В выпуске №35:

Информационный Канал Subscribe.Ru

№35, 7 апреля 2005 г. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Вместе познаем Истину!

Новое в Истории: открытия, факты, тайное и явное

Ведущий - Осинцев Михаил. Подробнее о ведущем: http://subscribe.ru/author/16245. Сайт ведущего: osinсev.com.ru. Электронная почта ведущего: kitlob@yandex.ru, osincev_mihail@mail.ru.

Сегодня в выпуске:

1. От ведущего.

2. Темная энергия движет миром - открытия ученых.

3. Везунчик Уинстон Черчилль.

От ведущего

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Приветствуются публикации, связанные с тематикой рассылки. Также, если нет прямого запрета, будут публиковаться письма читателей рассылки, вопросы и ответы. Если у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то предложения по поводу рассылки, ПИШИТЕ, буду очень рад.

Присылайте ссылки на свои любимые рассылки. Они будут опубликованы вместе с кратними описаниями. Также ссылки на сайты исторической тематики будут, надеюсь, полезны читателям.

Новое о таинственном

ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ ДВИЖЕТ МИРОМ

Вселенная большая, горячая, плоская и не одна

Новейшие открытия в физике перевернули наши представления о мироздании. Теперь известно, что миром движет энергия неизвестной природы, вселенных множество, а нашу Вселенную вполне могли сотворить в лаборатории представители сверхцивилизации

В космологии--настоящая революция. Принципиальные изменения в наших представлениях об устройстве мира произошли в последние год-полтора. Главный и уже не подвергающийся сомнению факт состоит в том, что Вселенная на 25 процентов состоит из невидимой Темной материи и еще на 70--из Темной энергии, физические свойства которой и сама ее природа неизвестны. Более того, физики не могут придумать, как ее изучать. Но следствия из этого открытия вывести можно, и следствия эти--самые фантастические.

--Лет пятнадцать назад космология была скорее качественной наукой, чем точной,--говорит главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, академик РАН Валерий Рубаков.--Но потом начались измерения, а в последние пять лет--просто бум в этой области.

Началось все в начале 90-х годов прошлого века с измерения температуры реликтового излучения.

--Реликтовое излучение было открыто в 1965 году на уровне радиошума,--говорит Владимир Лукаш, заведующий отделом теоретической астрофизики Астрокосмического центра Физического института им. П.Н. Лебедева РАН.--А сейчас измеряются тонкие детали этого излучения, по которым можно судить и о состоянии Вселенной, и о количестве вещества и энергии в ней.

Реликтовое излучение называют эхом Большого взрыва--самых ранних стадий развития нашей Вселенной. Тогда она из микроскопической стремительно раздулась в привычный нам огромный размер и мгновенно разогрелась до очень больших температур. Остывая, вещество стало светиться, этот свет и есть реликтовое излучение. За 14 миллиардов лет, впрочем, фотоны света, возникшие при Большом взрыве, остыли и превратились в радиоволны с температурой 2,7 Кельвина (всего на 2,7 градуса выше температуры вакуума).

--Это в буквальном смысле фотография Вселенной возраста, когда она была совсем юная,--300 тысяч лет,--говорит Рубаков.--И устройство ее отличалось от современного. Тогда еще не было, разумеется, ни галактик, ни звезд. Но все же Вселенная была не совсем однородная. Фактически в ее веществе ходили звуковые волны. Потом, когда она раздулась, из этих волн образовалось все, что мы видим,--галактики, скопления галактик...

И вот по температуре реликтового излучения, приходящего к нам с разных сторон, удалось измерить величину тех ранних звуковых волн. А потом по этим данным--количество вещества в современной Вселенной. Выяснилась удивительная вещь: обычного вещества, из которого состоят звезды и планеты, не хватает. Его масса составляет всего пять процентов от того, сколько должно быть.

Стали искать недостающие девяносто пять процентов. Оказалось, что они состоят из двух компонентов: Темной материи и Темной энергии. Первой во Вселенной 25 процентов, а второй--70. Темная материя--это пока не открытые частицы. Они тяжелые, очень слабо взаимодействуют с веществом: не имеют электрического заряда, не участвуют в ядерных силах, иначе их бы давно открыли. Они летают вокруг нас и сквозь нас. Но все же слабенько они с веществом взаимодействуют--на уровне нейтрино.

--На нас падает 10 миллиардов штук нейтрино в секунду, и мы этого не замечаем,--говорит Рубаков.--То же самое с тяжелыми частицами Темной материи. Но нейтрино детектируют, значит, есть надежда, что и Темную материю откроют. Думаю, эта проблема будет решена в ближайшие годы.

ЭНЕРГИЯ, ЧЕМ БЫ ОНА НИ БЫЛА

Но откуда стало известно, что Темной материи во Вселенной 25 процентов, если ее не видно? На самом деле ее присутствие можно обнаружить по скорости, с которой вращаются галактики. Если бы в галактиках было только обычное вещество, тогда они вращались бы по-другому. Это, кстати, тоже выяснилось из астрономических наблюдений последних лет. Вычисления показали, что галактики как бы вложены внутрь шаров из невидимого вещества. Причем размеры этих шаров больше, чем размеры видимых частей галактик, а их массы недостаточно, чтобы сошлись вычисления всей энергии Вселенной.

--В последние полтора года появились данные космического эксперимента WMAP, где измеряли реликтовое излучение на разных направлениях,--говорит Лукаш.--Это и расставило все точки. Мы получили информацию о количестве Темной материи. И оказалось, что в сумме с обычной материей это количество составило только треть от всей Вселенной.

В уравнениях Эйнштейна оставалось только одно вакантное место для недостающих 70 процентов Вселенной. Это был так называемый лямбда-член, характеризующий некую энергию, чем бы она ни была. Ее и назвали Темной энергией.

В то же время выяснилась еще более поразительная вещь--Темная энергия действует как антигравитация, то есть заставляет Вселенную расширяться все быстрее. То, что Вселенная расширяется ускоренно, определили по скорости удаления от нас так называемых стандартных свечей--сверхновых звезд. Свет этих звезд был испущен очень давно, миллиарды лет назад. Значит, можно вычислить, с какой скоростью Вселенная расширялась в те времена. А с какой скоростью она расширяется сейчас, тоже известно. Отсюда и обнаружили ускорение, которое вызывает Темная энергия.

--С Темной энергией вообще кабак!--говорит Рубаков.--Это крайне необычная штука. Дело вот в чем. Нормально, если бы расширение Вселенной тормозилось гравитацией. А наблюдения говорят, что в последние несколько миллиардов лет темп расширения увеличивается. Это значит, что оставшиеся 70 процентов энергии должно обеспечивать что-то, что, грубо говоря, антигравитирует. Реально неизвестно, что такое Темная энергия, даже гипотез хороших нет. Некоторые ученые говорят об отрицательном давлении вакуума. В уравнениях теории относительности это может быть. Но есть проблема. Число, которого требуют уравнения, ни в какие ворота не лезет с точки зрения физики частиц. Оно очень маленькое. Порядков на пятьдесят меньше, чем должно быть. С другой стороны, если бы это число соответствовало остальной физике, то пространство растягивалось бы прямо вот здесь, у нас на глазах.

Чтобы избежать противоречий, физики придумали слово для Темной энергии--«квинтэссенция». Означает оно, что это некое новое поле, но на самом деле это пока только еще одни слова. Есть и другие гипотезы, самые экзотические. Например, что гравитация на больших расстояниях не подчиняется теории относительности. Но пока построить теоретическую модель, непротиворечивую хотя бы внутри себя, не удается. И совершенно не видно способов проверить в лаборатории. Это тоже странная ситуация для физики.

ПЕНА ВРЕМЕНИ

Тем не менее в космологии есть гипотеза, которая хоть и не объясняет природу Темной энергии, но само наличие этой энергии предсказала еще двадцать лет назад. Называется она инфляционной. В свете открытий последних лет инфляционная гипотеза стала общепринятой, почему и говорят о перевороте в космологии. Эту гипотезу развивали несколько ученых и у нас, и за границей, но первую работу на эту тему опубликовал в 1979 году Алексей Старобинский, сотрудник Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау.

--Можно надеяться, что в ближайшие пять--десять лет будет найдено прямое подтверждение инфляционной гипотезы,--говорит Рубаков.--Заключается оно в следующем. Кроме электромагнитных полей есть гравитационное поле. И в нем тоже есть флуктуации. Вот эти флуктуации тоже должны были усилиться при раздувании Вселенной и превратиться в гравитационные волны. Их тоже можно заметить, наблюдая реликтовое излучение. И тогда это будет окончательный триумф инфляционной гипотезы.

Сама гипотеза говорит, что Вселенная до Большого взрыва была частью чего-то гораздо большего. Это «нечто» существовало и существует всегда, и материя в нем находится в бесструктурном состоянии--нет ни атомов, ни частиц. Потом наш кусочек этого «нечто» начал стремительно раздуваться и за малые доли секунды из микроскопического стал гигантским: Вселенная растянулась и стала большего размера, чем мы видим. Она и сейчас больше--мы видим меньше одной сотой ее части.

Немного наивно, но наглядно раздувание пузыря Вселенной можно представить так: если бы мы жили на поверхности воздушного шарика, который надувают, то мы бы стали отъезжать друг от друга. Произошло почти мгновенное растягивание всех масштабов. Неизвестная энергия, вызвавшая раздувание, перешла в тепло. Вселенная разогрелась и началось то, что в старой космологии называлось Большим взрывом.

--В рамках современной космологии нет никакого однократного начала мира,--говорит Алексей Старобинский.--Есть только переход из какой-то пока неизвестной предыдущей стадии. В какой-то момент возникает пузырь, потом он раздувается. Часть этого пузыря--наша Вселенная. Но видно, что и до этого что-то было и после будет. Все это похоже на такую картинку: кипит вода, в ней все время возникают пузыри. Этих пузырей много. Некоторые из них разрастаются. И можно сказать, что это пространственно-временная пена.

После Большого взрыва ускорение Вселенной тормозилось гравитацией, но семь миллиардов лет назад наш мир опять стал расширяться ускоренно. Математически и начало раздувания, и нынешнее состояние описываются практически одинаково. Таким образом, Темная энергия очень естественно ложится в инфляционный сценарий. Другое дело, что мы не можем объяснить, почему она так себя ведет. То есть мы не знаем физическую природу Темной энергии.

--Но это мы не знаем,--говорит Старобинский,--а природа-то знает.

ВСЕЛЕННАЯ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Вселенная в описании инфляционной гипотезы выглядит совсем иначе, чем в старой космологии (основоположником которой тоже можно считать нашего соотечественника Александра Фридмана). Главное философское следствие--множественность вселенных. Оказывается, что наш «пузырь»--это отнюдь не весь мир, а только маленькая его часть. Можно ли в таком случае выйти за его границы и попасть в «параллельный мир»?

Математически это выглядит так, что между «пузырями» всегда есть инфляционные области. А там пространство расширяется так быстро, что никакой сигнал не может успеть его преодолеть. Практически это и означает, что из одной части Вселенной в другую попасть нельзя. Для этого нужно каким-то образом попасть назад в прошлое, в доинфляционную стадию, и только потом пойти в будущее по новому «пузырю». Это сейчас представляется физикам невозможным.

Из новой космологии также следует, что возможны вселенные с другими свойствами: с большим числом измерений или с другими квантовыми законами. Вы кидаете кубик много раз, и он в конце концов упадет каждой из сторон. В случае со Вселенной никто не знает, сколько сторон у этого кубика.

НЕСКОЛЬКО МИЛЛИАРДОВ ЛЕТ ВСЕ БУДЕТ СПОКОЙНО

Из всей новой космологии есть очень важное для нашего мира следствие: вариантов будущего Вселенной множество. Можно привести мнение всех трех наших экспертов по этому поводу:

--Все модели связаны с вопросом, стабильна ли Темная энергия,--говорит Владимир Лукаш.--Если стабильна, то все будет разлетаться, другие галактики уйдут за горизонт событий, то есть свет оттуда не прилетит к нам никогда. А наша Галактика будет такой: в центре--черная дыра, а вокруг--мертвые звезды. Но если Темная энергия нестабильна, то возникают и другие варианты.

--За несколько десятков миллиардов лет ничего особенного со Вселенной не случится. Она будет продолжать расширяться,--утверждает Алексей Старобинский.--А что будет потом? Трудно сказать. Мы не понимаем физической природы Темной энергии. Мы не знаем начальных условий уравнений, а что более важно--мы не знаем самих уравнений. Мы ничего не можем сказать о том, устойчива она или нет и как поведет себя со временем.

--Завтра ничего не произойдет,--подытожил Рубаков,--а через 20--30 миллиардов лет у Вселенной могут быть законы, отличные от современных.

Тему номера подготовил
Алексей ТОРГАШЕВ

В материале использованы фотографии: EAST NEWS/MASTERFILE

Дэвид Кроуфорд, http://www.ogoniok.com/win/200513/13-14-17.html

Исторические личности - Большая четверка

Везунчик Уинстон Черчилль

«Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать»
У. Черчилль

В Лондоне напротив парламента стоит памятник. Немолодой грузный человек с тростью и в широком пальто строго смотрит на прохожих. На памятнике нет ни титулов, ни регалий, которых у этого человека было с избытком. Написано просто: «Черчилль».

Скромное начало

…В 1874 ГОДУ в передовице «Таймс» появилось короткое сообщение: «30 ноября во дворце Бленхейм леди Рэндольф Черчилль преждевременно разрешилась от бремени сыном». Такова была традиция — писать в газете о рождении отпрысков в знатных семействах Англии.

А Уинстон Черчилль, несомненно, принадлежал именно к такому роду. Обстоятельства появления на свет внука седьмого герцога Мальборо никак не соответствовали высокому положению семьи (в Англии было не больше 20 герцогских семей, и Мальборо считались десятыми по старшинству).

Леди Рэндольф Черчилль, в девичестве Дженни Джером, молодая эмансипированная американка, продолжала появляться в свете и в последние месяцы беременности. В результате Уинстон Черчилль, будущий премьер-министр Англии, родился в дамской раздевалке на балу, среди кружев и шпилек для волос.

Родителей маленький Уинстон не радовал. Лорд Рэндольф Черчилль считал его тупым и неспособным и не возлагал на сына никаких надежд. Уинни воспитывали так, как и положено воспитывать отпрыска добропорядочной английской фамилии: сначала его отдали на попечение няни, затем — в подготовительную школу в Аскоте, за которой последовали школа в Брайтоне и закрытая школа Хэрроу.

Черчилля не послали в Итон, где обучались его предки, посчитав, что мальчик просто «не потянет» высоких требований этого заведения. В школе Уинстон был самым последним учеником. Поняв, что с образованием ничего хорошего не выйдет, родители отдали сына в военное училище Сандхерст — но и туда он поступил только с третьего раза.

Пленный герой

Карьера Черчилля быстро шла в гору: в 34 он стал министром торговли, а в 35 — министром внутренних дел

БУДУЩИЙ лауреат Нобелевской премии по литературе начинал с журналистики. Писать он начал на Кубе, откуда прислал свой первый репортаж в лондонскую «Дейли график». На острове тогда шла партизанская война — кубинцы боролись за независимость от испанского владычества. Военные репортажи молодого английского лейтенанта имели успех в Лондоне.

Затем Черчилль отправился в Индию. На основе материалов, собранных там, он вскоре написал первую книгу, прилично на этом заработав и получив немалую популярность. К 26 годам Уинстон заработал около 4 тысяч фунтов, что было весьма неплохо по тем временам. В 1899 году, предложив свои услуги газете «Морнинг пост», Черчилль отправился в Южную Африку, на Англо-бурскую войну. Не отличавшийся спокойным характером, он тут же ввязался в военные действия и, защищая бронепоезд, попал в плен. Ему удалось бежать, и, вернувшись в Англию, Черчилль приобрел славу национального героя.

Уже позже, когда ему пришлось отойти на время от политики, Черчилль не забросил увлечения литературой. Результатом его упорных трудов стали и четыре тома «Мирового кризиса», и шесть томов описания жизни предка — великого герцога Мальборо, выдающегося полководца. По окончании Второй мировой войны он описал ее в одноименной книге, за которую и получил Нобелевскую премию по литературе — награду, к которой он относился с наибольшим трепетом.

Между верой и удачей

В 1900 ГОДУ 26-летний Черчилль впервые был избран в парламент от партии консерваторов, став самым молодым депутатом палаты общин. Там он освоился довольно быстро. Один из депутатов вспоминал, что «не прошло и пяти минут с момента появления в палате общин Уинстона Черчилля, как мы увидели, что он сидит развалившись, надвинув на лоб цилиндр, скрестив вытянутые ноги, глубоко засунув руки в карманы, и оглядывается вокруг так, будто бы он был не самым молодым, а самым старейшим депутатом». В первой же речи Черчилль подверг критике политику собственной партии, после чего Джозеф Чемберлен шепнул на ухо своему соседу: «Вот так и выбрасываются на ветер парламентские места».

С консерваторами Черчилль расстался очень скоро, покинув их, чтобы присоединиться к либеральной партии. Среди консерваторов тогда царили разброд и шатание, поэтому поступок Черчилля выглядел одиозно. Скорее всего, именно тогда он и получил прозвище Бленхеймская Крыса. Впрочем, оно было одним из самых мягких. Позже Черчилль скажет: «Если приходится подчиниться, нужно сделать это как можно грациознее».

Этому правилу он и следовал всю жизнь. Несмотря на то что фамильным девизом Черчиллей были и остаются слова «Верный, но неудачливый», три века истории семьи свидетельствуют об обратном — удача Черчиллям сопутствовала довольно часто, а вот верностью они не отличались.

На выборах 1906 года Черчилль прошел в парламент уже от либеральной партии, и вскоре его карьера пошла в гору: в 32 года он — замминистра по делам колоний и тайный советник, в 34 — министр торговли, в 35 — министр внутренних дел…

Черчилль всегда торопился, его называли «торопящимся молодым человеком». Он никогда не останавливался после неудач, а их было немало. Став в 1911 году военно-морским министром, Черчилль вскоре проваливает Дарданелльскую операцию, во время которой погибло множество английских солдат. Поражения ему не прощают и снимают с поста министра.

В 1922 году Черчилль проигрывает выборы в парламент — впервые за 22 года. Не приносят ему удачи и досрочные выборы в 1923 году. Наконец, в 1924-м ему удается пройти в палату общин, на этот раз — вновь от партии консерваторов. Он становится министром финансов. Но по-настоящему Уинстона интересует только одно.

Еще в детстве Черчилль обожал играть в солдатики. С возрастом у него появилось желание командовать настоящей армией. Вторая мировая война стала настоящим звездным часом Черчилля. В 1940 году он вошел в состав военного кабинета, а 10 мая стал премьер-министром Великобритании.

Война не примирила Черчилля, ярого противника коммунизма, со Сталиным, но перед лицом угрозы фашизма они готовы были сотрудничать. А вот с Рузвельтом у премьер-министра установились теплые отношения. В кабинете американского президента в Белом доме стояла деревянная фигурка Черчилля с громадной сигарой. К фигурке была приколота записка: «Не убирать! Штраф — 250 долларов».

По окончании войны Черчилль вновь проигрывает выборы — теперь уже лейбористской партии. Но ситуация в стране менялась быстро, и изгнанный Черчилль в 1951 году опять становится премьер-министром. Увы, этот период его политической карьеры нельзя назвать ярким — Черчилль уже стар, часто болеет, да и в консервативной партии к нему относятся скорее как к реликвии.

В 1955 году он принимает решение уйти в отставку. На прощальном обеде присутствующая на нем королева Елизавета II предлагает Черчиллю герцогский титул — отличие, которое в Англии не давалось уже более ста лет. Но Черчилль отказывается — он хочет сохранить право остаться в палате общин.

Покидая резиденцию на Даунинг-стрит, 10, Черчилль салютует собравшейся толпе своим знаменитым жестом из сложенных пальцев «V» — Victoria («Победа») и отправляется в загородный дом в Чартвелле, где он проведет последние 10 лет жизни.

Уинни и Клемми

ДО 34 ЛЕТ Уинстон Черчилль оставался холостяком. Но это вовсе не значило, что он совсем не уделял внимания личной жизни. У него случались романы, он влюблялся, но политика была важнее. Еще девятнадцатилетним кадетом Уинстон увлекся молодой актрисой Мейбл Лав, но та не испытывала к юноше никаких чувств.

Потом были и другие увлечения: опять актриса Этель Бэрримор, юная аристократка Маргарет Хорн, дочь крупного чиновника Памела Плауден, с которой Черчилль был даже помолвлен (вскоре девушка бросила его, предпочтя более богатого жениха).

А 15 августа 1908 года в газетах появляется объявление о его помолвке с Клементиной Хозье. Невеста была моложе жениха на 11 лет, но никто не сомневался, что это был брак по любви. Знакомство их произошло при самых романтичных обстоятельствах: Черчилль помогал при тушении пожара в местечке Рутленд, до последней минуты вынося из горевшего дома вещи. В тот момент, когда он в очередной раз выходил из дома, за его спиной обрушилась стена. Промедли он секунду — и у Англии никогда не было бы премьер-министра Уинстона Черчилля. Клементина послала восхитившему ее Уинстону телеграмму и получила ответ: «Пожар был великолепным развлечением, мы здорово повеселились!»

Семья Клементины была небогата, но принадлежала к тому же кругу, что и Черчилль. Невеста свободно говорила по-французски и по-немецки, обладала тонким умом и чувством юмора. Уже на свадьбе она могла представить, какая жизнь ее ожидает: выйдя из церкви, Уинстон завел со своим шафером разговор о политике, а во время свадебного путешествия работал над очередной книгой.

Оставаясь временами за бортом активной политической жизни, Черчилль с удовольствием проводил время дома, играя с детьми, занимаясь живописью и… строительством. Он своими руками построил из кирпича и камня систему каналов, сделал бассейн для рыбок. Занимаясь строительными работами, Черчилль требовал, чтобы гости Чартвелла помогали ему. Как потом вспоминал он сам: «Весь август 1928 года я провел, строя коттедж и диктуя книгу: 200 кирпичей и 2000 слов в день».

Супруги редко бывали вместе — у Черчилля было слишком много дел, но часто комнаты их дома оглашались зычным криком Уинстона: «Клемми!» Так он звал ее, чтобы посоветоваться или что-нибудь спросить. Элеонора Рузвельт как-то заметила: «Ей досталась нелегкая роль, но она играла ее с достоинством и обаянием». Никогда не навязывая мужу своего мнения, Клементина тем не менее всегда оставалась для него непререкаемым авторитетом.

Она родила пятерых детей, из которых выжили четверо: Диана, Сара, Мэри и Рэндольф. Вскоре после рождения дочери Дианы Черчилль похвастался, что «она самое прелестное дитя на свете». Его спросили: «Наверное, похожа на мать?» «Нет, — гордо ответил Черчилль, — вылитая я».

Клементина пережила мужа на 12 лет и умерла в 1977 году. Супруги прожили вместе более полувека и ни разу, по словам обоих, «не пожалели о сделанном выборе».

Евгения ГОРДИЕНКО

FOTOBANK.COM/CAMERAPRESS, FOTOBANK.COM/TOPFOTO

Если Вам нравятся материалы этой рассылки, то я буду Вам очень благодарен, если Вы порекомендуете ее своим друзьям. Просто перешлите им это письмо...
Или сообщите ссылку на страницу с подпиской: http://subscribe.ru/catalog/history.historyopen
СПАСИБО!

На сегодня все. Жду от вас пожелания и замечания, если что и критику!

С искренним уважением, Осинцев Михаил