Самый большой недуг
отечественного менеджмента – скупость!!! Ибо скупость – это проявление
самодурства. Только не подумайте, что речь пойдет о материальных
вознаграждениях сотрудников (хотя и об этом тоже). Скупость по своей природе
убивает КОМАНДУ, но обо всем по порядку.
Моя приятельница – высококлассный юрист, поэтому
документы, которые она составляет, требуют от нее сосредоточенности, творчества
и внимательности. Так вот, недавно ей поставили довольно сложную задачу в максимально
короткие сроки. Она, как очень ответственный человек и настоящий профессионал,
понимала, что времени дано «совсем ничего» для такой задачи. Она исключила даже
обеденное время из своего режима дня в течение 4 дней, и в результате – создала
необходимые документы, учтя все правовые тонкости. Я как всегда, гордилась моей
подругой и поспешила узнать, как оценил ее работу руководитель. На что получила
примерно такой ответ: «Можно сказать, что он меня даже похвалил. Мне не
терпелось узнать, справилась ли я с заданием, потому через пару дней я спросила
о своей работе. На что узнала, что договор был плохо отформатирован. А ведь –
это мелочь, значит, я справилась:)». Улыбка в этом месте была с грустью и
сарказмом. Такого ранга специалисты, которые руководили отделами в других
организациях, все понимают в управлении и мотивации, смотрят на такие ситуации
сквозь пальцы. Так как понимают, каких знаний не хватает руководителю, однако
не их миссия учит. Вот и повторяются такие ситуации, формируя политику управления
и внутреннею мотивацию сотрудников.
В моей практике доминирует другая
ситуация. Провожу я акцию, мероприятие. Все проходит хорошо. Я вижу, что все
довольны, да и результаты не заставляют себя долго ждать. Руководитель
(заказчик или работодатель, не имеет значения) не во время мероприятия ни после
него никак не комментирует мою работу. Раньше в таком подвешенном состоянии мне
оставалось только догадываться, чего же я заслужу наказания или похвалы. Теперь
я уже знаю, что стоит выждать несколько дней или недель и до меня дойдут слухи
о том, что по поводу моей работы думает руководство (а думало оно пока только
позитивно:). А иногда и по-другому необходимо поступить: на встрече с
руководством спросить об их мнении напрямую. Практически вытянуть из них признание!
Странная штука: задача выполнена, выполнена хорошо, а все делают вид, будто
ничего и не было – ни критики тебе, ни благодарности!
Один топ-менеджер мне сказал: «Я
говорю своим сотрудникам только то, что они делают плохо. Остальное – я просто
принимаю, ведь так и должно быть». Вот и еще одна производная из скупости: мне
все должны за хорошую работу, зарплату, возможность самореализации и т.д.
Может эта логика имеет свой резон, однако обратите внимание на выделенное
словосочетание!
Работа, особенно в КОМАНДЕ – это
взаимообмен, сотрудничество, творчество для единой цели. О какой задолженности
может идти речь? Как хорошую, отличную работу можно воспринимать как должное?
Топ-менеджеры, которых я
критикую, бросают в свою защиту один аргумент: «Если бы на меня работали
безвозмездно, я бы благодарил за любую работу, иначе –заработная плата и есть моя благодарность;
пока я плачу – меня все устраивает». Вот пока Вы так будете думать, вот также и
будут работать на Вас. Если Вы относитесь к сотрудникам с чувством их
обязанности Вам, то и у них (по законам психологии или природы) родиться мысль
о том, что Вы им должны. Из этого созревают крупные плоды перманентного
недовольства, требования увеличения оплаты (не адекватные требования), полная
демотивация и обособленность коллектива, где каждый«сам по себе».
Конечно, не за всю работу и не
каждый раз нужно хвалить. Мудрый руководитель знает, что нужные слова никогда
не «разбалуют» сотрудника, не расслабят его, а только – придадут уверенности и
энтузиазма.
Для каждого в коллективе есть
свой придел. Кому-то легко проводить переговоры, кому-то творить в тише и
покое… Если вам удается разделить функциональные обязанности согласно
индивидуальным наклонностям человека – задача облегчается. Вам остается время
от времени хвалить за удачно отработанный квартал, особенно успешные моменты,
полезные инновационные идеи и т.д. Если же специфика работы такова, что многим
сотрудникам приходиться делать одинаковый ряд задач, но какие-то из них
получаются лучше у одних, а что-то лучше выходит у других. То вам, как
руководителю такой команды, придется потрудиться:
проанализировать
к каким задачам, у какого сотрудника есть личные задатки и предпочтения (без
знания или желания узнать личные особенности каждого, за эксперимент лучше не
браться);
понаблюдать
сколько усилий у каждого из сотрудников уходит на одни и те же задачи:
попросить
каждого из сотрудников обменяться опытом с коллегами по тем участка работы,
которые наиболее удачно получаютсяу
него самого;
поощряйте
работу сотрудников на тех участках процесса, который наиболее тяжело им дается.
По результатам эксперимента перед
Вами откроется интересная картина. Вы узнаете:
о талантах, потенциале и навыках каждого сотрудника;
о желание каждого преодолевать трудности, «азарт в настойчивости»;
об умении работать над собой;
об умении работать в команде.
А все это – ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ, неправда ли?
А теперь вернемся к похвале,
вернее к ее дозам.
Сотрудникам, которые наиболее
легко справились с поставленными задачами, лучшей похвалой будет – постановка
задачи более высокого уровня (если этот человек готов к ответственности).
Проявление доверия такого рода и есть востребованная для мотивации «норма
похвалы».
Те члены команды, которые не все
делают одинакового легко, но проявляют в достижении цели максимум старания и
терпения – следует поддержать в их деятельности. Подчеркнуть, что Вы непременно
заметили хорошо отработанные задачи и не так хорошо отработанные. Но Вы цените
его за настойчивость и верите, что у него все получиться. Поддержка моральная
или закрепление за ним другого, более успешного сотрудника, еще не все. На
таком этапе человек очень нуждается в поддержке, но и переборщить нельзя, так
как старания могут и не принести результата. Поэтому в дальнейшем стоит не в
общем хвалить сотрудника, а только за те конкретные вещи, которые получились
лучше, чем ранее.
Не забудьте учесть и тот факт,
что каждый человек приложит разные усилия для одного и того же. Поэтому
избегайте уравниловки в словах, дайте знать сотрудникам, что Вы все это видите
и по-разному цените их старания. Но не забывайте пользоваться «формулой
адекватности» (это я ее придумала:), соизмеряя затраченные усилия и полученный
результат. На основе этого формируйте свою дозу «похвалы».
Хотелось бы еще дать один совет.
В команде людей лучше вычитывать глобально, абстрактно, а хвалить -четко за результаты, конкретные действия.
Абстрактная или общая похвала нужна в двух случаях:
сотруднику-приверженцу, который зачастую является
перфекционистом, или просто настолько творческой и ответственной личностью, что
за работой всегда приятно и спокойно наблюдать;
вспомните к\ф. «Служебный роман», когда к рядовой работнице
Ольге в сложный для ее души период, подошла руководитель и сказала: «Мне
нравиться, как Вы работаете, да, я давно за Вами наблюдаю». Любому человеку
свойственно переживать тяжелые периоды жизни: новая должность и новый
коллектив; семейные трагедии; личные переживания. И если Вам дорог сотрудник и
человек, дайте ему небольшую поддержку. В такие периоды сотрудник оценит каждое
Ваше слово, и может именно Ваше слово станет той «спасительной соломинкой» для
преодоления трудностей.
Конечно, мы не говорили о
материальной скупости. Например, умиляют меня ситуации, когда сотрудник принес
фирме 20 млн. сделку, а в качестве премии получил – 1000. Или еще один
интересный прецедент: в офисе рассказывают о комфортности и прекрасных условий
работы, а там даже нет кулера с питьевой водой (при том, что об этом
неоднократно просили). Много можно говорить и критиковать – это не цель нашей
рассылки. Мы будем говорить только о мудром менеджменте, где главный закон –
это ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Он действует в обоих направлениях: руководитель –
сотрудник и наоборот.
На завершение вернемся к мысли
высказанной в начале статьи: ни кто никому ничего НЕ ОБЯЗАН. И как повышение
зарплаты возвращается лояльностью и энтузиазмом (хотя бы временным) Ваших
сотрудников, так и четко адресованное слово похвалы – это шаг для обмена. И
очень часто монетой обмена служит желание сотрудника оправдать Ваше доверие. Так
что правду в народе говорят, что скупой платит дважды, а щедрый человек
получает то, на что рассчитывал. А Вы с этим согласны?
Кстати, на моем блоге появилось много полезного для
руководителей команды. Например, к каким последствиям нужно быть готовым после
тренинга, почему отказываться от руководящих должностей, каким должен быть
человек команды. Надеюсь, Вам будет над чем подумать и что принять к сведенью в
ежедневной деятельности.