"Пустая сумка не может держать форму" или
рассуждения на тему самого главного мотива в работе…
Стоит ли повышать сотруднику зарплату , чтобы только лишь удержать его на месте? Насколько повышение зарплаты гарантирует отсутствие "утечки" кадров? Действительно ли, что высокая зарплата является гарантией высокоэффективной работы сотрудников? На эти и другие вопросы, мы попытаемся ответить в серии статей на тему "Зарплаты"… Оставайтесь с нами, и Вы узнаете, о чем говорят и думают как сотрудники, так и руководители. И почему так часто возникает недопонимание и недовольство друг другом…
Мы много рассуждаем об эффективности труда сотрудников, их мотивации и стимулировании. В прессе достаточно часто встречаются рассуждения о том, что это на Западе можно стимулировать сотрудника какими-то льготами и внутри корпоративными "причудами", а у нас, мол, в России, где каждая копейка на счету, единственный стимул- зарплата, и заставить работника трудиться эффективно можно лишь повысив ему зарплату. Так рассуждают многие, и я убеждена, что даже если кто-то и скажет, что думает не так, увы - это будет неправдой…
Да, естественно, уровень заработной платы сотрудника очень значимый фактор, и никто это не отрицает. В народе не зря говорят : "Пустая сумка не может держать форму"….Да это действительно так, да, фактор- значим, но не настолько, чтобы заставить трудиться сотрудника на все 100% …Не всегда повышение оплаты труда сотрудника ведет к повышению результативности работы.
И более того, действительность, увы, такова, что даже высокий уровень оплаты труда не гарантирует 100% выполнения качества работы.
В качестве примера приведу довольно распространенные "мысли в слух" сотрудников:
"Я работаю не покладая рук, а меня не ценят..."
"Я делаю даже больше, чем Сидоров, а зарплата выше у него..."
"Чего стараться, все равно не оценят..."
"Как не старайся, все равно не так..."
"Сегодня в фаворитах Иванов…, все равно старания не заметят..."
"Да за такие деньги дома сидеть надо. Пусть скажут спасибо, что я еще на работу хожу и на телефон отвечаю..."
Если Вы все еще наивно полагаете что, повысив сотруднику заработную плату до желаемого ему уровня, вы получите то, что ожидаете - глубоко заблуждаетесь… Пройдет какое-то время, и сотруднику опять станет мало, не зря говорят: " Аппетит приходит во время еды..".. Повышается самооценка, появляются амбиции и т.п.
Поэтому, вполне логично, что у работодателя тоже возникают определенные " мысли вслух" на тему заработной платы сотрудников:
"Сколько не плати, все равно работать не хотят..."
"Сколько волка не корми , а он все в лес смотрит..."
"Что "дорогой" сотрудник, что "дешевый", а результат один…"
"Метлой всех гнать надо…"
"Берешь неопытного, учишь его, а он через год уходит к конкурентам, так спрашивается , зачем учили??"
Бытует довольно распространенное мнение, что вся проблема заключается в нежелании работодателя достойно оплачивать труд сотрудника. Да, бывают исключения. На это могут быть действительно объективные причины. Но об этом - чуть ниже. Сейчас мы говорим о работодателе, который заботится о благосостоянии собственной компании, а значит, он заинтересован, чтобы у него работали высоко квалифицированные сотрудники. И поверьте, он готов достойно оплачивать действительно высококачественную работу, но при этом не стоит забывать, что работодатель не благотворительная организация и он не может платить сотруднику только лишь за то, что тот приходит в офис к 9.30 каждый день пять раз в неделю…. Есть планы работ, сроки, качество выполнения, ну и наконец, предполагаемые результаты. Конечно же, скажете вы, может быть тысяча причин, которые помешали сотруднику выполнить задание в сроки
с нужным качеством, и вообще, ожидаемый результат был изначально завышен… все может быть.. Но это лишь оправдания!
Если действительно есть объективные причины, то они должны доводиться до сведения руководства своевременно, а не в день и час, когда от сотрудника ждут результата...
Почему -то принято считать , что именно руководитель виноват в том, что его сотрудники не получают достойную зарплату. Так-то это так, да не совсем…
Иногда, просто состояние дел в компании не позволяет платить сотрудникам более достойную зарплату.
В некоторых случаях, критерии результативности насколько размыты, что руководителю просто не возможно или не хватает времени, чтобы оценить результат работы сотрудника.
Часто бывает так, что руководитель просто не "видит", не понимает, почему он должен повысить сотруднику зарплату.
А сотрудник, в свою очередь, не может и не хочет ( или просто боится) поговорить об этом откровенно
На прямой вопрос руководителя "почему" сотрудники обычно замолкают, уходят от обсуждения этой темы в открытую, усиленно начинают шептаться в "курилке" и при этом все силы бросают на размещение своего резюме на сайтах по трудоустройству. Одна компания все же попыталась решить эту проблему и пошла на эксперимент. Сотрудникам, которые просили повышения заработной платы предложили заполнить форму, в которой предлагалось ответь на вопрос, почему сотрудник считает , что ему должны повысить заработную плату и что после повышения изменится в его работе…
И что вы думаете… только единицы довели дело до конца…
Однозначно можно сказать, что те, кого не устраивает зарплата или условия работы, просто уходят. Остаются те, кого устраивают условия труда. А значит, они принимают существующие правила.
Часто бывает, что стоит руководителю за выплачиваемую сотруднику зарплату еще потребовать соблюдения сроков, качества и результатов работы - пишите все пропало… сотрудника как ветром сдует, и никакие ваши высокие зарплаты его не удержат.. Поверьте, что есть реальные примеры из практики, когда высокооплачиваемый сотрудник после "ужесточения" требований к работе ( нормирование, еженедельный отчет о проделанной работе и т.п.) или введения новых моделей оплаты труда просто сбегал…
Оказывается ,на самом деле проблема состоит не в том, что работодатель не хочет платить достойно, а в том, что не каждый сотрудник готов включаться в новые схемы оплаты труда и новые схемы работы. Большинство, как показывает практика, предпочитают оставаться на минимальном уровне оплаты труда, "зудеть", что зарплата не устраивает и при этом ничего не делать для изменения ситуации.
Можно много рассуждать на эту тему, искать причины, валить все на сложную экономическую ситуацию стране, природные катаклизмы , да и вообще на происки врагов…
На самом деле, в последнее время стали получать распространение такие схемы заработной платы, которые действительно позволяют сотруднику понимать, сколько он реально может заработать и что высота этой планки зависит лишь от него….
Если Вы действительно заинтересованы в повышении эффективности работы сотрудников и готовы носить новое в работу коллектива - мы готовы поделиться с вами опытом по внедрению новых совершенно универсальных моделей заработных плат. Да, они есть, они применяются на практике и уже дают свои результаты. Слабые уходят, сильные остаются..
Существующая модель позволяет :
- стимулировать сотрудников трудиться с большей отдачей и эффективностью
- производить "естественный отбор" наиболее трудолюбивых и способных сотрудников
- поддерживать обратную связь между всеми подразделениями фирмы
Продолжение следует…
P.S. Будем очень рады, если вы поделитесь своим мнение, а может быть даже и опытом решения зарплатных вопросов...