Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управление своим будущим

  Все выпуски  

Что день грядущий нам готовит?


Информационный Канал Subscribe.Ru


Что день грядущий
нам готовит?
Каждый в меру своего понимания
работает на себя, а в меру непонимания,
на того, кто понимает больше
!
Электронная рассылка №5

КАК ФОРМИРУЕТСЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Поступили первые письма читателей рассылки. Это вдохновляет и по тем вопросам, которые они задают, видно, что темы, которые на выношу на наше обсуждение важны.

 

Марат Евсеев задает такие вопросы:

1)      Самая гнусная ложь - полуправда. Как отличить правду от лжи? Бунич одна картинка. Кара-мурза другая. В чем-то похожи, но...
Возможный ответ: "Действительность проверяй собой." Но как в этом случае проверить?
Возможный ответ: "Мировоззрение"  Но при не сформировавшемся мировоззрении, книги по истории его и формируют.

2)      Нужна какая-то система. Хватит глотать книги. Я предполагаю, что если бы учился в институте, то по крайней мере научился бы систематизировать свои знания. Как привести все, что уже находится в голове к порядку и в дальнейшем учиться упорядоченно? Если отвечать долго, то вопрос снимается. Сам придумаю. Но может все просто, а я не вижу..."    

Как я понимаю в Вашей рассылке и будут ответы на мои вопросы:). Хорошо. Я хочу иметь "Процессное Мозаичное Мышление". Начнем его формировать?

Всего доброго.

Елисеев Марат

У Татьяны Савченко сходные вопросы:
1.   Кто и как формирует целостное мировоззрение у молодежи. Что формирует его? Может ли молодой человек сам его формировать? Ваше мнение.
2.   "Прежде всего тем, кто не равнодушен ко всему происходящему вокруг и хочет что-то изменить".
С Вашей точки зрения, что может изменить один человек? Возможно ли что-то изменить при условии, что никто власть отдавать-то не желает.

Вопросов сразу несколько. Как поступить? Отвечать сразу на все? Но тогда мы, предлагая формировать целостное мозаичное мировоззрение, мышление, начнем своими руками создавать калейдоскоп. Т.е. призывать к одному, а своими практическими действиями делать совершенно иное. Это и есть разлад мысли-слова и дела. А это самое страшное, что разрушает все вокруг.

Поэтому поступим следующим образом:

1.       Признаем, что все заданные вопросы очень важны. Для меня лично последний вопрос Татьяны о том, что может сделать один человек, это не вопрос теории, а вопрос практики и мы к нему обязательно вернемся.

2.       Из всей совокупности заданных вопросов выберем наиболее важный на данный момент обсуждения и попытаемся раскрыть его.

Кто и как формирует мировоззрение? Может ли сформировать его учеба в институте? Может ли сам человек формировать свое мировоззрение? Давайте подумаем над этими вопросами.

Что формирует мировоззрение? Все окружающее нас. Окружающая природа. Мировоззрение городского человека отличается от мировоззрения сельского. Я это ощущаю на себе. Так получилось, что проживая всю жизнь в городе, подмосковный городок Домодедово, в детстве я часто гостил в деревне у бабушки в нижегородской области. Еще до школы мама отправляла меня в деревню, поскольку сидеть со мной было не кому, мама работала, в саду мест не было. Потом каждый год, после окончания учебы мы с братом стремились в деревню, там была воля, свобода, вся деревня – одна большая родня. Невольно ты соприкасаешься с животным миром: куры, гуси, корова, овцы, лошади. Начинаешь посильный труд: от разбивки валков во время сенокоса (это когда после косцов образуются валки скошенной травы, а мы шли за ними с рогатиной и разбивали эти валки, чтобы трава быстрее сохла) до грузчиков во время уборки хлеба. Деревенские бабы мне говорили:"Вот, Валерка, поедешь в Москву будешь знать, что хлеб не на деревьях растет батонами".

Формировало ли это мировоззрение? Конечно, причем очень глубинные его пласты. И именно целостное мировоззрение: кругом природа, животный мир, мы часть природы, взаимодействуем с ней и она отвечает нам.

Формировало ли это процессное мышление? Конечно, ты наглядно наблюдал как посеянное зернышко вырастало колоском, потом зернышком, мукой на мельнице и потом бабушкины пироги. Вот он процесс. И так всюду.

Способен ли город сформировать такое целостное, процессное мировоззрение? Нет. Он отрывает нас от природы, каждый чувствует себя отдельно, в отрыве от всех. Мы не видим процессов, отдельные фрагменты. Поэтому та идея, которая высказана в книгах Мэгре "Звенящие кедры России", по поводу родовых поместий - она очень верная. Как ее реализовать, вопрос другой.

Далее по мере взросления мы вступаем в мир культуры и наше мировоззрение формируют те сказки, которые мы читаем, смотрим, книги, фильмы и т.д. Однажды сижу в автобусе, а рядом молодая женщина с ребенком. У ребенка красивая книжка на хорошей бумаге, а там сказки в виде комиксов. Разговорились. Я обратил ее внимание на разницу между обычными сказками и комиксами. Обычные сказки развивают воображение, мы читаем, переживаем сюжет, домысливаем картинки, он формируются определенные способности: налаживается гармоничная работа левого и правого полушарий мозга – логика и образы. Комиксы дают готовые образы, они не развивают воображение, они дают не процесс, а фрагменты процесса. Не кривую, а отдельные точки на кривой.

Представьте, что наши дети воспитаны на комиксах. Будьте уверены, способность к творчеству в большой степени мы у них отняли. Кстати, западная культура на в значительной степени сформирована на комиксах и это не случайно.

Поступаем в школу. Формирует ли наша система образования целостное, процессное мышление? Сейчас в меньшей степени, чем раньше в советское время, и еще в меньшей, чем раньше в классической гимназии, в царское время. Все таки, справедливости ради, надо сказать, что советская школа по уровню целостности значительно превосходила западную и отсюда наши успехи в фундаментальных науках, и нашу настоящую, которую пытаются делать под копирку западной.

У меня есть хрестоматия по чтению для дореволюционной школы. Вот это образец целостного подхода. У нас как было: вот мы изучаем Пушкина, потом Лермонтова, на другом уроке историю, на третьем зоологию и т.д. Это уже искусственный разрыв. В этой хрестоматии все переплетено: стихотворение Пушкина о природе, время года, праздники в это время года, какая-то зарисовка по истории и т.д. все так чудесно увязано, что у ребенка формируются естественным образом связи с отдельными областями знаний (отдельными, поскольку мы их искусственно разорвали, а в жизни все взаимосвязано).

Переходит далее в сферу средств массовой информации, откуда мы получаем сегодня основные знания об окружающем мире. Это вообще сплошной калейдоскоп, который шизофринирует человеческое сознание.

В результате имеем то, что имеем.

Даст ли учеба в институте целостное мировоззрение, как полагает Марат? Вряд ли. Определенную систему знаний в выбранной специальности, да, конечно и то зависит от института. Мне повезло, я учился в Московском инженерно-физическом институте, который дает мощную фундаментальную физико-математическую подготовку и формирует дисциплину мышления. Это позволяет его выпускникам потом работать в различных областях и добиваться успеха. Сформирован тот самый целостный подход, хотя бы в сфере своей деятельности. К сожалению, гуманитарные науки, давались по тогдашнему марксистскому шаблону и они больше отбивали желание к самообразованию в этих вопросах, чем способствовали.

И наконец, может ли сам человек формировать у себя целостное, процессное мировоззрение? Конечно. И первый шаг к этому: осознать эту проблему. Ведь многие, огромное большинство даже не задумываются об этом. Они существуют, пользуясь современной терминологией, в некой матрице и не могут выйти за нее. Осознание этого – очень много значит, поскольку потом возникает вопрос как? До этого его просто нет.

Вопрос как? Это и есть цель наших рассылок. Помочь, подтолкнуть, подсказать.

Одна просьба: когда пишите письма, несколько слов о себе, возраст, образование, чем занимаетесь. Это чисто для меня, чтобы отвечая на вопросы более правильно выбирать подачу материала. Спасибо всем     

Ведущий рассылки Валерий Задерей
Концептуально-аналитическая газета
"Знание-Власть!"
http://www.znanie2000.narod.ru
Знание-Власть! Власть - Народу!
Рекомендуемые рассылки:
  1. Рассылка "Новости Школы своего Дела" (economics.school.moroz)
  2. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО (fin.news.moroz)
  3. Образ Будущего Анастасии (culture.people.megre)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное