Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия. История Елабуги – новое прочтение. Окончание



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 66
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов
Внимание! Если нет явного запрета, ваши письма могут быть процитированы в рассылке.

   Здравствуйте!
Сегодня с нами снова Виктор Тукмачёв.

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось.
История — это то, что нам рассказали.

Поговорка


История Елабуги – новое прочтение. Окончание

Возвращаясь к началу статьи, в результате заимствования из славянского «именьковского» языка в современном венгерском языке существует слово lábuka – «лапки монарха». «Е lábuka» с венгерского – «это лапки монарха». Суффикс «–k» в венгерском – это множественное число существительного. Вполне естественно, что славянское lábuga перешло у мадьяр именно в lábuka, так как в венгерском неизвестны суффиксы, заимствованные из славянских языков. Принимая во внимание, что большинство исследователей ограничивают временной диапазон миграции венгров из Прикамья и Закамья серединой 8 – началом 9-го века – делаем вывод, что к началу 9 века на месте современной Елáбуги существовала славянская именьковская или Лáбуга, или Елáбуга, а возможно и Лáбуга, и Елáбуга. Могли одновременно использоваться оба названия: Лáбуга как обиходное простонародное, Елáбуга – парадное, служебное. Подобным образом, женские имена Катя, Лиза, Лена в торжественных и официальных случаях звучат в форме – Екатерина, Елизавета, Елена.

Вероятно, у читателей появились возражения: «На каком основании появилась именьковская Лабуга в 8-9 веках? Ведь общеизвестно, что славяне-именьковцы в связи с появлением булгарских племен – в конце 7 - начале 8 веков покинули свои земли». Многие исследователи считают, что на рубеже 7-8 веков значительная часть славян-именьковцев ушла в днепро-донецкое междуречье и явилась основой волынцевской культуры, то есть летописных северян. Другая же часть, словене, так их упоминали в восточных письменных источниках, в частности в письме хазарского царя Иосифа (словене в письме локализованы в Поволжье) – остались в Среднем Поволжье и Прикамье.

Есть обоснованная версия, что первые славяне на Вятку пришли в период монгольского нашествия, то есть в начале 13 века, с территории Волжской Булгарии, точнее, северной её части. Исходя из археологии Татарстана, можно полагать, что это была особая Камская Булгария, отличная от собственно Волжской, заселённой в основном мусульманами (смотри https://rodnaya-vyatka.ru/blog/5197/114335). Не исключено, что в этой волне расселения словен на Вятку – были и жители Лабуги.

Археологические материалы свидетельствуют о тесных контактах славян-именьковцев с носителями протовенгерской кушнаренковской культуры. Отношения «именьковцев» и угров эпохи кушнаренковской культуры были весьма продолжительными и достаточно глубокими для того чтобы оставить следы в венгерском языке. Получается, что в 8-9 веках, а возможно и значительно позднее, славянская именьковская Лабуга вполне могла существовать, и это зафиксировано в современном венгерском языке. То, что археологических следов словен именьковской культуры 8-10 веков не обнаружено пока в окрестностях Елабуги – можно объяснить недостаточной археологической исследованностью. В 4-7 веках н.э. городище на мысу реки Камы в месте впадения в неё Тоймы – было заселено именьковцами и это уже давно доказано археологами.

Во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства на месте современной Елабуги до середины 16-го века существовало поселение в разных источниках называемое по-разному, в том числе и Алабугá. Любопытно, что исследователь А.З. Нигамаев в своей книге «Ранняя история Елабуги» на стр. 27 пишет: «Удивительно не только то, что в Алабуге болгары составляли меньшинство, но ещё и то, что местное население посада и городища не смешивалось». По мнению археолога – в посаде населённого пункта на берегу Тоймы впадающей в Каму в домонгольский период проживало финно-пермское население, а на городище на высоком берегу Камы угорское, так как он пишет: «За все время исследования на территории посада обнаружено всего несколько фрагментов угорской керамики, а на городище вообще не найдено ни одного обломка финно-пермской посуды».

В те далекие времена река была основной дорогой, но в то же время по ней путешествовали не только мирные купцы, но также разбойники и враги. По всей видимости, словене Лабуги были мудрее финно-пермского населения, а также угров, которые проживали на неудобном для жизни городище, выполнявшем функции сторожевой крепости. Словене Лабуги вероятнее всего жили севернее в основной крепости на удалении от опасной реки, то есть там, где археологи ещё не производили раскопки. Можно предположить, что угры в сторожевой крепости на высоком камском берегу были на службе у словен и в случае опасности подавали огненный сигнал, который был хорошо виден в славянской Лабуге. От угрозы же со стороны Тоймы – словен Лабуги защищал живой финно-пермский щит.

В позднедомонгольский период в интересующем нас поселении, по мнению исследователя, произошло некоторое увеличение булгарского населения. Интересно, что по данным всё того же исследователя (стр. 47-48 «Ранняя история Елабуги») в золотоордынскую эпоху в поселении: «из болгаро-татарского слоя происходит весьма разнообразный остеологический материал, даже единичные кости домашних свиней (что никак не укладывается с мусульманскими традициями населения)».

Таким образом, ранняя история Елабуги является совсем не такой, какой её описывают татарстанские историки. Многие тайны города Елабуги до сих пор скрыты в земле и в будущем мы, скорее всего, про них узнаем. Будем надеяться, что придёт время и – археологи раскопают три славянские святыни, которые по преданиям покоятся в елабужской земле и взять их в руки сможет только человек с исконно русской душой.

Виктор Тукмачёв


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Группа ВКонтакте (https://vk.com/mysubscribe)
Архив рассылки (https://subscribe.ru/catalog/history.elabuga)

В избранное