Лорд Ротшильд, один из лучших инвесторов в истории, сказал, что время для инвестиций наступает, когда кровь льется по улицам. Он полагал, что моменты беспорядка, когда инвесторы в панике и все ждут катастрофы, предоставляют наилучшие возможности для получения выгоды.
Россия не стоит на пороге кровавой революции, но, образно говоря, кровь льется по улицам энергетического сектора. Акции энергетических компаний России оцениваются ниже их западных аналогов более чем в 10 раз. Влиятельные инвестиционные банки прогнозируют, что акционеры энергокомпаний потеряют большинство активов во время реструктуризации сектора. Рынок верит, что оставшиеся активы никогда не принесут прибыль из-за неэффективного регулирования. А значит, пришло наилучшее время для инвестиций в этот сектор.
Сейчас в электроэнергетике все выглядит достаточно безнадежно. Но на самом деле не так много нужно сделать, чтобы поднять интерес со стороны инвесторов. Как представитель миноритарных акционеров в совете директоров РАО ЕЭС, я много общаюсь с портфельными инвесторами компании. Их волнуют всего несколько критериев: четкий, последовательный план реформ; сохранение прав собственников в процессе реструктуризации; рынок, который позволяет эффективным, хорошо управляемым компаниям зарабатывать прибыль; достаточная ликвидность акций компании.
Все эти критерии достижимы. Четкий, последовательный план реформ появится вскоре после того, как Дума примет законы о реформе энергетики. Права на собственность пока еще не нарушены. Существуют, конечно, некоторые угрозы, но собственность будет сохранена, пока инвесторы остаются бдительными. Эту бдительность должны гарантировать независимые директора РАО ЕЭС, в том числе и я. Реформаторские законы позволят эффективным предприятиям стать прибыльными. А ликвидности акций можно достигнуть путем выпуска ADR для всех выделяемых из РАО компаний и их слияний. Такие предложения совету директоров я уже сделал. В конце реформы большинство, если не все выделяемые компании, будут достаточно крупными, чтобы поддерживать нужный уровень ликвидности.