Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инструменты для руководителя. Описания, примеры. Выпуск 22. Работа руководителя. Модель Минцберга.


Выпуск 22. Работа руководителя. Модель Минцберга.

 

Подпишитесь на рассылку «Руководитель и организация. Статьи».

 

Если Файоль выделяет ключевые функции руководителя, то Минцберг выделяет 10 ролей руководителя, которые собраны в 3 категории.

Ролевая модель Минцберга.

Межличностные роли:

  • Глава – формальный (назначенный) руководитель, в этой роли руководитель может обладать формальной властью, но не быть при этом лидером,
  • Лидер – фактический руководитель, руководитель, которому окружающие подчиняются потому, что он обладает внутренней силой и мудростью, харизмой.
  • Связующее звено – речь идет об организации взаимодействия между сотрудниками и подразделениями, разрешении и предупреждении конфликтов.

Информационные роли:

  • Собиратель – собирает и оценивает информацию, это может быть как информация за пределами компании (покупатели, поставщики, контролирующие органы…), так и внутри компании, информация может быть как формальной, так и неформальной,
  • Распространитель – обеспечивает информационные потоки внутри подразделения и организации, в частности, руководитель создает систему запрограммированных решений для подчиненных, систему (регламент) взаимодействия между сотрудниками,
  • Представитель – передает информацию за пределы подразделения и организации, например, участвует в переговорах с покупателями или поставщиками.

Роли в принятии решений:

  • Инициатор – принимает решения об изменениях и путях их внедрения, один из самых важных пунктов, здесь нужно помнить, что любое развитие – это изменение, но не любое изменение – это развитие (автора не помню),
  • Устранитель проблем – в любой работе бывают проблемы, и очень важно, как быстро и грамотно руководитель решает эти проблемы, здесь огромную роль играет опыт руководителя,
  • Распределитель ресурсов (время, люди, деньги, оборудование) – ресурсы организации всегда ограничены, оценка эффективности работы руководителя проводится по тому, насколько умело он пользуется теми ресурсами, которые у него есть,
  • Ведущий переговоры – переговоры с целью принятия эффективных решений с учетом разных мнений, эта роль никогда не бывает «чистой», в этой роли руководитель может собирать и/или распространять информацию, проявлять себя лидером или устранять проблемы…

У каждого руководителя, человека могут быть свои доминирующие категории ролей. Кто-то силен, в межличностном взаимодействии, кто-то в информационных ролях, кто-то в принятии решений. Со временем доминирующие категории ролей могут меняться. Тем не менее, все три категории ролей всегда взаимосвязаны (см. рисунок).

Ролевая модель Минцберга

В избранное