Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 24 января, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Секретный вояж

Алексей Миллер приобщился к идеалам чучхе

Стремление "Газпрома" выйти на американский рынок природного газа, как выяснилось, не мешает концерну начать бизнес-диалог со страной, которую госдеп США официально классифицирует как "изгоя". Делегация "Газпрома" во главе с председателем правления Алексеем Миллером провела в конце прошлой недели сутки в столице Северной Кореи Пхеньяне. Пресс-служба концерна рассказала только о факте поездки. От дальнейших комментариев представители компании отказываются.

О состоявшемся визите, по данным ИТАР-ТАСС, сообщили практически все СМИ Корейской Народно-Демократической Республики, ограничившись, впрочем, освещением протокольных мероприятий: возложением членами делегации венка к монументу "Освобождение", посещением монумента идее чучхе и домика в Мангендэ, где родился первый президент и основатель КНДР Ким Ир Сен. Известно также, что глава "Газпрома" провел переговоры с премьер-министром Пак Бон Дю, замминистра внешней торговли Ким Ен Чжэ и другими представителями руководства страны. Вместе с тем в Пхеньяне данное событие преподносилось как начало переговоров по крупному совместному проекту сотрудничества в газовой области, который поможет преодолеть КНДР многолетний энергетический кризис.

В то же время наиболее вероятным предметом переговоров выглядит обсуждение перспектив транзита через территорию КНДР газа для Южной Кореи, которая является крупным мировым импортером голубого топлива. Вариант экспорта восточносибирского газа в обход Китая в Южную Корею, дефицит газа в которой к 2010 году составит 10--15 млрд кубометров в год, выглядит не слишком жизнеспособным. Мало того что он протяженнее "китайской альтернативы", но еще имеет довольно ограниченный рынок сбыта, явные транзитные риски и большие трудности с привлечением стороннего финансирования на его строительство. Не говоря уже о политических сложностях с Китаем, а также нерешенностью проблемы с монопотребителем экспорта по этому газопроводу.

Кроме того, реализация такого проекта возможна только в рамках международного политического диалога по выведению страны чучхе из изоляции. С другой стороны, на основе этого проекта можно было бы придать этому процессу, который после восстановления железнодорожного сообщения между двумя Кореями изрядно сник, "второе дыхание". В этой связи командировка г-на Миллера в Пхеньян может быть частью более масштабной дипломатической игры Москвы.

Алексей ГРИВАЧ

Буркхард Бергманн: "Дело ЮКОСа не отразилось на инвестиционном климате"

E.ON Ruhrgas готовится к новым капиталовложениям в газодобычу России

Федеральное правительство канцлера Герхарда Шредера будет и впредь развивать кооперацию с Россией в области энергетики. Правительство готовит очередной энергетический саммит, в котором, как ожидается, должен принять участие российский президент Владимир Путин. Об этом заявил на прошлой неделе министр экономики Вольфганг Клемент на ежегодном энергетическом конгрессе, организованном в Берлине немецкой газетой деловых кругов Handelsblatt. Министр особо подчеркнул, что речь идет о долгосрочном стратегическом партнерстве, направленном на сохранение надежности поставок первичной энергии из России. Сегодня они покрывают 35% потребления природного газа и 35% сырой нефти в Германии.

На нынешнем этапе сотрудничества, как добавил г-н Клемент, немецкий бизнес готов идти на дополнительные инвестиции в добычу, производство и распределение российских энергоносителей. Для немецких предприятий открываются большие перспективы в таких актуальных для внутреннего российского рынка энергии направлениях, как повышение эффективности использования энергии и энергосбережение. Министр пообещал, что нынешнее правительство будет всячески поддерживать инвестиции, экспорт и кооперацию с Россией. "Ведь инвестиции сегодня означают надежность энергоснабжения завтра", -- заявил он. Директор Международного энергетического агентства Клод Мандил уточнил, что для сохранения и повышения уровня производства в газовой отрасли России ежегодно требуется 11 млрд долларов.

Ясная политическая линия правительства ФРГ в области энергетического сотрудничества находит полную поддержку у немецких энергетиков. Глава крупнейшего немецкого импортера природного газа E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн уверен, что условия инвестирования в российскую энергетику по-прежнему хорошие. В кулуарах энергетического конгресса в Берлине г-ну Бергманну в очередной раз пришлось отвечать на вопросы журналистов о деле ЮКОСа и его влиянии на отношения между Россией и Германией. "Мы убеждены, что политика президента Путина является долгосрочной и процесс реформ необратим, даже если, как и в любом процессе реформ, возникают ошибки или появляются моменты срывов" -- так пояснил свою позицию шеф E.ON Ruhrgas, отметив, что в связи с ЮКОСом возникло "определенное недопонимание".

Однако масштаб этого "недопонимания" не очень беспокоит г-на Бергманна. "Дело ЮКОСа не отразилось на инвестиционном климате", -- заявил он с трибуны форума. Зато его беспокоит некоторый "восточный крен", который начинает принимать российская экспортная политика в области энергоносителей. Г-н Бергманн в своем выступлении сослался на растущую "конкуренцию стран-потребителей", упомянув проект строительства газопровода из России в Китай. Как убежден глава крупнейшего немецкого предприятия, импортирующего природный газ из России, федеральное правительство Германии делает все необходимое для обеспечения надежности энергоснабжения.

"Хорошие политические отношения являются для страны-производителя важным условием при принятии решений о разработке совместных проектов и поставках газа в Германию", -- сказал г-н Бергманн, который является также членом совета директоров "Газпрома" и единственным иностранным менеджером, "внедренным" в высшие структуры управления российского концерна. При этом действия федерального правительства Германии, по его мнению, "очень способствуют размещению" проектов E.ON в России. Ведь, как отмечает Буркхард Бергманн, не на все вопросы можно найти ответы на уровне экономики предприятия. "На фоне растущей зависимости от импорта вопрос надежности снабжения энергией должен стать составной частью внешней политики и политики безопасности, -- отметил г-н Бергманн. -- Надежность снабжения не приходит сама собой".

Однако в германском правительстве есть и другие точки зрения на энергетическую политику. Так, на днях было обнародовано решение Федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей в Бонне, согласно которому будет рассмотрена возможность запрета на долгосрочные договоры на поставку природного газа конечным потребителям в Германии. Как известно, именно такого рода соглашения в течение десятилетий обеспечивают бесперебойное партнерство на последнем участке пути газа от производителя к потребителю. В прошлом руководители Ruhrgas неоднократно подчеркивали, что долгосрочные договоры с потребителями являются надежной основой также и для крупных инвестиций в развитие отрасли.

Свое намерение немецкое антимонопольное ведомство объясняет ростом цен на природный газ в Германии. Иного, впрочем, и быть не могло: цены на природный газ здесь складываются по сложной формуле, в которой учитывается средняя цена на нефть за несколько месяцев, а нефть, как известно, именно в течение 2004-го ставила один рекорд за другим. По замыслам антимонопольщиков, новый порядок откроет путь на рынок новым -- преимущественно зарубежным -- продавцам энергии, в связи с чем цена на нее якобы должна снизиться. В настоящее время, по данным ведомства, местные, региональные, а также крупные оптовые потребители закупают газ на основе эксклюзивных долгосрочных договоров у "небольшого числа" крупных поставщиков, таких как E.On Ruhrgas, Wingas, RWE или Verbundnetz Gas (VNG). В связи с этим на немецкий рынок трудно пробиться новым потенциальным поставщикам -- BP, Exxon или Shell. Всего, как сообщается, антимонопольное ведомство в настоящее время ведет расследование в связи с долгосрочными договорами против 16 предприятий отрасли. Результаты будут опубликованы "в ближайшее время" в виде "установочного документа", заявила пресс-секретарь ведомства Аня Шайдген. В будущем, по планам его руководителей, региональным потребителям не должно быть разрешено заключать договоры на закупки газа сроком свыше двух лет. Кроме того, каждый такой договор не должен покрывать свыше 80% потребностей покупателя.

Федеральный министр экономики Вольфганг Клемент на прошлой неделе предпочел уйти от прямых оценок стараний боннских чиновников из антимонопольногo ведомства, предложив сперва дождаться публикации "установочного документа". А вот реакция из эссенского E.On Ruhrgas оказалась немедленной. Глава компании Буркхард Бергманн в этой связи еще раз напомнил, что долгосрочные договоры не только с производителями газа, но и с его потребителями являются "основой надежности снабжения". Г-н Бергманн назвал планы ведомства "очень ограничительными". Долгосрочные договоры, как отметил шеф E.On Ruhrgas, необходимы и потому, что импортер природного газа сталкивается со значительными рисками в сбыте. "Представления ведомства по надзору за деятельностью картелей не отвечают рыночным принципам и являются контрпродуктивными по отношению к вопросу надежности снабжения энергией", -- заявил Буркхард Бергманн на энергетическом форуме газеты Handelsblatt.

Юрий ШПАКОВ, Берлин

Эффект несостоявшихся ожиданий

Лукашенко вновь хочет быть энергонезависимым от России

Белорусский президент Александр Лукашенко намерен в этом году всерьез заняться проблемой обеспечения энергетической независимости Белоруссии, поскольку считает, что этот вопрос находится не только в экономической, но и в политической сфере. "Когда газовый вентиль становится рычагом политического давления, это является серьезнейшей угрозой для безопасности и независимости нашего государства", -- заявил белорусский лидер на заседании совета безопасности в минувшую пятницу. Лукашенко считает, что Белоруссия должна обеспечивать себя собственными энергоресурсами на 30% (на сегодняшний день этот показатель составляет около 15%), а также диверсифицировать закупки энергоносителей. Белорусский лидер твердит об этом не в первый раз, однако никаких жизнеспособных способов выполнения приказа его подчиненные до сих пор не придумали.

"Даже если мы на треть избавимся от зависимости и будем использовать местные виды топлива, то две трети все равно будем импортировать. Здесь важно, чтобы мы имели поле для маневра и не покупали только у одного продавца", -- заявил белорусский президент. Лукашенко считает: "Если мы решим вопрос энергетической зависимости, отпадут всякие досужие разговоры о нашем суверенитете и независимости".

Александр Лукашенко признает выгоды использования российского природного газа, но в то же время отмечает, что расходы на импорт энергоресурсов составляют до 2 млрд долл. ежегодно и что существует "нестабильность взаимоотношений с монополистом -- "Газпромом", вызванная политическими причинами".

Как известно, в 2004 году стороны долго не могли договориться об условиях годового контракта, и это привело к тому, что в феврале "Газпром" произвел кратковременное отключение поставок и транзита газа через территорию Белоруссии. Это вызвало жесткую критику со стороны Лукашенко. В этом году белорусский президент уже не впервые критикует Россию в связи с сотрудничеством в газовой сфере. Однако в итоге не захотел повторять прошлогодний опыт, когда нормальный контракт на поставки и транзит газа с "Газпромом" был заключен только в июне. Договоры на 2005 год были заключены на условиях российской компании в конце декабря. Напомним, что Минск настаивал на том, чтобы "Газпром" снизил цену на 18% в связи с отменой механизма взимания НДС по стране отправления.

"Официальный Минск ожидал, что после победы Ющенко Россия будет воспринимать Белоруссию как последнего союзника и в связи с этим предоставит дополнительные преференции. Но в вопросе денег российская сторона уступок не сделала. Поэтому заявления Лукашенко можно объяснить эффектом несостоявшихся ожиданий", -- сказал "Времени новостей" политолог Юрий Дракохруст.

Анна НАУМОВА, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск

Украинские власти намерены заново продать "Криворожсталь"

Новое руководство Украины запустило процесс передела собственности. Президент Виктор Ющенко уже подготовил проект указа "О неотложных мерах по обеспечению возврата утраченных сбережений граждан", где говорится о намерении проверить итоги приватизации в 2004 году. А в минувшую пятницу Печерский районный суд Киева приступил к рассмотрению дела о законности приватизации крупнейшего металлургического актива страны "Криворожстали", которую сторонники бывшего президента страны Леонида Кучмы называли "самой выгодной сделкой" в истории украинской приватизации.

Впрочем, для независимых наблюдателей продажа 93,02% акций меткомбината в июне прошлого года запомнилась скорее как самая скандальная сделка. Хотя на торгах была сильная конкуренция, "Криворожсталь" продали за 800 млн долл. "Инвестиционно-металлургическому союзу" (ИМС), который контролируют зять Леонида Кучмы депутат Рады Виктор Пинчук и предприниматель Ринат Ахметов. Против передачи госсобственности близким тогдашней власти ФПГ восстали оппозиционные г-ну Кучме народные депутаты Верховной рады. Однако чиновников не смутило ни то, что остальные претенденты (среди которых были российские "Евразхолдинг" и "Северсталь") предложили более чем вдвое больше, чем победитель аукциона, ни то, что приватизация прошла с нарушениями законов. Власть торопится распределить собственность до своего ухода, пояснили оппозиционеры, однако для блокирования процесса у них тогда не было административного ресурса. Так, Виктор Ющенко настаивал на введении моратория на приватизацию крупных предприятий "до смены политической власти" на Украине, называя, в частности, комбинат "Криворожсталь" и холдинг "Павлоградуголь". В то же время он уверял, что в целом не поддерживает и идею реприватизации и считает возможные инициативы на этот счет "экономической ошибкой" -- ведь для выкупа уже приватизированных предприятий, по его словам, пришлось бы предусматривать отдельную статью в госбюджете, что привело бы к экономической и политической дестабилизации. Однако в одном из интервью сообщил, что "такие очевидные кражи госсобственности, как "Криворожсталь", должны быть пересмотрены в соответствии с законом, поскольку здесь речь идет о разворовывании Украины".

После выборов оппозиция получила возможность для реализации угроз. Спустя несколько дней после того, как победа Ющенко и поражение Януковича стали очевидны, экс-глава Фонда госимущества Украины (ФГИ) и нынешний председатель комитета Рады по вопросам промышленности и предпринимательства Юрий Ехануров в интервью "Времени новостей" (см. номер от 30 декабря) сообщил, что поскольку приватизация "Криворожстали" прошла "с вопиющими нарушениями", "предприятие будет продано заново". По его словам, "уплаченные деньги возвратят бывшим собственникам (ИМС. -- Ред.), разница в цене после проведения справедливой приватизации пойдет в бюджет... Появится прагматичный подход: кто платит больше, тот и получит объект. Ющенко намерен обеспечить максимальную открытость приватизации. Прежние власти писали условия конкурсов под конкретного инвестора и при этом рядились в тогу защитников интересов украинского бизнеса, хотя все понимали: приватизация идет номенклатурная".

В минувшую пятницу Печерский районный суд Киева приступил к рассмотрению дела по искам народного депутата Павла Игнатенко и адвоката Ирины Назаровой к ФГИ (исковое заявление было подано еще 11 января). Они требуют признать недействительным договор купли-продажи госпакета ОАО "Криворожсталь", заключенный между ФГИ и ИМС 14 июня. Впрочем, в пятницу суд решил перенести рассмотрение дела на 27 января, чтобы изучить новые требования истцов. А они, передает Интерфакс-Украина, требуют признать неправомерными действия ФГИ при рассмотрении подтвердительных документов потенциального покупателя, поскольку документы были поданы им и рассмотрены фондом ФГИ в период, когда действия всех основных актов фонда в отношении проведения конкурса были приостановлены судом.

Наконец, в пятницу стало известно, что г-н Ющенко намерен рекомендовать Генпрокуратуре совместно со Службой безопасности и Государственной налоговой администрацией провести проверку решений ФГИ в отношении приватизации объектов госсобственности в 2004 году на предмет соблюдения законодательства и обеспечения интересов государства. "По итогам проверки определить объемы недополученных средств, осуществить необходимые правовые меры в отношении их возвращения в государственный бюджет Украины и привлечения к ответственности лиц, причастных к принятию ФГИ соответствующих решений", -- цитируют украинские СМИ проект указа "О неотложных мерах по обеспечению возврата утраченных (обесцененных) сбережений граждан". Полученные средства, говорится в проекте документа, будут направлены на выплату обесцененных вкладов населения.

Пока неизвестно, насколько широким окажется список предприятий, приватизация которых может быть пересмотрена. Однако понятно, что заинтересованность в этом процессе у нового политического руководства имеется. Для российских компаний это означает дополнительную возможность побороться за украинский актив. Но не исключено и то, что "Криворожсталь" останется у прежних владельцев. Донецкий олигарх Ринат Ахметов уже заявил, что готов сотрудничать с новой властью. А как заявил за день до выборов Виктор Пинчук, если подтвердится, что россияне на тендере были готовы заплатить за "Криворожсталь" на 5 млрд гривен (почти 1 млрд долл.) больше, то он готов вернуть эту разницу в казну Украины. В "Северстали" и "Евразхолдинге" пока воздерживаются от комментариев.

Яна ГОДОВАНАЯ

Mercedes под капотом

ГАЗ договорился о поставках двигателей с DaimlerChrysler

Подконтрольный Олегу Дерипаске Горьковский автозавод уже в феврале подпишет договор о поставках двигателей с DaimlerChrysler, сообщил в пятницу "Времени новостей" пресс-секретарь автозавода Сергей Луговой. Двигатели уже прошли адаптацию, осталось завершить ряд технических мероприятий, предваряющих серийное производство. С марта, уверяют на ГАЗе, автозавод начнет закупать не менее тысячи двигателей DaimlerChrysler. При этом нижегородцы уверяют, что новый двигатель марки 2,4L GDOHC мощностью 150 л.с., соответствующий нормам экологической безопасности евро-3 и евро-4, будет поставляться из Америки и стоить всего лишь 1800 долл. При том что ранее устанавливавшийся на "Волги" мотор Заволжского моторного завода (2,3 л, евро-2) в прошлом году обходился в 1200 долл.

О предстоящем приезде делегации DaimlerChrysler в Нижний Новгород на ГАЗе сообщили на фоне разгоревшегося конфликта со своим основным поставщиком ЗМЗ (см. "Время новостей" от 18 и 21 января). Нижегородцы обвинили подконтрольную Алексею Мордашову "Северсталь-авто" (владелец ЗМЗ) в необоснованном повышении цен на двигатели (по данным ГАЗа, на 24,5%) и прекратили выпуск "Волг", пригрозив поиском альтернативных поставщиков. В ответ в "Северстали" остановили работу ЗМЗ, поскольку до сих пор не подписанный договор о поставках двигателей подразумевает также и поставку ГАЗом на ЗМЗ литья для их изготовления. Переговоры не завершены до сих пор: "Северсталь-авто", по словам источника на ГАЗе, хотела повысить цены на 24,5%, в то время как ГАЗ --только на 4%. До начала переговоров в пятницу генеральный директор ЗМЗ Виктор Клочай назвал журналистам цифру 14%.

Тем временем в пятницу обсуждать предстоящие поставки моторов на ГАЗ приезжала делегация во главе с президентом компании ECTC Ильей Павловичем. Как пояснил "Времени новостей" г-н Луговой, ECTC является официальным представителем DaimlerChrysler и производит двигатели в Мексике для их установки на Mercedes, которые затем поставляются в том числе и в Европу. С ECTC, пояснил он выбор именно этой компании, ГАЗ работает уже пятый год. Раньше сотрудничество развивалось по линии закупок у мексиканской компании мелких комплектующих для экспортных машин. По его словам, первая "Волга" ГАЗ-31105 с двигателем Chrysler уже была продемонстрирована общественности на прошедшем в августе 2004 года Московском автосалоне.

Очевидно, что контракт с Chrysler не покроет всю потребность в моторах нижегородского завода. В прошлом году ГАЗ закупил 211 тыс. шт. у ЗМЗ и 8,7 тыс. у Волжского моторного завода (для всего модельного ряда). При этом ежегодно автозавод выпускает 70 тыс. "Волг". При необходимости, уверяют на ГАЗе, закупки у Chrysler в дальнейшем могут быть увеличены до 150 тыс. двигателей в год с перспективой установки не только на "Волгу", но и на "Соболь".

На ГАЗе особо подчеркивают, что с учетом обсуждающегося 24-процентного роста цены на продукцию ЗМЗ в этом году мексиканско-немецкий мотор обойдется дороже всего на 300 долл. Этот факт насторожил отраслевых экспертов, которые считают разницу в цене между очевидно более качественными двигателями немецкого концерна и ЗМЗ подозрительно небольшой. Среди экспертов звучали предположения, что в указанную ГАЗом цену не включен НДС, отмечалось, что контракт пока не подписан. Указывалось, что в Мексике, где расположено производство двигателей Chrysler, низкие затраты на рабочую силу. "Сейчас средняя цена "Волги" --7 тыс. долл., и увеличение конечной цены машины на 300 долл. -- это копейки", -- говорит вице-президент "Атона" Александр Агибалов. ЗМЗ сегодня самый современный производитель на территории бывшего СССР, но если разница в цене действительно будет столь незначительной, то в перспективе отечественные производители легковых автомобилей могут перейти на установку импортных двигателей, считает эксперт.

Яна ГОДОВАНАЯ

Иран научился обходиться без пилотов

У Америки появился новый конкурент

Иран вошел в эксклюзивный клуб государств, производящих и экспортирующих разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Иранцы энергично улучшают технические характеристики своих аппаратов и ищут для них зарубежные рынки сбыта. Всплеск интереса к БПЛА в мировом масштабе произошел буквально в последние годы. Пока в этом перспективном сегменте военного авиастроения не так много игроков, его практически оккупировали фирмы трех стран: США, Израиля (авиаиндустрия которого сильно интегрирована с американской) и России.

На прошлой неделе в ходе авиасалона Iran Air Show 2005 Иран показал публике сразу несколько БПЛА собственного производства и объявил о намерении продавать эти машины в третьи страны.

Компания Qods Aviation Industries продемонстрировала на острове Киш, где проводится Iran Air Show, разработанный ею новый беспилотный разведчик Mohajer-2. Аппарат имеет взлетный вес 85 кг и может находиться в воздухе до 90 минут, обследуя территорию в радиусе 50 км. Эти характеристики еще отстают от показателей, скажем, американского Global Hawk, вес которого измеряется центнерами, а продолжительность полета -- многими часами. Тем не менее и аппараты класса Mohajer-2 могут найти свою нишу на мировом рынке. А иранское происхождение этого БПЛА будет только плюсом в глазах тех стран, которые, так же, как и Иран, не имеют полного взаимопонимания с правительством США.

Американцы жестко контролируют экспорт БПЛА, выпущенных не только в Северной Америке, но и в странах-союзницах. Буквально в конце декабря прошлого года разразился скандал по поводу того, что Израиль отказался вернуть Китаю несколько БПЛА "Харпи", которые Китай несколькими годами ранее купил у этой ближневосточной страны, а в 2004 году отправил в Израиль на модернизацию. США категорически воспротивились тому, чтобы высокотехнологичные аппараты, модернизированные или нет, снова оказались в руках китайских военных. Строго конфиденциальная многосторонняя борьба вокруг этого сюжета продолжается. Но все не совсем благонадежные, с точки зрения США, режимы уже могут сделать вывод: если уж оснащать свою армию БПЛА, то желательно, чтобы эти аппараты не были ни американскими, ни израильскими.

Иранская беспилотная программа тоже не обошлась без скандала. В прошлом году Израиль обвинил иранцев в том, что они якобы представили несколько своих БПЛА дружественному им (и очень враждебному по отношению к Израилю) ливанскому движению "Хесболла". Официального подтверждения этой информации с иранской стороны, разумеется, не последовало, хотя в целом свое желание экспортировать БПЛА Исламская Республика не скрывает.

Гамму беспилотников разного назначения под общим наименованием Ababil производит иранская компания HESA (которая, так же, как и упомянутая уже Qods Aviation Industries, входит в состав государственного объединения Iran Aviation Industries Organization). Заместитель управляющего директора HESA Джафар Зедвар рассказал корреспонденту "Времени новостей", что Ababil, на производство которого идут только иранские компоненты (включая двигатель), уже поставлен не только вооруженным силам Ирана, но и в "несколько африканских стран". Г-н Зедвар счел нецелесообразным называть эти страны. В то же время он выразил надежду, что Африкой зона применения иранских БПЛА не ограничится. "Мы ведем активный маркетинг Ababil в Азии, -- сообщил нашей газете замуправляющего HESA, -- в соседних с нами странах, а также и в более отдаленных, таких, как Малайзия и Индонезия".

Михаил КУКУШКИН, остров Киш (Иран)

Вторая попытка

Франкфуртская биржа вновь хочет купить Лондонскую

Сразу два предложения о покупке получила крупнейшая в Европе фондовая биржа London Stock Exchange Plc (LSE) в конце прошлой недели. В роли претендентов выступили компания-оператор Франкфуртской торговой площадки Deutsche Boerse AG и объединенная европейская биржа Euronext. В пятницу совет директоров LSE рассматривал их проекты поглощения. Один из соискателей уже получил ответ.

Как сообщает The Financial Times, предложение Deutsche Boerse на 2 млрд евро в Лондоне отклонили сразу как не соответствующее реальной рыночной стоимости биржи. В ответ немецкая сторона пообещала пересмотреть свою оценку, не называя при этом никаких цифр. Размер предложения Euronext, созданной не так давно в результате объединения торговых площадок Парижа, Брюсселя, Амстердама и Лиссабона, пока неизвестен. Представители LSE воздерживаются от комментариев процесса переговоров. "Боюсь, что никаких подробностей дискуссии мы дать не можем", -- заявил пресс-секретарь биржи Джон Уоллас.

Франкфуртская биржа, скорее всего, существенно увеличит свое первоначальное предложение. На днях глава биржи Вернер Зайферт встречался с представителями лондонских деловых кругов для демонстрации своих намерений и возможностей. По мнению специалистов, такие встречи могут предрешить исход переговоров, если представители немецкой стороны смогут убедить бизнесменов в хороших перспективах совместной деятельности. Четыре года назад Deutsche Boerse уже пробовала поглотить Лондонскую биржу с целью создания единой площадки iX. Планам помешали брокерские фирмы, представлявшие тогда большую часть акционеров LSE. После проведения биржей в 2001 году IPO ситуация изменилась, и лишь четвертая часть участников LSE осталась ее совладельцами. Большая доля стала принадлежать крупным институциональным инвесторам. Именно от их мнения сейчас зависит, кто станет новым владельцем.

Представители немецкой биржи уверены, что от объединения торговых площадок Лондон только выиграет. В распоряжении LSE есть незначительный бизнес по торговле деривативами и совсем нет своего подразделения по расчетно-клиринговым операциям. Deutsche Boerse сейчас принадлежит половина крупнейшего в мире рынка фьючерсов Eurex и компания Clearstream, специализирующаяся на расчетах в торговле ценными бумагами. По рыночной капитализации Deutsche Boerse превосходит LSE более чем в два раза (5 млрд евро против 2,1 млрд евро). Таким образом, по мнению немцев, вырисовывается прекрасная перспектива создать торговую площадку на основе единой электронной системы с широким спектром услуг по торговле ценными бумагами. В будущем результатом слияния может стать снижение биржевой комиссии, что привлечет новых участников.

Некоторые специалисты расценивают отказ руководства LSE от предложения немецкой биржи как попытку набить цену. Известия о продаже повысили стоимость ценных бумаг LSE на 25%, до 8,3 евро за акцию. Тем временем на войне интересов решили заработать и посторонние. Так, Deutsche Bank уже успел купить 8% акций Лондонской биржи. Как предполагают аналитики Euronews, банк пустит в ход этот пакет, когда "страсти и цены накалятся до предела". Хотя, вне всяких сомнений, Deutsche Bank сможет эффективно использовать акции и для поддержки предложения Deutsche Borse. В прошлом Deutsche Bank владел 10,4% акций Deutsche Boerse, однако в 2002 году вышел из состава ее акционеров.

Денис УВАРОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное