Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 18 января, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Конвертируемый донос

Пенсионный фонд намерен собирать информацию о "черных" зарплатах

Предприятия, раздающие зарплату в конвертах, вскоре могут попасть в очень неприятное положение. Пенсионный фонд России (ПФР) в ближайшие месяцы может открыть во всех регионах специальные консультационные центры, где граждане смогут оставить информацию о работодателях, выплачивающих "черную" зарплату. Если факт конвертных зарплат докажут, нарушителям будут грозить санкции вплоть до уголовных. Об этом заявил чиновник в ПФР -- причем анонимно.

Любопытно, что намерение создать пункты приема подобной информации появилось именно сейчас -- в то время, когда правительство как раз снизило единый социальный налог (налог, перечисляемый предприятием на соцобеспечение своих сотрудников). По логике правительства именно сокращение ставки соцналога должно будет стимулировать работодателей к "обелению" зарплат. Но ПФР, похоже, на чудо не надеется. Чиновники фонда и раньше заявляли, что снижение социального налога создаст дефицит пенсионных денег. Но так как политическое решение об уменьшении ЕСН было принято, функционерам фонда не оставалось ничего, кроме как надеяться на собственную изобретательность и желание обиженных граждан поквитаться с работодателями.

Сама идея создания центров по борьбе с недобросовестными работодателями не нова. Уже несколько лет в регионах местные отделения Пенсионного фонда пытаются создать нечто подобное. Но до сих пор идея терпела крах, так как без отмашки из Москвы на это не давали ни денег, ни людей. Для подобной кампании, затрагивающей интересы и работников, и их начальства, требуется, конечно же, санкция из центра.

Анонимную информацию о неплательщиках единого социального налога, если консультационные центры все-таки будут открыты, сотрудники Пенсионного фонда принимать не будут, дабы не быть обвиненными в разжигании доносительства. Однако если работник не постесняется "заложить" своего работодателя лично, поставив подпись под заявлением, разбирательство обязательно начнется. Началом будет звонок с предупреждением и требованием явиться в ПФР и разобраться с отчетностью, голословно, конечно же, никого штрафовать не будут. Если же информация о недоплате ЕСН подтвердится, дело будет передаваться в налоговую инспекцию и прокуратуру. За неуплату соцналога руководителю предприятия может грозить штраф от 20 до 30 МРОТ, плюс пени, плюс доначисления неуплаченных ранее налогов. Если же сумма недоимки превышает 1,5 млн руб., вступит в силу уголовное судопроизводство.

"Черные" и "серые" зарплатные схемы, по данным Пенсионного фонда, практикуются едва ли не на половине средних и мелких российских предприятий. Поэтому создание подобных центров вполне может привести к массовому шантажу руководителей таких компаний. Эксперты опасаются, что донос на соседа, который "балуется" конвертами, станет самым простым способом победить в конкурентной борьбе. Не случайно фискальные органы, которые, казалось бы, больше всех заинтересованы в хороших показателях по сбору налогов, очень осторожно относятся к массовым акциям по выявлению конвертных схем. Фискалы, по мере сил конечно, отлавливают "черные" заработки, но кампании с участием граждан не объявляют. "Это ваши деньги, это ваше соцобеспечение, поэтому вы сами должны пытаться урегулировать на своем предприятии этот вопрос", -- поясняют в Федеральной налоговой службе. "Если вы согласились работать на предприятии, не платящем налоги, то должны знать, чем это чревато" -- такова логика фискалов. Тем более что выдача зарплаты в конвертах, как правило, недоказуема без специальных оперативных предприятий, когда ведется съемка или подслушка (а это, в свою очередь, возможно только в рамках открытого уголовного дела). В крайнем случае могут сгодиться массовые свидетельские показания, но это реально организовать только после уже случившегося факта массового увольнения сотрудников или ликвидации предприятия. В противном случае все стороны до поры до времени довольны.

Рубить сук, на котором сидишь, жалуясь на своего генерального директора, вряд ли кто станет. Зато при неудачном расставании работодателя со своим сотрудником, тот вполне может попытаться "отомстить за поруганную честь". Правда, восстановить свои отчисления в ПФР и другие фонды получится только по суду (который обязательно попросит доказательства, что конвертные деньги имели место), зато репутацию предприятия и его руководителя лично подобные процессы серьезно "подмочат". Зато чиновникам Пенсионного фонда, осмелившимся ловить "черные" ведомости, похоже, придется взять себе в штат хороших адвокатов -- чтобы дела не рассыпались в суде. Адвокатам же, вооруженным распечатками вакансий кадровых агентств, придется доказывать судьям, что автомеханик на сервисе "Мерседеса", не может получать 200 долл., а среднемесячная зарплата в сфере пиара не имеет ничего общего с "белыми" 10 тыс. рублей.

Ирина СКЛЯРОВА

"Волги" остались без двигателей

ГАЗ обвиняет ЗМЗ в попытках закрыть производство

Неприязненные отношения предпринимателей Олега Дерипаски и Алексея Мордашова вылились в очередной производственный конфликт -- между Горьковским автозаводом и его основным поставщиком бензиновых двигателей, Заволжским моторным заводом. Вчера ГАЗ, входящий в холдинг Олега Дерипаски "Руспромавто", должен был запустить конвейер, который ежегодно останавливается на время новогодних праздников. Однако вместо пяти конвейеров были запущены четыре -- по сборке грузового и коммерческого транспорта. Начало выпуска легковых авто отложено до 20 января. На ГАЗе обвиняют в срыве графика своего основного поставщика двигателей -- Заволжский моторный завод, которым владеет холдинг "Северсталь-авто". В Нижнем считают, что ЗМЗ необоснованно повысил отпускные цены на силовые установки и пытается "остановить производство на ГАЗе и ПАЗе". Горьковский завод даже пригрозил сменить поставщика. Впрочем, эксперты уверены, что предприятиям придется договариваться, поскольку если остановится ЗМЗ, который поставляет в Нижний Новгород 95% своей продукции, ГАЗ будет вынужден прекратить сборку автомобилей.

В распространенном вчера пресс-релизе ГАЗа утверждается, что компания "Северсталь-авто" объявила о повышении цен на двигатели ЗМЗ с января в среднем на 24%. Это приведет к удорожанию автомобиля на 10 тыс. руб., или на 5--6%. С начала года ГАЗ уже повысил цены на автомобили на 5% вследствие роста цен на продукцию "Северстали" (в 2004-м -- на 60%). При этом "руководство предприятия понимает, что деструктивную позицию занимает не ЗМЗ, а руководство "Северсталь-авто" в лице коммерческого директора Адиля Ширинова. Его предложения, говорится в сообщении Горьковского завода, "намеренно обостряют отношения ГАЗа и ЗМЗ, накаляют экономическую и социальную обстановку на ряде предприятий и в Приволжском федеральном округе в целом".

На ЗМЗ же указывают, что повышение цен обусловлено ростом индекса промышленной инфляции и необходимостью возврата инвестиций, сделанных под основного клиента -- ГАЗ (за четыре года в техническую модернизацию двигателей вложено 1,7 млрд руб.). Как пояснили "Времени новостей" источники в "Северсталь-авто", среднегодовой рост цен на двигатели ЗМЗ в 2004-м составил 7%, хотя компоненты, сырье и материалы подорожали на 26%. Говорить о том, насколько повысятся цены на двигатели, в компании г-на Мордашова сочли некорректным, поскольку эти параметры сейчас являются предметом переговоров. В "Северстали" также отметили, что неоднократно предлагали ГАЗу заключить соглашение на несколько лет, чтобы сделать ценовую политику более стабильной и прогнозируемой. Однако ГАЗ эти предложения не принял.

Ежегодное утверждение заводами отпускных цен, по свидетельству знакомых с ситуацией источников, происходит по одному и тому же сценарию: "Наибольшую огласку получил подобный скандал в 2001 году. Тогда представители ЗМЗ не стали повышать стоимость двигателей на 12,5% и пошли на серьезные уступки нижегородцам ради сохранения социальной стабильности в регионе накануне губернаторских выборов. При этом стороны договорились компенсировать убытки ЗМЗ за счет снижения отпускной цены комплектующих, поставляемых на ЗМЗ с ГАЗа".

На ГАЗе, по словам источника "Времени новостей", опасаются, что в итоге "Северсталь-авто" согласится снизить цену лишь на 5--6% от уже заявленной (то есть рост все равно составит около 20%), в то время как Горьковский завод устраивает повышение лишь на 8%. Если договориться так и не удастся, ГАЗ обещает сократить на треть закупки продукции ЗМЗ (вместо предусмотренных бизнес-планом на этот год 215 тыс. двигателей приобрести на 65 тыс. меньше), передав заказ на входящие в "Руспромавто" "Волжские моторы". Ульяновскими двигателями, работающими на бензине А-76, уже оснащаются часть "Газелей" и "Соболей". Нижегородцы намерены активизировать поиск и других альтернативных поставщиков. В частности, в пятницу на завод прибудет делегация во главе с вице-президентом немецкого автоконцерна DaimlerChrysler AG, с которым ГАЗ, как сообщают его представители, ведет переговоры о поставках двигателей. Источники "Времени новостей" в автомобильных кругах сообщают, что об изготовлении двигателей для ГАЗа со стороны немецкого концерна не для серийной установки, а под заказ речь зашла еще в марте прошлого года. Сейчас ведется адаптация двигателей.

Впрочем, по мнению экспертов, ГАЗ и ЗМЗ никуда не денутся друг от друга и на этот раз. Хотя бы потому, что с момента прежнего конфликта ГАЗ так и не нашел другого партнера. Единственной альтернативой ЗМЗ эксперты считают иностранного производителя, поскольку никто из российских не соответствует необходимому уровню. Двигатели "Волжских моторов", говорит вице-президент "Атона" Александр Агибалов, отвечают экологическим требованиям евро-1, а уже с конца этого года в качестве нормы будут установлены стандарты евро-2. Некоторые дилеры ГАЗа предпочитают даже не брать "Газели" с устаревшими ульяновскими двигателями. Кроме того, ГАЗу придется привлекать дополнительные инвестиции на конструкторские изменения для установки новых агрегатов. А поскольку иностранные двигатели, напоминает г-н Агибалов, обойдутся в несколько раз дороже двигателей ЗМЗ, это отразится на себестоимости продукции гораздо существеннее, чем повышение цен со стороны "Северсталь-авто". К тому же на техническую подгонку, обкатку новых агрегатов и их сертификацию потребуется время, так что если ГАЗ и перейдет на новые двигатели, то уж точно не в этом году.

Яна ГОДОВАНАЯ

Суда и руда

Россия претендует на грузинские корабли и марганец

Сегодня должны определиться фавориты тендеров, объявленных Грузией в конце прошлого года, претендентов на Океанскую судоходную компанию (бывшее Грузинское морское пароходство) и комбинат "Чиатурмарганец". Среди претендентов есть и россияне. Все еще напряженные политические отношения между Россией и Грузией привели к тому, что на грузинском рынке заметны только РАО "ЕЭС России" и АО "Газпром", получившие карт-бланш еще при президенте Эдуарде Шеварднадзе. Но вчера грузинские СМИ сообщили, что еще две российские компании проявляют интерес к следующему выставленному на продажу привлекательному объекту -- заводу "Электровозостроитель".

В соперничестве за "Чиатурмарганец" российские компании пока не лидируют, но и надежд на победу не теряют. Вместе с комбинатом, флагманом грузинской промышленности еще советских времен, в один лот внесены "Ткибулуголь", акции Зестафонского завода ферросплавов (в их производстве используется марганцевая руда) и каскад ГЭС "Варцихэ". Стартовая стоимость -- 100 млн долл. Четыре претендента -- это российский "Евразхолдинг", украинский "Интерпайп", с которым связывают имя зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука (он был в Тбилиси в декабре), австрийская компания DCM DECOmetal и чешская Moravia-Georgia. Уже известно, что "Интерпайп" предлагает больше других -- 117 млн, и украинцы в прошлом году уже обошли наш "Евразхолдинг" в соперничестве за "Криворожсталь".

Мощность "Чиатурмарганца" -- 1 млн тонн в год, но сейчас комбинат производит руды в пять с лишним раз меньше.

Украинцы, кстати, уже объявили, что в случае победы дополнительно инвестируют в комбинат в течение трех лет 60 млн долл. и в среднесрочном периоде повысят производство руды до 400 тыс. тонн в год. Предложения "Евразхолдинга" пока не разглашаются. Вчера руководство компании провело переговоры с премьер-министром Грузии Зурабом Жванией и госминистром по экономическим реформам Кахой Бендукидзе.

Есть россияне и среди семи претендентов на приватизацию Океанской судоходной компании Грузии (OSCO). Заявки представили датская компания Greenoak, австралийская Armstrong Holding, британская Aquamarine, немецкая Shoeller-Ship Management, турецкая Kuryat, российская "Промышленные инвесторы" и итальянская Co-Arma. Сумма, которую предлагают потенциальные инвесторы, колеблется от 17 до 117 млн долларов.

В декабре было объявлено, что грузинская судоходная компания со штаб-квартирой в Батуми уходит к датчанам за 107 млн долл. (рыночная стоимость, определенная британскими оценщиками, -- 83 млн). Но против этого восстала грузинская оппозиция, которая считает, что глава компании Ян Бонде Нильсен близок к покинувшему Аджарию в мае 2004 года Аслану Абашидзе. Противники сделки заявили, что так бывший лидер автономии сохранит влияние на ситуацию в Аджарии и получит контроль над значительными финансовыми потоками. Поэтому срок тендера, истекавший 27 декабря, был продлен.

Новые власти Грузии довольны ходом приватизационного марафона. "Мы заинтересовали крупнейшие компании. За OSCO участники тендера готовы заплатить правительству сумму, несоизмеримо большую, чем ожидалось. Кроме того, претенденты берут на себя серьезные обязательства по трудоустройству грузинских моряков. Несколько групп готовы вложить в океанскую компанию существенные средства. Та же ситуация и с предприятиями "Чиатурмарганец" и ГЭС "Варцихе", -- заявил премьер Зураб Жвания.

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси

Догнать и перегнать Китай

Индия объявила нефтегазовую мобилизацию

Принимающая в эти дни международную нефтегазовую конференцию Petrotech-2005 Индия намерена составить серьезную конкуренцию своему соседу Китаю в борьбе за доступ к углеводородным ресурсам. Для этого индийское правительство намерено провести масштабную реструктуризацию отрасли. "Мы должны усилить наши нефтяные компании и превратить их в предприятия мирового уровня, -- заявил премьер-министр Индии Манмохан Сингх на конференции. -- Китай обгоняет нас в планировании энергетической безопасности". Слова премьера об усилении компаний на той же конференции конкретизировал министр нефти Мани Шанкар Айяр, который сообщил, что первое заседание соответствующей правительственной комиссии состоится уже 24 января, правда, срок подготовки ею рекомендаций не установлен. По словам г-на Айяра, комиссия рассмотрит несколько вариантов реструктуризации отрасли. Первый -- создание на базе госактивов единой государственной мегакомпании, второй -- формирование двух гигантов путем объединения Hindustan Petroleum Corporation (HPCL), Bharat Petroleum Corporation (BPCL) и Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) с одной стороны и Oil India Ltd (OIL) с Indian Oil Corporation (IOC) -- с другой. В то же время министр не исключает, что комиссия решит сохранить нынешнюю структуру отрасли, разработав принципы большей координации и повышения эффективности работы госкомпаний.

По итогам 2003 года запасы Индии составляли 5,6 млрд баррелей нефти и 850 млрд кубометров газа. В стране добывалось 288,4 млн баррелей и 30 млрд кубометров газа. Импорт нефти почти вдвое превысил собственную добычу -- 597 млн баррелей. Правительство ожидает, что по итогам 2004 года (их подведут 31 марта) импорт нефти превысит 700 млн баррелей.

На сегодня структура отрасли представляет собой симбиоз монополии (в добыче и транспортировке) и конкуренции (в сфере импорта, маркетинга и сбыта конечным потребителям). Фактическим монополистом в сфере добычи нефти и газа является госкомпания ONGC, которая контролирует 57% резервов страны и 84% добычи нефти и газа. Кроме того, компания активно вкладывает средства в зарубежные проекты во Вьетнаме, Мьянме и России ("Сахалин-1") и намерена усиливать свое присутствие на глобальном рынке. Напомним, что компания планирует участвовать вместе с "Роснефтью" или "Газпромом" в тендере на получение лицензии на Киринский блок ("Сахалин-3"), а также изучает возможность покупки у российского правительства миноритарного пакета в "Юганскнефтегазе". Монополия в сфере маркетинга и поставок природного газа принадлежит другой госкомпании -- GAIL. Переработку и продажу нефти внутри страны на 95% контролируют госкомпании, такие, как IOCL, BPCL и HPCL. Первой частной компанией в секторе стала MRPL, после которой на рынок вышли Reliance and Essar.

Импорт сжиженного природного газа -- одно из приоритетных направлений развития энергетической безопасности Индии, газовые резервы которой в полной мере не могут покрыть растущий спрос. В связи с этим четыре госкомпании -- ONGC, IOC, GAIL и BPCL -- объединились в консорциум Petronet LNG Ltd, который построит два терминала по приему СПГ на западном побережье страны общей мощностью 7,5 млн тонн в год. Индийские участники получили по 12,5% в этом проекте, а оставшиеся 50% будут предложены иностранным партнерам.

Индия и Китай соревнуются в приобретении пакетов акций нефтедобывающих предприятий по всему миру. По мнению представителя India Capital Fund Йона Торна, которого цитирует Bloomberg, в ближайшие 20 лет доля импортируемой нефти в общем объеме потребления может достичь в Индии 85%, если не вырастет объем нефтедобычи внутри страны.

Алексей ГРИВАЧ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное