Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 6 июня, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Кусает только пресса

Михаил Фрадков провел самый яркий визит в своей карьере

Российский премьер Михаил Фрадков, накануне визита в Грузию немного "покусанный" прессой (странная история о том, что его якобы укусила бешеная кошка), судя по всему, до сих пор не понимает, кому нужна была эта кошка. Наверное, г-н Фрадков предполагал, что двусторонние переговоры в Тбилиси с грузинскими коллегами, а также сенсационная встреча со считающейся в России подследственной главой правительства Украины Юлией Тимошенко будут походить на "поиски черной кошки в темной комнате". И все же, для чего было давать шанс противникам г-на Фрадкова именно перед столь незабываемым международным выездом забыть о его слабостях и возможной отставке на ближайшие месяцы, не понимает даже он сам.

Всячески веселясь новому информационному поводу, российский премьер в Тбилиси в несвойственной себе манере сочным, твердым голосом опровергал все благоглупости. "Не кусала, не кусала. Только пресса иногда покусывает", -- говорил он, проходя мимо бесконечных камер в государственной резиденции Грузии.

Слухи об отставке г-на Фрадкова, как и писала газета "Время новостей", сильно преувеличены. Позиции его прочны, это признают практически все, включая самых искушенных кремлеведов. А президенту Путину еще не пришло время разбрасываться "политическими козырями" и устраивать шоу из отставки премьера и его кабинета. Так что когда Михаил Фрадков в Тбилиси притормозил после окончания "эсэнгешной" пресс-конференции и стал отвечать на незапланированный вопрос корреспондента Рейтер про слухи об отставке, все выглядело как пиар-кампания в пользу российского премьера.

Премьер посмеиваясь рассказал, что пресса давит на него в хорошем смысле этого слова уже и на просторах СНГ, держит его и правительство в тонусе, не дает расслабиться и тем самым способствует не отставке, а укреплению позиций кабинета министров. "Я рассматриваю разговоры о своей отставке как мотивацию к улучшению качества работы, -- пояснил премьер России и добавил: Президент решает вопросы об отставке, но я полагаю, что мне предстоит еще серьезно поработать".

На саммите глав правительств СНГ в Тбилиси был и еще один премьер, который мог бы интересовать прессу с точки зрения актуальности слухов об его отставке. Это Юлия Тимошенко, которую во время ее пребывании в Грузии советник президента Украины Борис Немцов подверг очень резкой критике. Однако несмотря на все инсинуации, представители прессы не задавали ей неудобных или некорректных вопросов. Ее практически боготворили. За ней носилось минимум двадцать телекамер. Она давала интервью буквально в "раздавленном"(зажатая между своими же телохранителями) состоянии. А в один момент как-то не по-премьерски, как с однополчанкой, обнялась и расцеловалась с пробившейся к ней тележурналисткой.

Г-жа Тимошенко в принципе с удовольствием исполняла роль звезды первой величины на грузинском саммите. Она всячески подчеркивала яркими красками своей одежды уверенность в собственных силах. Прилетела она в белом. На переговорах на следующий день была в розовом пиджаке и белой юбке с воланом, с белой сумочкой и на каблуках, на которых другой даме долго бы пришлось учиться ходить. Хотя в общем-то очевидно, что это было вынужденное спецсредство, без коего г-жа Тимошенко при ее небольшом росте вряд ли бы казалась значительной и почти статной на фоне мужчин-премьеров.

Розовый блеск ее помады был призван подчеркнуть ее женственную мягкость. Но все это длилось до поры до времени. Г-жа Тимошенко преподала урок новой дипломатии в СНГ практически при обсуждении первого же существенного вопроса -- об ограничении свободы торговли в СНГ. Дипломатия оказалась по-мужски жесткой. Юлия Тимошенко от имени Украины отказалась подписать общий документ, проработанный экспертами двенадцати стран, по поводу отмены всех ограничений во взаимной торговле в 2012 году. Она заявила, что это можно сделать значительно раньше. Это был вызов России. Ведь именно Россия ввела несколько ограничительных квот на импорт украинских товаров -- труб, сахара, конфет, мяса, спирта и других. С украинским премьером почти полностью солидаризировался грузинский коллега. Зураб Ногаидели дал понять всем, что в СНГ не будет прежнего полупостсоветского единства. Что переговоры с Россией будут такими же, как со всеми остальными государствами, без подобострастия перед "старшим братом". Может быть, даже более жесткими.

Премьер России вызов принял. Он заявил, что настаивает на том, чтобы протокол о свободной торговле был подписан в настоящем виде. Без поправок, внесенных Украиной. Более того, уже на двусторонних переговорах российский премьер свою позицию еще более обострил. Из источников внутри российской делегации стало известно, что г-н Фрадков не только не спасовал перед обаянием г-жи Тимошенко, но и напомнил ей о довольно неприятном антидемпинговом расследовании, которое начала Россия в отношении импорта украинских швеллеров (применяются при строительстве стержневых конструкций, а также в колоннах и кровельных прогонах). Расследование проводится по заявлению Нижнетагильского и Западно-Сибирского меткомбинатов, которые производят более 60% швеллеров в России. Они утверждают, что с 2000 по 2002 год цены на украинские швеллеры снизились на 15%. При этом доля Украины в российском импорте швеллеров составляет 99%. В связи с этим Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике России рекомендовала правительству установить антидемпинговую пошлину в отношении швеллеров, импортируемых из Украины, в размере 17,4% от таможенной стоимости.

Несмотря на неподписанный протокол о квотировании поставок украинских труб в Россию (подписанию сопротивляется Украина), ограничения продолжают действовать. И это также остается неприятностью для г-жи Тимошенко. Естественно, что она отвечает как может, и украинцы ведут приватизационные расследования в отношении российских собственников. Но г-жа Тимошенко, во всяком случае публично, попыталась не педалировать столь опасную тему, как пересмотр итогов приватизации. Выйдя после переговоров с г-ном Фрадковым в холл отеля "Мариотт" в Тбилиси, она заявила, что не строит планы "разрушить российскую собственность на Украине". И пояснила, что сначала предстоит выяснить рыночную стоимость купленных предприятий, а потом предложить нынешним собственникам в первую очередь доплатить недостающую сумму. А вот если они не смогут этого сделать, о том, что будет после, г-жа Тимошенко умолчала.

В конце Юлия Тимошенко выразила исключительную признательность многоопытному переговорщику Михаилу Фрадкову и не исключила, что все-таки может приехать в Москву уже нынешним летом.

Г-н Фрадков на встречу с г-жой Тимошенко опаздывал, причем не по своей воле. Затянулись его переговоры с грузинским президентом Михаилом Саакашвили. А потом случилась еще и их незапланированная пресс-конференция, которую грузинский лидер в основном посвятил Владимиру Путину. Мол, жду его в родной стране, напою отличным кахетинским вином. В общем, если приедет российский политический гуру, тут и решатся буквально все российско-грузинские противоречия одним разом. Ну как с такой презентации мог сбежать российский премьер? Вот и пришлось заставить ждать коллегу, да еще и женщину. К г-же Тимошенко г-н Фрадков из России пришел без бумажки. Первое свидание: как себя поставишь, так и будешь дальше общаться. Посвященные говорят, что г-жа Тимошенко оценила г-на Фрадкова. После знакомства сказала, что "антагонистических позиций нет". А уж то, что она приняла приглашение г-на Фрадкова приехать в Москву, означает лишь одно: либо российский премьер дал ей все гарантии защиты и неприкосновенности, либо сама г-жа Тимошенко, на что намекают некоторые члены российской делегации, решила использовать весь свой премьерский арсенал, чтобы у правоохранительных органов дружеского государства более не возникало к ней вопросов. На этой оптимистичной ноте г-н Фрадков покинул Тбилиси в тот же день, что и прилетел.

Вера КУЗНЕЦОВА, Тбилиси - Москва

Президентский разряд

Руководство "Мосэнерго" ответило за майскую аварию в энергосистеме

Субботнее заседание членов Совета Безопасности России, на котором рассматривалась авария в энергосистеме Центра России, закончилось отставкой почти всего руководства "Мосэнерго" во главе с гендиректором Аркадием Евстафьевым. Владимир Путин жестко и однозначно возложил вину на столичную энергокомпанию. Смысл президентской критики сводился к тому, что если бы не было разбазаривания средств, энергокризиса 24--25 мая можно было бы избежать (стенограмму выступления см. на стр. 2). При этом Владимир Путин ни разу не произнес имя Анатолия Чубайса и подчеркнул, что не имеет претензий к реформированию отрасли. Тем не менее, глава РАО "ЕЭС России" сидел с поникшей головой, а столичный мэр Юрий Лужков единственный выглядел весьма довольным: он даже позволил себе даже не читать, как все участники совещания, доклад Ростехнадзора.

Владимир Путин не стал в своем заявлении подробно говорить о содержании доклада. Он лишь сообщил, что "Ростехнадзор отмечает также нарушения эксплуатации оборудования и некоторые другие проблемы". Однако выступление главы государства прозвучало не как начало дискуссии, а как ее итог с указанием на конкретных виновников. Он буквально заклеймил руководство "Мосэнерго" за то, что после аварии его представители позволили себе говорить о необходимости повышения энерготарифов. В заключение президент указал премьеру Михаилу Фрадкову (видимо, потому что правительство - крупнейший акционер РАО "ЕЭС") на "цинизм и очевидную профессиональную непригодность" руководителей столичной энергокомпании.

Спустя два с половиной часа стал известен главный итог совещания, которого ждали еще с тех пор, когда энергоснабжение столицы еще не было восстановлено. Член правления РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников объявил о том, что г-н Евстафьев подал в отставку по причине "неудовлетворительной оценки руководства "Мосэнерго", прозвучавшей со стороны президента России Владимира Путина".

Как и ожидалось, Владимир Путин не стал "назначать жертвой" Анатолия Чубайса. Мотивы такого решения президента очевидны: как оппозиционно настроенный политик Чубайс, находясь у руля госмонополии, гораздо безопаснее. А как топ-менеджер РАО "ЕЭС" именно он должен выполнить "грязную работу" по завершению реформирования отрасли. Тем более, что на этом пути еще много препятствий - логично, что преодолевать их будет Чубайс, а не гипотетический "человек президента".

Некоторые из этих препятствий Путин сразу и обозначил. Вероятно, соответствующие органы уже приняли на вооружение вопросы главы государства: какова "реальная налоговая нагрузка на РАО "ЕЭС" в последнее время", "куда уходят деньги от фактической приватизации так называемых непрофильных активов?", "почему крупные объекты недвижимости в Москве, в центре Москвы, получают собственников на Кипре?" И, наконец, -- "Куда тратятся деньги?".

Временно руководить всей системой "Мосэнерго" будет, видимо, проверенный человек -- замгендиректора компании Владимир Чистяков, в 1982--1992 гг., как сказано в его биографии, проходившей "действительную военную службу в органах государственной безопасности", а затем работавший в филиале "Мосэнерго" под названием "Предприятие производственно-технологической комплектации". Этот филиал занимается капремонтом оборудования, запчастями, и т.п. Иными словами, г-н Чистяков соответствует путинским критериям энергетика: "понимает значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны" и в состоянии "своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор". Хотя очевидно, что именно в его обязанности как замглавы "Мосэнерго" входил и своевременный ремонт подстанции "Чагино".

Аркадий Евстафьев возглавил "Мосэнерго" в 2001 году, фактически в результате захвата омоновцами здания энергокомпании. Как известно, до этого он долгое время работал в сфере связей с общественностью. В 1992--1995 гг. он был пресс-секретарем вице-премьера Анатолия Чубайса. В 1996-м вместе с Сергеем Лисовским прославился, когда был задержан на выходе из Кремля с "коробкой из-под ксерокса", в которой обнаружились 500 тысяч долларов. Этот инцидент сыграл историческую роль, определив исход политического противостояния двух группировок в предвыборном штабе Бориса Ельцина в пользу Анатолия Чубайса. В "Мосэнерго" г-н Евстафьев попал по протекции главы РАО, причем сначала стал заместителем гендиректора по связям с общественностью. Руководить компанией он стал после длительного противостояния Юрия Лужкова и Анатолия Чубайса: глава РАО не простил гендиректору столичной энергокомпании Александру Ремезову того, что он стал более близок московским властям.

Г-н Ремезов, который теперь возглавляет Московскую объединенную энергокомпанию, принадлежащую правительству Москвы, полагает, что столичные власти однозначно не будут пользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы перехватить контроль над энергетикой. "Не надо путать две разные вещи, -- заявил он вчера "Времени новостей", -- был договор на энергоснабжение Москвы, он был нарушен, в нем прописана ответственность сторон, финансовая, -- это одно. А линия по приобретению контрольного пакета в городской теплосетевой компании и горэлектросетях (компании, образовавшиеся в результате разделения "Мосэнерго" на 14 частей. -- Ред.) -- она сама по себе, эта работа идет давно и ни на день не прекращалась. Разве что теперь есть повод подумать над приобретением контрольного пакета еще и областной электросетевой компании".

Г-н Ремезов считает, что в аварии 23--24 мая две составляющие. Первая -- связанная с подстанцией Чагино, с которой началось масштабное отключение электроэнергии: "Там низкий уровень безопасности, персонала, бардак в хозяйственной деятельности", -- говорит он. Вторая же составляющая связана с развитием аварии. По словам бывшего главы "Мосэнерго", в компании упущены принципы управления энергосистемой: "Потеряли системность -- диспетчеризацию, режимы перетоков. Все стало направлено в сторону экономики оптового рынка, а техническим моментам стали уделять меньше внимания", -- утверждает г-н Ремезов.

Впрочем, в РАО говорят, что выводы уже сделаны. Как заявил вчера "Времени новостей" член правления энергохолдинга, глава бизнес-единицы No2 (отвечает за работу половины энергосистем страны, "Мосэнерго" не входит в ее подчинение) Владимир Аветисян, все распоряжения относительно обеспечения надежности энергоснабжения "уже давно отданы" -- сразу же после аварии. Поэтому, считает он, "с одной стороны, дополнительное внимание (после рассмотрения проблемы на Совете Безопасности. -- Ред.) не требуется, а с другой, все руководители РАО в понедельник все равно еще раз соберутся и проанализируют ситуацию". Впрочем, он не исключает, что будут предприняты некоторые дополнительные меры по обеспечению надежности работы оборудования, но об этом можно будет говорить только по результатам сегодняшнего заседания правления РАО.

Возможно, правлению РАО сегодня предстоит решать и еще одну серьезную проблему -- возмещение ущерба от аварии. Член правления РАО Андрей Трапезников в пятницу заявил информагентствам: "Мы получили письмо мэра Москвы на имя Анатолия Чубайса, в котором говорится, что правительством столицы проведена оценка ущерба предприятиям и организациям города, нанесенного в результате аварии 25 мая. По данным на 1 июня, сумма ущерба составляет 1,7 млрд руб.". А как заявил ИТАР-ТАСС и.о. главы Ростехнадзора Андрей Малышев, общая сумма ущерба "видимо, достигнет 5,3 млрд руб.". По словам г-на Трапезникова, правительство Москвы предлагает РАО создать "специальную комиссию по рассмотрению размеров ущерба". "Мы рассмотрим предложения правительства Москвы и сделаем это быстро, -- говорит член правления РАО. -- У нас настрой на конструктивное сотрудничество с правительством, и мы исходим из того, что нужно обязательно организовать совместную работу".

Это заявление г-на Трапезникова, надо полагать, -- попытка не допустить возможного изменения структурных преобразований в "Мосэнерго". Ведь Владимир Путин указал на то, что разделение компании на 14 частей привело к неэффективной координации действий. Кстати, противником такого разделения выступал крупный акционер "Мосэнерго" -- "Газпром", скупивший блокпакет акций столичной компании. Именно "Газпром" критиковал продажу недвижимости энергокомпанией, о чем в субботу говорил и Владимир Путин. Газовый концерн не устраивала, во-первых, цена, по которой продавались объекты (в том числе и бизнес-центр класса А на Раушской набережной почти напротив Кремля), а во-вторых, отсутствие схемы распределения вырученных от этой продажи денег. Владимира Путина, похоже, это также волнует, к тому же он, по-видимому, знает кипрских собственников бывших зданий "Мосэнерго". Представители "Газпрома" вчера предпочли не комментировать ситуацию.

Николай ГОРЕЛОВ

Добрый совет

МВФ призвал российское правительство не вредить экономике

Состояние дел в российской экономике таково, что в 2005 году маловероятно достижение даже уменьшенных прогнозных показателей. Виной тому действия российских властей, растрачивающих нефтяные деньги на социалку, а не на необходимые стране структурные реформы. Таковы выводы экспертов Международного валютного фонда (МВФ). Они провели в Москве всю прошлую неделю, собирая материалы для очередного ежегодного обзора российской экономики. Результаты их работы для России крайне неутешительны.

"Ослабление налогово-бюджетной политики в ситуации, когда рост спроса в частном секторе уже обгоняет темпы экономического роста, приведет к усилению инфляционного давления. Кроме того, это приведет к значительному росту импорта. Высокая инфляция приведет к ускорению укрепления рубля и в итоге к дальнейшему росту импорта и может навредить долгосрочному росту",-- полагают в МВФ. То есть страна, по сути, движется к экономическому кризису, причем виноваты в этом не внешние обстоятельства, а неправильная экономическая политика.

На днях Министерство экономического развития официально признало, что подготовленный им ранее социально-экономический прогноз, в частности, рост ВВП в 6,5% по итогам года, излишне оптимистичен. По уточненным данным, рост ВВП в 2005 году составит 5,8%. Однако глава российской миссии Международного валютного фонда (МВФ) Пол Томсен сомневается в достижимости даже этих цифр. МВФ полагает, что в лучшем случае можно рассчитывать на 5,5%. Однако итоговые цифры могут оказаться еще хуже из-за крайне низких объемов инвестиций, особенно в нефтянке. Впрочем, и это еще не худший прогноз. По расчетам Европейского банка реконструкции и развития, например, рост будет не выше 5,2%.

В МВФ недовольны тем, что Россия, по словам г-на Томсена, значительно ускоряет темпы расходования поступлений от нефти. По расчетам МВФ, для выполнения повышенных обязательств по выплатам зарплаты и пенсий из бюджета, цена на нефть в следующем году должна быть не меньше 31 долл. за баррель. Скорее всего с этим проблем не будет. По прогнозам МЭРТ, средняя цена барреля нефти марки Urals в 2006 году составит 35 долларов.

Ослабление бюджетной политики, на взгляд МВФ, состоит в том, что треть дополнительных расходов бюджета, утвержденных правительством на прошлой неделе (111 млрд из 383 млрд руб.), будет потрачена из стабфонда. Правительству же, по мнению иностранных экспертов, следует прекратить проедать нефтяные деньги и заняться наконец структурными реформами. С прошлого сентября, времени последнего визита экспертов миссии, улучшение ситуации произошло лишь в одном секторе -- банковском. Там начала действовать система страхования банковских вкладов. По словам г-на Томсена, проведение большинства приоритетных реформ, таких, как реформы ЖКХ, здравоохранения и образования, значительно отстает от намеченного графика, а по ряду реформ прогресса не наблюдается вовсе. По его словам, в Белом доме об этой проблеме знают. "Правительство понимает, что основной проблемой является ускорение реформ, причем тех, которые должны привести к улучшению инвестиционного климата", -- заявил глава миссии.

Естественно, при обсуждении инвестиционного климата речь не могла не зайти о влиянии дела ЮКОСа. "Данное дело -- правильное или неправильное, справедливое или несправедливое -- свидетельствует о все возрастающем вмешательстве со стороны отдельных органов власти, а также о неуклюжем поведении некоторых структур", -- заявил г-н Томсен.

Выводы МВФ не отличаются оригинальностью. Среди сказанного г-ном Томсеном нет ничего, о чем давно бы уже не говорили как российские, так и западные эксперты. Проблема лишь в том, что в Белом доме и Кремле никто советов не слушает. А с тех пор, как МВФ перестал помогать России деньгами, он утратил всякие рычаги давления. Это признал и сам г-н Томсен, подчеркнувший: все, что он говорит, лишь добрые советы.

Вера СИТНИНА

Дошли до предела

Андрей Козлов призывает банкиров подумать, где брать капитал

Для дальнейшего развития банковской системы ей скоро потребуется масштабный прирост капитала, считают в Центробанке. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил в минувшую пятницу, что "предел роста банковской системы на уже сформированном капитале в этом году будет достигнут". К следующему году банкам придется решать, "где взять капитал".

С 1999 по 2004 год отношение банковского капитала и активов стабильно росло, исключением стал лишь 2002 год, когда оно снизилось на 0,4%, до 14%. Прошлый год банковская система закончила с активами 7,136 трлн руб. и капиталом 946 млрд руб., однако капитал рос медленнее, и его доля упала сразу на 1,3%, до 13,3%. "Это означает, что капитализация падает, а риск растет", -- говорит первый зампред ЦБ. Норматив достаточности капитала, который регулирует отношение собственных средств к активам, взвешенным с учетом риска, составляет 10%. По мнению г-на Козлова, в этом году банковский сектор будет расти более высокими темпами, чем в прошлом году, но уже в следующем году банкам "необходимо будет создать капитал и уже на него наращивать банковские продукты".

Настороженность г-на Козлова по поводу капитала выглядит вполне оправданной. В марте этот показатель по всей банковской системе вырос всего на 0,4%. Правда, месяцем ранее, в феврале, рост составил 6,1%, но этот рывок обеспечили госбанки. Тогда Сбербанк и Внешторгбанк опробовали новый способ увеличения капитала, разместив два выпуска субординированных (учитываемых в собственном капитале) еврооблигаций на общую сумму 1,75 млрд долл. и сроком на десять лет.

Между тем ограниченное количество источников капитала вполне может усилить структурные изменения в банковском секторе, в первую очередь роль госбанков. Несмотря на то что правительство держит курс на разгосударствление банковской системы, проблем с увеличением капитала у его кредитных организаций в ближайшее время, видимо, не будет. Так, в мае премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о выделении для Россельхозбанка 6,1 млрд руб., за счет которых его уставный капитал увеличится более чем в два раза. А на прошлой неделе председатель ЦБ Сергей Игнатьев, возглавляющий наблюдательный совет Сбербанка, отметил тенденцию к снижению достаточности его капитала, заявив: "Вполне возможно, что придется увеличивать уставный капитал и за счет внесения средств со стороны акционеров (то есть ЦБ. -- Ред.)".

Трудности вряд ли возникнут и у "дочек" иностранных банков (по данным ЦБ, в прошлом году доля участия нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы увеличилась с 5,2 до 6%, а их вложения в капитал превысили 73 млрд руб.). Член правления Международного московского банка (ММБ), принадлежащего немецкой HVB Group и финской Nordea Group, Дмитрий Мохначев отмечает, что акционеры никогда не отказывают банку в увеличении капитала.

Где будут брать капитал российские банки, пока остается неясным. Банкиры отмечают, что рентабельность традиционного бизнеса падает, а значит, и снижается его привлекательность для российских акционеров. Ряд крупных банков, в частности МДМ-банк и Росбанк, хотят быть готовыми к проведению IPO и также не прочь привлечь стороннего инвестора, однако спрос на их акции пока неясен. "Даже для лидеров самым реальным стратегическим вариантом остается приход иностранного инвестора, остальным приходится рассчитывать на свою же прибыль", -- говорит московский банкир. Впрочем, г-н Козлов отмечает, что через год у банков и регуляторов "видимо, будут готовы ответы на вопросы, как увеличить капитал и стимулировать инвесторов" вкладывать в него деньги.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

Цена госконтроля

Стоимость 10,74% акций "Газпрома" определит совет директоров концерна

Совет директоров "Газпрома" 15 июня соберется на внеочередное заседание, чтобы одобрить сделки по продаже акций концерна госкомпании "Роснефтегаз", необходимых для установления госконтроля над монополией. Более того, по информации "Времени новостей", именно участникам заседания придется определить окончательную цену 10,74% акций монополии. В материалах, которые были направлены в рассылку членам совета, не указана даже рекомендованная менеджментом "Газпрома" сумма. Оставшиеся десять дней заинтересованные стороны -- а они расходятся в оценках пакета на 2,5--3,5 млрд долл. -- постараются использовать для получения поддержки своей позиции со стороны президента. Ибо никаких коммерческих переговоров между продавцом и покупателем не ведется.

В конце недели по этому поводу начальник одного из департаментов МЭРТ Кирилл Андросов неожиданно заявил журналистам, что чиновники считают справедливую цену пакета, исходя из котировок акций концерна на российском рынке. По итогам пятничных торгов 10,74% акций "Газпрома" стоят около 7,5 млрд долл. Правильнее, по мнению г-на Андросова, было бы вычислять цену по методу брокеров, которые берут средневзвешенную цену за 52 недели без спекулятивных всплесков и падений. В этом случае цена, по словам чиновника, будет на уровне 6,4 млрд долл. Он же заявил, что оплата будет произведена, по-видимому, в течение года несколькими траншами. Впоследствии в МЭРТ заявили, что никакой официальной позиции ведомства по данному вопросу нет.

Еще одной, уже внутригазпромовской интригой должно стать завершение процесса отбора акций для продажи государству. 17 мая, когда была опубликована последняя версия списка аффилированных лиц "Газпрома", "дочки" концерна контролировали 15,2% акций. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Времени новостей", что наибольшие шансы сохранить свой пакет будут у голландской компании Gazprom Finance B.V., на балансе которой 4,57% акций. Изначально эти акции планировались к размещению на западных биржах с целью привлечь дополнительное финансирование. После либерализации рынка акций "Газпром" сможет неплохо заработать на их продаже. В этом случае сейчас с акциями концерна расстанутся "Газпроминвестхолдинг", который совместно с компаниями "Финком" и "Новые финансовые технологии" контролирует пакет 5,33% акций, "Газфонд" (3,45%), Газпромбанк (1,25%), РФК (0,24%), "Ринко" (0,2%), "Фининвестком" (0,12%) и "Межрегионгаз" (0,6%). Однако в этом случае для совершения сделки не будет хватать 0,1% акций для продажи государству. Правда, нельзя исключать, что Газпромбанк или какая-то другая "дочка" концерна уже купила недостающие акции.

Алексей ГРИВАЧ

В Брюсселе сосчитали алмазы

Еврокомиссия готовится утвердить торговое соглашение между АЛРОСА и De Beers

В преддверии утверждения новой схемы торговли алмазами между мировым монополистом De Beers и АЛРОСА Брюссель расчищает российской компании дорогу на свободный рынок. В пятницу Еврокомиссия в специальном заявлении выразила опасения, что широкомасштабные закупки со стороны De Beers алмазов у АЛРОСА могут еще более "повысить монопольные возможности De Beers и вытеснить с европейского рынка независимого российского поставщика алмазов". Как и ожидалось, ЕС призвал все заинтересованные стороны в течение месяца направить свои соображения относительно торговых отношений АЛРОСА и De Beers, алгоритм которых последние представили в конце прошлого года. На основании отзывов участников рынка Еврокомиссия вынесет заключение о том, обеспечивает ли предложенная схема конкурентные условия торговли алмазами либо между двумя монополистами усматриваются признаки картельного сговора.

Новая система торговли, в отношении которой через месяц еврочиновники должны вынести свой вердикт, предусматривает трехкратное сокращение объемов продаж российских драгкамней в адрес De Beers на протяжении шести лет. Согласно этому плану, в нынешнем году АЛРОСА должна продать De Beers алмазы на сумму 700 млн долл., в следующем -- на 625 млн, в 2007 году -- на 550 млн, в 2008-м -- на 475 млн, в 2009-м -- на 400 млн, в 2010 году и далее объемы продаж между двумя компаниями не должны превышать сумму 275 млн долларов.

Если Брюссель все же решат, что предлагаемая схема нарушает конкуренцию на европейском рынке необработанных алмазов, то, по информации ИТАР-ТАСС, вероятнее всего на De Beers (контролирует 60--65% мировых поставок драгкамней) будет наложен крупный штраф. Последствия такого решения для российской компании (на ее долю приходится 99% добычи алмазов в России и около 23% -- в мире) пока неизвестны. Получить комментарии в самой АЛРОСА не удалось.

График снижения поставок компании предложили в декабре -- после того, как Еврокомиссия возбудила расследование об уровне конкуренции на алмазном рынке. До этого в соответствии с договором 2001 года АЛРОСА была обязана начиная с 2002 года поставлять De Beers алмазы на 800 млн долл. Однако соглашение так и не вступило в силу, поскольку в ЕС забеспокоились, что большая часть российских алмазов попадет в руки De Beers, результатом чего станет повышение цен. В итоге в марте позапрошлого года Еврокомиссия признала, что соглашение противоречит антимонопольному законодательству. С тех пор АЛРОСА продолжила продавать большую часть камней De Beers, но уже в рамках временного режима "свободный продавец -- свободный покупатель". В целях сохранения свободной конкуренции Еврокомиссия рекомендовала сократить поставки российских алмазов в пользу De Beers. По мнению еврочиновников, это бы позволило АЛРОСА эффективно конкурировать на рынке и развивать свои международные поставки самостоятельно или, например, через такие компании, как Rio Tinto или BHP Billiton.

De Beers изначально выступала против сокращения поставок в свой адрес, утверждая, что увеличение потока российских драгкамней на свободный рынок дестабилизирует цены и индустрию в целом. В то время как стремящейся повысить свою роль на международной арене АЛРОСА освобождение из-под торгового диктата De Beers, очевидно, на руку. Именно российская сторона выступила инициатором новой торговой схемы, предусматривающей сокращение поставок. "Мы хотим знать истинную цену алмазов, то есть иметь прямой выход на свободный рынок" -- пояснял ныне бывший глава российской алмазной компании Владимир Калитин. При этом в АЛРОСА уверены, что Брюссель одобрит ее предложение.

Яна ГОДОВАНАЯ

Александр Медведев: Цена у нас не подлежит пересмотру

Два месяца назад глава "Газэкспорта" Александр Медведев получил повышение, став заместителем председателя правления "Газпрома" по внешнеэкономическим связям. При этом он сохранил пост генерального директора газпромовского экспортера, сосредоточив в своих руках полный контроль над самой финансово привлекательной деятельностью монополии. До конца года он собирается перестроить работу экспортного блока, завершить сделки с германскими концернами по обмену активами, запустить Штокмановский проект и начать реконструкцию газопроводной системы "Средняя Азия -- Центр". Об этом и других аспектах деятельности "Газпрома" на внешних рынках Александр МЕДВЕДЕВ рассказал обозревателю "Времени новостей" Алексею ГРИВАЧУ.

-- "Газэкспорт" выступает агентом группы "Газпром" по продаже на внешние рынки природного газа, продукции СИБУРа, а также нефти, газового конденсата и нефтепродуктов. Как это отражается на структуре компании и распределении функций с департаментом зарубежных связей "Газпрома"?

-- Правильнее уже говорить не "Газэкспорт", а "Газпромэкспорт". Хотя юридически переименование еще не произошло. Это займет определенное время: и с нашими партнерами, и с "Газпромом" отношения должны быть оформлены надлежащим образом. Переименование при всей нашей любви к старому названию отражает изменение роли экспортной организации "Газпрома" в стратегии компании. Это отражает как продуктовую, так и географическую диверсификацию нашей деятельности, еще раз закрепляет роль "Газпромэкспорта" как единственного канала внешнего сбыта продукции группы.

