Тема сегодняшенго выпуска - Аналитика при оценке работы сетевой структуры.
У Вас разветвленная сеть торговых точек или филиалов.
Как провести анализ их работы, выделить и поощрить победителей.
1. Определим показатели для оценки, это могут быть:
Количественные показатели:
- объем продаж,
- рентабельность,
- валовая прибыль,
- чистая прибыль,
Относительные показатели (или показатели эффективности):
- выполнение плановых показателей,
- выручка на одного сотрудника,
- дебиторская задолженность к обороту,
- темпы роста,
- и тд.
Выберите те, по которым Вы будете подводить итоги и которые наиболее важные для Вас в текущий момент времени.
В качестве примера выберем, напримеробъем продаж.
Филиалов 20, т.е. кто-то будет в первых рядах, кто-то в конце списка.
Те, кто в конце необязательно плохо работают. Причин может быть несколько: недавно открылись, мал потенциал рынка и тд.
Поэтому необходимо выделить несколько групп подразделений, объединенных по некоторому принципу: равные потенциалы рынка, время открытия и тд.
И уже в этих группах выявлять лучших и отстающих.
Точка 1
Точка 2
Точка 3
Точка 4
Точка 5
Точка 6
Точка 7
Точка 8
Точка 9
Точка 10
Точка 11
Точка 12
итд
объем
100
150
200
130
50
40
60
45
10
8
5
18
Здесь выделены 3 группы.
Но так ли важен объем продаж ?
Если Вы хотите, чтобы Ваш бизнес был управляемым, то более важным является – выполнение плановых показателей, а не абсолютные показатели объемов.
Поэтому в качестве основного показателя – выполнение плана. Это первый фильтр для выбора претендентов из каждой группы.
Важным моментом в анализе является – отклонение показателей по группе, относительно среднего показателя.
Пример: Одна из выделенных групп:
Точка 1
Точка 2
Точка 3
Точка 4
Точка 5
Объем продаж
10
8
5
18
2
% выполнения плана
100
80
50
180
20
Цифрыусловные.
Т.е. в однородной по возможностям группе присутствует большой разброс, относительного среднего показателя - 8.
А это уже тема для детального анализа причин. Плохо когда есть большие отклонения, как в нашем случае 20 % и 180 %.
Задача анализа – не только выделить лидеров, но и выяснить причины хороших и плохих показателей. Затем предложить мероприятия по использованию положительного опыта и мероприятия по работе отстающих.
4. Проведя анализ объемов, переходим к показателям эффективности, т.е. относительным показателям.
Это рентабельность, выручка на одного сотрудника и тд.
Нам важно, чтобы результаты не просто достигались, а достигались эффективно, т.е. с меньшими затратами.
5. Соревновательный эффект между однотипными группами подразделений бывает положительным, если они имеют равные начальные условия.
Задача аналитика, правильно сгруппировать подразделения и своевременно предлагать действия по отклонениям.