При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
Премьер министров
Михаил Фрадков возглавил экономику
В ближайшие четыре месяца правительство будет жить и работать по плану Михаила Фрадкова (читай: аппарата правительства), а не Германа Грефа. О таком решении заявил сам премьер на вчерашнем заседании кабинета министров. Хотя формально он и поручил министру экономического развития Герману Грефу и министру финансов Алексею Кудрину подготовить до 15 марта "сводный доклад" по плану действий правительства на оставшиеся 4 месяца первого полугодия,
все-таки внутриправительственная революция практически уже произошла.
Это обстоятельство чрезвычайно возмутило министров Кудрина и Грефа. Последний публично выступил против подготовленного аппаратом Белого дома протокольного решения, где записано, что план действий должен совпадать с позицией, заявленной премьером в Думе 9 февраля, во время рассмотрения вотума недоверия правительства. "Надо же смотреть, что пишете", -- раздраженно воскликнул г-н Греф, очевидно не задумываясь,
примет ли премьер это замечание на свой счет. И далее объяснил, что имеет в виду: мол, аппарат в протокольном решении уже расшифровал, каким должен быть план действий, а мы еще ничего не предлагали, и не ставьте телегу впереди лошади. "Я так понимаю, что до конца июня мы среднесрочную программу принимать не собираемся", -- иронично спросил глава МЭРТа. Вопрос был действительно риторический: программа, которая не удваивает ВВП на бумаге к 2010 или хотя бы 2012 году, премьера не устраивает.
Ему важнее хотя бы на бумаге выполнить задачу, поставленную президентом.
Собственно, на заседании кабинета случилось то, что и должно было случиться. Пути премьера, чьи интересы выражает аппарат Белого дома, и министров экономического блока разошлись. Г-н Фрадков, спустя год после назначения и сразу после первой думской попытки отправить его кабинет в отставку, приступает к "прямому управлению" экономикой.
Главная претензия премьера
к подчиненным даже не столько идеологическая, сколько чисто организационная, административная. Министры Кудрин и Греф фактически не подчиняются главе кабинета. Соглашаясь по мелочам, они почти за год совместной работы так и не выполнили ни одного существенного поручения г-на Фрадкова. Подобная ситуация для Белого дома не нова. Примерно так же вели себя эти министры и в кабинете Михаила Касьянова. Тогда премьеру пришлось организовать работу так, чтобы правительственный
аппарат в определенной степени дублировал министерства.
отрез
С правительством Михаила Фрадковым, хотя он личная креатура президента, произошло то же самое. В первые месяцы нахождения г-на Фрадкова на своем посту план Кудрина-Грефа работал - премьер не спорил с "оракулами", аппарат выполнял предписанные ему технические функции "расстановки запятых". Но уже через полгода Михаил Фрадков обратился за помощью к аппарату. Тот откликнулся
довольно резво, так что через год речь идет не о каких-то отдельных премьерских поручениях, а буквально об отдельном от Кудрина-Грефа видении экономического курса. Из-за чего последние и попытались публично взбунтоваться. Правда, пока их гнев направлен против "очередной аппаратной революции", а не против самого г-на Фрадкова (президент подобных публичных межличностных конфликтов не любит). Но премьеру не понравилось и это.
Вчерашнее заседание
началось с его простого вопроса: "А что, докладчика нет?". Герман Греф вошел в зал заседаний уже в разгар вступительного слова г-на Фрадкова, в котором должен был уловить главное: "...И мы находимся в поисках ответа на вопрос, как удвоить ВВП в ближайшее время?". Последующий отчет г-на Грефа дал ответ на вопрос десятилетки: "В таком случае желательно сразу же на такие вопросы предлагать ответы. Я же, как лицо отвечающее за действия макроэкономической политики, не могу
давать ответы на вопросы, которые невыполнимы из-за реальной ситуации".
По докладу больше всех вопросов Герману Грефу тоже задавал премьер. В том числе такой: "Есть ли программа развития внутреннего рынка?". Тут, видимо, г-ну Грефу откровенно надоело происходящее: "Я не очень понял, что такое "программа развития внутреннего рынка". Такой программы нет!.. В правительстве сейчас находится на подписи проект постановления об обнулении пошилн на ввоз импортных комплектующих
на автозапчасти. Оно не подписано. И самое плохое сейчас -- не принимать никаких решений". "Самое лучшее-- принимать осмысленные решения", - сразу же откликнулся премьер.
Алексей Кудрин решился вступиться за товарища: "Хотелось бы отметить качественную подготовку анализа в докладе". И добавил в оправдание нескорого удвоения ВВП: "Мы сливки с роста экономики уже съели, и теперь нам будет гораздо сложнее даваться каждый процент роста". После чего, как и
г-н Греф, главный финансист решил пройтись по аппарату правительства: "В Белом доме без движения уже полгода лежит скорректированная банковская стратегия, а она могла бы дать серьезный толчок экономике". Но тут директор финансового департамента аппарата правительства Антон Дроздов парировал: "Доработанная стратегия была направлена в Минфин 10 февраля и пока к нам не возвращалась".
"Вот мы смотрим на то, что отложены банковская стратегия, среднесрочная
программа, Лесной кодекс. Вопрос в том, сделаем ли мы план напряженным?", -- постарался несколько уже разрядить атмосферу премьер... "Напряжение такими документами не создашь", - ерепенился г-н Греф, после чего принялся критиковать административную реформу, которая сократила число заместителей министров и парализовала работу министерств. "Давайте запомним сегодняшний разговор, -- предложил, желая поставить точку, премьер. - Если Герману Оскаровичу что-то непонятно, -- надо разъяснить".
"И все же в протокольном решении надо аккуратнее записать", -- не удержался г-н Кудрин. На что г-н Фрадков практически позволил себе повторить реплику президента в адрес главного финансиста: "Не надо комментировать то, что я имею в виду". И посоветовал всем: "Помогите Грефу, и помогите фактически себе".
Но и на этом споры не кончились. Между Алексеем Кудриным и Михаилом Фрадковым завязалась дискуссия вокруг премьерского поручения Федеральной таможенной и
Федеральной налоговой службам увеличить доходы бюджета в полтора-два раза. Алексей Кудрин пытался возразить, полагая, что такой подход приведет к "налоговым репрессиям", а увеличивать доходы должны налогоплательщики, но не фискалы. Премьер не согласился с министром финансов. Потом Герман Греф выступил категорическим противником предложения аппарата правительства снизить НДС с 18% до 13%. Но это уже частности. Похоже, теперь гасить войну аппарата правительства с министрами экономического
блока придется лично президенту. Потому что два правительства внутри одного слишком много -- даже для такой большой страны, как Россия.
Вера Кузнецова
Поперек взлетной полосы
ФАС выступила против создания единого авиахолдинга
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера раскритиковал идею слияния российской авиастроительной промышленности в одну компанию. Всего
двумя днями раньше эта идея была поддержана Владимиром Путиным на выездном заседании Государственного совета в подмосковном Жуковском. Президент назвал это "окончательным решением" и поручил правительству подготовить указ о создании такой компании. Вчера г-н Артемьев заявил, что возглавляемая им ФАС никогда не сможет положительно относиться к созданию подобных холдингов. Кроме того, он высказал мнение, что действия по организации авиастроительной компании могут
быть оспорены в Конституционном суде России.
Концепция создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК) была разработана в Минпромэнерго. Две недели назад глава этого ведомства Виктор Христенко доложил ее президенту Путину. 22 февраля концепция была одобрена на заседании президиума Госсовета под председательством президента (см. вчерашний номер газеты "Время новостей"). Согласно концепции, ОАК (или, как она еще именуется в некоторых подготовительных
документах, ЕНАК -- Единая национальная авиастроительная компания) должна быть организована к концу 2006 года путем слияния активов всех основных предприятий российского авиапрома -- как приватизированных, так и оставшихся под контролем государства. В компании будут объединены ведущие разработчики и производители военной (РСК "МиГ", АХК "Сухой", "Иркут") и гражданской (ОАО "Туполев", корпорация "Ильюшин") авиатехники, которые сейчас конкурируют друг с другом в различных
нишах авиационного рынка. В результате должна получиться структура, управляемая из одного центра, с преобладанием государственного капитала (по оценке г-на Христенко, не менее 60--70%). Правительство ставит перед ОАК задачу к 2015 году потеснить зарубежных конкурентов, отвоевав у них не менее 10% мирового рынка авиатехники.
По мнению г-на Артемьева, передает Интерфакс, гораздо раньше этой даты компания может стать предметом разбирательств в отечественных судах.
Он напомнил, что "в Конституции прописаны слова "конкуренция" и "экономическая свобода". Если какая-либо структура будет создана не конституционно, всегда есть Конституционный суд, в котором можно оспорить ее создание, заявил глава ФАС.
С антимонопольной точки зрения г-н Артемьев раскритиковал именно то, что разработчики концепции ОАК считают принципиальным достоинством своей идеи: устранение внутренней конкуренции между российскими предприятиями
ради совместного участия их в соревновании с иностранными конкурентами. "У нас никогда не будет положительного отношения к созданию подобных холдингов, на то мы и антимонопольный орган", -- сказал глава ФАС. Г-н Артемьев призвал "критически рассмотреть обоснование создания этого холдинга, заключающееся в том, что в результате Россия выиграет конкурентную борьбу на мировом рынке". Он подчеркнул, что ОАК автоматически станет монополией в рамках России. "Если мы создаем единый
авиастроительный холдинг, который на мировом рынке будет иметь долю в 10%, то это не является доминированием. Но если посмотреть на эту ситуацию в границах внутреннего рынка, его доля будет 100-процентной", -- констатировал г-н Артемьев.
И.о. президента корпорации "Иркут" Валерий Безверхих, которому на заседании Госсовета было поручено возглавить подготовительную работу по созданию ОАК, вчера так прокомментировал заявление главы ФАС: "Бессмысленно рассуждать
о монополизме на внутреннем российском рынке авиатехники, поскольку сейчас этот внутренний рынок фактически не существует. Большую часть средств российские авиастроительные предприятия получают сегодня от экспорта. А на внешних рынках мы конкурируем с такими гигантами, как концерны Boeing и Airbus".
Михаил КУКУШКИН
"Уважаемые" цены
Стоимость нефти вновь приближается к рекордным значениям
Цены на нефть опять взмыли вверх. Вчера на бирже Лондона стоимость сырья марки Brent по фьючерсным контрактам на апрель достигала 49,28 долл. за баррель. В Нью-Йорке котировки поднялись до 51,75 долл. за баррель, чего не случалось уже четыре месяца. И хотя прошлогодний рекорд -- 55,67 долл. за баррель -- пока не побит, в ближайшее время у цен есть все шансы покорить высоту 60 долл. Как отмечают эксперты, спрос на сырье продолжает расти и предпосылок для его снижения в обозримом будущем
не предвидится. Это признали даже в Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК), члены которой уже не собираются снижать квоты на производство во втором квартале, как планировали ранее.
По сообщению РИА "Новости", президент картеля Ахмад ас-Сабах заявил вчера: "Сейчас нет необходимости сокращать экспортный объем сырой нефти, поскольку цены на нее и без того высоки. И потребители, и производители нефти должны уважать существующие цены, так как они отражают
реальную ситуация на мировых энергетических рынках. Если цены на нефть останутся такими же, то ОПЕК на очередной конференции, которая состоится 16 марта в иранском Исфахане, подтвердит, что совокупные квоты на добычу и экспорт нефти останутся прежними -- 27 млн баррелей".
По оценкам агентства Argus, в первом квартале этого года потребление нефти в мире увеличится на 1,6 млн баррелей в сутки, до 84,3 млн. При этом, считают эксперты агентства, добыча
в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет лишь на 800 тыс. баррелей в сутки. "Так что во многом ситуация на рынке будет зависеть от действий ОПЕК и производимых ею объемов сырья", -- полагает аналитик Argus Наталья Борцова. Она отмечает, что на котировки повлияло и начавшееся в конце прошлой недели похолодание на северо-востоке США и в Европе, которое вызвало рост спроса на печное топливо. Кроме того, Ирак в очередной раз (по предварительной информации, снова из-за теракта) прекратил экспорт
своей нефти сорта Kirkuk через терминал Джейхан, возобновленный всего несколько дней назад. Внес свою лепту в повышение цен и Китай. "Перед Новым годом (который отмечают там 9 февраля, после чего начинаются официальные двухнедельные каникулы. -- Ред.), -- говорит эксперт, -- страна старается пополнить запасы нефти, поскольку НПЗ продолжают работать и в праздничные дни. А по окончании каникул Китай возобновляет резервы, увеличивая объем покупки нефти на мировых
рынках".
Аналитик ИК "Петромаркет" Анна Пановко полагает, что в ближайшее время тенденция к росту цен сохранится: при постоянно растущем спросе конкуренция между США и Китаем за энергоносители только усилится, что, разумеется, будет поддерживать достигнутый ценовой уровень. При этом, отмечает г-жа Пановко, наблюдается увеличение расходов на разведку и добычу нефти, поскольку многие страны-производители приступают к освоению труднодоступных месторождений.
"В такой ситуации сохраняются спекулятивные настроения на товарных биржах, трейдеры реагируют практически на каждую появившуюся новость", -- говорит эксперт.
Денис РЕБРОВ
Слияния -- без дефолта
Минфин готов упростить процедуру объединения банков
Правительство, несколько лет обещавшее упростить банковские слияния и тем самым стимулировать необходимую, по его мнению, консолидацию банковского
сектора, похоже, готово перейти к делу. Вчера замглавы департамента финансовой политики Минфина Владимир Луков сообщил Интерфаксу, что его ведомство согласовало с ЦБ и МЭРТ законопроект, который позволит банкам объединяться, не боясь разорения и необходимости досрочно платить кредиторам. Впрочем, банкиры, давно мечтающие о таких изменениях, не верят в быстрое решение проблем.
Банки уже давно просят госорганы упростить процедуры слияний и присоединений,
отмечая, что из-за бюрократических барьеров в России пока не было ни одного классического банковского слияния (предусматривающее регистрацию новой структуры на базе объединяющихся банков). В первую очередь этому мешает прописанное в Гражданском кодексе право кредиторов в случае его реорганизации банка потребовать досрочного исполнения всех денежных обязательств. Но если прямые кредиторы, держатели облигаций или вкладчики захотят потребовать свои деньги единовременно, дефолта
не избежать. Кроме того, кодекс требует уведомлять кредиторов о реорганизации в письменном виде, и для крупных розничных банков это означает значительные издержки.
"Участники рынка готовы покупать и объединять банки, но не понимают, как это легитимно делать, -- сетует топ-менеджер крупного московского банка. -- Законы и инструкции ЦБ не до конца описывают процедуру или, наоборот, слишком ее усложняют. Поэтому все идут по простому пути: либо объединение
балансов, либо перевод активов на какую-то одну организацию". В частности, по такому сценарию банк "Еврофинанс" присоединил Моснарбанк, а Росбанк сейчас объединяется с банками группы ОВК. Нередко банкиры вообще отказываются от слияний, предпочитая создавать группы и холдинги: например, Андрей Мельниченко не стал объединять входящие в группу МДМ банки в 2002--2003 гг., а в прошлом году от слияния отказались акционеры Импэксбанка и "Российского кредита".
Правительство не раз обещало облегчить реорганизацию, но только вчера г-н Луков сообщил, что соответствующие изменения в закон "О банках и банковской деятельности" согласованы с ключевыми ведомствами и скоро поступят на экспертизу в Минюст. Согласно законопроекту, право на досрочное изъятие средств из реорганизуемых банков сохранится только у частных кредиторов (то есть вкладчиков), если обязательства перед ними возникли до даты объявления о реорганизации. Кредиторы-юрлица
будут иметь такое право только если оно предусмотрено в кредитном договоре с банком. Законопроект, отмечает г-н Луков, препятствует возможным попыткам недобросовестных кредиторов обанкротить банк, а также упрощает порядок уведомления кредиторов о реорганизации.
Банкиры приветствуют шаги регуляторов, но не верят в быстрые улучшения. Председатель правления Импэксбанка Павел Лысенко сказал "Времени новостей", что вслед за законодательными
поправками, должны последовать изменения в "целом комплексе нормативных документов" Центробанка. "Судить о том, насколько резким будет рост слияний пока сложно, но если идея упрощения процесса будет соблюдена, то рост количества данных сделок не за горами", -- полагает он.
Банк России в 2003 году уже вносил изменения в инструкции для того, чтобы снизить административную нагрузку на банки при реорганизации, но участников рынка такие меры, судя по всему, не удовлетворили.
Первый вице-президент "Конверс Групп" Максим Сафонов говорит, что "реорганизация в рамках действующей инструкции ЦБ -- слишком дорогостоящее занятие: рынку необходима инструкция, приемлемая не только для регуляторов, но и для всего банковского сообщества". Впрочем, он рассчитывает, что действия Минфина и ЦБ "должны дать достаточно сильный толчок для тех участников рынка, которые заинтересованы в увеличении капитализации, как собственных кредитных организаций, так
и всего банковского сектора".
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ
Начни с себя
Нотариусов и юристов обязали доносить на подозрительные сделки своих клиентов
Правительство придумало новую обязанность для юристов -- сообщать обо всех подозрительных сделках их клиентов "финансовой разведке". На днях премьер Михаил Фрадков утвердил Порядок передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами,
нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. На следующей неделе это постановление заработает в полную силу. При этом юристам наверняка придется на первых порах перестраховываться и весьма подробно информировать власти о деятельности своих клиентов - ведь отныне они обязаны сообщать в ФСФМ о сделках, которые даже гипотетически "могут быть осуществлены в целях легализации".
Согласно
закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в перечень подозрительных финансовых операций может подпасть практически любая сделка -- от купли-продажи недвижимости до регистрации компаний. Заподозрив хоть что-то неладное, юрист должен буквально на следующий же день сообщить ФСФМ о клиенте, виде операции, дате ее совершения, сумме и обстоятельствах, "послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента
осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".
Пока "стукачи по принуждению" в массе своей только знакомятся с инструкцией, которую им предстоит исполнять, однако некоторые юристы со стажем уже проявили свои профессиональные навыки и нашли способы вежливо отказаться от навязываемого властями сотрудничества. Так, нотариусы утверждают, что сегодня им и без того нечасто
доводится удостоверять крупные сделки. Мол, те же права на недвижимость приобретаются после государственной регистрации. А адвокаты и вовсе хотят освободиться от роли информаторов. "В законе "О противодействии легализации" сказано, что требования информировать "не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны", -- пояснил корреспонденту "Времени новостей" партнер Московской коллегии адвокатов "ФБК-право" Юрий Воробьев.
-- Так что формально адвокат может уведомлять ФСФМ только о тех клиентах, с которыми он отказался сотрудничать".
Сложнее придется бухгалтерам и частным юристам, и, не исключено, что часть их клиентов теперь предпочтет перекочевать к адвокатам. Впрочем, и в отношении не состоящих в адвокатских коллегиях юристов правительственные чиновники могут оказаться бессильны -- по большому счету, доказать, что эксперт знал или мог знать о том, что принимает участие в незаконной
сделке не так уж просто. А если такие доказательства у "финансовой разведки" либо у правоохранительных органов появятся, то это уже повод для возбуждения уголовного дела.