Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия. История Елабуги – новое прочтение



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 65
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов
Внимание! Если нет явного запрета, ваши письма могут быть процитированы в рассылке.

   Здравствуйте!
Сегодня с нами снова Виктор Тукмачёв.

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось.
История — это то, что нам рассказали.


История Елабуги – новое прочтение

В изначально славянском поселении Елáбуга – Лáбуга (название селения в эпоху именьковской культуры) – после взятия Казанского ханства постепенно увеличивалось количество христиан, была возведена церковь с особо почитаемой иконой Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), по преданию, подаренная церкви царём Иваном Грозным. С этого времени поселение становится селом с названием Трёхсвятское; дополнительно используется также исконно славянское название в форме Елáбуга и очень редко название Алабуга.

Появление настоящего русского поселения на устье Тоймы археолог А.З. Нигамаев в своей книге «Ранняя история Елабуги» на стр. 69 датирует 1557 годом. До появления в Трёхсвятском церкви с иконой – Трёх Святителей, поселение называлось вероятнее всего Елáбуга, так как по утверждению исследователя Нигамаева в золотоордынскую эпоху в пределах современной Елабуги существовало несколько поселений (смотри стр. 49 «Ранняя история Елабуги»). Одним из этих поселений вполне могла быть Елáбуга, так как археологи находили в елабужской земле фрагменты древнерусской керамики, что может свидетельствовать о проживании тут русских людей даже в 13 – 14 веках (смотри книгу «Древняя Алабуга» 2000 г., стр. 19). В книге А.З.Нигамаева «Болгарские города Предкамья: Алабуга, Кирмень, Чаллы» 2005 г., стр. 12 говорится: «В 1911 г. на территории Елабуги, в посадской части города во дворе И.З.Новикова, был обнаружен интересный клад, доставленный в Археологическую комиссию и переданный затем в Эрмитаж. Судя по “Отчёту Археологической комиссии” за 1911 г., клад состоял из четырёх серебрянных серёг так называемого “киевского типа” и 17 серебрянных монетных гривен... Находки были датированы 11 – 13 веками».

Деревянная Покровская церковь в Елабуге была построена под защитой крепостных стен в 1561 году. Предположительно, что со времени пожалования царём Иоанном Грозным в Покровскую церковь иконы Трёх Святителей, поселение называлось «Трёхсвятское, Елабуга тож». Всё тот же исследователь на стр. 75 книги «Ранняя история Елабуги» пишет: «к 70-м годам 16 столетия Елабуга завершает своё структурное оформление. Все важнейшие составляющие для нормального функционирования уже были. Самое главное – у поселения были деревянно-земляные оборонительные конструкции. Для средневековья наличие таких стен и было одним из основных отличий города от деревни». Стало быть, с 70-х годов 16 века Елáбуга фактически была городом.

В книге «Большого Чертежа», составленной в первой четверти 17-го столетия, Трёхсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чёртов – Елабуга тож». В середине 17 века в «селе Трёхсвятском, что на Елабуге» (так писали в старинных документах) был возведён укреплённый валами и рвом острог с 6 башнями, в 1707 вокруг него построена деревянная оборонительная стена. С конца 17 в. Трёхсвятское было известно как дворцовое село.

По указу Петра I от 18 декабря 1708 года «городок Елабуга» был приписан к Пензе Казанской губернии, которая этим же указом была «из Азовской губернии приписано в сию Казанскую губернию Пенза». В данном указе об учреждении губерний и приписании к ним городов говорится: «Да к Казани, к Астрахани, к Симбирску, к Уфе пригородки... К Пензе: Рамзаевской, городки ж построены в казанских дворцовых селах: Сарапуль, Елабуга, Кукарск, Рыбной. Итого 34». В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга получила статус уездного города Вятской губернии.

В действительности, Елабуга с 1708 года официально считалась городом, а не с 1780-го как ошибочно считают многие. По древней русской традиции пригороды, пригородки и городки считались младшими городами и подчинялись более крупным городам в административном и экономическом отношении. Население пригородков и городков считалось по отношению к населению главного города младшим и подчиненным ему; летописец говорит: «на чтожь старшии (города) сдумають на томь же и пригороди стануть». К примеру, в определённое историческое время Пермь, Вятка и Вологда были пригородками Новгорода Великого. Вследствие особенного усиления пригородка или ослабления главного города они могли поменяться ролями: главный город становился пригородком, а пригородок — главным городом. Так, например, Ростов утратил значение главного города и стал пригородком Суздаля, а затем Владимира, когда и Суздаль подчинился Владимиру.

Окончание следует.

Виктор Тукмачёв


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Группа ВКонтакте (https://vk.com/mysubscribe)
Архив рассылки (https://subscribe.ru/catalog/history.elabuga)

В избранное