетов, стратегического видения лидеров.
Поматериалам:
1.Черкашин П. Стратегия управления взаимоотношениями с
клиентами (CRM).
2.Шуремов Е. Информационные
технологии управления взаимоотношениями
с клиентами.
При оформлении слайдов
использовались темы CRM vTiger.