Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс.


Доброго времени суток, друзья!


ДЕВЯТИ-ЭКРАННАЯ СХЕМА СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Г. С. АЛЬТШУЛЛЕРА

Традиционное мышление, имея перед собой некий объект, задачу, проблему и т.п., видит все это как цельный застывший объект. Сильное мышление предполагает понимание того, что системы существуют не сами по себе, а каждая из них является составной частью надсистемы и содержит в себе ряд подсистем; системы, надсистемы и подсистемы развиваются, имеют прошлое, настоящее и будущее. Схема экранного мышления выделяет существенные элементы систем и их связи в развитии, позволяет быстро и эффективно прояснять самую запутанную ситуацию и прогнозировать развитие событий.

Ее суть: системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в надсистему, являясь одной из ее частей, и взаимодействует с другими ее частями. Сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей - подсистем. Первый признак талантливого мышления - умение переходить от системы к надсистеме и подсистемам. Для этого должны работать три системных экрана:

НС


С

ПС

 

С


ПС

ПС

Надсистема (НС)

Система (С)

Подсистема (ПС)

Иными словами, когда речь идет о дереве (системе), надо видеть лес (надсистему) и отдельные части дерева (корни, ствол, ветки, листья - подсистемы).
Кроме этого, на каждом этапе необходимо представлять линию развития: прошлое, настоящее и будущее. Тогда экранная схема сильного мышления выглядит следующим образом:

 

Прошлое

 

Настоящее

 

Будущее

Надсистема

 

---

 

---

 

 

|

 

|

 

|

Система

 

---

 

---

 

 

|

 

|

 

|

Подсистема

 

---

 

---

 

Алгоритм построения экранной схемы
1. Определиться с ситуацией как с системой.
2. В зависимости от целей (цели) определить подсистемы и надсистемы.
3. Определить прошлое системы, подсистем и надсистем.
4. На базе знания "прошлое - настоящее" определить будущее системы, подсистем и надсистем.

Примечания.
1) Схема экранного мышления является сутью системного анализа. Однако, необходимо помнить: сама по себе она не дает механизмов самодвижения систем.
2) Эффективность схемы экранного мышления можно резко повысить, добавив к каждому из экранов его антисистему.

Пример.
1. Система: дерево.
Цель: рассмотреть дерево как часть природы.
2. Определяем подсистемы и надсистемы дерева, как части природы.
Подсистемы: ствол, ветки, плоды.
Надсистемы: лес, растительность, биосфера.
3. Определяем прошлое дерева и его подсистем и надсистем
4. Определяем будущее дерева и его подсистем и надсистем

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

биосфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

поляна

---

молодняк

---

лес

---

вырубка

---

болото

---

поляна

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

семечко

---

саженец

---

дерево

---

пень

---

гниль

---

гумус

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

зародыш

---

росток

---

ствол

---

бревно

---

доска

---

изделие

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

почка

---

отросток

---

ветка

---

хворост

---

зола

---

гумус

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

цветок

---

завязь

---

плод

---

продукт питания

---

 

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

Особенности построения экранной схемы
1) Система может иметь множество подсистем и надсистем.
Подсистемы - это, как правило, составные части системы, т.е. элементы, из которых состоит система. Например:

система

подсистемы

гвоздь:

форма, размер, тело гвоздя, шляпка;

светофор:

способ подачи сигнала, корпус, механизм, опора;

книга:

обложка, листы, переплет, текст;

бег:

движения тела; обменные процессы; ощущения, возникающие у человека.

Надсистему удобно определять, задаваясь вопросом: "частью чего является сама система?"
Например:

система

надсистемы

гвоздь:

изделие, в которое входит гвоздь; различные способы крепления; ремонтный набор

светофор:

система регулировки движения; перекресток; участок по сборке светофоров;

книга:

библиотека; собрание сочинений; издательство;

бег:

стадион; утренняя зарядка; тренировка; способы движения.

Какую именно систему рассматривать, определяем исходя из конкретной цели (пункт 2 алгоритма построения экранной схемы) и конкретной ситуации.
2) Ось времени (прошлое - будущее) можно рассматривать с различных точек зрения.
Например, с точки зрения жизни отдельной конкретно взятой системы: конкретный гвоздь от того момента, как он был металлом ("рождение") до ржавления ("гибели") и превращения в утиль:

руда

---

металл

---

гвоздь
металлический

---

ржавчина

---

земля

Или, с точки зрения развития способов крепления:

увязка веревкой
или жгутом

---

гвоздь
деревянный

---

гвоздь
металлический

---

другой способ
крепления

Какую именно временную ось выбрать, решаем исходя из конкретной цели.
3) Таким образом, при построении экранной схемы необходимо исходить из конкретной цели и рассматривать конкретную систему с конкретной точки зрения.
4) Смысл построения экранной схемы, ее цель в том, чтобы рассмотреть, увидеть систему со всех сторон: ее возможное прошлое, настоящее, будущее, надсистемы и подсистемы, а также надсистемы и подсистемы для прошлого и будущего.
5) При построении экранной схемы цель не может формулироваться, например, как "получить прибор для определения времени" или "создать структуру".

Цель построения экранной схемы для бытовых механических часов может быть такой:
- рассмотреть бытовые механические часы как предмет интерьера комнаты;
- как подарок любимого человека;
- как продукт производства часового завода;
- как предмет починки часового мастера и т.п.

По каждому из приведенных вариантов можно построить свою экранную схему. В зависимости от цели будут выделены соответствующие подсистемы и надсистемы, определено прошлое и будущее.

На этом мне хотелось бы закончить этот выпуск. Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.

Персональный сайт Елисеевой Евгении http://www.eliseeva.com.ua/

Электронная библиотека "NLP-BOOK" - около 1500 книг по НЛП, психологии, коучингу, тренингу, психотерапии и др. - http://www.lib.eliseeva.com.ua/


В избранное