Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 17 февраля, четверг
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
"Мне не хотелось бы верить в смену экономического курса"
Дело ЮКОСа, получившее международный размах, попытки государства все активнее вмешиваться в дела бизнеса, замедление темпов роста при рекордно выгодной внешнеэкономической конъюнктуре -- таков фон, на котором Министерство экономического развития и торговли подготовило среднесрочную программу развития России до 2008 года. О последствиях дела ЮКОСа для экономики, о перспективах либерализации нефтегазового рынка и шансах за счет особых экономических зон превратить российскую экономику из сырьевой в инновационную обозревателю "Времени новостей" Вере СИТНИНОЙ рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей ШАРОНОВ.
-- Каковы ближайшие перспективы российского нефтегазового рынка с учетом очевидного усиления давления на него со стороны государства?
-- Если говорить о рыночной ситуации в целом, то я бы здесь поддержал точку зрения, что и нефтяная, и нефтеперерабатывающая отрасли являются конкурентными отраслями. Как показывает и российская, и особенно зарубежная практика, увеличивать здесь роль государства нет никакого смысла. Я не вижу, зачем государству влезать в качестве собственника в эту сферу. Государство должно сосредоточиться на установлении правил игры -- прежде всего в области антимонопольной политики, где мы особенно не преуспели. Я по-прежнему считаю, что у нас нет реальной конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов, в результате чего мы получаем завышенные, хотя и не монопольно высокие цены, в первую очередь на бензин.
-- Но ведь ситуация объективно складывается в сторону монополизации рынка и увеличения государственного влияния. Что это -- изменение экономического курса?
-- Мне не хотелось бы в это верить. Ничего добавить не могу.
-- Как дело ЮКОСа, продажа "Юганскнефтегаза" скажется на рынке?
-- Она уже негативно сказалась на рынке, прежде всего на настроениях инвесторов. Какие правовые последствия могут быть, я не знаю. Загадывать сложно, но могу допустить, что бывшие собственники каким-то образом попытаются компенсировать свой материальный и моральный ущерб.
-- Как вы относитесь к заявлению советника президента Андрея Илларионова о том, что "Юганскнефтегаз" рано или поздно будет возвращен владельцам?
-- Не берусь ни отвергать, ни поддерживать этот прогноз (а это именно прогноз), поскольку речь идет о будущем. Могу только сказать, что любая уважающая себя страна должна соблюдать право собственности. В принципе любой предпринимательский климат базируется на уважении прав собственности, не только в сюжете с "Юганскнефтегазом". Это базовое условие для того, чтобы инвестиции -- и отечественные, и иностранные -- не только пришли в страну, но и остались в ней.
-- Судя по всему, реформирование "Газпрома" оказалось более сложной задачей, чем ожидалось. И все идет не так, как хотелось бы правительству?
-- Мне кажется, что в части либерализации рынка акций некий консенсус просматривается. Механизм под это придуман -- формирование контрольного пакета "Газпрома" у государства за счет продажи "Роснефти". Я считаю, что это возможный путь, хотя он противоречит логике реформирования нерыночного сектора естественных монополий, коим является "Газпром". Но как исключительно временное средство, дающее государству контрольный пакет, что является предпосылкой для либерализации рынка акций, это возможно. Я думаю, что с этим можно согласиться, хотя потом мы все равно придем к тому, чтобы разделить конкурентные и монопольные виды деятельности. Потому что в данном случае мы делаем прямо противоположное. Мы к монопольной компании добавляем исключительно конкурентный вид деятельности. Это противоречит всем канонам, и оправданием может быть только цель либерализации рынка. Добавлю, что это благая цель. Потому что это повлияет не только на "Газпром", но и на рост капитализации всего фондового рынка, а значит, на рост стоимости российских компаний и всей российской экономики. В данном случае я бы сказал, что цель оправдывает средства.
-- Может ли быть рынок акций "Газпрома" либерализован без покупки "Роснефти"?
-- Теоретически может, если мы найдем способ увеличить долю государства до контрольной. Но пока мы такого способа не нашли. Покупать эти акции на бюджетные деньги никто не будет. Если мы начнем скупать акции, они конечно же сразу взлетят в цене, если появится такой спрос. Это как минимум неумный ход. Поэтому внесение активов для увеличения доли государства -- единственно возможный или один из немногих способов решения этой проблемы. Перед нами стоял другой вопрос: а можно ли либерализовать рынок акций "Газпрома", не получая контрольный пакет для государства? Была длинная дискуссия, по итогам которой решили, что это вопрос прежде всего национальной безопасности. "Газпром" не просто крупнейшая российская компания, это крупнейшая мировая газовая компания, более того -- это стратегический ресурс России. Поэтому вот так спокойно потерять контроль над ней мы не имеем права. Мы не можем допустить, даже теоретически, что кто-то может собрать контрольный пакет.
-- И оставить нас без газа...
-- Газ, конечно, никто не унесет, я утрирую. Но теоретически такая угроза существует. Кроме того, мы должны еще с общественным сознанием считаться, а оно таково, что если кто-то получит больше контрольного пакета, то он вывезет весь газ и нефть, спрячет и нам не даст.
-- Не так давно президент заговорил о необходимости создания особых экономических зон, которые помогут перейти от сырьевой экономики к инновационной. Наверное, теперь законопроект об особых зонах, работа над которым началась еще три года назад, будет принят? Как текст закона выглядит сейчас?
-- В правительство он пока не внесен, но мы собираемся сделать это в течение ближайших недель. В конце концов мы фактически отказались от налоговых льгот. Единственное -- мы договорились о возможности ускорить начисление амортизации по сравнению с общим режимом для России. Еще один плюс -- это возможность переносить убытки на неограниченное число лет вперед. Поясню. Если вы начинаете инвестиционный процесс, то первый год у вас отрицательное сальдо (вы только вкладываете и ничего не зарабатываете). Так вот, смысл переноса убытков состоит в том, что вы можете часть этого убытка перенести на следующий год. Но только один раз. В зоне у вас будет возможность "размазать" этот убыток на более длинный период.
Но на самом деле здесь не только налоговые льготы. Здесь есть таможенный режим работы на свободной территории (режим свободной таможенной зоны), т.е. вы ввозите туда товар и вывозите его после переработки на экспорт без всяких пошлин. Вы платите пошлины, только если собираетесь свой товар продавать на российской территории. Второе -- существенно упрощаются администрирование и взаимоотношения с государством. Реализуется принцип "одного окна" -- все власти, и региональные, и муниципальные, концентрируются в одном субъекте под названием "Дирекция особой экономической зоны". Этот администратор как раз и является единственным воплощением власти для резидентов, работающих в этой зоне. Он решает вопросы предоставления статуса, вопросы регистрации, постановки на учет и т.д. Ограничивается количество проверок, за исключением таможенного и налогового контроля. Проверки могут осуществляться один раз в три года в течение не более двух недель. Кстати, еще одна налоговая льгота, условно говоря, это возможность относить на себестоимость существенно большее количество затрат для технико-внедренческих зон. Сейчас у нас есть ограничение по отнесению расходов на НИОКР, и они, в частности, увязываются с результативностью НИОКР. Если из опытной разработки ничего не получилось, вы не можете отнести эти деньги на себестоимость. Здесь эта проблема решается в пользу хозяйствующего субъекта.
-- Ранее предполагалась возможность дать регионам право предоставлять льготы по налогам, чтобы они могли "заманивать" зоны на свою территорию...
* Все-таки отказались от такой лобовой льготы. Мы дули на воду, вспоминая Ингушетию и все черные дыры, которые у нас были. Но регионы берут на себя обязательства создавать инфраструктуру. Кроме того, зоны будут территориально не очень большими. Опять же, если вспомнить наши старые "успехи", они не могут совпадать с границами административных образований. Максимальная площадь технико-внедренческих зон должна быть не более 2 кв. км, а производственно-промышленной зоны -- 10 кв. км. В принципе плотность инфраструктуры, производства будет очень высокой, что является положительным фактором. С другой стороны, обязательством резидента является инвестирование не менее 10 млн долл. в проект, реализуемый в особой экономической зоне. В том числе 1 млн долл. -- в течение первого года работы. И это не считая нематериальных активов.
"Откуда они берут такие цифры"
От России требуют увеличить цены на газ в полтора раза
В здании Всемирной торговой организации на берегу Женевского озера для России началась новая жизнь. Вчера рабочая группа приступила к обсуждению новой, уже третьей версии доклада (итогового документа, в котором будут зафиксированы все российские обязательства по присоединению к ВТО). Таким образом, самые оптимистичные прогнозы о скором завершении переговоров имеют все шансы воплотиться в жизнь.
Третья версия доклада была подготовлена в октябре прошлого года, и это первое обсуждение, на котором партнеры по переговорам выскажут России свои претензии. Глава российской делегации Максим Медведков продемонстрировал корреспонденту газеты "Время новостей" увесистую папку вопросов и предложений разных стран, которые предстоит обсудить за два дня. Комментарии поступили от 15 стран, среди которых США, Канада, Щвейцария, Австралия и даже Молдова. По итогам обсуждения, пояснил источник в российской делегации, будет понятно, как и с какой скоростью работа пойдет дальше. Россия готова "двигаться очень быстро". Осталось убедиться, что и члены ВТО хотят того же самого.
Вопросы к России, в основном, старые. Однако от того, что их задавали многократно, легче российской делегации не становится. Тем более, что часть из них, касающаяся политического устройства России, вообще не входит в компетенцию входящих в состав делегации. В частности, на Западе полагают, что российские государственные предприятия получают больше преференций от государства, чем частные, что нарушают условия конкуренции. "Это просто вопрос недоверия", сокрушается источник, "никаких доказательств того, что это действительно так, наши партнеры представить не могут". А приобретение государством активов в нефтяной отрасли правилами ВТО не регулируется. Но вопросов об этом участникам российской делегации из-за "Юганскнефтегаза" задается немало.
Есть и другие темы, способные серьезно усложнить процесс вступления России в ряды ВТО. Например, таможенное регулирование. Новый Таможенный кодекс, вступивший в силу в прошлом году, должен был привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО. Однако, отмечают страны-импортеры, изменений в этой сфере пока не заметно.
Очень много вопросов вызывают российские ветеринарные и фитосанитарные нормы. Контроль за сельскохозяйственной продукцией, ввозимой на территорию России, представляется многим странам чрезмерно суровым. Например, российские инспекторы работают на европейских мясокомбинатах, и проверяют качество товара там, а не на границе, как это делается обычно. Но рассчитывать на ослабление запретов не приходится, считают в российской делегации. Нормами ВТО это не запрещено.
Есть вопросы из разряда вечных. Например, двойное ценообразование в энергетике-- гигантский разрыв между внутренними и внешними ценами. "Мы надеялись, что после подписания протокола об отсутствии разногласий с ЕС, мы от этой темы ушли, однако мы ошибались",-- признается источник. Есть страны, которые не закупают российский газ в больших количествах, но считают, что своими низкими ценами внутренними Россия субсидирует энергоемкие производства. Например, Канада, крупный производитель химических удобрений, намерена получить гарантии, что российские производители не будут заниматься агрессивными продажами в мире, подрывая рентабельность канадской химической промышленности. Решения у этого вопроса пока не существует.
"Есть страны, в Северной Африке например, где цены на газ еще ниже",-- удивляется источник. "Нам же говорят, мы рассчитали, что справедливая цена на газ (покрывающая себестоимость, инвестиционную составляющую и дающая прибыль) составляет для вас 45 долл. за тысячу кубометров. Вы должны установить эту цену как минимальную". Сейчас в России газ продается по цене ниже 30 долларов, что, по российским оценкам, полностью покрывает все издержки. Впрочем, даже Евросоюз, самый крупный российский торговый партнер, не смог добиться от нас выравнивания внутренних и внешних цен.
К слову, жизнь российских переговорщиков осложняют не только неуступчивые западные партнеры, но и внутренние противники ВТО. Сразу две иностранные делегации с возмущением демонстрировали на заседании запись трансляции конференции экономистов - аграриев. Представитель Россельхозакадемии заявил на ней, что ущерб российскому селу от присоединения России к ВТО составит не менее 4 миллиардов долларов. Иностранные переговорщики требовали объяснений, не является ли это официальной позицией правительства, и на основании каких расчетов появились эти данные. "Слушать это было довольно неприятно",-- признается источник, "тем более, что мы и сами не понимаем, откуда они берут такие цифры".
Кроме того, идут и двусторонние переговоры с разными странами по доступу на рынки товаров и услуг. Таких встреч будет порядка пятнадцати.
Вера Ситнина,Женева
Проверка на прочность
Правительство уточняет банковскую стратегию
Практически полугодовые разговоры о том, что банковская стратегия требует уточнения, вылились только в одну законодательную поправку. Правда, весьма и весьма существенную. Минфин предлагает резко ужесточить требования к достаточности капитала российских банков, о чем сегодня и поведает на заседании правительства глава ведомства Алексей Кудрин. Чтобы выполнить эту задачу, Минфин подготовил изменения в законы "О банках и банковской деятельности" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Согласно поправкам, минимальный уровень достаточности капитала для банков повышается с 2% до 10%.
Достаточность капитала (соотношение собственных средств и активов) -- основной показатель устойчивости банка, его способности отвечать по своим обязательствам. Первый норматив Центробанка уже сейчас требует, чтобы достаточность не опускалась ниже 11% у банков с капиталом менее 5 млн евро и 10% у банков с большим капиталом. В то же время отзывать лицензию банка ЦБ по закону обязан лишь в том случае, если этот показатель опускается ниже 2%. Поправки же, предложенные Минфином, требуют от регулятора отзывать лицензии, если достаточность капитала будет находиться на уровне ниже 10% в течение 2-х месяцев.
Нововведение должно вступить в силу с 1 января 2007 года. В пояснительной записке Минфина сказано, что "принятие данной поправки позволит повысить финансовую устойчивость кредитных организаций и укрепить доверие инвесторов к российской банковской системе". Предложения Минфина полностью согласованы с Банком России, МЭРТом и Минюстом -- противопоказаний нет. Как и нет сомнений в том, что подобное решение может осложнить жизнь некоторым банкам и даже расшатать не слишком стабильную отечественную банковскую систему. Впрочем, в Белом доме уверяют, что 30 крупнейших банков к концу 2004 года имели показатель достаточности капитала на уровне 16,4%. Да и средний показатель по всем финансово-кредитным организациям зафиксирован выше 10%. Иными словами, новация призвана закрепить существующее положение вещей. Хотя и с существенной отсрочкой в 2 года.
Видимо эта отсрочка - некий психологический компромисс, который правительство приготовило, чтобы не поднять очередную волну эмоций на и без того чрезвычайно эмоциональном банковском рынке. Когда высокопоставленный чиновник Белого дома, комментируя последствия принятия данной поправки, утверждает, что "каким-либо серьезным образом банков ее действие не коснется, потому что у них уже все и так не плохо", он, очевидно, так же пытается сгладить реакцию: по мнению руководителя одного из крупных российских банков, поправка серьезно осложнит жизнь как раз значительному числу участников рынка.
В правительстве надеются, что после введения поправок у Банка России появится больше возможностей разобраться с теми, у кого не все в порядке с наличием собственных средств. Но в правительстве уверены, что у банков достаточно времени, чтобы привести свои показатели в норму.
Сегодня же министр финансов предложит правительству другую новацию, касающуюся уже бюджета. Для его планирования на будущий год и среднесрочную перспективу (три года) будет создана межведомственная правительственная комиссия. Во главе как раз с министром финансов. Положение о комиссии и ее персональный состав появится к 20 февраля, после этой даты новый правительственный орган начнет свою работу.
Вера КУЗНЕЦОВА
Проблема - 3000
Киев ударит справедливостью по собственности
Вчера украинский премьер Юлия Тимошенко выступила с сенсационным заявлением о намечаемых масштабах пересмотра итогов приватизации в стране. Речь не об одной набившей оскомину "Криворожстали", задешево купленной кучмовским окружением. И не о "нескольких десятках" предприятий, о которых говорил во вторник иностранным инвесторам президент Ющенко. Речь идет о судебном возвращении в руки государства трех тысяч предприятий, "незаконно приватизированных" за последние пять лет.
Юлия Тимошенко заявила, что прежнее высшее руководство страны "покрывало уголовные дела", возбужденные генпрокуратурой по фактам незаконной приватизации. Тимошенко продемонстрировала документ, в котором, по ее словам, "находится полный спектр информации о госпредприятиях, отданных в частные руки по телефонному звонку" - то есть без конкурса и задешево ушедших прямо в лапы "ближайшего окружения" экс-президента Кучмы.
Открытой реквизиции власти не планируют. По каждому из трех тысяч объектов будет суд. "Не нарушая ни одной буквы закона, мы возвратим в государственную собственность все предприятия, которые были переданы в частные, но не чистые руки", - сказала г-жа Тимошенко. Суды вряд ли одобрят изъятие у незадачливых собственников всех значащихся в списке объектов, но "Криворожсталь" там будет точно. Премьер вновь сказала, что предприятие было продано "по криминальной схеме" и обещала провести "реальный конкурс с реальной оценкой". Генпрокуратура Украины рассмотрит уголовные дела по приватизации на коллегии 25 февраля.
Так чего же хочет "оранжевая" власть в Киеве? Неужели рвущимся в объятия Запада реформаторам неясно, что популистский передел собственности, тем более в таких фантастических масштабах, может оказаться вредным для экономического роста? Местные эксперты предпочитают считать заявление г-жи Тимошенко политическим, а не экономическим. Премьер рассчитывала на устрашение тех, "кто будет сопротивляться реформам либо финансировать радикальную оппозицию", заявил "Времени новостей" украинский политолог Виктор Небоженко.
"На практике столь массовую реприватизацию осуществить невозможно", -- прокомментировал "ВН" директор Центра экономического развития Александр Пасхавер, 13 лет консультировавший правительство по проблемам приватизации. "Названная Тимошенко цифра огромна. К примеру, за годы независимости осуществлено всего 130 тыс. приватизационных сделок -- в среднем в рамках приватизационной процедуры по две сделки приходилось на одно приватизированное предприятие. Ни одно правительство не решится на столь массовую реприватизацию. Ведь это болезненно отразится на экономике и повысит инвестиционные риски. При всем позитивном отношении западных правительств к Украине, неизвестно, в какой момент эти риски сработают". При этом украинский эксперт напомнил, сколь сильный негативный резонанс вызвало для России дело одного-единственного "Юкоса".
Однако вчера Виктор Ющенко твердо сказал, что пересмотр приватизации ряда объектов позволит "установить правду" и решить задачи наполнения бюджета. "Я не люблю слово "национализация", мне не нравится слово "реприватизация". Однако там, где был нарушен закон, мы должны сделать все для того, чтобы торжествовало верховенство права", - отметил он. Президент заверил, что пересмотр итогов приватизации не будет бесконечным. Правительство скоро обнародует список "подсудных" объектов, который будет закрыт для дальнейшего расширения.
Политолог Виктор Небоженко предположил, что из трех тысяч спорных предприятий лишь немногие были формально приватизированы: "Были выкуплены лишь предприятия экспортных отраслей, остальной массив был задействован в неформальных рентных отношениях, без оформления экономической ответственности. Это позволяло, к примеру, получать энергоносители по таким же льготным ценам, как и детские сады".
Как раз вчера правительство ввело ограничения на "отчуждение или передачу в управление государственной собственности или корпоративных прав государства", дабы избежать размывания государственной доли и самочинной передачи в арену нынешних госпредприятий. Чтобы прекратить дальнейшее "разворовывание", премьер Тимошенко распорядилась вести такие операции "исключительно с согласия кабинета министров Украины".
Налицо централизация ключевых решений в области собственности в руках вождей "оранжевой революции". Люди из ближайшего окружения экс-президента Кучмы уже говорят о намерении новой власти переделить "пирог" в свою пользу. "Я не стал бы говорить о переделе собственности, ведь названные предприятия попадут не в частные руки, а будут возвращены государству, а уже затем перепроданы на прозрачных аукционах", -- сказал нашей газете Михаил Ратушный, глава правления Института национального государствоведения. По его мнению, "унифицированный подход позволит избежать нарушений".
Однако готова ли новая власть переиграть приватизационную игру по новым, кристально чистым и честным правилам? "Чтоб процесс отличался от банального передела собственности, правительство должно начать с оздоровления судебной власти, создания прозрачного механизма реприватизации, квалифицированного управления Фондом госимущества. Если эти процедуры будут непонятны инвесторам, а предприятия попадут в руки голодных бюрократов, это вряд ли пойдет на пользу украинской экономике", констатировал в беседе с "ВН" политолог Виктор Небоженко.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Александр ТИМОФЕЕВ
Щедрая скупость
Правительство все-таки сможет сэкономить на монетизации льгот
Федеральные и региональные власти не оставляют попыток сгладить негативные для миллионов россиян последствия реформы социальных льгот. И небезуспешно. Митинги пенсионеров сходят на нет, дороги уже никто не перекрывает, сообщений с мест о стычках в общественном транспорте контролеров, требующих деньги за проезд с льготников, не поступает. От эмоций начала года встряхнувшаяся страна постепенно переходит к осмыслению первых итогов монетизации и латанию выявленных при проведении реформы дыр.
Хотя критика в адрес властей за поспешную и не до конца продуманную реформу не стихает, однако, похоже, лучшего времени для столь непопулярных новаций в социальной политике, затронувших так или иначе примерно 45 млн россиян, не найти. Возможно даже допустить, что власти специально гнали во весь опор, чтобы провести реформу именно в 2005 году. Не только для того, чтобы навести в системе льгот порядок и расстаться в законодательном порядке с так называемыми нефинансируемыми мандатами -- социальными обязательствами, не обеспеченными бюджетными деньгами. Таких никогда не выполнявшихся обязательств, законодательно закрепленных государством преимущественно в начале 90-х годов, набралось на 2,7 трлн рублей.
Раньше финансирование "невыполнимых" льгот ежегодно приостанавливалось законом о бюджете. Однако в начале 2004 года Конституционный суд запретил эту практику. Льготники получили реальную возможность требовать через суды все недоплаченные деньги. Минфин такого развития событий допустить не мог.
Реформу льгот выгодно было проводить именно в 2005 году еще и потому, что сверхвысокие цены на нефть, благодаря которым казна уже раздулась до немыслимых ранее размеров, дают возможность сразу же гасить возникающее социальное напряжение (даже трудно себе представить, что ожидало бы страну в случае монетизации при дефицитном бюджете). Правительство, собственно, так и действует. Решено досрочно повысить базовую часть пенсий на 240 руб. с 1 марта (на это дополнительно потребуется 115 млрд руб.), увеличить денежное довольствие военнослужащим на 20% также с 1 марта (6,9 млрд руб.). Прибавка к доходам ждет также сотрудников органов внутренних дел, военных пенсионеров, студентов, курсантов. Кроме того, оказывается дополнительная помощь регионам, которые не справляются с монетизацией транспортных льгот. И все это в дополнение к почти 200 млрд руб., запланированных в федеральном бюджете 2005 года на цели монетизации. (В региональные бюджеты на финансирование реформы было заложено 113 млрд руб., напомнила "Времени новостей" ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова).
По предварительным подсчетам аналитиков, уже сейчас совокупные бюджетные расходы в связи с монетизацией льгот переваливают за 500 млрд руб. И, скорее всего, это не предел. Вполне могут поднять голос группы льготников, которые еще не отделались от чувства ущемленности. Например, на митинге в минувшую субботу в Архангельске (кстати, проведенном "Единой Россией" в поддержку социальной политики Владимира Путина) было заявлено, что денежная компенсация региональным льготникам в сумме 300 руб. и отсутствие для них "социального пакета" значительно ухудшило материальное положение десятков тысяч человек. Также говорилось и о студентах, которых лишили северной надбавки к стипендии. Наверное, проявит себя еще какая-нибудь "недоработка" правительства.
Впрочем, следуя логике развития событий, министр финансов Алексей Кудрин все эти новые социальные счета спокойно оплатит -- благо бюджет позволяет. Причем не стоит удивляться той легкости, с которой г-н Кудрин, всегда радеющий за каждую бюджетную копейку, расстается с миллиардами рублей. Он прекрасно понимает, что лучше потратить 500 или даже больше миллиардов рублей, чем ежегодно стоять перед опасностью рассчитываться с социальными обязательствами на сумму 7 трлн руб. при том, что возможности консолидированного бюджета всего 4,3 трлн руб. (эти цифры были названы при обсуждении закона о монетизации на заседании кабинета министров в апреле прошлого года). Иными словами, сегодняшняя цена реформы для бюджета не минус 500 млрд руб., а плюс 1,8 млрд руб. И как премия -- наведение в идеале хотя бы относительного порядка в доселе абсолютно непрозрачной системе социальных льгот.
Впрочем, на будущий год этот теоретический выигрыш может стать не столь весомым, поскольку цена реформы вырастет. Причем не только в связи с индексацией компенсационных выплат. Например, уже сейчас понятно, что ОАО "Российские железные дороги", скорее всего, потребует увеличить сумму компенсации за провоз льготных категорий граждан. В 2005 году размер компенсации составил 5,8 млрд руб. Эти деньги, конечно, радуют железнодорожников, поскольку раньше они вообще ничего от государства за льготников не получали. Однако такая сумма не окупает затрат на их проезд. Как сообщил на недавней встрече с журналистами первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, компания планирует ввести персонифицированный учет льготников, пользующихся пригородными электричками, что позволит точно посчитать затраты. Когда это будет сделано, видимо, "РЖД" и выставит новый счет.
Как бы то ни было, пока в Россию мощным потоком текут нефтедоллары, бюджет исполняется с профицитом, создан стабилизационный фонд, правительству под силу провести и не одну реформу наподобие монетизации. Однако мало кто сегодня задается вопросом, что произойдет, если в результате падения нефтяных цен исчезнет возможность многомиллиардными денежными вливаниями гасить политические пожары.
Михаил ВОРОБЬЕВ
Стабфонд для "Газпрома"
Концерну предложено зарезервировать 1,8 млрд долларов
Министерство промышленности и энергетики совместно с Минэкономразвития, ФСТ и "Росэнерго" оперативно выполнили поручение Михаила Фрадкова от 2 февраля дополнительно проработать бюджет и инвестиционную программу "Газпрома". Вчера ведомство Виктора Христенко сообщило, что материалы по инвестиционной программе газовой отрасли и финансовому плану ОАО "Газпром" на 2005 год уже направлены для рассмотрения на заседании правительства. Правда, это не значит, что кабинет министров "примет их к сведению" на февральских заседаниях. Премьер, очевидно, не хочет даже косвенно решать вопросы, связанные с кремлевской схваткой на тему слияния "Газпрома" и "Роснефти", обойти которую в рамках обсуждения годового плана газовой монополии, очевидно, не удастся. Тем более что особого резона торопиться у правительства нет. В повестке ближайшего совета директоров "Газпрома", который реально утверждает бюджет и инвестиционный план концерна, этих вопросов нет. А следующее заседание состоится в конце марта, когда судьба поглощения нефтяной госкомпании должна определиться.
Ведомство Виктора Христенко среди прочих предложений и пожеланий рекомендует создать в бюджете "Газпрома" резерв в размере 52 млрд руб., или 1,8 млрд долл. -- своего рода страховку на непредвиденные нужды или на случай ухудшения экспортной конъюнктуры, пояснили в Минпромэнерго. Правда, нельзя исключать, что речь идет о возможных дополнительных тратах, связанных с поглощением "Роснефти". В "Газпроме" не стали комментировать эту информацию.
Министерство промышленности и энергетики предлагает правительству принять к сведению представленные документы "с учетом высказанных замечаний и предложений" со стороны ведомств. "В целом мы удовлетворены совместной работой над инвестпрограммой", -- цитирует пресс-служба Минпромэнерго директора департамента структурной и инвестиционной политики Андрея Дементьева. Но при этом, по его словам, концерну нужно более активно применять проектное финансирование подпрограмм и тендерный подход к освоению средств. "Имеет смысл подумать об увеличении средств на реконструкцию и модернизацию существующей трубопроводной системы. Состояние транспортной инфраструктуры не должно ухудшаться, -- отметил он. -- Инвестиционная программа "Газпрома" должна учитывать интересы независимых производителей газа, а также планы привлечения их средств для капитальных вложений". Кроме того, Минпромэнерго рекомендует "Газпрому" разработать "новые подходы к созданию, реализации и финансированию инвестиционной программы".
По информации "Времени новостей", основная рекомендация ведомства Христенко свелась к тезису о необходимости увеличить инвестиции в реконструкцию и развитие транспортной инфраструктуры для снабжения внутренних потребителей. В газпромовском же варианте упор сделан на развитие экспортных маршрутов. У чиновников Минэкономразвития наибольшие опасения вызывает невысокий объем инвестиций в добычу газа, который снизился по сравнению с показателем за 2004 год на 26 млрд руб. Инвестиции в развитие добычи составят 53,6 млрд руб. -- лишь 28% от общего объема капвложений концерна. "При таком подходе вполне возможен кризис добычи газа "Газпромом" уже в ближайшие три-пять лет", -- говорит собеседник в министерстве.
В ведомстве Германа Грефа по-прежнему обеспокоены необоснованным ростом затрат "Газпрома". В частности, следует отметить очередную индексацию зарплат сотрудников головной компании, которая в 2005 году должна увеличиться на 1,1 млрд руб. (33%). А также 29-процентный рост расходов газпромовских "дочек" по основным видам деятельности с 533 до 686 млрд руб. При практически неизменном объеме добычи газа концерном в последние три года, по словам чиновника, затраты на нее увеличились на 145%, или в 2,5 раза.
Напомним, что изначально правление "Газпрома" утвердило капитальные вложения на уровне 246 млрд руб. из 262 млрд руб. инвестиций. Решение участвовать в покупке "Юганскнефтегаза" заставило концерн резко -- на 106 млрд руб. -- снизить расходы на капитальное строительство, при том что общий объем инвестиций увеличивался до 300 млрд руб. Половину из них (150 млрд) планировалось потратить на рефинансирование краткосрочной задолженности, которая должна была возникнуть у "Газпрома" в связи с покупкой бывшей "дочки" ЮКОСа. После того как "Газпром" отказался от участия в аукционе, был разработан очередной проект инвестиционной программы 2005 года -- 188 млрд руб. капвложений из 212 млрд руб. инвестиций. Почему несостоявшаяся покупка "Юганскнефтегаза" так снизила инвестиционные настроения менеджмента "Газпрома", в компании не объясняют.
Алексей ГРИВАЧ
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: fin.rbc.558 |
Отписаться |
В избранное | ||