ДЕВЯТИ-ЭКРАННАЯ СХЕМА СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Г. С. АЛЬТШУЛЛЕРА
Традиционное мышление, имея перед собой некий объект, задачу, проблему и т.п., видит все это как цельный застывший объект. Сильное мышление предполагает понимание того, что системы существуют не сами по себе, а каждая из них является составной частью надсистемы и содержит в себе ряд подсистем; системы, надсистемы и подсистемы развиваются, имеют прошлое, настоящее и будущее. Схема экранного мышления выделяет существенные элементы систем и их связи в развитии, позволяет быстро и эффективно прояснять
самую запутанную ситуацию и прогнозировать развитие событий.
Ее суть: системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в надсистему, являясь одной из ее частей, и взаимодействует с другими ее частями. Сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей - подсистем. Первый признак талантливого мышления - умение переходить от системы к надсистеме и подсистемам. Для этого должны работать три системных экрана:
НС
С
ПС
С
ПС
ПС
Надсистема (НС)
Система (С)
Подсистема (ПС)
Иными словами, когда речь идет о дереве (системе), надо видеть лес (надсистему) и отдельные части дерева (корни, ствол, ветки, листья - подсистемы).
Кроме этого, на каждом этапе необходимо представлять линию развития: прошлое, настоящее и будущее. Тогда экранная схема сильного мышления выглядит следующим образом:
Прошлое
Настоящее
Будущее
Надсистема
---
---
|
|
|
Система
---
---
|
|
|
Подсистема
---
---
Алгоритм построения экранной схемы
1. Определиться с ситуацией как с системой.
2. В зависимости от целей (цели) определить подсистемы и надсистемы.
3. Определить прошлое системы, подсистем и надсистем.
4. На базе знания "прошлое - настоящее" определить будущее системы, подсистем и надсистем.
Примечания.
1) Схема экранного мышления является сутью системного анализа. Однако, необходимо помнить: сама по себе она не дает механизмов самодвижения систем.
2) Эффективность схемы экранного мышления можно резко повысить, добавив к каждому из экранов его антисистему.
Пример.
1. Система: дерево.
Цель: рассмотреть дерево как часть природы.
2. Определяем подсистемы и надсистемы дерева, как части природы.
Подсистемы: ствол, ветки, плоды.
Надсистемы: лес, растительность, биосфера.
3. Определяем прошлое дерева и его подсистем и надсистем
4. Определяем будущее дерева и его подсистем и надсистем
|
биосфера
|
поляна
---
молодняк
---
лес
---
вырубка
---
болото
---
поляна
|
семечко
---
саженец
---
дерево
---
пень
---
гниль
---
гумус
|
зародыш
---
росток
---
ствол
---
бревно
---
доска
---
изделие
|
почка
---
отросток
---
ветка
---
хворост
---
зола
---
гумус
|
цветок
---
завязь
---
плод
---
продукт питания
---
|
Особенности построения экранной схемы
1) Система может иметь множество подсистем и надсистем.
Подсистемы - это, как правило, составные части системы, т.е. элементы, из которых состоит система. Например:
система
подсистемы
гвоздь:
форма, размер, тело гвоздя, шляпка;
светофор:
способ подачи сигнала, корпус, механизм, опора;
книга:
обложка, листы, переплет, текст;
бег:
движения тела; обменные процессы; ощущения, возникающие у человека.
Надсистему удобно определять, задаваясь вопросом: "частью чего является сама система?"
Например:
система
надсистемы
гвоздь:
изделие, в которое входит гвоздь; различные способы крепления; ремонтный набор
светофор:
система регулировки движения; перекресток; участок по сборке светофоров;
книга:
библиотека; собрание сочинений; издательство;
бег:
стадион; утренняя зарядка; тренировка; способы движения.
Какую именно систему рассматривать, определяем исходя из конкретной цели (пункт 2 алгоритма построения экранной схемы) и конкретной ситуации.
2) Ось времени (прошлое - будущее) можно рассматривать с различных точек зрения.
Например, с точки зрения жизни отдельной конкретно взятой системы: конкретный гвоздь от того момента, как он был металлом ("рождение") до ржавления ("гибели") и превращения в утиль:
руда
---
металл
---
гвоздь
металлический
---
ржавчина
---
земля
Или, с точки зрения развития способов крепления:
увязка веревкой
или жгутом
---
гвоздь
деревянный
---
гвоздь
металлический
---
другой способ
крепления
Какую именно временную ось выбрать, решаем исходя из конкретной цели.
3) Таким образом, при построении экранной схемы необходимо исходить из конкретной цели и рассматривать конкретную систему с конкретной точки зрения.
4) Смысл построения экранной схемы, ее цель в том, чтобы рассмотреть, увидеть систему со всех сторон: ее возможное прошлое, настоящее, будущее, надсистемы и подсистемы, а также надсистемы и подсистемы для прошлого и будущего.
5) При построении экранной схемы цель не может формулироваться, например, как "получить прибор для определения времени" или "создать структуру".
Цель построения экранной схемы для бытовых механических часов может быть такой:
- рассмотреть бытовые механические часы как предмет интерьера комнаты;
- как подарок любимого человека;
- как продукт производства часового завода;
- как предмет починки часового мастера и т.п.
По каждому из приведенных вариантов можно построить свою экранную схему. В зависимости от цели будут выделены соответствующие подсистемы и надсистемы, определено прошлое и будущее.
На этом мне хотелось бы закончить этот выпуск.
Желаю
Вам удачи и хорошего
настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на
почтовый ящик. С удовольствием отвечу!
С уважением, Елисеева
Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.