Война - это великое дело государства, основа жизни
и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать.
Суньцзы. Искусство войны
В начале IV столетия, уничтожая все вокруг, в Италию вторглись гунны. Теснимые
этими свирепыми всадниками, покатились от них германцы, жаждавшие добраться
до сокровищ Рима. Германский народ столетиями имел перед своими глазами
как образец высокоразвитую римскую цивилизацию, но глубокие противоречия
в национальных характерах были причиной того, что римская культурная традиция
постоянно оставалась ему чуждой по духу. С древних времен германский воин
был силой, замкнутой в себе. Он и его клан были сами себе государством.
Только когда римляне начали угрожать ему, он почувствовал собственную слабость
и вынужден был объединиться с товарищами по племени и признать одного господином,
который бы руководил им.
Далеко на севере Европы жили народности с замкнутой культурой, сами по
себе незначительные и вследствие недостатка ресурсов обреченные на прозябание.
По своему социальному строю они были похожи на германцев и состояли из
отдельных семей, которые сами собой управляли. Пропитание они большей частью
добывали охотой на опасных зверей, поэтому были искусны во владении своим
простым оружием, сильны и мужественны.
Оружие германцев осталось таким же, с каким они еще в III веке до н. э.
сражались против консула Папирия (консул 293 г. до н. э.), до той поры
применявшееся ими для охоты на туров и медведей, К нему добавился лишь
шит, заимствованный у римлян. Он был сплетен из ивовых прутьев и обтянут
необработанными шкурами животных, в отличие от римских без металлических
усилений.
Ближе к цивилизации стояли трансальпийские галлы. За столетия тесных контактов
с римлянами они переняли многое из того, что касается внешнего поведения,
образа жизни и искусства ведения войны, но по внутренней своей сути сохраняли
своеобразие, присущее варварским племенам.
Во время великого переселения народов (IV—VII вв.) на широком пространстве
от Волги до океана
культура сотен разнообразных племен распространялась не так равномерно,
как в западных провинциях Римской империи в конце ее славного периода (I—III
вв.). Факты свидетельствуют, что в те времена существовали различные уровни
развития культуры — от примитивного, дикого до сравнительно высокого у
многочисленных групп народов. Если считать в основе правильным подразделение
доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века, то в Северной
Европе мы встречаем их все одновременно. Существовали далекие области,
где жители не знали металла, области, где пользовались завезенной в процессе
торговли бронзой и, наконец, где не только знали железо, но сами добывали
и обрабатывали его. Многие перемещавшиеся на юг народы при переходе через
Северные Альпы уже там пополняли свое вооружение, начинали по-новому смотреть
на железо.
Сильные различия в характере вступивших на мировую сцену народов с народами,
принадлежавшими к античной культуре, особенно ощутимы в вооружении. Наступательное
вооружение римлян, византийцев и других народов состояло из тяжелого копья,
метательного копья, короткого меча для ближнего боя, кинжала, лука, а также
пращи — у всех народов, кроме кочевников степи. Оружие понемногу становилось
легче, доспех — тоньше и удобнее, шлем — меньше. Два предмета вооружения
римляне позднего времени заимствовали с Востока — кольчугу и маленький
ручной круглый щит.
Арсенал северных народов, в противоположность римлянам, пополнялся несметным
количеством видов вооружения в зависимости от того, насколько сильным было
на них влияние Востока. Но среди пестрого беспорядка выделяется некоторая
определенность в германском вооружении, что связано с сильной природой
этого племени и его способом вести бой, т. к. на форму оружия варварских
народов, не владевших тактикой больших масс, поначалу решающее влияние
оказывал эффект одиночки: воин принимал в расчет успех только своих собственных
действий и не понимал ценности совместных действий. Это отчетливо проявляется
в вооружении физически крепких и выносливых германских племен. Им оружие
римлян казалось игрушками. Они предпочитали дубину, топор, меч с длинным
клинком и копье с толстым древком. К тому же в ранних сказаниях германцев
фигурирует железный бога грома Тора, и нет оснований сомневаться в том,
что он представлял собой оружие древнего германского воина. Введение в
обиход меча уже стало крупным шагом вперед. Еще до соприкосновения с римлянами
германцы имели широкий обоюдоострый меч — слоту. Из обыкновенного ножа
возник короткий меч. Для применения в военном деле он удлинился и получил
значительную прибавку в весе, у бургундцев, алеманов и франков он превратился
в лангсакс (длинный сакс), а затем в скрамасакс, которым действовали двумя
руками, как тяжеловесным ударным топором.
Как северные народы, так и римляне впоследствии заимствовали друг у друга
наиболее выгодное. Так, от германцев длинный меч сначала перешел к галлам,
а от них — к римлянам.
Вторжение в IV веке в Европу народов с Ближнего Востока вызвало и некоторые
изменения в
вооружении северных народов.
С Востока пришел обычай защищать тело от рубящих и колющих ударов несколько
иным образом, чем это делали римляне: не коваными пластинами, а с помощью
курток и штанов из прочной кожи с нашитыми на них кольцами или металлической
чешуей. С Востока в дальнейшем был заимствован остроконечный шлем с бармицей,
которые с незначительными изменениями просуществовали целое тысячелетие.
Несомненно, что восточные народы, пришедшие на Запад, оказали воздействие
на культуру германцев. Совершенствовались как формы вооружений, так и приемы
действия оружием, на которое до того германцы смотрели с пренебрежением.
Именно в период IV—V веков появляются первые следы применения у германских
племен шлема, кожаных, усиленных железом доспехов и луков. Таким образом,
в обиход воина вошли элементы снаряжения, обычные для средних веков.
К середине V века территории до Дуная были колонизованы римлянами, и жившие
под ними варварские племена приняли как должное их политическое и военное
господство. С падением Рима среди варваров, вооруженных до этого примерно
так же, как и римляне, получило распространение несколько иное вооружение.
Это было хотя и простое, но все же достаточно мощное наступательное оружие,
куда более эффективное, нежели римское. Развитию в Европе этих видов вооружения
способствовал Восток в эпоху переселения народов. Например, франциска —
боевой метательный топор франков, во времена Григория Турского (Георгия
Флоренция, около 540—594) бывший оружием каждого воина, применялась все
реже и реже, а в VIII веке почти полностью уступила место длинному мечу.
В последующие периоды только часть копьеносцев была вооружена топорами,
которые к ХП веку полностью исчезли.
Можно считать установленным, что образование основных форм вооружения как
римлян и греков, так и персов связано с более ранним азиатским влиянием.
Достаточно сравнить вооружение персов на античных памятниках с тем, что
существовало на огромной территории Востока в более позднее время, чтобы
убедиться в преемственности форм. Консервативный дух восточных народов
сомкнул еще плотнее границы этой территории, в то время как за пределами
ее восточные изначально формы получают дальнейшее развитие у других народов.
Например, конница Британии в ГХ веке была уже полностью обучена тактическим
приемам мавров и вооружена по их образцу.
При Карле Великом (748—814) германо-франкское государство было на вершине
своего могущества.
Этот правитель преобразовывал свое государство в соответствии с потребностями
времени, а чтобы оно было способно сопротивляться внешним силам, он занялся
и совершенствованием военного дела. Он упорядочил организацию масс и их
вооружение, создав таким образом народное ополчение. Все это означало нечто
большее, чем обычные государственные меры предосторожности. Принципы организации
войска Карла Великого привели к полному преобразованию социальных отношений
среди германцев. Образовалась новая сила, вскоре ставшая весьма грозной.
Вследствие войн Карла Великого многочисленная часть населения его империи
оказалась в подчинении победоносного предводителя, образовав социальный
слой несвободных (крепостных). Для остававшихся. свободными воинов последствия
продолжительных походов в отдаленные земли оказались такими тяжелыми, что
они добровольно подчинились могущественным, состоятельным, которые стали
содержать их как свою личную военную силу. Эти новые господа дали прибившимся
к ним людям земельный надел — лен (феод), передаваемый по наследству. Так
появились ленные господа (феодалы) и крепостные. Из феодалов, которые быстро
достигли силы и богатства, в порядке наследования образовалось дворянство,
рыцарство, которое постепенно приобрело большое значение в жизни средневекового
государства.
Для Карла Великого, стремившегося организовать мощную конницу, усиление
воина-одиночки не было залогом военного успеха. Каждый его феодал, каждый
свободный должны были являться для сбора под главным знаменем со своими
людьми и лошадьми. Наряду с этим были и пешие — несвободные и слуги, частично
копейщики, частично стрелки. Сложившиеся отношения вызвали к жизни понятия
"знатности", или "благородства", с одной стороны, и "низости", или "подлости",
с другой. Прежде эти понятия для германского народа были, можно сказать,
чуждыми. Благодаря этой привилегированности, доверию властителей своим
феодалам и вассалам конница стала главным родом войск. Всадник или группа
всадников видели в самих себе уже не ядро войска, а само войско. Такая
военная организация била в чести до тех пор, пока и народ придерживался
подобного мнения. Эта организация к тому же соответствовала германскому
характеру еще и благодаря самоценности одиночки, что перекликалось со стародавними
остатками понятия героизма.
С выдвижением на передний план конницы наступило полное изменение вооружения.
Длинный меч, которым франки обладали еще со времен Меровингов (конец V—начало
VI вв.), стал теперь главным
оружием рыцарства и атрибутом свободного воина. Но наряду с этим приобрело
ценность для всадника и копье. Его значение для первого натиска на врага
выросло с необычайной быстротой. Без большого щита, хотя и неудобного для
всадника, при несовершенстве защитного вооружения воину было еще не обойтись.
Шлем, еще полукруглой формы, редко завершающийся остроконечным навершьем,
снабжался бармицей. Кольчужная рубашка простейшего покроя достигала колен.
В таком вооружении немцы в первый раз вышли для сражения с венграми под
Мерзебургом (933 г.), и неожиданная победа над войском, по-восточному вооруженным
и пользующимся восточной тактикой ведения боя, укрепила веру в непобедимость
тяжелой конницы. Это представление, вскоре ставшее всеобщим, не совсем
оправдалось в свете горького опыта крестовых походов.
Для пешего воина не было правил, он пользовался палицей, секирой, копьем
с крепким древком, часто самим изготовленным. Лучников немецкие властители
набирали большей частью в других странах. Так обнаружились первые зачатки
наемничества.