Разница заключается только в том, что коммунисты в качестве магнитного поля использовали идею светлого коммунистического будущего, а капиталисты идею комфортного капиталистического сегодня.
Если продолжить аналогию с атомами, то можно сказать, что есть частицы заряженные отрицательно, положительно и нейтральные, заряженные положительно под действием магнитного поля двигаются в одном направлении, отрицательно в противоположном, нейтральные несет туда, куда идет весь поток. И последнее, эти частицы двигаясь, могут совершать работу. Вопрос только в чьих интересах. И в капиталистическом и коммунистическом варианте этого кого-то просто нет, все делается ради абстрактных идей, в одном
случае западной демократии, в другом светлого коммунистического будущего.
Скорее всего дело обстоит так, что если в одну сторону движение к капиталистической тирании, а в другом к коммунистической, то необходимо начать двигаться перпендикулярно. Обе эти религии одинаковы плохи, обе атеистичны, для обеих человек средство.
Индустриальный капитализм цивилизации был истребителем духа вечности, истребителем святынь. Капиталистическая цивилизация новейших времен убивала Бога, она была самой безбожной цивилизацией. Ответственность за преступление богоубийства лежит на ней, а не на революционном социализме, который лишь усвоил себе дух “буржуазной” цивилизации и принял отрицательное ее наследие.
Н. Бердяев “Воля к жизни и воля к культуре”
Коммунизм Капитализм
Но сегодня наступило время капитализма, все молятся этому богу.
В двадцатом веке, сначала на Западе, а теперь уже и у нас, продолжает укрепляться новая религия — культ денег, которая вытесняет христианство.
Вспомним вопрос Шатобриана: “Какова же та религия, которая заменит христианство?” У Дюркгейма не было полностью готового ответа. Он однако знал некоторые вещи, которые указывали путь. Скажем для начала, что она могла бы быть задумана сверху, группой специалистов и распространена посредством коллективного внушения и насилия. Эта была бы одна из тех религий, которые я назвал профанными, они принуждают личность регрессировать в угоду толпе и ими так богата современная история.
С. Московичи, “Машина, творящая богов”
Но почему в России христианство оказалось побежденным коммунистической идеологией и миллионы отказались от христианства? Почему на Западе из христианства было выхолощено все действительно духовное и иррациональное?
Нередко слышишь: “Христианство не удалось”. Да если бы оно все было в прошлом, можно было бы говорить, что в социальном и всемирно-историческом отношении оно не удалось. “Религия не удалась”. Да, если бы религиозное творчество человечества исчерпалось тем, что уже создано, религия в только что упомянутом смысле действительно не удалась бы. А пока справедливо говорить только так: добиться существенного уменьшения социального зла старые религии не могли, так как не располагали необходимыми
для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации.
В XVIII веке пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была наконец прочувствована и осознана, как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Конечно, это находилось в связи с тем, что начали появляться не достававшие для этого материальные средства. Но старые религии не сумели этого понять, не захотели этими средствами воспользоваться, не пожелали возглавить процесса социального преобразования, и именно в этой косности, в этой умственной лени, в этой идейной неподвижности
и узости — их тягчайшая вина. Религия дискредитировала себя своей вековой беспомощностью в этом отношении, и не приходится удивляться противоположной крайности, в которую впала Европа, а затем и другие континенты: преобразование общества чисто механическими средствами при полном отказе от духовной стороны того же процесса. Нечего, конечно, удивляться и итогу: потрясениям, каких не видал мир, масштабам жертв, какие никогда не рисовались даже в бреду, и такому снижению этического уровня, самая возможность
которого в XX веке представляется до сих пор многим мрачной и трагической загадкой. На старые религии падает в значительной степени ответственность за глубину и упорство последующего безрелигиозного этапа, за духовную судьбу миллионов душ, которые, ради борьбы за справедливое мироустройство, противопоставляли себя религии вообще и этим вырвали корни своего бытия из лона мировой духовности.
Даниил Андреев “Роза мира”
Другими словами, сегодняшняя религия, способная противостоять культу денег, оставаясь или точнее возвращаясь к духовному, должна быть очень эффективной в экономическом смысле.
Свами Вивекананда в своей “Практической веданте” пишет, что религия должна быть практичной, т.е. доступной в качестве руководства в повседневной жизни.
А. Тихомиров “Трактаты”
Человек, исповедующий эту, сегодняшнюю религию, несомненно обладая высокой духовностью, должен быть лучшим предпринимателем за всю историю человечества.
Необходимо не избегать денег, а поставить их на то место, которое они заслуживают, тоже самое относится к современной технике и новейшим компьютерным и психотехнологиям.
До тех пор пока христианство утверждало христианскую веру в среде европейских народов — еще полуварварских, какими они были в средние века, — оно было величайшей из нравственных сил, оно формировало душу современного человека. До тех пор пока экспериментальная наука стремилась восстановить законные права разума и ограждала его безграничную свободу, до тех пор она оставалась величайшей из интеллектуальных сил: она обновила мир, освободила человека от вековых цепей и дала его разуму
нерушимые основы. Но с тех пор церковь, не способная защитить свои основные догматы от возражений науки заперлась в них, словно в жилище без окон, противопоставляя разуму веру как неоспоримую абсолютную заповедь; с тех пор как наука, опьяненная своими открытиями в мире физическом, превратившая мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих методах и материалистической в своих принципах и в своих целях; с тех пор как философия, сбитая с толку и бессильно застрявшая между религией и наукой, готова
отречься от своих прав в пользу скептицизма — глубокий разлад появился в душе общества и в душе отдельного человека.
Религия отвечает на запросы сердца — отсюда ее магическая сила, наука на запросы ума — отсюда ее неодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга бессильные победить одна другую. Отсюда глубокая раздвоенность и скрытая вражда — не только между государством и церковью, но и внутри самой науки, в лоне всех церквей, а также в глубине совести всех мыслящих
людей.
Ибо каковы бы мы ни были, к какой бы философской или социальной школе мы ни принадлежали, мы несем в своей душе эти два враждебных мира, с виду непримиримых, хотя они возникли из одинаково присущих человеку, никогда не умиравших потребностей: потребности его разума и потребности его сердца.
Э. Шюре, “Великие посвящения”
Христос сказал: “Кесарю кесарево, а богу богово”. Но тогда на деньгах был выбит профиль кесаря, но сегодня российском рубле нет портрета президента, а на американских долларах портреты уже умерших президентов. А как известно деньги мертвым не нужны. Тогда для кого же созданы деньги и кому они должны служить? Для чего новые предприниматели должны зарабатывать деньги после того как все разумные их потребности удовлетворены?
Исторический опыт великих диктатур, с необыкновенной энергией и планомерностью охватывающих население громадных стран единой, строго продуманной системой воспитания и образования, неопровержимо доказал, какой силы рычаг заключен в этом пути воздействия на психику поколений. Поколения формировались все ближе к тому, что представлялось желательным для власть предержащих. Нацистская Германия, например, ухитрилась добиться своего на даже на глазах одного поколения. Ясное дело, ничего
кроме гнева и омерзения, не могут вызвать в нас ее идеалы. Не только идеалы — даже методика ее должна быть отринута нами почти полностью. Но рычаг ею открытый, должен быть взят нами почти полностью. Приближается век побед духовного просвещения, решающих завоеваний новой, едва намечаемой педагогики.
Даниил Андреев “Роза Мира”
Другими словами в области образования и просвещения сегодня есть две альтернативы.
На этот раз 100 участникам АДЖ предстоит в течение месяца создать бизнес "с нуля". Жить они будут в миниотелях в центре Питера, рядом с Невским проспектом.