План реорганизации "Газэкспорта" совпал по времени с кадровыми изменениями в "Газпроме". Я считаю, это позволит провести реформу не только в "Газэкспорте", но и во всем внешнеэкономическом блоке компании. То есть процесс затронет и департамент зарубежных связей "Газпрома". Сейчас проект находится на стадии согласования в "Газпроме", он учитывает и специфику нашей деятельности, и международный корпоративный опыт. Я бы не хотел сейчас распространяться на эту тему, но это будет современная структура и в департаменте, и в "Газпромэкспорте", где будут четко разделены функциональные аспекты деятельности. Не хочется употреблять иностранные слова, но они короче. Я говорю о создании front-, middle- и back-офисов. Также будут разделены операционная ответственность и долгосрочные инвестиционные проекты.

Департамент будет заниматься подготовкой и координацией крупных международных проектов, например Северо-Европейского газопровода или Штокмановского LNG (сжиженный природный газ. -- Ред.). Впрочем, ими список не исчерпывается. Специалисты департамента будут разрабатывать эти проекты от идеи до принятия инвестиционного решения, после чего их реализация перейдет к конкретным компаниям, созданным для этой цели. В идеале, конечно, разделения на внутренний и внешний сбыт в "Газпроме", как и в любой другой компании, быть не должно. Сейчас это связано со спецификой нашей внутренней реализации. Я думаю, что в отдаленной перспективе, когда мы эту проблему решим, у нас будет единый сбытовой блок.

-- Сразу после прихода в "Газэкспорт" вы заявили, что деятельность всех посредников, участвующих в торговле газпромовским газом в Европе, будет подвергнута ревизии. После чего в индивидуальном порядке будет решаться их судьба. Расскажите о результатах этой работы.

-- Сразу можно сказать, что принято решение о ликвидации "СловРусГаза", компании, которая не смогла найти достойную нишу. Никакой роли, кроме как быть посредником между "Газэкспортом" и словацкой SPP, а также попыток заниматься непрофильной деятельностью, она найти не сумела. Акционеры ("Газэкспорт" и SPP. -- Ред.) приняли решение о ее ликвидации. Но это не значит, что нас не будет на словацком рынке.

Другой пример положительный -- австрийская компания GWH (акционеры "Газэкспорт" и OMV) будет продавать газ конечным потребителям в Австрии. Мы увеличили свою долю в GWH до 75% и планируем занять существенный сегмент австрийского рынка. С конечными потребителями идут переговоры. Компания будет продавать газ газораспределительным компаниям, конечным промышленным потребителям, увеличивать тем самым эффективность продаж группой "Газпром". Кроме того, в Австрии мы инициировали проект строительства второго по величине в Европе подземного хранилища газа -- Хайдах. ПХГ -- это ключ к рынку. Ищем возможности для участия в подобных проектах в Бельгии и Великобритании.

-- На какой объем поставок может рассчитывать ваше австрийское СП?

-- Я думаю, что через несколько лет компания будет продавать до 2 млрд куб. м в год непосредственно на рынке.

-- Роль одного из германских СП -- Wingas -- понятна: оно не только выступает посредником, но и инвестирует в инфраструктуру, выходит на новые рынки. А, к примеру, WIEH существует исключительно как торговый дом и выступает посредником между "Газэкспортом" и тем же Wingas. В чем смысл его существования?

-- Эта компания является инструментом оптимизации нашей торговой деятельности на германском рынке.

-- А в чем состоит эта оптимизация?

-- Юридические и экономические аспекты поставок газа в Германию.

-- Как будет разрешаться ситуация с концерном E.ON, который выиграл тендер по продаже газовых активов венгерского концерна MOL, в том числе и 50-процентную долю в совместном с "Газэкспортом" предприятии -- "ПанРусГаз"?

-- Во-первых, сделка еще не одобрена ни венгерскими властями, ни европейскими регуляторами. Во-вторых, мы в любом случае имеем право преимущественного выкупа. Многое будет зависеть от исхода наших переговоров с E.ON об обмене активами в рамках проекта по добыче газа на Южно-Русском месторождении, о транспортировке его по Северо-Европейскому газопроводу и сбыте конечным потребителям в Европе. Мы оставили дверь открытой для E.ON и ведем интенсивные переговоры. Но, сразу подчеркну, как бы они ни завершились, наши договоренности с BASF позволяют нам реализовать проект и с технологической, и с финансовой, и с маркетинговой точки зрения без привлечения третьей стороны.

-- Но E.ON открыто заявил, что не готов делиться своими основными активами...

-- Поэтому возможности его участия в Южно-Русском месторождении сузились. Если раньше компания претендовала на 50% минус одну акцию, то сейчас она максимум может получить половину от этого.

-- А каковы предложения еще одного потенциального участника -- RWE?

-- У нас недискриминационный подход к партнерам. Мы рассматриваем предложения, которые обеспечивают нам участие во всей цепочке поставок газа, вплоть до выработки электроэнергии. Раз уж мы пускаем кого-то в добычу газа на территории России, то должны получить актив, не только эквивалентный по стоимости, но и достойный с точки зрения стратегических интересов на рынке сбыта. Пока ни E.ON, ни RWE не представили устраивающих нас предложений.

-- Когда вы планируете завершить переговоры?

-- В самое ближайшее время. Самое позднее -- сентябрь-октябрь. К концу года мы планируем оформить сделки по обмену активами.

-- Но в случае вхождения в проект третьего участника снизится доля BASF в Южно-Русском, а значит, вам придется отказаться от каких-то активов, предложенных этим концерном.

-- Это так. Но нам в любом случае пришлось бы отказаться от части активов, поскольку BASF предложил активы, превышающие стоимость доли в Южно-Русском. Сейчас вопрос анализируется, конкретные решения будут приняты после окончания переговоров с E.ON и RWE. После этого мы подпишем с партнером или партнерами основные условия, а в конце года заключим сами сделки.

-- Планируете ли выходить на европейский рынок сжиженного газа?

-- У нас два проекта по СПГ, оба очень серьезные, учитывают долгосрочный баланс газа по России. Первый -- строительство завода по сжижению газа в Усть-Луге мощностью до 7 млрд куб. м в год. Газ на него будет поставляться из единой системы газоснабжения. Второй жестко привязан к гигантскому Штокмановскому месторождению, только первая его фаза рассчитана на 22 млрд куб. м (15 млн тонн СПГ.-- Ред.). По первому проекту технико-экономическое обоснование близко к завершению и показывает эффективность проекта при определенном сценарии развития рынка. К тому же с Усть-Луги поставки могут начаться на пару лет раньше, чем со Штокмановского. Оба проекта ориентированы в основном на Северную Америку, хотя поставки в Европу также вероятны.

-- Могут ли быть реализованы одновременно СЕГ и проект в Усть-Луге или это конкурирующие проекты?

-- Могут, если будет рынок.

-- Вы сказали, что договоренности с BASF по СЕГу самодостаточны. В то же время очевидно, что эта компания в одиночку не сможет обеспечить весь газ из этого газопровода долгосрочными контрактами на реализацию. Ведутся ли переговоры с другими потребителями?

-- Помимо Wingas есть и другие потенциальные покупатели. К середине лета принципиальные договоренности с ними будут оформлены документально.

-- А какой объем они готовы закупить из СЕГа?

-- Реальный спрос на новый газ к дате пуска газопровода, к концу 2010 года (график жесткий, но на сегодня выполнимый), составит 19--21 млрд куб. м. Этот объем будет распределен на рынках Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Франции и Швеции.

-- А технологические вопросы, связанные с очень длинным "плечом" подводной транспортировки, решены?

-- Мы нашли решение без строительства дополнительной компрессорной станции на одном из островов по пути следования.

-- А во сколько обойдется это решение? Иными словами, определена ли стоимость морской части газопровода?

-- Около 2 млрд долл. для указанного объема нового газа.

-- Возвращаясь к Штокмановскому проекту: как продвигаются переговоры?

-- Мы ведем активные целенаправленные переговоры о вхождении на рынок LNG по всей цепочке, от добычи и сжижения до регазификации и распределения конечным потребителям. Как и в случае с Южно-Русским, исповедуем идеологию обмена активами с партнерами. Чтобы не просто сидеть и ждать, мы готовим схему среднесрочного обмена нашего газа в Европе на сжиженный газ для поставок в США. По своповым операциям разговариваем с основными производителями LNG -- BP, Total, Shell, Sonatrach. До конца года планируем начать сделки.

-- Переговоры по Штокману ведутся с очень многими партнерами, между тем время принятия решения уже очень близко. Кто-нибудь отсеялся?

-- Я бы сказал, что некоторые потеряли темп, но имен пока не назову.

-- А сколько компаний не потеряло темп?

-- Минимум пять.

-- Правда ли, что структура проекта представляется как сочетание двух европейских партнеров с одной американской компанией?

-- Я верю, что это сочетание будет оптимальным. Но дело в том, что проект будет поделен на несколько стадий, для каждой может быть создана специальная компания. Их состав скорее всего будет неоднородным, так как не для всех потенциальных партнеров интересно или возможно участвовать и в добыче, и в транспорте, и в сбыте одновременно. Например, компания Sempra занимается только распределением LNG в США, а добыча -- это исторически не ее профиль.

-- В ресурсной стратегии "Газэкспорта" существенная ставка сделана на среднеазиатский газ, в частности туркменский. Однако история с требованием Туркменбаши поднять цену продажи газа показала, что проект очень рискованный. Не боитесь повторения ситуации через некоторое время?

-- На мой взгляд, процесс переговоров с Ашхабадом был образовательным для наших туркменских коллег. Цена у нас не подлежит пересмотру. Основным результатом переговоров явилось то, что она осталась неизменной. Что касается формы взаиморасчетов, мы сами всегда стремились к переходу на "живые" деньги, поскольку бартерные схемы очень громоздкие и отнимают много сил. Тем не менее весь объем продукции в 2004 году поставлен в рамках контракта, причем по абсолютно конкурентным ценам. С нашей стороны схема была полностью прозрачной. Мы никогда не держались за товарные поставки. Следующим шагом будет переход на рыночную формулу цены.

-- Ожидаете ли вы, что туркменские партнеры потребуют таких коэффициентов в формуле цены, которые увеличат ее при сохранении рыночной конъюнктуры?

-- Сейчас цена зафиксирована, она является ориентиром для составления формулы. А изменяться она будет, только если рынок двинется в ту или иную сторону.

-- А вы не допускаете того, что Ашхабад воспользуется переговорным процессом, чтобы вернуться к вопросу о повышении цены до 58 долл., по которой теперь закупает туркменский газ Украина?

-- Ну из-за бартерной составляющей (которая сохранилась в украино-туркменском контракте. -- Ред.) мы же не знаем, какова итоговая цена... Наша сегодняшняя цена является экономически обоснованной. Право поднять тему пересмотра цены предусмотрено в любом международном контракте (не чаще одного раза в три года), но для этого нужно предъявить такие веские аргументы, которые примет поставщик. В случае с туркменским контрактом нам осталось только согласовать стартовую цену, исходя из которой будет исчисляться стоимость газа в течение всего срока действия контракта. Соответствующие консультации уже ведутся.

-- Уже в 2007 году должны значительно увеличиться поставки среднеазиатского газа, однако работы по расширению пропускной способности системы "Средняя Азия -- Центр" до сих пор не начались. А ведь у вас с Туркменией контракты построены по принципу "бери или плати"...

-- Работы действительно пока не начались. Это связано с тем, что среднесрочный контракт по транспортировке газа по территории Узбекистана (самое узкое место системы, с мощностью 45 млрд куб. м в год при необходимых 60 млрд к 2007 году. -- Ред.) пока не подписан. Мы находимся на заключительной стадии переговоров. Без такого контракта невозможно приступить к финансированию работ по расширению системы. Мы надеемся, что в ближайшее время договор будет подписан.

-- Условия будут отличаться от действующих?

-- Нет. Есть международное правило, которого мы придерживаемся: "старые мощности -- старый тариф". Кроме того, узбекская сторона давно рассматривает вопрос о приватизации магистральных газопроводов. Мы будем заинтересованы поучаствовать.

-- А как обстоят дела на казахстанском участке?

-- Насколько нам известно, у Астаны нет планов приватизации. К тому же у казахстанской системы, в отличие от узбекской, есть резерв -- дальнейшее расширение они готовы финансировать самостоятельно. Казахский участок нас не беспокоит.

-- Но вам ведь все равно нужен долгосрочный контракт на транспортировку, а Казахстан, судя по всему, старается увязать этот вопрос с доступом на европейские рынки газа...

-- Мы движемся поэтапно. Сначала нужно решить проблему узкого места, а затем уже все остальные. Что касается экспорта, то у нас действует совместное предприятие с госкомпанией "Казмунайгаз" -- "КазРосГаз", которое поставляет газ как в наш портфель, так и напрямую в Азербайджан. Правда, в этом году это СП значительно уменьшило поставки в Азербайджан по сравнению с прошлым (с 4 млрд куб. м до 1 млрд), предпочтя продажи в портфель "Газэкспорта". Кроме того, мы уже договорились о создании другого СП на базе Оренбургского ГПЗ по переработке газа с Карачаганакского месторождения и о дальнейшей продаже газа в портфель "Газэкспорта". Оператором продаж будет выступать также "КазРосГаз".

-- Расскажите о компании "РосУкрЭнерго", которая является оператором транзита туркменского газа на Украину, а также поставляет часть газа на экспорт. Какой объем газа этой структуре разрешено продавать за пределами Украины?

-- Эта компания была создана для того, чтобы инвестировать в реконструкцию и развитие магистральной системы газопроводов "Средняя Азия -- Центр". Ее состав (акционеры. -- Ред.) призван отразить интересы "Газпрома", которые представляет Газпромбанк, и "Нафтогаза Украины", выражаемые Raiffeisenbank. Представляется, что наши украинские партнеры выбрали этот банк, чтобы использовать его возможности по организации финансирования реконструкции газопроводов. Деятельность "РосУкрЭнерго" обеспечена контрактами: до 2007 года -- с "Нафтогазом" и "Газэкспортом", после -- только с нами.

-- За услуги по транспортировке газа для "Нафтогаза Украины" компания получает "живые" деньги или по-прежнему газ?

-- Газ, около 13 млрд куб. м в год, которые после транспортировки продаются "Нафтогазу".

-- По какой цене?

-- Все вы хотите знать...

-- А какой объем "РосУкрЭнерго" может реэкспортировать в Западную Европу?

- Это делается с учетом общей украинской квоты в 6 млрд куб. м в год. Точный объем не скажу.

-- Заключены ли уже контракты на реэкспорт, в какие страны?

-- Уже есть контракты на поставку в Венгрию и Польшу.

-- Что будет с газотранспортным консорциумом? Украинская сторона не готова обсуждать совместное управление действующей системы, "Газпром" не готов инвестировать в ее развитие, не получая возможностей для управления всей системой.

-- Переговоры продолжаются, но это не только газпромовская епархия. Были заключены межправительственные соглашения, и работа идет на государственном уровне. Но важно отметить: какой бы объем газа ни транспортировался по Северо-Европейскому газопроводу, взаимоотношения с Украиной будут у нас одним из приоритетных вопросов. Попытки столкнуть эти два направления абсолютно политиканские. Объем потребления газа растет не только в Европе, куда газ в основном поставляется по украинской системе, но и на самой Украине, экономика которой демонстрирует хорошие темпы роста.

-- После того как поглощение "Роснефти" не состоялось, должна измениться ваша стратегия на восточном направлении. Предполагалось, что ресурсной базой для газпромовского экспорта станут сахалинские проекты, в которых у "Роснефти" очень неплохие позиции. Теперь у вас этих ресурсов не будет. Что изменится в ваших подходах? Или вы готовы отказаться от экспортной монополии на Востоке?

-- Ни восточные, ни нефтяные амбиции от изменения структуры сделки с государством у нас не уменьшились. Более того, появление свободных средств в том объеме, который появится у "Газпрома" в результате продажи акций государству, позволит нам сделать ряд приобретений. Мы рассматриваем и нефтяные, и газовые активы, как в России, так и за рубежом. Среди них есть и сахалинские проекты. Купить собираемся те активы, которые будут адекватны по цене и стратегическому потенциалу для развития бизнеса "Газпрома".

-- Каковы перспективы работы "Газпромэкспорта" на европейском рынке?

-- С учетом падения добычи газа в Евросоюзе доля импорта будет возрастать. Соответственно, если мы сохраним -- а мы уверены, что сможем этого добиться, -- нашу долю в газопотреблении Европы (сейчас она составляет 25%), физический объем поставок "Газпромэкспорта" будет увеличиваться. Нам удается сохранять эту долю на рынке, несмотря на то что сейчас на нем наблюдаются очень высокая конкуренция и превышение предложения над спросом. Некоторые дилетанты обвиняют "Газпром" в том, что мы плохо торгуем газом на экспорт. Твердо могу сказать: мы продаем так, как нужно. И в этом году не просто поставим очередной рекорд по экспортной выручке, но и значительно превысим показатели прошлого года. По предварительным оценкам, она составит 24--25 млрд долл., а в 2004 году было 18,3 млрд долларов.

-- Эта сумма учитывает экспортные продажи жидких углеводородов и продукции СИБУРа?

-- Нет, она отражает только выручку от продажи газа. В целом валютная выручка "Газпромэкспорта" перевалит за 26 млрд долл., из них около 1,5 млрд придется на нефть, конденсат и продукты нефтегазохимии.

-- Есть ли сейчас в экспортных контрактах "Газэкспорта" ограничения по цене газа или она может расти бесконечно вслед за нефтяной?

-- Никаких ценовых потолков у нас нет. Наши цены привязаны к корзине альтернативных видов топлива, плюс в наших ценах есть значительная транспортная составляющая из-за разных точек сдачи газа. Сравнивать условия поставок норвежского и российского газа -- все равно что сравнивать яблоки с апельсинами. На приведенных условиях мы продаем газ не хуже, чем другие экспортеры, а в некоторых случаях -- лучше. Кстати, то, что цены остаются нашей коммерческой тайной, тоже помогает нам так успешно продавать газ в Европе.

-- Известно, что покупатель может отказаться от объема, превышающего уровень take or pay, и докупить этот газ на рынке. Удается ли вам конкурировать с другими поставщиками в этом сегменте?

-- Мы идем выше объема take or pay по всем нашим основным контрактам. И, естественно, по всем договорам принцип "бери или плати" неукоснительно соблюдается. Была у нас история с турецкими партнерами, которым мы пошли навстречу и снизили уровень обязательного отбора газа. Так вот сейчас они берут существенно больше минимально возможного объема по контракту.

Мы активно работаем на спотовом рынке. Объем продаж по краткосрочным контрактам на либерализованном британском рынке, а также на ряде европейских рынков в текущем году превысит 4 млрд куб. м на сумму около 1 млрд долл. Компания Wingas, в которой мы собираемся увеличить долю до 50% минус одна акция (сейчас 15%. -- Ред.), имеет 15% немецкого оптового рынка сбыта. В ее портфеле около половины контрактов является краткосрочными, до года. Мы не только приспосабливаемся к либерализованному рынку, но и были пионерами на нем. Просто об этом никто не любит говорить.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное