Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

МЕТАФОРЫ

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 20

 

Притчи Ведического Потока

Метафоры других сообществ

Притчи Бахаи и Руми

 


Сказка песков


Поток, родившийся далеко в горах, преодолев препятствия на своем пути, достиг, наконец, песков пустыни.
Точно также, как он преодолел пороги и водопады, Поток попытался преодолеть и это препятствие, но обнаружил, что его воды исчезают, песок поглощает их.
Однако, он был убежден, что его назначение - пересечь пустыню, за которой были видны высокие горы, покрытые снегами. "Что же делать?"
В этот момент голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: "Двигаясь своим обычным способом, ты не сможешь пересечь пустыню. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото".
"Что же делать?" - воскликнул Поток. "Отдайся на волю ветра, он перенесет тебя!"
"Но в таком случае я потеряю свою свободу!" - воскликнул Поток.
"В любом случае ты не можешь оставаться тем, чем ты был. Ты говоришь о своей индивидуальности потому, что не знаешь своей истинной природы".
Когда Поток услышал это, отдаленные, смутные воспоминания стали всплывать в глубинах его памяти. Он осознал, что уже испытывал состояние полета.
Размышляя таким образом, Поток слышал, как тески шептали ему: "Смелее, только так ты постигнешь свою суть!"
Поток поднял свои пары. И гостеприимный порыв ветра подхватил его и понес к заветным горам. Он летел над песками, испытывая новое, удивительное чувство.
"Да, теперь я знаю свою истинную природу" - думал Поток, мягко опускаясь на вершины гор.

 

Лишь вспомнил


Жил мудрый и почтенный святой. Со всех концов страны просвещенные люди устремились лицезреть его мудрость, но тот хранил молчание. Он молчал пред всяким, приходившим с вопросом; вместо ответа он чертил на земле бамбуковым посохом: "Тот, кто удовлетворен в своем сердце, видит добро повсюду и во все времена". Иногда он писал: "Где есть неудовлетворенность, там все усилия напрасны", или: "Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь".
Но посетителей не устраивали эти ответы, ибо они были слишком привязаны к словам. Они не могли понять, почему мудрец не отвечает им прямо. Почему? Он наверняка знает ответы. Другие мудрецы дают советы и предписывают разные методы, говорят о суровом подвижничестве, а что же этот? Его проповеди не услышишь ухом и как же их понимать?
Святой был настоящим мистиком. Он не был аскетом и у него не было никаких специальных рецептов и упражнений, только понимание - молчаливое понимание, благовестие.
Однажды во время одного праздника перед ним появился юноша. При нем не было ни посоха, ни мудрых писаний, на его языке не вертелись вопросы, только в глазах были устремленность и великая страсть. Он подошел к святому, не садясь, не ища места, чтобы возлечь, подобно другим, он взирал на безмятежное лицо старца, не говоря ни слова. Затем, к изумлению прочих, он взял посох из его рук и начертал на песке слова: "Как свет рассеивает тьму?"
Святой, вернув себе посох, написал: "Какая тьма? Разве ты потерялся во тьме?". Юный пилигрим начертал: "Теряет ли путь потерявшийся? В самом ли деле потерявшийся потерян?" Какое-то время мудрец созерцал лицо юноши, а затем написал на земле: "Лишь забыт".
Мудрец стер все написанное и начертал: "Какое желание привело тебя сюда?"
Множество жадных глаз следило за тем, как посох передавался из рук в руки: "Желания...? У меня их нет".
Поглядев на пилигрима, святой взял посох, поднялся, вытянул правую руку и трижды постучав им по земле, застыл в этой позе.
"Зачем Вы это сделали?" - спросил пилигрим.
Посох мелькал туда-сюда до тех пор, пока пилигрим не написал: "Говорят, есть священная мантра, читая которую можно слиться воедино со Вселенной". Мудрец начертал: "Был ли ты когда-нибудь отделенным от Нее?" Вдруг преподобный поднял посох и обрушил его на голову юноши, повергнув его в глубокий транс.
Минули дни. Сидя в самоотречении у ног великого мудреца, юный пилигрим вкусил его блаженство. Ни разу не задал он вопроса, безграничная любовь расцвела между ними. На третий день мудрец нарушил свое многолетнее молчание. ''Вот ты и пришел, наконец!" - раздался его хриплый голос. Юноша не ответил, заглянул в мудрые глаза старца, затем взял посох из его рук и написал: "Лишь вспомнил!"

 

Рабия Аль-Адавия


Жила такой суфийский Мастер Рабия. Она была уважаемой и очень жизнерадостной женщиной; чем старше она становилась, тем моложе казалась: ведь годы ничего не значат. Ома была такой веселой и творческой, что всякий ей удивлялся.
- Но в Вашей жизни должны быть облака, жизнь не может быть безоблачной, - говорили ей.
- Отчего же, конечно, если бы не было облаков, откуда бы пришли эти благословенные дожди? - смеялась она.
Как и многие суфийские Мастера, Рабия была прекрасным поэтом:

 

Лепестками роз и лилий землю устилает ветер,
С ним да будет милость божья, пусть не утихает ветер!
Он разбил на сотню бликов отраженье солнца в море,
Сто следов Мани заметил и о них вешает ветер!
Как Иса, великодушен, чудеса свершает ветер,
Туча льет не дождь, а жемчуг - на лугу сверкают перлы,
Листья жухлые дыханьем свежим оживляет ветер!
Кто алеть заставил розу ранним утром на рассвете?
Необузданный и дерзкий, он ее смущает, ветер!

 

Однажды вечером люди нашли ее сидящей на дороге и ищущей что-то. Ее ученики и соседи пришли, чтобы помочь ей. Они спросили:
- Что Вы ищете, уважаемая Рабия?
- Вопрос неуместен. Я просто ищу. Если вы можете помочь мне, помогите.
Они засмеялись и сказали:
- Рабия, Вы говорите странные вещи. Вы говорите, что наш вопрос неуместен, но если мы не знаем, что Вы ищете, то как мы можем помочь Вам найти?
- Хорошо. Чтобы вы были довольны, я скажу - я ищу иголку, которую потеряла.
Все стали ей помогать, но сразу же поняли, что дорога очень большая, а иголка почти невидима. И они спросили:
- Пожалуйста, покажите точно, где Бы ее потеряли? Иначе ее почти невозможно будет найти. Дорога большая и мы можем продолжать поиски вечно!
- Вы опять задаете неуместный вопрос. Какое это имеет отношение к моим поискам?
- Рабия, у Вас с головой все в порядке? - спросили они.
- Хорошо. Чтобы удовлетворить ваше любопытство, я скажу - я потеряла ее в доме.
- Тогда почему мы ищем ее здесь?
- Потому что здесь есть свет, а там внутри его нет. Заходящее солнце все еще освещало дорогу... Ученики остановились, пожимая плечами, не зная, что делать. Рабия, видя это, сказала:
- Пользуясь суфийским методом, я создала эту ситуацию, чтобы показать вам, что делают люди всю свою жизнь. Люди потеряли, но не осознали, Что. Вы ищете, но не знаете, где следует искать. Вы потеряли вечное, бесконечное, и ищете его, и это подсознательно лежит в основе всех ваших действий.

 

Эликсир жизни


Чтобы пояснить снова Рабии, приведем дня примера историю из жизни Александра Македонского - человека, максимально реализовавшего свои амбиции.
Александр всю свою жизнь искал эликсир жизни, дающий бессмертие, и, говорят, нашел его в Аравийской пустыне. Какая радость! Какой экстаз! Он танцевал от радости. Эликсир в виде живой воды был найден в пещере.
Он отправился туда один, не взяв с собой даже своих ближайших друзей. Войдя в пещеру, он увидел родник, сочившийся из-под огромного кристалла, который светился всеми цветами радуги.
Завороженный, он смотрел на это чудо и уже хотел напиться, как вдруг услышал: "Кар, кар!" Александр вздрогнул. Оглянувшись, он увидел древнего старика с бородой до земли. Рядом с ним сидел ворон.
Старик сказал:
- Прежде, чем напиться, подумай хорошенько. Я выпил этой воды и живу уже несколько веков. Если б ты знал, как я устал! Я в отчаяньи. Я хочу умереть и не могу. Я пресытился жизнью, у меня нет желаний. Жизнь должна обновляться, а обновляться она может только через ребенка.
Говорят, на Александра так подействовали эти слова, что он выбежал из пещеры, вскочил на коня и, не оглядываясь, скакал, пока не село солнце.

 

Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал.
Его военноначальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадежности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоеван?
Они постучали, вошли и спросили:
- Что случилось, почему ты плачешь? Он ответил:
- Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл.
Александр умер в возрасте тридцати трех лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок, таково было его завещание, чтобы все видели, что он уходит с пустыми руками.


Я жду тебя


Однажды к хасидскому Мастеру Нафтали постучали. Он открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил:
- Ты зачем пришел? Человек ответил:
- Я пришел учиться у Вас. Нафтали сказал:
- Поищи себе кого-нибудь другого, с кем будешь изучать писание.
Сказав это, он закрыл дверь. Его жена спросила:
- Почему ты его прогнал? Он производит впечатление искренне жаждущего.
Нафтали ответил:
- Те, кто интересуется изучением писаний, по большей части глупы. Они просто хотят спрятаться за этим.
Прошло время и в его дверь снова постучали. Нафтали открыл дверь и спросил:
- Чего тебе? Человек ответил:
- Я пришел, чтобы быть рядом с Вами, научиться у Вас служить человечеству.
- Проваливай!- сказал Нафтали. - Ты ошибся адресом.
Жена опять спросила:
- Почему ты и этого прогнал? Такая чистая душа, стремится служить человечеству. Из него мог бы выйти толк.
- Тот, кто не знает самого себя, - сказал Нафтали, - не может никому служить. От его служения одни неприятности.
Однажды в дверь Мастера снова постучали. Нафтали открыл дверь и спросил:
- А тебе чего?
Человек ответил:
- Я невежественный и хотел бы избавиться от этого. Не могли бы Вы немного помочь мне в этом? Нафтали сказал:
- Входи, я жду тебя.

 

Победа и поражение


Один ученик однажды спросил Бахауддина:
- Почему Вы никогда не дискутируете с учеными? Бахауддин ответил:
- Было время, когда я делал это регулярно. Я разрушал их убеждения и воображаемые доказательства. Но однажды человек более мудрый, чем я, сказал: "Ты настолько часто и намеренно стыдишь людей языка, что в этом есть монотонность, и, поскольку это не является целью, а ученые продолжают делать ошибки после того, как их авторитет был разрушен, то это не имеет смысла". Он добавил: "Твои ученики находятся в состоянии постоянного восхищения тобой. Они научились уважать тебя. Вместо этого им следовало бы осознать относительную бесполезность таких побед и отсутствие значимости твоих оппонентов. Таким образом, ты в победе потерпел поражение, скажем, на четверть. Восхищение тобой ориентирует их в ненужном направлении и отнимает часть времени, которое они могли бы использовать для восприятия чего-либо более важного. По этому ты потерпел поражение пожалуй еще на четверть. Две четверти равны одной половине. Твоя победа является победой только наполовину, а наполовину - поражением".
Это было 20 лет назад. Вот почему я не обращаю ни своего внимания, ни внимания своих учеников на ученых. Наносить удар мнящим о себе ученым, чтобы продемонстрировать их пустоту ученикам, также бесполезно, как и ударять по пустому горшку.


Я выбираю блаженство


Мастер Бахауддин всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Бея его жизнь была ароматом праздника...
Даже на смертном ложе он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Ученики сидели вокруг. Один из них спросил:
- Почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись и мы не решались спросить, как Вам это удается? И вот даже сейчас, умирая, Вы все же смеетесь. Что здесь смешного?
И старик ответил:
- Много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже страдающим. Мастеру было семьдесят и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: "Как Вам это удается?" И он ответил: "Я свободен в своем выборе, это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: "Что ты выберешь сегодня - блаженство или страдание?" И так случается, что я выбираю блаженство, это так естественно".

 

Выясните, что вы защищаете


Однажды Гурджиев, сидя в окружении учеников, сказал:
- Пока вы не узнаете своей основной черты и не осознаете ее, вы не сумеете войти в свою сущность и останетесь привязанными к своей личности.
Один из учеников попросил:
- Приведите, пожалуйста, конкретный пример.
Гурджиев сказал:
- Посмотрите на сидящего передо мной. Основная его черта в том, что его никогда нет "дома".
Все посмотрели на рассеянное выражение лица ученика. А он встрепенулся и спросил:
- Простите, Вы что-то сказали?
Гурджиев сказал:
- Он постоянно отсутствует и при этом хочет расти. Это невозможно; чтобы расти, надо быть "дома".
Гурджиев повернулся к другому и сказал:
- Посмотрите на этого человека. Его основная Черта в том, что он всегда спорит. Человек вспыхнул и сказал:
- Неправда! Я никогда не спорю!
Гурджиев сказал:
- Выясните, что вы защищаете. Это может стать ключом к познанию себя.




Источник: "Притчи. Ведический поток" - Кукушкин С.А., Ганус Г.А., - ООО "Росток", г. Обнинск, 2001

 

Метафоры других сообществ

 

 

Мерлин Аткинсон "Расширение позиции восприятия"

Есть одна удивительная история о мастере Дзен, который хотел показать ученику метафору Вселенского Разума. В звездную ночь он вывел его на улицу и указал на небо и на мириады мерцающих галактик. Он сказал: "Смотри и постарайся по-настоящему увидеть; тебе уже пора видеть... Следи за моим пальцем... И что ты сейчас видишь?" Ученик подошел поближе к пальцу и стал внимательно смотреть. "Да, - сказал он, - наконец, я вижу. Палец Мастера грязный".


То, на что мы указываем...
Это то, откуда мы указываем...
Это то, чем мы указываем.


С помощью расширения позиций восприятия мы можем создавать трансформационные точки наблюдения. Иногда для обозначения этого процесса я использую следующий символ: точка внутри круга, которая расширяется в кольцо кругов. Зрительный образ - это движущийся образ, расширяющийся образ, бесконечный процесс, точно такой же как волна, которая возникает, когда капля дождя падает на поверхность пруда. Символ маленького круга внутри большого круга обозначает способность человека изменять позицию восприятия и буквально расширяться...

Исследование мира через сдвиги позиции восприятия позволяет нам направлять наши оценки к «правде», самосогласованности и «глубинным убеждениям» и одновременно расширять и развивать наше восприятие в направлении целостности. Это позволяет нам эффективно оценивать и одновременно интегрировать в себя все богатство того, что мы воспринимаем «на другом уровне абстракции». Наш сознательный ум может «устанавливать рамку внимания» и может «думать о ее представлении», тогда как бессознательный ум просто делает это.
Если мы можем сдвигать позиции восприятия, то мы можем ценить нашу растущую способность к выражению целостности момента. Через сознательное использование внимания мы можем устанавливать метафорические связи с более масштабным восприятием нашей общей целостности. И, по мере накопления практического опыта, мы постепенно начинаем очень глубоко ощущать то, кем мы являемся. Бессознательное прекрасно понимает абстракции. Для того, чтобы Вселенная существовала, нужны наблюдатели.


Полный текст статьи >>>


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

Елена Шугалей elena@humans.ru

 

Клуб "ЧеловекИ" http://www.humans.ru/

приглашает к сотрудничеству дизайнеров и программистов!

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

mailto:center@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное