Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Маркетинговые исследования

  Все выпуски  

Выпуск #41. О теории ограничений


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка "Маркетинговые исследования"
Обзоры от Группы "Аналитический центр"
www.analytic-center.ru

Рассылка "Маркетинговые исследования"
Ведущий Дмитрий Пономарев
Компания Группа "Аналитический центр"
Архив Выпуски 2000-2004 гг.
Выпуск # 41
От 14.07.2005
Главная Тема Теория ограничений
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Генеральный директор ЗАО "Аналитический центр" Алексей Бушуев в своем блоге «Грани стратегии» опубликовал рецензию на бизнес-роман Элияху Голдрата "Цель". Книга действительно стоит того, и я решил продублировать рецензию Алексея в этой рассылке.


Часто ли вам случалось черпать серьезные мысли и уроки по управлению из «несерьезных» книг? А из романов? И, вообще, на какую полку можно поставить такой художественный труд?! Как бы там ни было, производственный роман Элияху Голдрата «Цель: процесс непрерывного совершенствования» (написан в соавторстве с Джеффи Коксом) приятно порадовал меня легким и последовательным донесением принципов теории ограничений в сфере управления производством.

Общая сюжетная линия романа относительно проста. Директор производственного предприятия в рамках крупной корпорации получает «черную метку» - предупреждение о закрытии завода, если в ближайшие три месяца предприятие не продемонстрирует значимых улучшений и не станет прибыльным. Герой решает принять бой с многоглавой гидрой – постоянными сбоями в производственном процессе и производственными авралами, перманентными срывами сроков выполнения заказов, устойчивым ростом запасов сырья/комплектующих и готовой продукции, отсутствием достоверных данных о реальном положении дел и т.д. и т.п. - типичный список болезней традиционного промышленного предприятия. Но что можно противопоставить этому чудовищу, где найти заветный меч-кладенец?! Весь роман и посвящен описанию поиска меча и хода битвы, которые разворачиваются на фоне непростых отношений в семье героя.

В чем заключается смысл существования предприятия? Что значит продуктивная деятельность, и как ее можно измерить? Всегда ли «последнее слово техники» повышает продуктивность предприятия? В чем проявляется накопление отрицательных флуктуаций вниз по производственной цепочке? Какова природа «узких мест» системы, как их можно обнаружить и «расшить»? Какова роль человеческого фактора в проведении изменений? Как добиваться устойчивых результатов, а не временных улучшений? Каков «универсальный» алгоритм мыслительного процесса и выстраивания программы действий, который руководитель может взять себе на вооружение? Виртуально проживая с героем романа несколько месяцев, читатель вовлекается в целенаправленный поиск ответов на эти и другие актуальные для менеджеров вопросы и даже принимает участие в «деловой игре», моделирующей производственный процесс. И хотя в романе сделан акцент на производственную тематику, в конце Голдрат расширяет границы исследуемого проблемного поля:

«Вы улучшаете производство, и ограничение компании уходит из сферы производства. Что происходит, когда оно переходит в такую сферу, где ограничения имеют не физическую природу, а принимают форму ошибочной политики? Как выявить ограничение? Как устранить его? Как добиться необходимых перемен в психологии и поведении людей?».

А отсюда следует и переход к вопросам, существенным для любого процесса изменений:

  • Что менять?
  • На что менять?
  • Как менять?

«Чего мы добиваемся? Способности ответить на три простых вопроса: «что менять?», «на что менять?» и как менять?» - риторически спрашивает герой Голдрата и сам отвечает: - «В сущности, мы хотим обрести самые фундаментальные способности, которыми должен обладать любой менеджер. Вдумайтесь. Если менеджер не может ответить на эти три вопроса, вправе ли он именоваться менеджером?»

На последнем вопросе триады Голдрат останавливается более подробно в своем послесловии:

Я думаю, что каждый согласится, что главным препятствием для успешного внедрения является сопротивление переменам. Важно уметь изменить динамику взаимодействия между людьми, исповедующими разные взгляды и имеющими разные уровни понимания.

Голдрат выделяет пять слоев сопротивления переменам, которые предлагает поочередно снимать:

Первый слой сопротивления: выдвижение возражений, имеющих одну общую черту - они нам неподвластны: поставщики не всегда выполняют свои обещания, клиенты в последнюю минуту меняют решение, рабочие недостаточно подготовлены, корпоративное руководство давит на нас…
(Пока этот слой не снят, вы разговариваете с глухой стеной).

Второй слой сопротивления: сомнения в том, что предлагаемое решение может обеспечить желаемый результат.
(Предлагаемое вами решение кажется вам очевидным, но оно отнюдь не очевидно для окружающих…)

Третий слой сопротивления: «Да, но…». Утверждение о том, что предлагаемое решение приведет к негативным последствиям.

…Четвертый слой сопротивления: возражения препятствующие внедрению.
(Преодолейте этот слой, и человек станет вашим союзником. Но…)
Пятый слой сопротивления: сомнения в готовности к сотрудничеству с вами (еще хуже, если эти сомнения не высказываются вслух).

«Цель» - первая из работ Голдрата, дополненное издание которой вышло в свет в 1992 году. В поисках решения поставленных проблем и популяризации своих идей Голдрат написал еще несколько книг, а также создал Институт Авраама Голдрата. С идеями и проектами Элияху Голдрата и его коллег по институту можно познакомиться на этом сайте.

Алексей Бушуев


Ну а чтобы не ждать появления новостей в рассылке, я рекомендую всем читать непосредственно наш корпоративный блог "Аналитический Центр". Там много интересного, не публикуемого ни в рассылке, ни на корпоративном сайте. Экономьте свое время - пользуйтесь агрегаторами новостей (о том что это и как этим пользоваться).

На сегодня все. Любые вопросы и пожелания по данной рассылке направляйте, пожалуйста, мне - Дмитрию Пономареву - по адресу d.ponomarev@analytic-center.ru


Copyright (C) Группа "Аналитический центр", 2005. Перепечатка только со ссылкой на www.analytic-center.ru

Группа "Аналитический центр" - маркетинговые исследования и консалтинг в России и СНГ.
www.analytic-center.ru
info@analytic-center.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.review.marketresearch
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное