Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 1 июля, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

"Новая реальность"

Цены на газ в Закавказье поднимутся на 25--30%

"Газэкспорт" презентовал только что открытое представительство в Грузии. Этот рынок сбыта пока невелик -- годовые поставки составляют 1,2--1,4 млрд кубометров в год, но перспективен как по развитию потребления, так и по обеспечению гарантий транзита в Армению. Кроме того, "Газэкспорт" начинает кампанию по увеличению цен для стран СНГ и Балтии. В этих условиях более плотная работа с покупателями просто необходима, чтобы не вернуться к неплатежам.

В 2002 году "Газпром" начал вытеснять с рынков СНГ компанию "Итера". И уже в 2004-м практически полностью обеспечивал потребности Грузии (1,24 млрд кубометров). С сентября 2003 года заключен контракт с самым крупным потребителем -- "Тбилгазом" (450 млн кубометров). Тогда же начались поставки на Тбилисскую ГРЭС. В начале прошлого года "Газэкспорт" стал поставлять газ двум другим крупнейшим промышленным потребителям -- "Сакцементу" и руставскому "Азоту" (находится под контролем "Итеры"), а с января нынешнего окончательно вытеснил "Итеру" с рынка, став поставщиком компании "Итера-Грузия", которой принадлежит несколько небольших газораспределительных организаций. Кроме того, газом (примерно 120--130 млн кубометров в год) оплачиваются услуги Грузинской газотранспортной компании по транзиту экспортного объема в Армению.

По информации "Времени новостей", средняя оптовая цена газа составляет около 64 долл. за тысячу кубометров. Задолженность потребителей (в основном "Тбилгаза") за минувший год снизилась с 11 до 5,7 млн долларов.

"Открытие представительства -- это помощь, шаг навстречу грузинским потребителям", -- заявил на брифинге глава представительства Давид Морчиладзе. До этого он возглавлял компанию "Тбилгаз", у которой возникли самые большие проблемы с погашением долга. По мнению г-на Морчиладзе, сейчас в Грузии нет объективных причин для того, чтобы не оплачивать газ.

Впрочем, вскоре они могут возникнуть. Курирующий СНГ топ-менеджер "Газэкспорта" Владимир Волокитин рассказал на брифинге в Тбилиси о тенденциях на мировом рынке углеводородов. "Газовые цены следуют за ценой нефти, -- сообщил он. -- С начала 2003 года нефть подорожала в полтора раза. Это заставляет производителей газа повышать цены. Уже в этом году мы столкнемся с новой реальностью при продажах среднеазиатского газа в страны СНГ".

Известно, что в Закавказье, в частности в Грузию, "Газэкспорт" продает в основном казахский газ. Его цена весьма жестко связана со ставками на туркменский газ. После того как в начале 2005 года Туркменбаши выиграл у "Нафтогаза Украины" и "Газпрома" ценовую войну (реальные цены выросли как минимум на 25--30%), другие поставщики тоже стали индексировать свои запросы. Соответственно, можно ожидать, что ближе к концу года стоимость газа для закавказских республик увеличится на те же 30%, примерно до 80 долл. за тысячу кубометров. По этой цене сейчас покупает газ Молдавия.

Г-н Морчиладзе несколько смягчил акценты, сказав, что "улица с двусторонним движением" в рамках переговоров о цене означает еще и учет платежной дисциплины потребителя. Намекнув тем самым, что образцовые расчеты за газ могут стать залогом более мягкого подхода при установлении цен.

Одна из самых сложных миссий представителя "Газэкспорта" в Грузии -- договориться о переходе на денежные расчеты за транзит газа в Армению. Ежегодно российская компания прокачивает через республику 1,4 млрд кубометров и оплачивает эти услуги бартером. Кроме неудобств, связанных с товарной формой расчетов ("Газпром" декларирует желание полностью отказаться от нее), это приводит к серьезным нарушениям. Зимой частенько происходит "сверхлимитный отбор газа" Грузинской газотранспортной компанией, который иногда перерастает в элементарное воровство. Получается, что в зимние месяцы транзитер за свои услуги берет газ, стоимость которого эквивалентна или близка к годовой плате, а летом вообще не получает бартерный объем. По информации "Времени новостей", "Газэкспорт" твердо намерен ставить перед руководством Грузии вопрос о лишении Грузинской газотранспортной компании газораспределительных функций, чтобы избежать подобных соблазнов.

Алексей ГРИВАЧ, Тбилиси

"Мосэнерго" на ремонте

Новый глава компании обновит оборудование электростанций, а модернизацию сетей переложит на мэрию

Гендиректор "Мосэнерго" Анатолий Копсов ), недавно переведенный в столичную энергокомпанию из РАО "ЕЭС России" в связи с аварией 25 мая, рассказал вчера журналистам о своей будущей деятельности. Главное, что он намерен сделать, -- ликвидировать дефицит электроэнергии и модернизировать электростанции. Необходимые для этого 0,5 млрд долл. в течение ближайших трех лет он собирается привлечь у Европейского банка реконструкции и развития, а также у своего блокирующего акционера -- Газпромбанка. С ЕБРР, по словам г-на Копсова, твердая договоренность уже есть, а с руководством Газпромбанка в минувшую среду проведен первый раунд переговоров -- стороны рассматривают несколько схем привлечения финансирования.

Учитывая, что авария случилась в сетевом хозяйстве, г-н Копсов предпочел на тему модернизации сетей говорить как можно меньше. По его словам, с мосправительством достигнута принципиальная договоренность о создании совместной управляющей компании тремя электросетевыми структурами, которые выделились из "Мосэнерго" (городская, областная и магистральная). Подробности он сообщать не стал, уточнив лишь, что в ближайшее время будут подписаны соответствующие документы и затем начнется процесс создания этой компании, распределение ее акций, подбор кадров и т.д. "Нужна координация над сетями на этапе становления этих компаний", -- полагает г-н Копсов. При этом он уточнил, что именно управляющая компания займется разработкой мер по повышению надежности работы оборудования.

Гендиректор Московской объединенной энергокомпании (МОЭК, принадлежит столичному правительству) Александр Ремезов сообщил "Времени новостей", что "управляющая компания будет создана на паритетных началах, как договорились Юрий Лужков и Анатолий Чубайс". Т.е. под ее управление перейдут не только сетевые активы "Мосэнерго", но и кабельные электросети и теплосети, принадлежащие городу. Более того, говорит он, именно эта управляющая компания будет заниматься вопросами увеличения доли мосправительства в электросетевых компаниях "Мосэнерго", о чем в 2003 году договорились гг. Лужков и Чубайс. Конкретной схемы увеличения, по словам г-на Ремезова, пока нет, по-прежнему есть набор вариантов, среди которых -- внесение активов и выкуп акций за деньги.

Кто возглавит управляющую компанию, г-н Ремезов сообщать не стал. Впрочем, как утверждает источник, близкий к столичным властям, гг. Лужков и Чубайс о кандидатуре уже договорились и весьма вероятно, что это будет представитель Москвы, так как вряд ли Юрий Лужков согласился бы на противоположное. Вполне возможно, это и будет г-н Ремезов, который, как известно, возглавлял "Мосэнерго" с 2000 по 2003 гг. (он был уволен после конфликта с г-ном Чубайсом в результате силового захвата офиса "Мосэнерго"), а до этого работал зампредом правления РАО "ЕЭС России".

Получается, что работой сетевого хозяйства Москвы и области будут заниматься мэрия и энергетики. Однако в аварии 25 мая, что также неоднократно отмечалось, виноваты и диспетчеры. По словам г-на Копсова, "имеет место расслабление технологической и оперативной дисциплины", причем это беда не только энергетики, но и многих отраслей. "Здесь мы ставим вопрос жестко: будем требовать строгого исполнения норм и правил по работе оборудования, -- заявил гендиректор "Мосэнерго". -- Надо вспомнить, в какой (высокотехнологичной. -- Ред.) отрасли мы работаем".

Между тем приоритетом в деятельности "Мосэнерго", как сказал г-н Копсов, будет замена паросиловых установок электростанций на парогазовые -- это повысит КПД с 36--38% до 50--52%. Прежде всего будут заменены турбины на городской электростанции No 1 напротив гостиницы "Россия" в Москве, ТЭЦ-1, а также будет построен третий энергоблок мощностью 450 МВт на ТЭЦ "Северная". На эти цели будет потрачен кредит ЕБРР в 250 млн долл. (он привлекается тремя траншами в 2006-2008 гг. на 9--12 лет). Кстати, г-н Копсов зачем-то особо подчеркнул, что модернизацию этих объектов "планировал прежний менеджмент" во главе с Аркадием Евстафьевым, который уволился после критики Владимира Путина (президент сказал: "Налицо цинизм и абсолютная профессиональная непригодность менеджмента "Мосэнерго").

Кроме того, предполагается привлечь 200--250 млн долл. как в виде кредитов, так и в виде инвестиций от Газпромбанка. Г-н Копсов вместе г-ном Чубайсом намерены предложить следующую схему, выгодную для "Газпрома", которому принадлежит банк. В результате замены паросиловых установок на парогазовые при производстве одного киловатт-часа высвобождается около 70--80 грамм топлива. Весь высвободившийся газ "Мосэнерго" предлагает "Газпрому" экспортировать. Впрочем, непонятно, как это предложение может быть выгодно "Газпрому". Ведь, по словам г-на Копсова, дефицит генерирующих мощностей в московском регионе составляет 1500 МВт, а потому начиная с 2008 года выделившиеся из "Мосэнерго" структуры намерены ежегодно вводить 400--450 МВт новых мощностей (при этом, очевидно, минимально сокращая существующие).

Николай ГОРЕЛОВ

Время включить маяки

Летать без КОСПАС больше нельзя

С сегодняшнего дня вступает в силу приказ министра транспорта России, запрещающий полеты в воздушном пространстве нашей страны самолетам, не оборудованным аварийными радиомаяками КОСПАС-САРСАТ. Несмотря на то что введение этой меры уже откладывалось на полгода, российские авиакомпании так и не успели в срок дооборудовать около 190 своих самолетов. Эти машины еще сохраняют шанс продолжить работу по временным разрешениям, но судьба каждой из них будет решаться индивидуально. Одновременно закрыт доступ в Россию иностранным лайнерам без радиомаяков.

Спутниковая система КОСПАС-САРСАТ, способная автоматически определить местонахождение терпящего бедствие судна, первоначально создавалась для морского применения. С 1995 года установка радиомаяков этой системы стала обязательной в международном коммерческом флоте. В 1999 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) решила распространить это опыт и на воздушный флот. ИКАО рекомендовала своим странам-членам сделать использование радиомаяков КОСПАС-САРСАТ нормой с конца 2004 года. В августе 2004 года соответствующий приказ издало Министерство транспорта России. Однако в декабре вышел другой приказ -- о перенесении срока обязательной установки маяков (на каждом самолете их должно быть как минимум два) на 1 июля 2005 года. Причиной стали жалобы российских и иностранных авиакомпаний на то, что они не успевают выполнить новые технические требования.

Вчера Минтранс напомнил, что время пришло. Согласно заявлению, опубликованному пресс-службой министерства, сейчас радиомаяками оборудовано более 600 российских воздушных судов. Без маяков остаются около 190 самолетов, из них порядка 20 очень популярных у авиаторов самолетов типа Ту-154 и около 40 машин Ту-134. Лидерами по количеству необорудованных самолетов Минтранс назвал авиакомпании "Ямал", "Карат", "Дальавиа" и "Ижавиа".

Строго говоря, самолеты без маяков КОСПАС-САРСАТ в России теперь летать не могут. Однако, как на условиях анонимности сообщил "Времени новостей" авиационный эксперт, знакомый с проблемой, временные исключения из правила возможны, если в каждом конкретном случае по социальным или иным соображениям транспортные чиновники найдут их целесообразными. То же самое касается и иностранных авиакомпаний. Во взаимоотношениях с авиационными администрациями других стран вопрос о более или менее строгом применении запрета летать без маяков может служить инструментом переговорного торга. Поскольку российские самолеты предыдущего поколения во многих странах подпадают под те или иные технико-экологические ограничения, простор для этого инструмента открывается очень многообещающий.

Михаил КУКУШКИН

Отвлечение инвестиций

Незаконное строительство лишает Кубань выгодных проектов

На совещании, которое на днях провел губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма кубанской краевой администрации Анатолий Пахомов объяснил причину экстренного выезда на Черноморское побережье комиссии, проверившей законность возведения на пляжной полосе и на прилегающих к пляжам территориях 172 объектов. По словам г-на Пахомова, незаконное строительство на самых дорогих в крае землях следует рассматривать как масштабное негативное явление, подрывающее инвестиционную привлекательность Кубани.

"Были случаи, когда мы разрабатывали перспективные инвестиционные проекты, находили инвесторов, приезжали с ними на площадки у моря и вдруг неожиданно для себя узнавали, что на этих площадках уже имеются или гостиницы, или рестораны, построенные вообще без каких-либо разрешений и согласований", -- рассказал руководитель департамента.

Комиссия состояла из нескольких мобильных групп, в которые вошли сотрудники краевого комитета по архитектуре и градостроительству. Нагрянула она на побережье, естественно, никого заранее не предупредив, и работала в Анапе, Новороссийске, Геленджике, Туапсинском районе и Сочи всего двое суток.

Понятно, что за 48 часов проверяющие не могли изучить все строения и те 172 объекта, на которых они побывали, -- мизерная доля того, что появилось на побережье за последние годы. Но представление об общей картине незаконного стихийного строительства возле моря у властей края теперь есть. Из проверенных строений 160 оказались или вообще незаконными, или возведенными с нарушениями норм и правил.

Самыми "нелегально застроенными", как и следовало ожидать, оказались два курорта федерального значения -- Сочи и Анапа. На их территориях комиссия выявила по 50 незаконно возведенных объектов. Причем речь идет не о сараюшках, а о вполне приличных многоэтажных зданиях, стоимость которых выражается в сотнях тысяч или даже в миллионах долларов. Однако маскируются эти объекты именно под сараюшки. Например, в Сочи в Хостинском районе на улице Лермонтова в двух шагах от моря была обнаружена еще строящаяся шестиэтажная частная гостиница, которая в документах значилась как... надворная беседка. Еще в 2001 году человек получил в районной администрации разрешение на постройку беседки, чтобы на свежем воздухе попивать чай. Но вместо беседки отгрохал домину, который очень трудно было не заметить.

Комментируя итоги проверки, председатель Краснодарского краевого комитета по архитектуре и градостроительству Юрий Рысин заявил журналистам, что в ближайшее время будет проанализирована деятельность чиновников местных администраций, которые были обязаны замечать и пресекать незаконное строительство. "Головы полетят", -- кровожадно пообещал главный архитектор Кубани.

На совещании у губернатора края один из его заместителей Евгений Муравьев сказал, что все объекты-нелегалы будут снесены. Однако, как объяснили "Времени новостей" в краевом комитете по архитектуре и градостроительству, вопрос не может быть решен так однозначно. Сейчас еще нет готовых заключений даже по незаконным объектам, попавшим в поле зрения комиссии. Предполагается, что сносу точно будут подлежать незаконные постройки, которые нарушают экологию. Владельцев же остальных планируют заставить зарегистрировать их самозастрои в установленном законодательством порядке.

Кстати, о нелегальном строительстве на Черноморском побережье Краснодарского края, беспрецедентном по масштабам и наглости, о возводимых прямо на пляжах под видом лодочных ангаров частных гостиницах неоднократно писали многие российские газеты, в том числе и "Время новостей". Странно, что кубанские власти обратили внимание на эту проблему только сейчас.

Игорь ГЛАНИН, Сочи

Чудо славянской дружбы

Всемирный банк списал экономический рост в Белоруссии на Россию

Белорусского экономического чуда не существует, считают эксперты Всемирного банка. Утверждение Минска, что в прошлом году ВВП в республике вырос на 11%, не подвергается сомнению. Однако, по словам старшего экономиста банка Льва Фрейнкмана, "на четыре пятых этот рост можно объяснить за счет простой экономики и на одну пятую -- за счет административного нажима и особенностей национального характера".

Успехи белорусской экономики, считают во Всемирном банке, в значительной мере связаны с возможностью покупать в России большие объемы недорогой нефти и продавать нефтепродукты на Запад. Кроме того, "белорусские товары имеют беспрецедентный доступ на российский рынок", отметил вчера г-н Фрейнкман. Он отметил, что для российских товаров "Белоруссия -- самый закрытый в мире рынок".

Зависимость от России делает белорусскую экономику неустойчивой, нестабильности добавляют излишнее вмешательство государства, высокий уровень затрат и слабая банковская система. Уязвимыми считают во Всемирном банке и позиции белорусских экспортеров. По словам Льва Фрейнкмана, "сейчас основной вопрос для Белоруссии: как научиться экспортировать что-нибудь еще кроме нефтепродуктов и минеральных удобрений".

"Если правительство рассчитывает без реформ поддерживать рост на уровне 8% в год в течение пяти-шести лет, я сильно сомневаюсь, что это достижимо", -- подчеркнул экономист Всемирного банка. Однако, как заявил "Времени новостей" белорусский экономист Ярослав Романчук, "в документах, которые принимает правительство Белоруссии, курс на реформы не прослеживается". "Правительство вряд ли посмеет включить в свои программы рекомендации Всемирного банка, -- считает г-н Романчук. -- Оно будет хвататься за соломинку российского рынка и направлять все усилия на то, чтобы Россия не повышала цены на газ и увеличила его транзит. Но чем больше просьб, тем меньше у спонсоров желания оказывать поддержку".

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск

Трудно остановиться

Bank of America проводит третье крупное поглощение за полтора года

Эпоха глобальных слияний ценой в десятки миллиардов долларов продолжается. Вчера руководство второго по величине банка США Bank of America Corp. заявило о покупке MBNA Corp, ведущей компании по предоставлению услуг в области банковских карт и платежных продуктов в Северной Америке. Как сообщает Bloomberg, сделка оценена в астрономическую сумму -- 35,2 млрд долл. Схема предполагает как наличные выплаты, так и обмен акциями. Завершить объединение предполагается в последнем квартале, после чего Bank of America станет крупнейшим эмитентом пластиковых карт в США. Его клиентская база будет включать 40 млн активных счетов на общую сумму 143 млрд долл. Таким образом, банк бросит серьезный вызов ближайшим конкурентам -- Citigroup и JP Morgan Chase. "Это будет крупнейшая сделка в отрасли кредитных карт в обозримом будущем, до тех пор пока кто-нибудь не купит American Express", -- считает Дэвид Робертсон, президент аналитического издания Nilson Report, специализирующегося на исследовании индустрии пластиковых карт.

Приобретение MNBA -- третья крупная сделка для Bank of America за последние полтора года. Весной 2004 года банк получил разрешение ФРС на поглощение корпорации FleetBoston Financial. Стоимость сделки тогда составила 47 млрд долл. Благодаря этому слиянию Bank of America стал вторым в рейтинге крупнейших американских банков. Несколько месяцев спустя руководство банка решило приобрести процессинговую компанию National Processing Inc. за 1,4 млрд долларов.

Сделка с MNBA уже одобрена советами директоров с обеих сторон, теперь необходимо получить разрешение регулирующих органов и акционеров MBNA. "Для наших акционеров комбинация Bank of America и MBNA принесет реальные плоды, это отличный бизнес-сплав, который в меньшей степени зависит от чувствительного к рынку бизнеса, -- отмечает глава и председатель совета директоров Bank of America Кеннет Льюис. -- Финансовое усиление и генерирование потока наличности обеспечит объединенной организации значительные ресурсы для поддержки будущего роста".

Расходы, связанные с приобретением MNBA, банк намерен частично покрыть за счет сокращения штата. По предварительным данным, уведомление о сокращении в течение двух недель получит около 6 тыс. сотрудников в различных отделениях, говорится в заявлении Bank of America. Директором расширенного подразделения банка по кредитным картам -- Bank of America Card Services -- станет нынешний президент MNBA Брюс Хэммондс. А вице-президент MBNA Франк Брамбл получит место в совете директоров объединенной компании.

В последнее время дела у MNBA идут не блестяще. Если в марте 2004 года за одну акцию компании давали 28,78 долл., то в минувшую среду котировки на Нью-Йоркской фондовой бирже составляли 21,05 долл. Только в апреле акции компании упали на 17% после заявления ее руководителей о том, что прибыль в 2005 году окажется значительно ниже прогнозируемого показателя (предполагался 10-процентный рост).

После объявления о сделке акции Bank of America опустились в цене на 1,42 долл., до 45,49 долл. Между тем ценные бумаги MBNA взлетели с начала торговой сессии на 25%, до 26,39 долл. за акцию. Подорожали и бумаги других эмитентов пластиковых карт -- American Express и Capital One.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное