При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
В декабре -- дешево, в январе -- дорого
"Роснефть"
оценила "Юганскнефтегаз" в 40 млрд долларов
Индийская газета The Telegraph опубликовала вчера информацию со ссылкой на анонимного источника о том, что "Роснефть" готова продать компании Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) 15% акций "Юганскнефтегаза", но не за 2 млрд долл., как предлагали индийцы, а не менее чем за 6 млрд. Иными словами, вся компания оценивается потенциальным продавцом в 40 млрд долл. Как известно, 76% акций "Юганскнефтегаза"
на аукционе были проданы за 9,3 млрд долл. Источник, близкий к переговорам, заявил "Времени новостей", что вполне возможно, кто-нибудь из менеджмента "Роснефти" и назвал цифру 6 млрд долл., "лишь бы отвязаться от настойчивых предложений индийцев". А если они будут готовы столько заплатить, то ничего плохого в этом нет: деньги российской госкомпании не помешают, а контроль над "Юганскнефтегазом" все равно останется у "Роснефти", которая его, очевидно, не отдаст
никому.
ONGC проявляла интерес к бывшей "дочке" ЮКОСа еще до аукциона, который состоялся 19 декабря. Однако компания осознавала, что выиграть торги ей не удастся, а потому предпочитала вести переговоры с потенциальными покупателями о продаже части пакета. Известно, что руководство "дочки" ONGC, занимающейся зарубежными проектами, в декабре приезжало в Москву для консультаций по возможной сделке с акциями "Юганскнефтегаза". Но о результатах переговоров
ничего не сообщалось.
Теперь же The Telegraph утверждает, что Россия "заломила" огромную цену за 15% акций "Юганскнефтегаза", потому что ей выгоднее получить среднесрочный кредит на 6 млрд долл. от Китайской национальной нефтегазовой корпорации в обмен на гарантии поставок почти 50 млн тонн нефти до 2010 года. Понятно, что в таких условиях продавать часть бывшей "дочки" ЮКОСа нецелесообразно. Это признают и в Нью-Дели, однако заявляют, что их предложение
о цене в 2 млрд долл. за 15% акций "Юганскнефтегаза" сделано исходя из цены аукциона 19 декабря. Понятно, отмечает издание, что 9,3 млрд долл., заплаченные за актив, меньше рыночной стоимости, но "Роснефть" из-за этого теперь не может определить эффективную цену 15-процентной доли "Юганскнефтегаза" и говорит о высоких ценах на сырье, сложившихся на мировом энергетическом рынке.
В "Роснефти" вчера отказались прокомментировать сообщения индийской газеты,
заявив, что не намерены дискутировать с анонимными источниками. Впрочем, в компании дают понять, что не заинтересованы дешево продавать какие бы то ни было пакеты акций "Юганскнефтегаза". Ведь "Роснефть" намерена самостоятельно развивать купленное предприятие и уже начала процесс смены команды менеджеров. Более того, огромный актив, благодаря которому "Роснефть" стала второй по объему добычи нефтяной компанией России, добавит уверенности ее руководству в переговорах
с "Газпромом" о слиянии, которое рано или поздно власти все же планируют осуществить.
Впрочем, даже если ONGC и согласится купить "Юганскнефтегаз" за 6 млрд долл., "Роснефть" от этого хуже себя не почувствует. При сохранении контроля над активом, очевидно, отпадет необходимость искать кредитные средства для расчета со структурами, предоставившими деньги на покупку акций "Юганскнефтегаза" для "Байкалфинансгрупп", которая выиграла декабрьский аукцион
и затем была продана государственной нефтяной компании.
Николай ГОРЕЛОВ
ЛУКОЙЛ намерен дорожать
Александр Шохин поможет увеличить капитализацию компании до 40 млрд долларов
ЛУКОЙЛ на своем внеочередном собрании акционеров переизбрал совет директоров, и теперь американская ConocoPhillips, владеющая 10% российской компании, имеет в совете своего представителя. По мнению другого нового
члена совета директоров холдинга, председателя наблюдательного совета ИК "Ренессанс Капитал" Александра Шохина, компания вышла на новый уровень развития, и ее целью является достижение уровня капитализации в 40 млрд долл. против нынешних 25 млрд. Менеджеры корпорации тоже говорят об амбициозных планах. Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун обещает начать экспорт нефти в Америку и уверяет, что в скором времени о ЛУКОЙЛе "можно будет говорить не как о нефтяной, а как
о нефтегазовой компании".
Внеочередное собрание акционеров ЛУКОЙЛа было проведено по инициативе нового крупного акционера холдинга - ConocoPhillips. Свой пакет в 7,59% акций американцы приобрели у российского правительства в сентябре за 1,988 млрд. долл. на аукционе, который стал крупнейшей приватизационной сделкой за всю историю современной России. Тогда же западные нефтяники объявили о своих планах довести приобретенный пакет до 10%, выкупив недостающую
долю на рынке, что и сделали до конца года. Всего, по условиям соглашения с ЛУКОЙЛом, ConocoPhillips может стать владельцем не более чем 20% акций компании, и американцы уверяют, что продолжат увеличивать свой пакет. ConocoPhillips получила в совете директоров лишь одно место - соразмерно своей доле. Представителем западных инвесторов стал президент компании по региону Россия/Каспий Кевин Мейерс.
Стоит отметить, что хотя американцам и запрещено увеличить свой
пакет до блокирующего, от возможных рисков они застраховались. Вчера в устав ЛУКОЙЛа были внесены беспрецедентные для российских компаний изменения. Согласно новому варианту документа, утвержденному на собрании акционеров, ряд решений, касающихся возможного отчуждения крупных активов, значительных денежных средств или изменения величины пакета акционеров могут приниматься советом директоров только единогласно. В частности, речь идет об увеличении уставного капитала более чем на
10%, а также утверждении размера дивидендов в размере, превышающем консолидированную прибыль, решениях о прекращении деятельности или ликвидации компании, и некоторых других.
Как отмечает аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев, теперь устав ЛУКОЙЛа - это пример корпоративной практики, ориентированной на миноритариев. Правда, по сути, подчеркивает эксперт, пока единственным по настоящему независимым директором в ЛУКОЙЛе
является лишь Александр Шохин. Остальные формально независимые директора -- председатель банка "Автобанк-НИКойл" Николай Цветков, гендиректор "Менеджмент-консалтинг" Сергей Михайлов и глава совета директоров "Инвестиционной группы КапиталЪ" Игорь Шеркунов де-факто являются аффилированными лицами.
Вчера в ЛУКОЙЛе "говорилось о новом этапе развития компании -- речь идет об окончательной приватизации холдинга, о появлении
стратегического инвестора. Сейчас целевой установкой нового этапа является доведение капитализации компании до 40 млрд. долл. Речь идет об амбициозных проектах в нефти и газе в России и за ее пределами. Но пока трудно говорить о сроках -- рыночная капитализация зависит не только от компании", -- цитирует г-на Шохина Интерфакс. По словам Леонида Федуна, ЛУКОЙЛ намерен с конца 2005 -- начала 2006 года начать высокими темпами наращивать добычу газа. В 2004 году холдинг произвел 6,2
млрд кубометров, превысив объем прошлого года на 9%. "В скором времени о ЛУКОЙЛе можно будет говорить уже как о нефтегазовой компании", -- отметил г-н Федун, сообщая о скором вводе в эксплуатацию Находкинского месторождения.
Кроме того, в планах ЛУКОЙЛа модернизация нефтяного терминала в американском порту Нью-Джерси (у компании, как известно, около 800 АЗС в этом регионе США). После того, как холдинг через один-два месяца завершит дноуглубительные
работы на своем терминале в Высоцке (это позволит принимать танкера дедвейтом в 100 тыс. тонн), он сможет экспортировать в Америку до 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Впрочем, эти планы компании теоретически могут оказаться под вопросом, если РЖД не пойдет навстречу ЛУКОЙЛу и не построит железнодорожную ветку из Петербурга в Высоцк и Приморск. По словам директора по развитию московского представительства Argus Михаила Перфилова, прогресс в переговорах
между компаниями отсутствует. Более того, РЖД в течение ближайших пяти лет намеревается концентрировать рост тарифов именно в сегменте перевозок в направлении портов. "При этом, -- добавляет аналитик, -- рентабельность поставок нефти из портов СНГ и Балтии в США зависит от конъюнктуры нефтяного и фрахтового рынка, а также величины сопутствующих расходов экспортера. Как правило, российская нефть, отгружаемая из портов Балтики, реализуется в Северо-Западной Европе, везти ее
в США нерентабельно, чему свидетельствует география поставок из Приморска". По данным г-на Перфилова, пока с терминала в Высоцке ЛУКОЙЛ отгружает в Европу нефть и вакуумный газойль. "Увеличение объема танкерных партий улучшит рентабельность поставок вакуумного газойля в США, где он может использоваться в качестве сырья для производства моторных топлив, -- говорит эксперт. -- Кроме того, ЛУКОЙЛ может рассмотреть возможность перевалки в Высоцке российского бензина, который также используется
американскими НПЗ для дальнейшей переработки".
Денис РЕБРОВ
Ошибка эмитента
ММВБ с начала года не размещает корпоративные облигации
Новые правила эмиссии ценных бумаг, облегчающие эмитентам доступ на рынки капитала, проект которых Федеральная служба по финансовым рынкам обнародовала еще в октябре, все еще не введены в действие. Между тем, некоторые компании, намеревавшиеся разместить свои
облигации в начале этого года, испытывают трудности с их первичной продажей и вынуждены перенести эту процедуру. С начала 2005 года на ММВБ не состоялось ни одного запуска новых корпоративных облигаций.
Вчера Интерфакс сообщил о возможном переносе "Газпромом" сроков размещения своих пятилетних обязательств на сумму 5 млрд рублей с начала февраля на более позднюю дату. Правда, в компании "Ренессанс Брокер", являющейся организатором и андеррайтером этого выпуска
ценных бумаг, "Времени новостей" рассказали, что "Газпром" и не принимал никакого "корпоративного решения" по поводу сроков размещения своих пятилетних облигаций. Так что говорить о переносе даты не приходится. Решение будет принято концерном с учетом рыночной конъюнктуры и только после того, как ФСФР зарегистрирует изменения к списку ценных бумаг, допущенных к торгам на ЗАО "Фондовая биржа ММВБ". В новую редакцию этого списка будут включены и бумаги "Газпрома". На
процедуру регистрации ФСФР законодательно отведен месяц. С длительностью ее прохождения связана и пауза в первичных размещениях на фондовой "дочке" ММВБ.
Однако эта причина не является единственной. Проспект эмиссии облигаций "Газпрома" содержит указание на то, что площадками, на которых должно проводиться первичное размещение, являются и ЗАО "ММВБ", и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ". Таким образом, регистрируя проспект, эмитент учел, что с начала
этого года торги ценными бумагами в фондовой секции "старой" ММВБ перенесены на дочернее предприятие, получившее лицензию фондовой биржи. Некоторым другим потенциальным заемщикам принять во внимание это обстоятельство в голову не пришло -- их проспекты эмиссии содержат привычное указание только на ЗАО "ММВБ". Вследствие этого упущения первичное размещение их облигаций вообще оказалось под вопросом. Как сообщил "Времени новостей" источник в ФСФР, служба пока не нашла юридических
оснований для проведения первичных размещений бумаг, проспекты эмиссии которых содержат подобное упущение. Скорее всего, невнимательным заемщикам придется регистрировать свои документы в ФСФР повторно.
Игорь ПОЛИЩУК
"Мечел" получил компенсацию за Магнитку
Компания выиграла аукцион по приватизации блокпакета акций "Якутугля"
Аукцион по продаже блокпакета акций последнего неприватизированного
крупного угольного актива в стране -- ОАО "Якутуголь" -- выиграла вчера стальная группа "Мечел". Ее основным конкурентом был Магнитогорский меткомбинат (подконтрольный собственному менеджменту во главе с Виктором Рашниковым). Но Магнитка проиграла "Мечелу" 180,9 млн руб. (один шаг), и в итоге угольное предприятие досталось компании кемеровского бизнесмена Игоря Зюзина за 11,6 млрд руб. (411 млн долл.). Эксперты сочли сумму сильно завышенной (она почти в четыре раза отличается
от стартовой) и предположили, что "Мечел" получил "билет" для полного "захода" на предприятие. В "Мечеле" и не скрывают, что готовы участвовать в дальнейшей приватизации. Правда, в приватизационном плане на 2005 год 74% акций "Якутугля", находящиеся в собственности республики, пока не значатся.
На вчерашнем аукционе гг. Рашников и Зюзин встретились во второй раз за последний месяц: в конце декабря они боролись за 17,84% государственных акций Магнитки, однако,
как затем выразился Владимир Путин, комбинат ушел "не в чужие руки". Поэтому некоторые эксперты полагают, что якутский уголь -- это что-то вроде компенсации "Мечелу" за проигрыш на аукционе по приватизации Магнитки.
Опрошенные "Временем новостей" отраслевые эксперты сочли сумму, заплаченную "Мечелом" за акции "Якутугля", завышенной. "По подсчетам наших финансистов справедливая стоимость актива составляет 170--200 млн долл.", -- говорит источник в одной из металлургических
компаний. А аналитик ИК "Атон" Тимур Пестов отмечает, что актив потребует немалых инвестиций. Блокпакет, по его словам, мог бы приблизительно стоить 150--180 млн долл.
Высокая цена актива вызвана, очевидно, тем, что "Якутуголь" остался единственным крупным нераспределенным угольным активом в России, а потому в аукционе участвовали аж десять компаний. Однако до конца с "Мечелом" бился лишь ММК. "Мы ушли, когда еще не было и 200 млн долл.", -- сообщил "Времени
новостей" источник в "Северсталь-групп". Новолипецкий меткомбинат вышел из игры еще раньше. ИГ "АЛРОСА" дошла до 300 млн долл. При этом, подчеркивают эксперты, у владельцев этих предприятий денег было уж точно не меньше, чем у "Мечела". В то время как руководство Магнитки в конце минувшего года сильно потратилось на приобретение полного контроля над комбинатом: команда г-на Рашникова заплатила за 42% голосующих акций (госпакет и пакет, которым до этого владел "Мечел") 1,5 млрд долл. (см. "Время новостей"
от 23 декабря).
Очевидно, что для Магнитки, являющейся единственным меткомбинатом, у которого отсутствуют собственные коксующиеся угли, победа на торгах была стратегически необходима. Покупка крупнейшего угледобывающего предприятия Якутии (добывает в год 9 млн тонн угля и обладает приблизительными запасами в 300 млн тонн) с лихвой покрыла бы годовую потребность ММК (8 млн тонн). В компании г-на Рашникова неохотно комментировали свое поражение, отмечая,
что руководствовались "экономической целесообразностью и эффективностью". Теперь Магнитке будет гораздо сложнее купить долю в якутской угольной компании. Между тем многие наблюдатели сомневаются, что "Мечел" согласился выложить столь высокую цену за блокпакет, не получив дополнительных гарантий в установлении контроля над "Якутуглем". Эту версию косвенно подтвердил и гендиректор компании-победителя Владимир Иорих. Он сообщил после торгов, что "победа на этом аукционе открыла "Мечелу" дорогу
для расширения сферы своих интересов в новый регион".
Впрочем, "Мечел" является самой обеспеченной собственным сырьем из российских металлургических компаний: из 8,7 млн тонн произведенного в 2003 году коксующегося угля на собственное производство было использовано только 3,4 млн тонн. В "Мечеле" тем не менее официально заявили, что покупка встраивается в стратегию группы, направленную на усиление горно-добывающего сектора и увеличение добычи коксующегося угля.
Как известно, группа выросла из "Южного Кузбасса", второго в стране добытчика коксующихся углей, и изначально специализировалась исключительно на угольном бизнесе. Поэтому, как говорит аналитик UBS Федор Трегубенко, покупка не является столь уж неэффективной, как говорят представители Магнитки: выручка "Якутугля" в текущем году ожидается на уровне 700 млн долл., показатель EBITDA (доналоговая прибыль) -- 350 млн долл. А конъюнктура цен на сырье сейчас весьма благоприятная.
Яна ГОДОВАНАЯ
Развод по расчету
GM никак не может расстаться c Fiat бесплатно
Новый оборот приняли отношения между двумя гигантами мировой автоиндустрии -- американским концерном General Motors Corp. и итальянским Fiat SpA. После пяти лет тесного сотрудничества партнеры затеяли долгий и неприятный для обеих сторон спор. В центре конфликта оказался опцион на выкуп 90% акций Fiat, которые GM должна
будет приобрести по первому требованию своих партнеров. Согласно заключенному договору, воспользоваться своими правами Fiat может, начиная со вчерашнего дня и до 2010 года. Однако в понедельник представители итальянского концерна заявили, что Fiat пока откладывает эту возможность до 2 февраля -- времени окончания переговоров, на которых обсуждается дальнейшее взаимодействие концернов вообще.
Как пишет The Wall Street Journal,
компании ведут интенсивные переговоры о разрыве отношений. Каждая из сторон пытается выйти из ситуации с наибольшей выгодой. В 2000 году, когда GM покупала 20% акций Fiat за 2,4 млрд долл., руководство американской корпорации не предполагало, что в будущем ему придется не только лихорадочно искать пути избавления от приобретенного пакета, но и пытаться делать все возможное, чтобы избежать реализации опциона. После 2003 года по мере увеличения акционерного капитала Fiat Auto доля GM сократилась
на 10%. Полностью избавиться от участия в капитале Fiat американцам удалось лишь на прошлой неделе, но пункт о реализации опциона продолжает действовать. Сейчас в GM категорически отказываются от своих обязательств, давая понять, что ни при каких условиях концерн не станет покупать Fiat.
Переговоры, или, точнее, "битва интересов", продолжаются с середины прошлого года. Узнав о намерении GM отказаться от опциона, руководство Fiat потребовало компенсации
в размере 1 млрд долл. С тех пор претензии итальянцев увеличились до 3 млрд долл. По данным The Detroit News, GM согласилась на компенсацию в размере 500 млн долл. В то же самое время глава GM Ричард Вагонер пытается убедить общественность, что опцион не имеет никакой юридической силы. Свою позицию он подкрепляет тем фактом, что Fiat нарушил пункты основного соглашения и в свое время без уведомления продал часть акций одного из своих подразделений, что существенно меняет положение
вещей в проблеме реализации опциона. Но исполнительный директор итальянской компании Серджио Маркионне уверен, что опцион "по-прежнему действителен и остается в силе". По заверениям г-на Маркионне, GM и Fiat "продолжают с оптимизмом работать, чтобы усилить индустриальный альянс".
Исход переговоров имеет стратегическое значение для обеих сторон. Fiat и GM находятся не в том финансовом положении, чтобы отказаться от своих притязаний без серьезных последствий.
Крупнейший в мире автомобилестроитель изо всех сил пытается не допустить снижения кредитного рейтинга. В последнее время концерн стремительно утрачивает свои позиции на рынке Северной Америки, испытывая сильное конкурентное давление со стороны азиатских производителей. Если компания заплатит неустойку за право отказаться от опциона или, что еще хуже, станет владельцем итальянской компании, ее лидирующее положение на мировом рынке может сильно пошатнуться.
Об интересах Fiat в давнем споре и говорить не приходится. Проблемы концерна продолжаются с 2001 года и заключаются в длительном отсутствии прибыли. На сегодняшний день общая сумма долгов достигла 8 млрд евро. По предварительным подсчетам, операционный убыток по итогам 2004 года может превысить 1 млрд евро. "Мне сложно представить, как такое возможно. С одной стороны, у них любовь и поцелуи, с другой -- они пытаются развестись в суде", -- говорит автомобильный
аналитик Deutsche Bank Жотан Тоулемон в интервью Reuters.