Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые говоруны


Информационный Канал Subscribe.Ru

Боевые говоруны
  http://www.govoruny.ru
  Автор рассылки Александр Деревицкий
  Ведущий рассылки Вадим Алешин

Классика психологической войны

Владимир Гаврилович Крысько

Cекреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)

Начало в рассылке № 013 от 24.04.2002 г. , № 15 от 29.04.2002, № 19 от 11.05.2002, № 21 от 18.05.2002, № 29 от 24.06.2002 г., № 33 за 04.07.2002, № 35 от 09.07.2002 г., № 37 от 16.07.2002, № 39 от 23.07.2002, № 40 от 29.07.2002, № 43 от 06.08.2002, № 45 от 14.08.2002, № 48 от 22.08.2002, № 50 от 29.08.2002 и № 53 от 09.09.2002

Газеты, брошюры, журналы

Газета - один из эффективных и распространенных видов печатной пропагандистской продукции. Органы психологической войны издают газеты преимущественно для населения освобожденных (оккупированных) районов, а также для военнопленных.

Рис. 25. "С запада, с востока, с юга". Рисунок из газеты "Звездный флаг" от 13 июля 1944 г., наглядно демонстрирующий безнадежность положения нацистской Германии. Союзники наступают со всех сторон.

Так, в годы Второй мировой войны американцы выпускали для немецких солдат и офицеров газету "Sternenbanner" ("Звездный флаг"; рис. 25). Советские войска распространяли иллюстрированную газету "Фронт иллюстрирте", выходившую на немецком, румынском, итальянском, финском языках, и газету "Фрайес Дойчланд", которую издавал Национальный комитет "Свободная Германия".

Опыт Германии и СССР показал, что в первый период после вторжения в чужую страну, когда местная печать еще не сформировалась, газеты оккупационных властей являются для местного населения главным источником информации о международной и внутренней жизни. С их помощью оккупационное командование имело возможность проводить необходимую политическую и организаторскую работу среди населения (рис. 26). Наглядным примером служит издание немецких газет на языках народов СССР, а также газет, выходивших в советском секторе Германии. Примеру этих стран последовали спецслужбы войск международной коалиции, издававшие газеты для населения и военнослужащих Кувейта и Ирака в ходе операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне".

Рис. 26. Газеты на беларусском и русском языках, издававшиеся немцами и их марионетками для жителей Беларуси.

Газета для военнослужащих и населения противника имеет целый ряд специфических особенностей. К ним относятся:

- передача содержания на иностранном языке;

- характерные только для газеты формы и способы подачи информации; своеобразные структурно-композиционные и графические элементы (соответствующие принятым в данной стране нормам и правилам);

- оригинальность языкового и стилистического оформления материалов, наличие особых газетных жанров и рубрик и т.п.

Кроме того, необходимо учитывать, что все люди усваивают (или не усваивают) газетную и иную информацию в соответствие с выработанными у них стереотипами. Так, стереотип восприятия, присущий большинству населения западных стран, требует, чтобы материалы газеты были динамичными, броскими и занимательными, сопровождались эффектными иллюстрациями, чтобы в них разграничивалась комментированная информация, рекламный и справочный материал. Стереотип восприятия жителей Востока предполагает преобладание в газете в основном иллюстрированной информации.

По мнению специалистов, газета для населения и военнослужащих противника должна отвечать следующим требованиям:

- отличаться актуальностью и информативностью публикуемых материалов;

- быть доступной по своему структурно-композиционному и языковому оформлению;

- быть компетентной во всех вопросах, освещаемых на страницах газеты;

- учитывать состав читательской аудитории, ее интересы и потребности;

- демонстрировать безукоризненное знание языка издания;

- подавать информацию с учетом норм газетной журналистики, принятых в данной стране, стереотипов восприятия ее населения;

- соблюдать правила полиграфического оформления газеты, привычные для местной читательской аудитории.

В первую очередь надо учитывать типичное мировоззрение большинства читателей, их социальные, национальные и религиозные особенности, информационные запросы, общее отношение к пропаганде противника.

Брошюра - относительно распространенный вид печатной пропагандистской продукции. Преимущество брошюр, по сравнению с листовками, состоит в том, что в них больше места для текста и иллюстраций. Следовательно, пропагандисту легче разъяснить несостоятельность аргументов противника, у него есть возможность подробно проанализировать и прокомментировать их. Брошюры особенно удобны для разоблачения таких тезисов, которые подкреплены доводами формальной логики или неверными статистическими данными, так как в данном случае необходимо опровергать пункт за пунктом, цифру за цифрой.

Брошюра содержащая главным образом иллюстрации, доступна для людей с минимальным образованием. Достоинством брошюры является также и то, что она обычно не задерживается в руках одного человека, а продолжает путешествовать от одного читателя к другому.

Однако брошюры труднее прятать, чем листовки. Поэтому чтобы облегчить сохранение брошюр в условиях строгой полицейской слежки, их обычно каким-то образом маскируют. Например, брошюра, подготовленная американскими пропагандистами во время Второй мировой войны для Японии и содержавшая анализ ее тяжелого военного положения, имела обложку с такой надписью: "Враг! Внимание! Эта брошюра издана правительством США. Подобравший брошюру обязан доставить ее в ближайший полицейский участок". На обложке также указывалось, что получившему или подобравшему брошюру полицейскому следует направить ее начальству как образец вражеской пропаганды.

Выпускали брошюры и японцы. Но у них маскировка была другая. Одну такую брошюру они издали в виде привычного для американцев 25-центового карманного издания. На ней были подделаны все выходные данные, даже эмблема профсоюза печатников. Текст содержал аргументированную критику военной политики президента Рузвельта. Японцы распространяли эту брошюру у себя в стране, в оккупированных и зависимых странах Азии под видом трофея, захваченного у американцев. Целью операции было внушение читателям мысли о наличии в США антивоенной оппозиции правительству.

Почти все страны, участвовавшие во Второй мировой войне, издавали также различные "пособия" для симулянтов. Любое из них начиналось с утверждений о том, что человек должен думать в первую очередь о себе, что система медицинского контроля пока еще весьма несовершенна, и что симуляция той или иной болезни является, возможно, единственным средством избежать настоящего опасного недуга - ранения на фронте. Брошюры этого вида обычно маскировали под медицинские инструкции или справочники. Они содержали подробные указания как симулировать туберкулез, дизентерию, сердечные заболевания, психические и другие болезни.

Журнал отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по своему формату и содержит значительное число фотоиллюстраций. Журналы труднее распространять и хранить, чем брошюры, поэтому они предназначаются в первую очередь для гражданского населения и военнопленных противника.

Психологическое воздействие изобразительными средствами

Воздействие изобразительными средствами - это воздействие с помощью наглядных средств, несущих сильный эмоциональный заряд. Для этого используют художественно оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схемы, специально организованные выставки, а также другие средства, например, наклейки, нашивки, сувениры с соответствующей символикой.

Воздействие изобразительными средствами обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами психологической войны.

а) Оно основывается на эффекте многократного влияния. Демонстрирующиеся в определенном месте наглядные средства воспринимает множество людей, притом многократно. Многократное восприятие одних и тех же плакатов и лозунгов облегчает запоминание и усвоение их материалов, способствует возникновению (или укреплению) определенных установок. Правда, следует помнить, что период экспонирования конкретного изобразительного средства все же должен быть ограничен по времени, так как один и тот же стимул, действующий слишком долго, становится привычным, перестает вызывать соответствующую реакцию.

б) Изобразительные средства воздействуют через зрительные рецепторы, то есть через наиболее емкий канал передачи информации в кору головного мозга. Известно, что от 40 до 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Являясь многомерным стимулом, изображение на плакате или фотографии может быть насыщено значительной по объему информацией. Оно позволяет передать человеку достаточно полное описание событий более экономным способом (в сравнении с текстом) с точки зрения законов восприятия. Кроме того, то, что мы видим своими глазами, вызывает мень ше сомнений, быстрее и легче принимается как истина. Особенно это относится к фотографии.

в) Изображение оказывает влияние как на сознание, так и на подсознание. Под его воздействием у человека возникают определенные интеллектуальные, эмоциональные и другие ассоциации. Эти ассоциации в последующем можно эффективно использовать для формирования вполне определенных убеждений и ценностных ориентаций.

Психологическое воздействие изобразительными средствами учитывает закономерности зрительного восприятия различных предметов. Отсюда два главных принципа такого воздействия:

Принцип привлечения внимания. Изобразительные средства должны непроизвольно (т.е. сами собой) привлекать внимание. Часто применяемыми приемами привлечения внимания являются: яркое цветное пятно, контрастное сочетание цветов, специальный шрифт, определенное расположение некоторых деталей (например, периодическое повторение одной из них на каком-либо фоне), крупная или цветная иллюстрация в центре плаката, стенда, фотогазеты и т.д.

Принцип возбуждения интереса. Непроизвольное внимание непродолжительно и через несколько секунд либо исчезает, либо превращается в произвольное (т.е. вполне сознательное). Произвольное внимание - следствие определенных намерений или мотивации человека, когда он хочет задержаться перед плакатом, обдумать его содержание, хорошо понять. Поэтому изобразительные средства должны возбуждать интерес, желание поглубже вникнуть в их смысл.

Важно, чтобы глубокое содержание сочеталось с остроумным способом его выражения, умело использовало лаконичный текст в дополнение к изображению. Разумеется, интерес к тем или иным изобразительным средствам во многом зависит и от их актуальности для данной группы людей.

* * *

Для осуществления целенаправленного психологического воздействия изобразительными средствами необходимо иметь правильные представления о предмете, символе, цвете.

Предмет выступает в качестве связующего элемента содержания зрительного воздействия. Для взрослых людей среднее количество предметов, привлекающих внимание, колеблется в пределах числа 7+1. Это значит, что человек может одновременно правильно идентифицировать только 7+1 экспонируемый предмет. Следовательно, в содержание единичного акта воздействия изобразительными средствами нельзя включать более 7+1 предметов.

Символ (в качестве его может выступать предмет, знак, цвет), помимо информативной, выполняет прежде всего психологическую функцию, вызывая сильные эмоциональные ассоциации, связанные с определенными образами, событиями или действиями. Они достаточно эффективно используются в психологической войне. Например, путем карикатурного, искаженного, деформированного изображения военнослужащих противника, их командования, политических лидеров.

Цвет - одно из самых сильных средств воздействия на психику человека. Цвет способен порождать как положительные, так и отрицательные ассоциации. Правильное использование цвета в изобразительных средствах требует соблюдения определенных норм. К ним относится, в первую очередь, сочетание (комбинация) цветов. Оно заключается в соответствие выбора и размещение цветов тем целям, которые мы хотим достичь. Одни сочетания цветов порождают гармоничное внутреннее со стояние человека, другие - вызывают внутреннюю напряженность и внешнюю конфликтность.

Цвет используют для того, чтобы эмоционально дополнять содержание изображения. Неправильно подобранные по отношению к содержанию цвета вызывают диссонанс, отрицательно сказывающийся на восприятии.

Воздействие изобразительными средствами обычно применяется в угрожающий период, в пограничных конфликтах, на оккупированных территориях, в условиях непосредственного соприкосновения с войсками противника - если для этого имеются соответствующие возможности. Например, при нахождении наших войск в обороне, при ведении боевых действий в населенных пунктах, при разгроме окруженных или блокированных группировок противника. Благоприятные условия для психологического воздействия изобразительными средствами имеются также в лагерях военнопленных.

В годы Первой и Второй мировых войн различные виды наглядной агитации воюющие стороны часто размещали неподалеку от переднего края позиций противника. Тогда же их нередко забрасывали с помощью воздушных шаров в его ближний и дальний тыл. Психологическое воздействие изобразительными средствами находит применение и в современных условиях. Подтверждение тому - опыт советской специальной пропаганды в Афганистане. Наглядная агитация (особенно рисунки и карикатуры) была там весьма доходчивой и действенной формой политической пропаганды. С этой целью использовали бумажные пакеты для продовольствия, поливиниловые стаканчики и спичечные коробки с многокрасочными рисунками, а также всевозможные вымпелы, настенные календари, нашивки, наклейки и другие изделия, содержавшие конкретные призывы и подтверждавшие тезисы официальной пропаганды.

Дальнейшее развитие этот опыт получил при осуществления мероприятий психологической войны во время операции "Буря в пустыне" в зоне Персидского залива, в ходе операций ООН в Сомали и Боснии, в Чечне, во время бомбардировок Югославии.

3. Особенности психологического воздействия посредством радио и телевидения

Такое воздействие осуществляется путем передачи в эфир через военные и гражданские радио- и телепередатчики специальных радио- и телепрограмм, а также путем вхождения в сети боевого управления и каналы связи противника через войсковые (корабельные) радиосредства. Данная форма психологической войны позволяет оперативно и эффективно охватывать массовые аудитории в пределах радиуса приема радио- или телевещания конкретной станции.

Характеристика радиовещания

Радиовещание в интересах психологической войны - это использование широких возможностей многочисленных радиостанций для воздействия на большие аудитории войск и населения противника. Никакое другое средство массовой информации не может сравнится с радио по широте охвата аудитории. Сейчас около 80 стран мира осуществляют радиовещание на заграницу.

В угрожающий период и в боевых условиях роль радио значительно возрастает. Это связано с обеспеченностью радиоприемной аппаратурой не только населения, но и личного состава вооруженных сил на всех театрах боевых действий. Кроме того, радио чрезвычайно широко используется как средство связи и управления в вооруженных силах всех стран мира, а в военно-морском флоте оно фактически является единственным средством связи.

Радиовещание имеет следующие достоинства:

Своеобразие восприятия информации. Речь по радио является одновременно средством эмоционального воздействия (через интонации, смысловые паузы, акцент, порядок расстановки слов, музыку, шумы) и средством интеллектуального воздействия (смысл слов).

Имитация прямого общения с людьми. В радиовещании отправитель информации и ее адресат находятся в состоянии акустического контакта, благодаря чему возникает "эффект соучастия". Он сближает их и способствует лучшему восприятия информации.

Высокая оперативность сообщения информации адресату. Затраты времени на подготовку радиограмм обычно незначительны по сравнению с временем, необходимым на подготовку печатных, изобразительных, телевизионных материалов;

Способность охватывать массовую аудиторию. Радиослушатели при этом относятся к разнообразным по социальному и национальному составу, возрасту, полу, образованию, вероисповеданию категориям людей.

Широкие возможности вешания. Радиовещание и прием можно осуществлять в любое время суток, в любую погоду, в любых условиях, в том числе в условиях интенсивного боя. Оно позволяет вести также и скрытую (замаскированную) пропаганду, ибо слушателю (даже профессиональному радисту) далеко не всегда удается определить истинного автора передачи. А действительное местонахождение радиостанции можно определить только с помощью радиопеленгаторов.

Большой диапазон жанров. Существует множество различных видов и жанров радиопередач, обусловливающих исключительную гибкость радиопропаганды.

Вместе с психологическое воздействие посредством радиовещания имеет также слабые стороны и недостатки в сравнении с другими формами психологической войны, обусловленные:

- необходимостью готовности объекта воздействия слушать передачу противника (между тем, прослушивание вражеских радиопередач в угрожающий период и военное время, как правило, сурово преследуется);

- определенными ограничениями акустического восприятия информации по сравнению с печатной продукцией (оно носит разовый характер, нельзя вернуться к сказанному ранее, невозможно уточнить непонятное слово или фразу);

- ограниченностью радиовещания строго определенной продолжительностью передач;

- необходимостью наличия у слушателя исправной приемной аппаратуры;

- возможностью глушения радиопередач и пеленгования противником радиопередающих станций в целях их подавления;

- появлением в армиях многих стран технических средств, позволяющих автоматически переводить радиоприемные устройства на запасные частоты либо переходить на засекреченные каналы связи.

Радиопропаганда осуществляется через широковещательные радиостанции, через штатные подвижные радиовещательные станции органов психологической войны, а также путем вхождения в радиосети противника.

Воздействие через широковещательные радиостанции. Радиовещание с использованием широковещательных радиостанций имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием очень мощных средневолновых и УКВ-передатчиков.

Объектами широковещательной радиопропаганды являются: население государства-противника и особенно его прифронтовой полосы; боевые подразделения вооруженных сил противника, находящиеся во вторых эшелонах, исходных районах, районах сосредоточения, на отдыхе; части связи; подразделения других родов войск (тыловые, технические, специальные и т.п.).

Необходимыми условиями для приема широковещательных передач выступают при этом знание слушателями частоты и времени вещания радиостанции, а также наличие возможности и готовности слушать ее программу.

Характер и объем вещания обычно определяются задачей, поставленной перед органами психологической войны и зависят от:

- творческих и технических возможностей ее специалистов;

- наличия необходимой информации;

- особенностей оперативной обстановки;

- времени, имеющегося на подготовку программы;

- особенностей аудитории радиослушателей.

Программы вещания представляют совокупность различных информационных и публицистических сообщений, структурно объединенных в единое целое и передаваемых в течение определенного времени определенным категориям населения (военнослужащих) противника в соответствии с поставленными целями и задачами.

Специалисты делят программы радиовещания на следующие виды:

- информационное сообщение;

- комментарий;

- интервью;

- репортаж.

Информационное сообщение - это оперативная информация о важном событии, факте или явлении, представляющая интерес для большинства тех слушателей противника, на которых ведется вещание. Информационное сообщение должно ответить на вопросы: что произошло, где, когда, кто действовал, как, почему, каковы последствия случившегося. Специалисты считают, что продолжительность каждого информационного сообщения не должна составлять более 1-й минуты. Сообщения можно передавать в эфир в виде тематической подборки, например: "Последние известия", "Положение на фронте" и т.д.

Комментарий - это одно суждение (или несколько разных суждений) специалистов, раскрывающие суть проблемы. В комментарии они высказывают свои мнения, сообразуясь с тем, что считают важным донести до слушателей и что соответствует целям психологического воздействия. Комментарии могут быть событийными и проблемными. Событийный комментарий служит для оценки тех или иных событий, в то время как проблемный призван рассматривать важный для слушателей вопрос, исследовать широкую панораму событий, действий правительства или командования противника, глубоко анализировать факты. Продолжительность комментария обычно составляет 4-6 минут.

Интервью включает в себя два основных элемента: вопросы, которые задает корреспондент компетентному лицу, и ответы последнего на поставленные вопросы. В хорошем интервью ведущий задает интервьюируемому такие вопросы, которые предположительно хотел бы поставить слушатель и на которые он хотел бы получить четкие ответы, если бы оказался на месте ведущего. Продолжительность интервью обычно не превышает 5 минут.

Репортаж - это рассказ о происходящем событии в момент его свершения, показ происходящего звуковыми выразительными средствами. Главная цель репортажа заключается в достижении "эффекта присутствия", вызывающего у слушателя чувство сопереживания и обладающего поэтому особой силой эмоционального воздействия. Репортаж длится в среднем около 5 минут. Он использует три основных выразительных средства: звучащее слово, шумы, музыку. Первые два - слово и шумы - он использует обязательно.

Удачно использованные шумы делают передачу ярче. Они помогают наиболее точно передать атмосферу описываемого события, зрительно представить все то, о чем рассказывается. Подчас введение в передачу шумов избавляет от длинных описаний, экономит время. Шумы выполняют роль информационных и эмоциональных сигналов, придают передаче элемент достоверности, служат для нее звуковым фоном, являются в целом элементом ее монтажа.

Музыка - важное выразительное средство в любой радиопередаче. Сочетаясь с текстом, она усиливает те или иные эмоциональные стороны передачи, создает наиболее благоприятные предпосылки для восприятия. В радиопрограмме музыка чаще всего используется как иллюстрация, или как фон сообщения. Музыкальное произведение (либо его часть) служит фоном для всей передачи, при этом оно должно совпадать с темой передачи. Музыка может дополнительно характеризовать героя передачи, то есть в этом случае она созвучна его образу. Наконец, музыка в радиопередаче может быть средством характеристики конкретных (лирических, героических, драматических) ситуаций. Например, в Чечне радиостанции боевиков в своих передачах транслировали современные эстрадные мелодии для воздействия на ностальгические чувства солдат федеральных войск.

Кроме того, специалисты психологической войны рекомендуют использовать такие виды передач, как очерк, политический фельетон, беседа, обзор писем, трансляция митингов и собраний, чтение списков военнопленных.

Подготовка всякой радиопрограммы - процесс творческий, однако она всегда должна состоять из трех основных элементов - вступления, основной части и заключения.

Вступление обычно включает в себя позывные радиостанции, указание ее названия и принадлежности, рабочей частоты, обращение к слушателям (наименование адресата вещания), иногда - сведения о ведущих программу.

Основная часть - это совокупность входящих в радиопрограмму различных жанров. Они несут главную информационную нагрузку и отражают основную идею программы. Первым по порядку, притом весьма важным элементом основной части программы является сводка новостей. Вслед за выпуском новостей идут остальные компоненты основной части - комментарии, интервью, репортажи, беседы, обзоры писем и т.п.

Заключение является завершающим структурным элементом радиопрограммы. Оно содержит обращение к слушателям, упоминание о предыдущих передачах, информацию о содержании последующих передач, название радиостанции, время и частоты ее выхода в эфир, пожелания, слова прощания. Общая продолжительность звучания программы может быть различной, но не превышать 30 минут.

Вещание путем вхождения в боевые радиосети противника. Вхождение в боевые радиосети противника - это такой вид радиопропаганды, для которого используют войсковые радиостанции (стационарные и установленные на боевой технике). Наличие в современных войсках значительного количества радиосетей позволяет охватить психологическим воздействием большое число военнослужащих противника, особенно в звене "взвод - рота - батальон".

Радиовещание путем вхождения в каналы управления и связи противника является одним из наиболее эффективных способов ведения психологической войны. Опыт, накопленный ее специалистами, свидетельствует, что он лучше всего применим тогда, когда военнослужащие противника испытывают дефицит информации, находятся в окружении или в условиях длительной изоляции от своих войск. Очень важно при этом, чтобы солдаты и офицеры противника о событиях на фронте и в тылу впервые узнавали из радиограмм, получаемых ими таким образом. Это в значительной степени повышает их интерес к осуществляемой радиопропаганде.

Эффективность вещания путем вхождения в боевые радиосети противника в значительной степени зависит также от мероприятий противника по защите своих радиосредств.

Для ведения радиопропаганды путем вхождения в боевые радиосети противника обычно используют следующие способы:

1. Передачу сообщений на рабочих частотах противника без вызова корреспондентов. Один и тот же текст передают через равные промежутки времени на одной и той же частоте или повторяют непрерывно со сменой рабочей частоты вещания в определенной последовательности.

Передача сообщений без вызова корреспондентов дает больший эффект тогда, когда в результате длительного наблюдения за радиосетью противника установлено, что кто-либо из корреспондентов прекращает вызов других станций и переходит на прием. В этом случае не нужно представляться, а следует сразу начинать передачу текста сообщения (радиограммы).

2. Радиотелефонный обмен с отдельными корреспондентами радиосетей противника. Осуществление его осложнено тем, что радисты противника, зная о наблюдении контрразведки за их деятельностью, боятся выходить на связь с посторонней радиостанцией. Поэтому для того, чтобы убедиться в приеме радиограммы радистом противника, от него обычно не требуют словесного подтверждения. Вместо этого, пользуясь неофициальным переговорным жаргоном, его просят подтвердить получение информации нажатием тангенты приемного устройства.

3. Циркулярный вызов всех радиостанций той или иной радиосети противника. Данный способ является одним из наиболее эффективных. Его применяют в точно подобранное время. Так, часто головная радиостанция противника дает указание подчиненным быть на приеме и ждать информацию, а сама может на время отключиться. Как раз в этот момент и осуществляют вхождение в сеть противника и передают ему радиограммы, которые могут быть как открытого, так и скрытого характера.

В вещании путем вхождения в боевые радиосети противника различают радиотелефонные сообщения и радиограммы.

Радиотелефонное сообщение - это короткая передача информационного характера, построенная на конкретном фактическом материале, отличающаяся высокой степенью информативности и оперативностью. Цели ее могут быть разными: доведение до солдат противника информации об истинном положении на том или ином участке фронта; предупреждение о готовящемся авианалете, о радиационной или химической обстановке; убеждение в бессмысленности сопротивления; призыв к сдаче в плен и т.д.

Время звучания радиотелефонного сообщения в эфире обычно не превышает 2 минуты. Для него характерны привлекающее внимание начало, быстрый переход к изложению содержания, предельная краткость, простота синтаксических конструкций, информационный официальный стиль, ускоренный темп речи.

Радиограммы - это предельно короткие передачи продолжительностью звучания при среднем темпе речи до 1 минуты. Их структура должна быть близкой к формам радиограмм, передаваемых противником. Они обычно содержат краткую оперативную информацию о положении дел на каком-либо участке фронта или призывы. Радиограммы конкретны, ультимативны, отличаются телеграфным стилем изложения. Для них характерно отсутствие глаголов-связок, предлогов, других вспомо гательных частей речи, использование усеченных конструкций, солдатской лексики противника.

Своеобразие психологического воздействия с помощью телевещания

Телевидение (ТВ) - одна из наиболее эффективных форм психологической войны. Уже сейчас большинство семей в развитых странах Запада и Востока владеют более чем одним телевизором. Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением цифрового ТВ, соединения ТВ с компьютерными сетями Интернет.

Психологическое воздействие с помощью телевещания обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими формами ведения психологической войны.

Во-первых, ТВ влияет на формирование общественного мнения так, как никакое иное средство информации. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям, происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость подаваемого ему материала ("лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"). Сила этого эффекта настолько велика, что ТВ способно вводить зрителя в заблуждение даже во время прямого репортажа. Примером могут служить телерепортажи, транслировавшиеся с мест боевых действий в районе Персидском заливе в 1991 г.

Во-вторых, с помощью ТВ можно показать конкретные эпизоды боевых действий, фотодокументы, пропагандирующие мощь и превосходство своего оружия или демонстрирующие зверства противника. Аналогично может быть сделан видеообзор международных событий, передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника, показаны художественные и документальные кино- и телефильмы и т.п.

В-третьих, телевидение позволяет передавать факсимильным способом различные печатные издания, в том числе листовки, в другие страны мира. Для этого телевизор оборудуют специальной приставкой, из которой выходит лента с отпечатанной на ней информацией, переданной на волнах телевизионного диапазона. В США и Японии уже разработаны приставки, способные печатать информацию не на ленте, а прямо на газетном листе бумаги с двух сторон, причем на эту операцию уходит буквально несколько десятков секунд.

В-четвертых, в случае невозможности прямой передачи на телевизионные приемники (или ретрансляции передач) население и военнопленные могут смотреть их записи с помощью видеомагнитофонов.

Вместе с тем телевещание имеет и слабые стороны:

- для осуществления телевизионный пропаганды необходимо иметь телевизионные передающие (или преобразующие) устройства, равнозначные по частоте кадров, способу формирования сигнала системам ТВ страны - объекта телепропаганды;

- несмотря на всю распространенность ТВ в современном мире, в военное время оно является каналом воздействия в основном на глубокий тыл противника, а также на военнопленных. Иногда можно воздействовать на личный состав его кораблей, находящихся в открытом море. Телепропаганда на личный состав, непосредственно участвующий в боевых действиях, практически невозможна;

- телевизионное вещание в гораздо большей мере, чем радио, подвержено влиянию радиоэлектронных помех, которые легко создаются противником;

- процесс создания пропагандистских ТВ-передач в творческом и техническом отношениях намного сложнее, чем подготовка аналогичных по цели радиопередач.

Самым благоприятным объектом психологического воздействия через ТВ является гражданское население. Современный человек настолько привык получать инфор мацию из телевизора, что не сможет обойтись без этого и в военное время. Изъять у населения телеприемники на период войны (особенно с учетом малогабаритных транзисторных телевизоров), вряд ли возможно в большинстве государств. Кроме того, военно-политическому руководству противника самому необходимо телевидение как мощное и эффективное средство воздействия на собственный народ.

Несмотря на то, что любой телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно идеологизирован и запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что ТВ по самой своей природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать независимые выводы. Разумеется, подобное мнение является колоссальным заблуждением.

В угрожающий период и во время войны много места в телевещании занимают передачи на третьи страны. Конфликтующие государства, обращаясь к их руководству и населению, стремятся тем самым создать благоприятные международные условия для успешного достижения своих военных и политических целей. Например, приобрести новых союзников.

Специалисты психологической войны в мирное время используют в своих интересах существующие государственные и коммерческие ТВ-станции. Во время войны вещание на население прифронтовой полосы и на войска противника могут осуществлять передвижные военные телецентры. Для телевещания на население оккупированных районов обычно используют местные телецентры.

Продолжение следует...

Ближайшие открытые семинары и тренинги А. Деревицкого:


Байкальский Центр Тренинга организует тренинги и семинары А.Деревицкого в Иркутске:

4-5 октября 2002 г.

"Манипулятивный тренинг" - для тех, в чьих переговорах сильный прессинг является нормой.

6-7 октября 2002 г.

"Система улучшения продаж" - креативный семинар для руководителей отделов продаж, менеджеров по продажам и всех, кто непосредственно занимается торговлей.

Заявки принимаются по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, подъед 8, офис 2, тел. (3952) 27-17-04, пейджер 168-938 тел. диспетчера 34-21-52/200-855, e-mail: bct@angara.ru
Здесь же можно заказать корпоративный семинар А.Деревицкого.

Москва 9-10 октября

"Система улучшения продаж".
Организатор "Учебный центр SRC", тел. (095) 255-54-37, e-mail: src@src.com.ru.

Copyright © 2001-2002
"Боевые говоруны"

Публикация материалов сайта разрешается только в случае указания на страницу как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса веб-сайта.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное