Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

QUALITY - Менеджмент качества и ISO9000 N230


ИНФОРМАЦИОННАЯ РАССЫЛКА
QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000



Цитата:

Когда человек видит цель, у него вырастают крылья, чтобы достичь её. (Китайская пословица)


СЕМНАДЦАТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ОТ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА"
г. Санкт-Петербург 2-4 октября 2007 г.

Организаторы:
ООО "Конфлакс", "ТЕСТ - C. Петербург", Международная гильдия профессионалов качества, Всероссийская организация качества, РИА "Стандарты И качество", Санкт-Петербургский Клуб менеджеров по качеству.
Информационная поддержка: РИА "Стандарты и качество" и ООО "НТК "Трек".

Тематические направления:
. проблемы теории и практики стратегического менеджмента;
. концепция устойчивого развития компании;
. методология и практика разработки систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, систем социальной ответственности и систем качества в автомобилестроении;
. методология и практика внедрения и совершенствования интегрированных систем менеджмента;
. опыт создания систем менеджмента качества и интегрированныx систем менеджмента в корпорациях и холдингах;
. использование инженерных и экономических методов менеджмента;
. внешний аудит с учетом рисков бизнеса организации;
. менеджмент персонала и механизмы мотивации.
В период работы конференции будут проведены: тематический диспут, мастер-классы, круглые столы в соответствии с тематикой конференции.

Заявки на участие направлять в адрес Оргкомитета: 192212, Санкт-Петербург, а/я 58, ООО "Конфлакс". Тел/факс (812) 326-4571, (812) 705-30-03; E-mail: mаil@сопflux.sрЬ.ru
На основании заявки Вам будет направлено информационное письмо с программой конференции.

Центр Экспертных Программ (ЦЭП ВОК) и международный регистр IRCA (International Register of Certificated Auditors, www.irca.org ) заключили соглашение, что ЦЭП ВОК представляет интересы IRCA в России, получает статус "IRCA Russia" и будет выполнять регистрацию в IRCA российских аудиторов, которые прошли обучение по курсам, признанным IRCA. Курс внутренних аудиторов систем менеджмента качества (модуль А1+А2) признан IRCA и обладатели сертификатов внутренних аудиторов ВОК могут зарегистрироваться в IRCA по категории Internal QMS Auditor через ЦЭП ВОК.


Новый сервис для Вас. Автоматическое, постоянное, on-line обновление книг по менеджменту качества. Только на нашем сайте, просто обновите страницу


Казахстанский министр недоволен темпами

Министерство индустрии и торговли Казахстана считает необходимым увеличить количество предприятий, получивших международный сертификат системы менеджмента качества. Об этом глава МИТ Галым Оразбаков заявил 2 июля в ходе селекторного совещания в правительстве, передает корреспондент агентства

"По состоянию на 1 июня текущего года в республике 874 предприятия внедрили и сертифицировали международные стандарты систем менеджмента. И еще 297 находятся на стадии внедрения", - сообщил Г. Оразбаков.

"Это ничтожно мало, по сравнению с тем количеством предприятий, которое сегодня имеется в Казахстане, и учитывая, что этот процесс мы ведем активно уже более трех лет", - добавил он.

Больше всего предприятий, внедривших международные стандарты менеджмента, по информации главы Мининдустрии, - в Алматы, Карагандинской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях. "В то же время в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Кызылординской областях пока достаточно мало количество предприятий, которые внедряют международные стандарты", - пояснил он.

"В целом надо как минимум удвоить количество предприятий, сертифицировавших свой менеджмент. Ну а на долгосрочную перспективу нужно многократно увеличить предприятия, которые работают по системе менеджмента качества", - считает Г. Оразбаков.

В связи с этим МИТ считает необходимым "акимам областей определить в каждом регионе по 20 - 30 субъектов среднего и крупного бизнеса и содействовать ускоренному внедрению систем менеджмента на указанных предприятиях". Глава Мининдустрии предложил также "ежегодно разрабатывать по согласованию с Министерством индустрии и торговли и обеспечить реализацию региональных планов по внедрению международных стандартов систем менеджмента".

Kazakhstan Today

6-7 июня в Венгрии состоялся семинар по обмену опытом применения Модели Совершенства на начальных этапах этой деятельности (уровень "Стремление к Совершенству"). В семинаре приняли участие представители венгерских, чешских, испанских, бельгийских компаний и национальных партнерских организаций. Россия была представлена делегацией из Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова http://www.manru.uniyar.ac.ru/rus/


Новая книга

В книге подробно описана уникальная система менеджмента, созданная Toyota и позволившая ей стать самой эффективной компанией на мировом автомобильном рынке. Автор показывает, как интегрированы в единую целостную систему отдельные составляющие работы корпорации: финансовый менеджмент, маркетинг, управление продажами, разработка новых продуктов, производственная система, международная стратегия.
Труд профессора Мондена будет полезен руководителям предприятий и владельцам бизнеса, а также студентам бизнес-школ.


Программы вызвали взрыв рационализаторства

Рационализаторы трубных заводов Группы ЧТПЗ за полгода сэкономили более 36 млн рублей

За шесть месяцев текущего года на предприятиях Группы ЧТПЗ - Челябинском трубопрокатном и Первоуральском новотрубном заводах - было подано 3400 рационализаторских предложений. Ожидаемый экономический эффект от их реализации составляет более 36 млн рублей. На сегодняшний день внедрены в производство более половины идей, направленных на совершенствование технологий и оборудования, улучшение условий труда и техники безопасности, экономию материальных и энергетических ресурсов и др. Об этом сообщает служба по взаимодействию со СМИ
ОАО "Первоуральский новотрубный завод".
Новаторское движение в компании - одна из составляющих комплексной системы постоянных производственных преобразований, активными участниками которых выступают работники предприятий. Внедренные поэтапно программы ТОП (тотальная оптимизация производства), СПС (система постоянного совершенствования, McKinsey&Company), рационализаторское движение и Кайдзен (стратегия непрерывных улучшений) эффективно дополняют друг друга и создают условия для реализации творческого потенциала сотрудников, обеспечивают мероприятиям оптимальный экономический эффект и, в конечном счете, позитивно воздействуют на производственную культуру компании.
Особое внимание Группа ЧТПЗ уделяет вовлечению в процесс совершенствования производства молодых сотрудников трубных предприятий и перспективных студентов вузов - участников корпоративного проекта "Стажеры". В практике ЧТПЗ и ПНТЗ организация ежегодных конкурсов среди цеховых рационализаторов, по итогам которых победители получают материальное вознаграждение.

www.urbc.ru
Конференция к 10-летию премии Правительства РФ

Ежегодное проведение конкурсов стало важным стимулом повышения качества продукции, услуг и конкурентоспособности российских организаций. Критерии премии являются надежными ориентирами для проведения самооценки и постоянного совершенствования деятельности больших и малых предприятий разных отраслей.

В прошедших конкурсах приняло участие более 1000 организаций из 68 регионов, более 80 из них стали дипломантами и лауреатами.

С целью обобщения опыта проведения конкурсов, популяризации качества продукции и услуг как решающего фактора повышения конкурентоспособности российской экономики Советом по присуждению премий, Минпромэнерго России, Рестехрегулированием принято решение провести научно-практическую конференцию, посвященную юбилею конкурсов премии.

В работе конференции примут участие представители организаций - дипломантов и лауреатов, эксперты по оценке участников конкурса, представители программ зарубежных премий в области качества, руководители предприятий и специалисты.


Новая книга

Благодаря аутсорсингу эффективность компании возрастает. Неправильное его использование может привести к катастрофическим последствиям для вашего бизнеса и вашего предприятия. Несмотря на возросшую популярность этого инструмента, лишь у немногих руководителей есть опыт принятия решений о выборе видов деятельности, которые действительно целесообразно передавать стороннему поставщику.
В данной книге показано, как именно нужно принимать подобные решения, учитывая не только различные аспекты управления, в том числе человеческий фактор, но и финансовые императивы бизнеса.



Итоги Международного проекта УАК - "Созвездие качества"

В этом году уже восьмой раз в Украине проходили мероприятия Международного проекта "Созвездие качества", организаторами которого выступили: Европейский фонд управления качеством (EFQM), УАК, Международная гильдия профессионалов качества и Всероссийская организация качества.

Туристско-оздоровительный комплекс "Судак" (АР Крым, г.Судак) гостеприимно встретил около 150 участников проекта ярким солнцем, теплым морем, вниманием и заботой со стороны организаторов.

Среди участников - представители предприятий промышленности и сферы услуг, руководители государственных учреждений и общественных организаций, которые представляли Украину, Россию, Беларусь, Германию, Казахстан, Латвию, Литву, Молдову, Венгрию. Свыше половины участников - первые руководители организаций и их заместители. Каждый третий принимал участие в проекте "Созвездие качества" в минувшие годы.

Приятно было видеть ежедневно заполненный конференц-зал бизнес-центра: ни солнце, ни море не смогли прельстить участников проекта. Да это и не удивительно! Ведь среди докладчиков - признанные корифеи в сфере качества: Ю.П.Адлер, Г.П.Воронин, П.Я.Калита, А.В. Глазунов и др. Обсуждались актуальные проблемы в сфере качества и опыт лучших компаний на пути усовершенствования.

Интерес участников вызвала и презентация A.Пайзера, директора General Motors Powertra?n Hungary на тему "Глобальные вызовы - местные решения. Как быть и оставаться конкурентоспособным на рынке среди новых конкурентоспособных стран", а также выступления руководителей предприятий из Казахстана, Росси, Украины - победителей национальных наград по качеству.

А как заинтересованно и живо проходили авторские семинары, дискуссии, викторина и т.п.! Без сомнения, профессиональный уровень участников и самого проекта "Созвездие качества" из года в год возрастает.

Организаторы проекта очень признательны за информационную поддержку РИА "Стандарты и качество" (Россия), журналу "Свiт якостi Украiни" (Украина) и многолетним партнерам Международного проекта "Созвездие качества" - предприятиям-обладателям торговых марок "Союз-Виктан", "Сандора", "Коктебель".



Новая книга

Все гениальное - просто! То, что это утверждение касается не только великих научных открытий, но и сферы бизнеса, убедительно доказывают Джек Траут и Стив Ривкин в своей работе. Авторы смогли "разобрать" и упростить такие аспекты, как лидерство и управление персоналом, ценообразование и маркетинг. В каждом случае они стремятся дойти до сути, до понимания истинного положения вещей. Из книги вы узнаете, что такие гиганты индустрии, как General Electric, Intel, Procter & Gamble, выбрав своим девизом "Чем проще - тем лучше!", сумели достичь выдающихся успехов, а другие не менее известные компании понесли значительные финансовые убытки только потому, что слишком усложняли возникавшие перед ними проблемы. Прочитайте эту книгу - и вы тоже постигнете силу простоты и полезность здравого смысла!
Книга будет интересна всем читателям: от профессиональных менеджеров и маркетологов до людей, делающих первые шаги в предпринимательстве.



Мир измерений

В далекие, теперь уже ушедшие советские времена, когда в печати публиковались в основном одни и те же постановления ЦК КПСС, постановления партии и правительства, многочисленных пленумов и т.д., весьма едко звучала фраза Станислава Ежи Леца: "Окно в Мир можно закрыть газетой". Сегодня это выражение можно перефразировать: "Реальную действительность легче всего исказить, манипулируя измерениями".

Вот, например, мнение директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева по поводу данных Росстата относительно российской 9-процентной инфляции в 2006 г. и "субъективной" оценкой граждан в 15-20%: "Тарифы на ЖКХ выросли в прошлом году на 17,9%, сахарный песок подорожал на 15%. Эти цифры сопоставимы с опросными данными. Однако респонденты не берут во внимание подешевевшие товары, учитываемые Росстатом. Теле- и радиотовары, например, в прошлом году подешевели на 1,2%. При этом доля в структуре потребительских расходов подешевевших теле- и радиотоваров сопоставима с долей ЖКХ". Следуя этой логике, каждый из нас ежемесячно только и делает, что закупает теле- и радиотовары, выбрасывает (иначе, сколько их накопится за год?) и снова закупает. Или еще одна выдержка из интервью. На вопрос "Не случится ли, что после запланированной в 2011 г. стопроцентной либерализации население будет вынуждено платить за электро- энергию по рыночным ценам, как в Англии, где стоимость энергии выросла почти вдвое?", генеральный директор ОГК-1 Владимир Хлебников ответил: "Если не произойдет повышения цен, то не будет денежного потока в компании: Ведь никого не смущает, что в Европе бензин стоит 1,2 евро, а у нас 0,8 евро. Тариф на электроэнергию там составляет 8 евроцентов, а у нас - 2 евроцента. Разрыв в четыре раза, между тем популисты думают, как бы его сохранить". Популисты - это, конечно, мы с вами. Давайте-ка мы их цены сопоставим, скажем, со средней зарплатой уборщицы, например, в Швеции (1500 долл.), а наши цены - с "соответствующим" средним заработком (3000 руб.) такой же работницы в России. И удивительная получается картина: по бензину - мы платим в 8,75 раз больше, а по электроэнергии - в 3,3 раза (к слову, москвичи - в 9,9 раза). Складывается впечатление, что высший эшелон экономических управленцев живет в некой своей системе измерений. А что нас ждет к 2011 г.? По мнению "непопулистов", взвинтив тарифы ЖКХ, мы сможем улучшить свое благосостояние на порядок. И это при том, что показатель годовой инфляции в России превышает среднеевропейский в 5 раз! А любой здравомыслящий "популист" понимает, что так быть не может и не будет!

Так давайте бороться с опасным жонглированием измерениями, выворачиванием наизнанку их результатов. Мы обещаем читателям нашего журнала материалы об измерениях, в том числе и социальных, без "манипулирования". И в этом смысле, что ни говорите, а "МИР ИЗМЕРЕНИЙ" - великая вещь!

В . Г . Винокуров,
зам. главного редактора журнала "Мир измерений"



Новая книга

"Бизнес и инновации" - ставшая классикой книга о предпринимательстве и инновационной деятельности, впервые систематизирующая накопленные практические знания в этой области и представляющая их в виде полноценной теории. В книге, имеющей практическое значение, рассказывается о том, как преуспеть в новой предпринимательской экономике - идет ли речь о существующем бизнесе, государственном учреждении или новом предприятии.
Ориентирована на широкий круг читателей, как опытных бизнесменов, так и тех, кто делает свои первые шаги в бизнесе, частных предпринимателей, студентов и преподавателей экономических дисциплин вузов. Книга "Бизнес и инновации" Питера Ф.Друкера, человека, который ввел в обиход понятие "менеджмент" и внес большой вклад в развитие этой науки, украсит любую деловую библиотеку.



Общественная кампания в поддержку доступности ГОСТов в Интернете



От системы ХАССП - к системе менеджмента безопасности пищевой продукции по ИСО 22000

Приказом Руководителя Федерального агентства "Ростехрегулирование" № 66-ст. от 17.04.2007 г. введен в действие, разработанный ВНИИСом, НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ Р ИСО 22000, идентичный международному стандарту ИСО 22000
"Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции".
Система ХАССП или в английской транскрипции НАССР - "Hazard Analysis and Critical Control Points" (Анализ рисков и критические контрольные точки) - является основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира.

В странах Европейского союза, США и Канаде внедрение и подтверждения наличия ХАССП в пищевой промышленности на основе соответствующих национальных стандартов является обязательным. В России действует государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 "Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования".

Согласно статьи 6 Постановления Европарламента № 852/2004 от 29.04.04 г. исполнительные учреждения европейских стран признают сертификацию Системы ХАССП, проведенную компетентными органами, т.е. уполномоченными правительствами стран, на территории которых они расположены. Такими органами в России являются Органы по сертификации Системы добровольной сертификации "ХАССП", введенной в действие Госстандартом в феврале 2001 года.

В сентябре 2005 г. утвержден стандарт ИСО 22000 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции", который обеспечил унификацию требований к системам ХАССП на международном уровне и их сближение с требованиями других международных стандартов на системы менеджмента. Приказом руководителя Федерального агентства "Ростехрегулирование" № 66-ст от 17.04.2007 г. введен в России в качестве национального стандарта, разработанный ВНИИСом ГОСТ Р ИСО 22000-2007, и наши предприятия могут выбирать вариант разработки системы ХАССП по ГОСТ Р 51705.1-2001 либо по ГОСТ Р ИСО 22000-2007. При этом, судя по обращениям во ВНИИС, они начинают отдавать предпочтение ИСО 22000 (ГОСТ Р ИСО 22000).

Стандарт ИСО 22000:2005 содержит ряд новых требований, выполнение которых представляет определенную трудность, т.к. в отличие от ГОСТ Р 51705.1-2001 в нем отсутствуют ссылки на методы и алгоритмы их реализации.


Посетите лучший форум по менеджменту качества в российском интернете


Статистические методы - фундамент СМК


Кудряшов Андрей

Статья в 2-х частях с прологом и эпилогом.

Пролог.

Такое впечатление, что многие предприятия российского автопрома, "назло японцам, американцам и самим себе", продолжают экспериментировать в сфере СМК. В ожидании прихода ВТО, в условиях, когда местные конкуренты развиваются не по дням, а по часам, не стоит возлагать большие надежды на будущие успехи не внедрив "пользы ради, а не галочки для" статистические методы во всех процессах и на всех этапах жизненного цикла продукции. Внедрять ИСО/ТУ-16949, Кайдзен, Бережливое производство, Бенчмаркинг, Шесть сигм, Сбалансированную систему показателей, при этом, не сформировав у сотрудников статистическое мышление, не внедрив предварительно на своём предприятии статистические методы, значит просто в очередной раз "потусить" по качеству без конкретной пользы для своего предприятия. Очень сомнительно, что без применения статистических методов предприятию удастся на должном уровне внедрить процессный подход, создать эффективную структуру, снизить затраты на качество, достигнуть должного качества выпускаемой продукции.

Часть 1.

Согласно требованиям ИСО 9001, предприятие вправе применять статистические методы в том объёме, в котором сочтёт нужным. В ТУ-16949, в отличие от ИСО 9001 - статистические методы не только обязательны к применению, а, можно сказать, составляют главный стержень всей СМК. Вы спросите: "Почему такая разница?", и правильно сделаете! Некоторый ответ на этот вопрос дал ещё в 1998г. Берт Гантер, бывший ведущий колонки "Статистический уголок" в журнале Quality Progress. Он прямо заявлял: "ИСО-мания становится всепроникающей тенденцией в управлении качеством, где происходит повсеместное отступление от количественных методов в пользу качественных подходов: изучения человеческих отношений, организации труда, коммуникационных процедур, проведения различных собраний и т.д. Я не утверждаю, что все это бесполезные мероприятия. Некоторые из них важны и необходимы. Вместе с тем без применения количественных подходов, которые позволяют измерить реальный уровень качества и результативность мер по его повышению, все разговоры о качестве становятся беспредметными и ведут к серьезным промахам. Я считаю, что уход от количественных подходов в управлении качеством вообще и от применения статистических методов, в частности, представляет не что иное, как капитуляцию перед трудностями. Конечно, значительно проще научить работников правильному проведению совещаний или улучшению коммуникаций между подразделениями, нежели обучить их методам статистического контроля или планирования эксперимента. Поэтому, провозглашая эти методы неработоспособными или неэффективными в управлении качеством, многие просто стараются оградить себя от необходимых усилий для их изучения".

Следует отметить, что многие инженеры всегда достойно оценивали роль статистических методов при построении технологических процессов. Ещё в 1955 году в оборонной промышленности СССР, стали отказываться не просто от качественных методов в пользу количественных, но и применять те количественные методы, которые наиболее эффективны. Например, отказ от статистического входного и приёмочного контроля по концепции AQL в пользу системы бездефектного производства, в основе которой лежали статистические методы управления процессами. Полностью от  качественных  методов и статистического контроля, конечно, не отказались, но упор сделали в первую очередь именно на статистическое управление процессами. В 1962 году после ряда неудачных запусков ракет "Трайдент", систему бездефектного производства (американцы её назвали "ноль дефектов") стали внедрять и в США в оборонной и космической промышленности.

Новая книга

Показаны современные методологии и практики моделирования и регламентации бизнес-процессов, применения систем менеджмента качества в электроэнергетике.
Современные методы ведения бизнеса требуют новых способов подачи и восприятия информации. Специально для серии "Навигатор для профессионала" специалистами компании "БИГ Менеджмент" и издательства "Эксмо" разработан особый инновационный формат представления материала. Графическая визуализация содержания, навигационные панели, пиктограммы, сквозные обозначения и понятия, позиционирование и интеграция решений - все это позволит специалистам в оперативном порядке встраивать содержание элементов модуля в собственный рабочий процесс.
Материал функционального модуля будет интересен руководителями специалистам по организационному развитию и системам менеджмента качества, бизнес-инженерам, участникам программ МВА и MBI.

Американцы вообще молодцы. Черчилль говорил об американцах: "Американцы замечательные ребята, они всегда принимают правильное решение, после того как перепробуют все остальные". Ну, это американцы. А мы тоже от них не далеко ушли. Почти все наши достижения в сфере качества "переняли" японцы. В 1955 году японцы практически только делали первые шаги в сфере улучшения качества своей продукции, внедряя статистический контроль качества и статистическое управление процессами. Сегодня в Японии все владеют статистическими методами от оператора до директора. И это при том, что в Японии начали внедрять статистические методы на много позже чем в США, России и Европе. По крайней мере,  в 1955г. Япония отставала от России более чем на 100 лет и на 30 лет от США. Но почему - то некоторые наши предприятия в гражданских отраслях так и остались практически в 20-30-х годах прошлого, а то и позапрошлого  века. И если у нас на некоторых предприятиях есть трудности по внедрению SPC образца 1924 или 1941  года, то в Японии оператор должен владеть и более сложными методами, такими как Планирование эксперимента. В США, Японии и других странах - школьники учат статистические методы в обязательном порядке. Большое значение преподаванию статистических методов в школе придаёт ЮНЕСКО, регулярно проводя конференции по преподаванию статистики в средней школе. Для всех руководителей в развитых странах программа по Планированию эксперимента является обязательной с 60-х годов прошлого века! А в России не каждый преподаватель по теории вероятности и математической статистике в техническом ВУЗе может понятно объяснить студентам, как  стат. методы применить на практике. И даже от специалиста по качеству с многолетним стажем на семинаре по статистическим методам и оптимизации процессов можно иногда услышать: "Вот оказывается, откуда сигма берётся!". А что тогда требовать от оператора, мастера или начальника цеха?

Статистических методов очень много, но давайте рассмотрим, как они востребованы в гражданских отраслях промышленности, например в автопроме. Разобьём все статистические методы на четыре группы. Если взять по одному среднестатистическому предприятию от России, страны ЕС, США и Японии, то получим примерно такую картину.

img1


Часть 2.

Но давайте отвлечёмся от проблем автопрома, и отправимся в одну деревеньку, где варят, например такой популярный напиток как пиво. Рассмотрим пример. Только давайте условимся: все совпадения с производством автокомпонентов абсолютно случайны.

В первой избе внедрили СМК например ИСО-9001 и применяется статистический выборочный контроль. Каждую подготовленную к отправке партию подвергают выборочному статистическому контролю. Из партии случайным образом отбирают некоторое количество бутылок и проверяют качество согласно разработанной в соответствии с Техническими условиями технологии на контроль.

Такой контроль, понятное дело, качества не добавляет, да и расходы на него большие. При этом возможна ситуация пропуска поставщиком партии, в которой % брака может оказаться большим. Даже если требование потребителя "0 дефектов".

Кто-то скажет - есть выход: 100% контроль. Во первых, 100% контроль уже не выборочный контроль. Во вторых, он приводит к повышенным затратам на качество. В третьих, как ни странно, и при 100% контроле могут быть ошибки. Остаётся человеческий фактор (ошибся, пропустил, отошёл, отвлёкся). Ну а в рассматриваемом примере этот вид контроля вообще вряд ли возможен.

Выборочный статистический контроль - всегда был весьма популярен на российских предприятиях. В этом, конечно, была большая заслуга отечественных ученых М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева. Полтора века прошло с того времени, когда в российской армии в середине XIX века (за 100 лет до американцев) для контроля качества поставляемых армии товаров был применён статистический выборочный контроль. Статистический выборочный контроль в  в оборонке США внедрили только в 1942 году. Но отдадим должное американцам, их интересовало не только качество на входном контроле оборонных предприятий, но и применение результатов статистического контроля для оценки и выбора поставщиков.

Вернемся к сути выборочного статистического контроля. Контроль проводится на основе системы (стандарта) правил контроля, предписывающих использование определённого плана контроля в зависимости от количества изделий в контролируемой партии, результатов контроля предыдущих партий, трудоёмкости контроля и т.д.

Основным методом отбора изделий для статистического  контроля является случайный выбор, при котором изделия наудачу отбираются для контроля. Существует множество стандартов для проведения статистического контроля:

  1. только для входного, для приёмочного контроля (с возможностью применения к входному контролю);

  2. для контроля по альтернативному или количественному признаку;

  3. для партий штучной продукции и для продукции при непрерывном  производстве без формирования партий;

  4. для контроля с пропуском партий и т. д.

На сегодняшнем этапе требований к качеству продукции на уровне "ноль дефектов" данные стандарты не гарантируют 100% годных изделий. Можно менять оперативную характеристику, варьируя видом контроля (от ослабленного к нормальному или усиленному), изменяя объём выборки, приёмочное и браковочное число. Но особого толка не будет, если от вас требуется уровень не более 50 ppm. Пытаться обеспечить требование "ноль дефектов" только с помощью статистического выборочного контроля - это всё равно, что ловить ершей сетью предназначенной для ловли более крупной рыбы. Попросту говоря, при требовании менее 500 ppm статистический выборочный контроль становится малоэффективным. Кроме того, требуются значительные затраты, так как необходимо применять планы, при которых проверяется большое количество деталей от каждой партии.  

Но полностью в один миг отказываться от SQC не рекомендуется (особенно на входном контроле). Требуется большая планомерная работа по определению требований к продукции, согласование и пересогласование ТУ и договорной документации, обучение ваших коммерсантов, специалистов из договорного отдела и в первую очередь поставщиков.

Новая книга

В пособии рассмотрены средства и методы управления качеством, как напрямую.так и косвенно, за счет факторов, обеспечивающих заинтересованность персонала в качественном труде.
С позиций системного подхода изложены материалы по удовлетворению потребителей (как внешних, так и внутренних).
Большое внимание уделено контролю качества и статистическим методам регулирования технологических процессов.

Вторая изба. Тут всё как у людей. Качество обеспечивается процессным подходом. Выборочный контроль присутствует, но главное - работают статистические методы управления процессом. Своё место нашли контрольные карты. Применяются методы описательной статистики, семь простых и семь новых статистических методов, как для поиска особых причин изменчивости и оптимизации процессов (там где можно обойтись простыми методами), так и для мониторинга показателей всех процессов.

Проверяется качество, которое должно быть не просто в технологическом допуске, а гораздо выше (процесс в контрольных границах). И как только намечается изменение параметров качества, выявляются и устраняются причины изменчивости. Переход от контроля к предупреждению. Персонал проводит MSA и снижает риски с помощью процедуры FMEA. При таком процессе пивоварения можно обеспечить ноль дефектов при минимальных расходах на контроль и снизить за счет этого затраты на качество. По крайней мере, 50 PPM обеспечить реально. В этой избушке внедрили также Сбалансированную систему показателей.

Становлением SPC мы обязаны Шухарту. Именно он в первой четверти 20-го века создал инструментарий статистического регулирования процессов производства. В современной интерпретации его инструменты значительно развились и находят широчайшее применение, как в том виде, в каком были созданы, так и в сочетании с другими методиками. Сейчас вряд ли найдется успешно функционирующее на западном, да и на российском  рынке предприятие, на котором не внедрены статистические методы управления процессами. При наличии того богатого выбора программных продуктов по статистическим методам, не применять их на своём предприятии - значит проводить политику против своего предприятия.

Согласно подходу Шухарта - управление качеством направлено на обеспечение стабильности процессов и уменьшение вариаций параметров путем исключения нарушающих стабильность причин (в первую очередь особых причин изменчивости). Шухарт рассматривал контрольную карту, как геометрическую интерпретацию "голоса процесса". Контрольная карта может использоваться для понимания поведения процесса. Кроме того, в обязательном порядке рассматриваются индексы воспроизводимости/пригодности процесса, методики из числа семи простых и семи новых и элементы описательной статистики.

Для меня, Шухарт интересен не только как идеолог контрольных карт, но и своим пониманием качества. В одной из своих статей он писал: "Управление качеством промышленной продукции состоит из трёх скоординированных между собой функциональных этапов: точного определения намеченного уровня качества; производства продукции, отвечающей этому уровню качества, и проверки соответствия изготовленной таким образом продукции заданному уровню качества".

Третья изба. В ней, как и во второй избе, внедрили SPC, MSA и FMEA, но, кроме того, внедрили Планирование Эксперимента. Строят модели процессов, проверяют модели на адекватность с помощью критериев Фишера и Стьюдента. Определены с помощью Планирования  эксперимента оптимальные режимы процесса. И с помощью статистических методов "мониторят" уже оптимальные характеристики. В этом случае затраты на контроль качества процесса снижаются в десятки раз.

А чем тогда заниматься? Изучают продукцию конкурентов, применяя систему Бенчмаркинга, анализируют потребительский спрос, улучшают потребительские свойства продукции, строят домики качества по процедуре QFD, совершенствуют Сбалансированную систему показателей.

Если кто думает, что метод планирования эксперимента - это не для предприятий, то сильно ошибается. Применение планирования эксперимента (ПЭ) - это уже актуально для всех. Только не все об этом пока догадываются. Умение статистически обработать данные, выдвинуть гипотезу, проиграть в уме несколько вариантов её проверки и выбрать оптимальный вариант, умение статистически проверить правильность гипотезы и, при необходимости, вовремя изменить ход работ составляет суть планирования эксперимента и имеет большое значение во всех сферах человеческой деятельности. Это как раз и экономит время и деньги предприятия, позволяя быстро устранить проблему с минимальным количеством замеров, или вообще обходиться без проблем.

В автомобильной промышленности Японии ПЭ начало очень активно применяться с конца 60-х годов прошлого века, а в а/м промышленности США с середины 80-х годов. ПЭ даёт ответы на три главных вопроса:

1. Как провести исследование проблемы, сделав минимальное количество замеров.

2. Каким математическим способом обработать результаты замеров.

3. Какие сделать выводы об улучшении процесса (поиск особых причин или поиск оптимума).

Возможность применения ПЭ не только к процессам производства, а также и к экономическим, технико-экономическим процессам, к вопросам снижения  затрат на качество позволяет применять ПЭ не только технологам, но и экономистам, специалистам по качеству и бизнес-планированию.

Четвёртая изба. Тут всё, как и в третьей. Но есть одно новшество. Оно называется "защита от ошибок". Кто-то скажет: " А зачем козе баян? Раз они такие крутые перцы - зачем им ещё и защита от ошибок?" Ответ простой. Даже самый ужатый по Ср и хорошо настроенный по Срк процесс имеет тенденцию "гулять" в рамках контрольных границ на полторы "сигмы" в каждую сторону. Кроме того, возможно влияние известного "человеческого фактора". Именно для исключения возможных ошибок по вине персонала ставится защита от ошибок.

Защита от ошибок делится собственно на защиту от ошибок и защиту от дурака. Защита от ошибок - это методы, которые позволяют избежать в процессе работы ошибок в результате установки неправильной детали, пропуска детали, установки детали не той стороной. Распространённые приёмы защиты от ошибок: учесть особенность сборки в конструкции детали, в конструкции оснастки, в системе датчиков и фотоэлементов. Защита от дурака не позволяет совершить случайным образом или нарочно грубой ошибки, которая может привести к аварии, сбою работы или браку из-за низкой квалификации оператора, или желания проскочить надеясь на  "авось". Например, если какой то режим может привести к аварии, то в схеме станка предусмотрено  его автоматическое выключение или "невозможность" задания такого режима. Иногда купив иномарку россияне отключают часть датчиков. Потому-что "глупая" иномарка не желает заводиться и ездить на том бензине, масле и на тех режимах которые  приводят к ускоренному износу, падению мощности или поломке.

Новая книга

Лидерство никогда не бывает более важно, чем в момент, когда на карту поставлено выживание компании. Но дни быстрых преобразований сочтены. Лидеры, производящие сегодня успешные преобразования, работают с комплексными запросами заинтересованных групп корпорации и знают, как решать проблемы компаний, переживающих кризис, которые зачастую кроются в самой организации. Они не только умеют принимать жесткие решения, но и способны достигать согласия и добиваются успеха через формирование команды и кооперацию.
В издании использовано большое количество цитат и примеров, иллюстрирующих лидерство на практике, рассматриваются различные уровни преобразований, возможные альтернативы и процессы реструктуризации, необходимые для движения от стабилизации кризиса к устойчивым изменениям. Представлены примеры из практики таких ведущих компаний как ВТ, Virgin Express, Arthur Andersen, Parmalat, GE, Lee Cooper, New Look and IBM. Написанная с позиции практика, легкая для восприятия, книга предлагает план, обеспечивающий понимание процесса преобразования, а также наглядно демонстрирует работу опытных лидеров.
Основанная на широком исследовании с участием ведущих практиков и корпоративных лидеров, а также на собственном опыте авторов, книга изучает ключевые лидерские навыки, необходимые при разрешении проблем, с которыми сталкиваются убыточные компании, и показывает, как можно быстро получить отклик и доверие всех заинтересованных групп, что само по себе является ключом к успеху.

В пятой избе тоже варят пиво. Там ограничились формальным внедрением СМК "для сертификата", а о серьезном применении статистических методов и слышать не хотят. В этой избе определили цели и задачи в области качества, разработали руководство по качеству, формально внедрили процессный подход и разработали больше сотни различных документов СМК. Каждый день проводят собрания по качеству, заседания, разрабатывают мероприятия. Через 5-6 лет они всё ещё будут варить пиво, но немного, только для внутреннего потребления потому-что без применения статистических методов редко какому предприятию удаётся на должном уровне внедрить процессный подход, создать эффективную структуру, добиться результатов по улучшению качества выпускаемой продукции, снизить затраты на качество. Поэтому много у нас предприятий (отгородившихся от статистических методов), которые прошли сертификацию, но так и не смогли на должном уровне внедрить процессный подход с увязкой показателей всех процессов как между собой, так и со стратегическими целями предприятия.

Рассмотрим некоторые обобщения для нашей деревеньки. Вроде бы избы одинаковые, СМК везде внедрили, хмель из одного леса, ячмень с одного поля, вода из одной колонки, колхозники из одной деревни, а пиво получается разное по качеству. Понятно, почему японцы после войны не имея, средств и сырья смогли "сделать" по полной программе своих победителей. Просто их победители продолжали жить в первой избе (входной и приёмочный статистический контроль по устаревшим стандартам) и в пятой избе (внедряли в основном качественные методы). А японцы не просто занимались копированием, а брали всё лучшее и творчески применяли к своим условиям, с учётом своих национальных особенностей. Они отлично поняли, что без внедрения и правильного применения статистических методов, без глубокого понимания вариабельности процессов ни о каком качестве говорить не возможно.

Японцы очень эффективно внедрили кроме статистических методов управления процессами - планирование эксперимента и защиту от ошибок. Кроме того методы "Кайдзен", "Бережливое производство", "Шесть сигм" - это все инструменты по снижению вариабельности и в их основе также лежат статистические методы.

Мы в чем-то похожи на американцев. И мы, и они в основной массе пытаемся просто перенять чужой опыт, причём, как правило, это то, что в своё время было заимствовано у нас или у американцев этими же самыми японцами. Как говорится "Восток дело тонкое". Но ничего мы на половину азиаты и это обнадеживает.

Но вернёмся к нашей деревне. Ранее все жители поставляли продукт, например, одному отечественному потребителю. Ситуация изменилась. Пришла крупная иностранная компания. Что будет дальше. Не трудно предугадать. Первая и пятая изба пойдут по миру. Вторая, возможно, станет поставщиком. Третья и четвёртая станут поставщиками, причём они еще  сами будут выбирать своего потребителя. Кроме того, если они будут целенаправленно заниматься не только качеством продукта, но и постоянным улучшением его потребительских свойств, например, с помощью методик QFD или APQP, снижать затраты на качество, вырабатывать хорошие стратегии, применять элементы бережливого производства, то возможно они не только станут поставщиками иностранной компании, но и станут экспортировать свою продукцию выбирая своих  зарубежных потребителей.

Эпилог.

А зачем про пиво? А с автокомпонентами, что разве по другому? Статистические методы они и в Африке статистические методы. Вот только внедрить просто с помощью одного приказа или распоряжения тут не получится. Необходимо развитие статистического мышления у своих сотрудников, но об этом подробно в ближайшем выпуске нашей странички.

Здесь что-то возможно покажется Вам слишком эмоциональным, что-то спорным. Но в современном мире дискуссии на тему необходимости внедрения статистических методов давно закончились. Тем более удивительно как некоторые руководители предприятий или директора по качеству пытаются решить все вопросы конкурентоспособности своих предприятий и улучшения качества продукции только с помощью качественных методов.


Новая книга

Эта книга научит действовать интуитивно в ситуациях, когда рациональные методы принятия бизнес-решений неприменимы. Предлагаемые автором методики корнями уходят в иррациональные практики древних культур, однако на многочисленных примерах показана их реализуемость в современном бизнесе. Сегодня носителями этих методик являются "бизнес-шаманы" - люди, выходящие за границы обыденного мира и берущие на себя важнейшие инициативы в бизнесе.
Прочитав книгу, Вы откроете в себе новые способности и научитесь узнавать "бизнес-шаманов" среди своих коллег и партнеров, что поможет Вам расширить границы и возможности своей компании и повысить личную эффективность.
В первую очередь книга будет интересна топ-менеджерам. Она даcт эффективные инструменты поиска инновационных идей, научит работать в кросс-культурной среде, наконец, позволит принимать эффективные решения в постоянно меняющейся среде.


Новые книги в Интернет-магазине "OZON"

Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами
Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга
Управление в обществе будущего
Совершенство управления процессами
Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее
Boss: бесподобный или бесполезный
7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя
Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования
Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем
Методы оптимизации управления для менеджеров. Компьютерно-ориентированный подход


Новая книга

Настоящее издание посвящено важной проблеме современного менеджмента - управлению организационным поведением на предприятиях различных форм собственности. В книге изложены основные аспекты организационного поведения: организационная культура, коммуникации на предприятии, групповое поведение работников, управление конфликтами, проблемы лидерства, основополагающие факторы трудовой мотивации.
Помимо теоретических положений рассматриваются ситуации из хозяйственной практики, а также анализируются результаты исследований, проведенных автором на предприятиях различных организационно-правовых форм.
Книга рассчитана в первую очередь на руководителей предприятий, но может быть полезна студентам, обучающимся по специальности 061100 "Менеджмент организации", аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется поведенческими проблемами в процессе трудовой деятельности.



С нашего форума


Альберт Гуров написал:


Уважаемые коллеги! Хотелось бы получить ваши комментарии по следующему вопросу.
На предприятии имеется сертифицированная СМК. Определены процессы (с использованием методологии IDEF0), назначены их владельцы и критерии оценки их эффективности. Также существует документ "Политика и цели в области качества". Вопрос: насколько однозначно должны соотноситься цели и критерии? Ведь и те, и другие, по идее, должны быть максимально конкретны и измеримы. Следует ли привести цели в однозначное соответствие с критериями (или наоборот), или этого не требуется? Как относятся аудиторы к этому вопросу?

Попытаюсь несколько более подробно описать ситуацию. У нас малое предприятие (около 50 человек), сфера деятельности - торговля. Пока существует 3 уровня детализации процессов: 1й - гиперпроцесс (один блок), 2й - общая схема процессов предприятия (4 блока), и 3й - декомпозиция процессов второго уровня (17 блоков). Получилось 11 процессов, по которым назначены владельцы и критерии (по одному блоку второго уровня, управление СМК, сразу назначен один владелец - директор - и один критерий, пока без детализации по дочерним процессам). Все критерии измеряются цифрами (повышение объёмов продаж на х% в год, % заявок с претензиями потребителей и т. д.)
В то же время существует 16 целей, и только некоторые из них оцениваются количественно. Большая часть, напротив, так не измеряется. Например - "до конца года ввести в дейстие новый склад". Или - "запустить такое-то новое программное обеспечение". На мой взгляд, критерием какого-бы то ни было процесса такие "одноразовые" события быть не могут, ведь процессы измеряются постоянно - периодически или непрерывно. Или я не прав?
Поэтому критерии процессов и цели перекрываются всего процентов на 30.
В связи с этим вопросы: нормально ли это, на ваш взгляд? Вообще, могут ли цели формулироваться подобным образом, т. е. как достижение некоего состояния, не измеримого количественно? Возможно ли возникновение проблем при аудите сертифицирующим органом?
Благодарю за комментарии.


Дальнейшее обсуждение здесь

Новая книга

Перед вами великолепное пособие, помогающее понять, как люди обретают власть и влияние и для чего их используют. Пфеффер предлагает глубокий анализ власти в организациях и демонстрирует, как лидеры используют ее для реализации собственных целей. Он убедительно доказывает, что феномен власти доступен пониманию, и помогает разобраться в том, как добиваются влияния другие. На многочисленных примерах из мира бизнеса, политики, науки и даже религии автор показывает, как различные деятели используют власть и порой злоупотребляют ею ради достижения личных и организационных целей.
В книге "Власть и влияние" читатель найдет ответы на многие вопросы: какие факторы лежат в основе личной власти и влияния, как правильно использовать и укреплять власть и как, наконец, ее не потерять.



Новые темы на нашем форуме

Разработка СМК в вузе. ПОМОГИТЕ РАЗОБРАТЬСЯ!!!!
По управлению документацией
СМК в организации, управляющей проектами
Критерии результативности процессов и цели качества
мониторинг удовлетворенности
вопрос о применении знака регистра ИСО
Управление несоответствующей продукцией
Обучение - в сфере связи
Поверка програмируемых контролёров

Новая книга

Это первая книга по теме психологического анализа процесса стратегического менеджмента. В современных условиях рынок становится все более сложным, растет конкуренция и основным преимуществом компаний часто являются специальные знания и технологии. Поэтому проблема обучающихся организаций и организационного обучения достаточно перспективна и интересна.
Книга привлекает не только новым теоретическим подходом, но и практическими методами организационного развития и обучения. Она снабжена яркими примерами, поэтому представляет большую ценность для практиков.
Это новый взгляд, который связывает психологию, управление и создание знаний внутри организации в единый подход к проблемам организационного поведения, стратегического менеджмента и управления персоналом.




Ваши пожелания по содержанию выпусков рассылки
Написать письмо автору рассылки
Ваше имя:
Письмо:


Наш форум находится здесь. Перед регистрацией обязательно прочитайте правила
Ваша некоммерческая информация с удовольствием будет размещена в данной рассылке
Хотите больше новостей по менеджменту качества, они есть у меня
Желающие оказать помощь в создании рассылки могут со мной связаться

Связаться с автором рассылки



С уважением, ведущий рассылки
http://quality.eup.ru/
Любящий качество

В избранное