Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп.


Рассылка призвана в метафорической форме помочь нам сформировать некоторые воображаемые ситуации, уже имеющие способы разрешения определенного вида проблем, с которыми мы сталкиваемся. Это способ "примерки" различных стратегий к нашему субъективному опыту и выбор наиболее приемлемых для нас решений или способов восприятия. Метафоры не только помогают нам переосмыслить свой опыт, но и доставляют большое интеллектуальное и эстетическое удовольствие.
Метафоры.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Пишите автору

Эффективные рекламные кампании в Интернете.
Реклама и консультации

Рекомендую подписаться! Интересные и полезные рассылки.
Хорошее настроение! Смешные истории. Анекдоты.
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий.
Читать книги! Рецензия на книгу.
Умные мысли. Афоризмы и цитаты.
Лучшие цитаты и афоризмы о жизни и о бизнесе
Microsoft office - word, excel, powerpoint
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Маркетинговая стратегия.
Интернет маркетинг. Реклама в интернете
Антикризисное управление.
Современный мир. Глобальные проблемы.
Аренда квартир в Москве.
Обслуживание компьютеров
Раскрутка продвижение сайта.
Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Метафоры.
___________________________

Рассылка новостей
Выпуск от 2009-12-19 13:28

Когда употребляют старое слово, то часто оно
идет к разуму по каналу, который прорыт еще
азбукой; метафора же пролагает себе новый путь
и часто пробивается по нему. (Г.Лихтенберг)

Здравствуйте, дорогие читатели! Вопросы и предложения присылайте на mymet@mail.ru .


 

Сказки. Сказка о Курочке Рябе

 

Я предлагаю немного порассуждать на "сказочную тему". Продолжая разговор, начатый в прошлом выпуске, хочу привести отрывок из той же книги Елены Николаевой "111 баек для детских психологов". Уж очень "переплетаются" темы некритичного восприятия сказок (как родителями, так и детьми) и восприятия метафор (мифов, табу, заблуждений). Хотя и "слишком критичное восприятие" тоже может мешать жизни. Да и "меньше думаешь - крепче спишь". Но, иногда не мешает задуматься о таких простых и привычных вещах, как например, сказки. Итак...

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.
∙ Дед и Баба хотели разбить яйцо?
∙ Если хотели, то почему плакали?
∙ Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
∙ Что было в яичке, когда оно разбилось?
∙ Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
∙ Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
∙ Что мы ожидаем от чтения этой сказки?


Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.
Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?
Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.
Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.
Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.
Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.
Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.
Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.
Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?
Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.
Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.
Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.
Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: "С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий"».
— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.
Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.


Народ не стареет и не умнеет, народ остается всегда ребенком. И.Гете.


Необходимо разрешить народу сатиру и жалобу: скрытая ненависть опаснее, чем открытая. Д.Дидро.


Народ может не видеть, но он всегда чувствует. Д.Харрингтон.




 

Немного юмора.

 

Самый известный анекдот на тему сказки "Про курочку Рябу" уже довольно приелся. Хоть он и "вписывается в нашу тематику". Но - не будем повторяться :), тем более, что на многих сайтах и форумах он "вошел в черный список". Тема запретов на этот анекдот сама стала предметом юмора:
Внимание, ХОККУ!
Вздорная птица опять
Гениталий сорвала у старца.
Рыдай, модератор!


Новая сказка про курочку Рябу.
Снесла курочка яичко. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила... Мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и... снова не разбилось! Плачут дед с бабой, а курочка и говорит:
— Какой козел намазал яйцо блендамедом?


Жили были дед и баба и была у них курочка Ряба.
Снесла она как-то яйцо, но не простое, а золотое. Стали дед с бабой яйцо бить - дед бил не разбил, баба била не разбила, но в конце концов конечно разбили.
Затем принялись за посуду, потом выбили стекла, раскрошили мебель, исцарапали лифт, намусорили в подъезде. Вот такую вспышку вандализма порой вызывают драгоценные предметы в руках малокультурных людей.


Подходит Волк к соломенному домику поросенка Ниф-Нифа, набирает в грудь воздуха... Ниф-Ниф из-за двери:
- Дуй, дуй... чихал я на тебя сто раз.


Волк остался бы жив, если бы не заговорил в темном лесу с незнакомой девочкой в красной шапочке.


"А вот побудь в моей шкуре", - сказал Серый волк и проглотил Красную Шапочку


Главное - не ударить в грязь лицом. Колобок.


- Колобок сменил пол.
- Операцию сделал?
- Нет, попал под машину и стал Лепёшкой.


Встречает Волк в лесу Красную Шапочку и говорит:
- Ну что ж, Шапка, у нас с тобой есть два варианта развития событий: либо слияние, либо поглощение.


Жили-были дед и баба, а курочки Рябы у них не было. Стал дед за это бабу бить. Бил-бил, чуть не убил. Баба обиделась, позвала внучку. Била-била внучку - чуть не угробила. Внучка позвала Жучку. Била смертным боем - та еле уползла. Позвала Жучка Кошку. Била как врага народа, чуть не удавила. Позвала Кошка Мышку - била ее трое суток, заставляла зубной щеткой пол мыть. А мышка назло дедову репку съела. Вот так они все себя наказали ни за что, ни про что.


Читать другие анекдоты>>





Предлагаю подписаться на рассылки:

 

Бизнес новости. Новости экономики за неделю. Юмор, анекдоты

Наш девиз: Секрет хорошего настроения: сначала читаем новости, потом анекдоты!
Новости, аналитика, обзор рынков, событий, СМИ. Бизнес-новости. Самые важные события за текущую неделю. И анекдоты "на злобу дня".



Развитие современной науки. Проблемы науки и техники

В рассылке Вы будете получать информацию о передовых научных открытиях, сведения об исторических исследованиях, описания археологических находок, освоение космоса и ещё много интересного и полезного из разных областей науки.



На какую рассылку подписаться? Лучшие рассылки Subscribe.ru

Данная рассылка будет Вашим путеводителем в мире почтовых рассылок сервиса Subscribe. Как Вы принимаете решение, столкнувшись с вопросом "На какую рассылку подписаться?" Вам не хватает подсказки и мнения других людей? Тогда эта рассылка для Вас!



Присылайте свои предложения и замечания на   mymet@mail.ru

Александр Грин.

 

Эффективные рекламные кампании в Интернете.
Рекомендую подписаться! Интересные и полезные рассылки.
Хорошее настроение! Смешные истории. Анекдоты.
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий.
Читать книги! Рецензия на книгу.
Умные мысли. Афоризмы и цитаты.
Лучшие цитаты и афоризмы о жизни и о бизнесе
Microsoft office - word, excel, powerpoint
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Маркетинговая стратегия.
Интернет маркетинг. Реклама в интернете
Антикризисное управление.
Современный мир. Глобальные проблемы.
Аренда квартир в Москве.
Обслуживание компьютеров
Раскрутка продвижение сайта.

Эффективные рекламные кампании в Интернете.

В избранное