Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана - 25


Информационный Канал Subscribe.Ru

Религиозные представления



  Тенгрианство. Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование
у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства.
Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до
нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря
на внешнюю привязанность последних к исламу.
  Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо - бога "Тен-гри". Тенгри являлся
верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей
абстрактной силой, управляющей миром. "Тюрки говорят "бир Тенгри", - пишет ал-Макдиси,
подразумевая под этим - "един господь", "Если постигнет одного из них несправедливость
или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу
и говорит "бир Тенгри", - свидетельствует ибн-Фадлан. Именно по воле Тенгри,
считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: "Тенгри
тег, Тенгри йаратмыш" (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того,
тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду - "Турк ыдук йерсубу". Тюркские
каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним.
Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.
  Следующим по значению было женское божество Умай -покровительница домашнего
очага и детей. Кроме того. Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала
всем их делам. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании
одного из удачных походов тюрок говорится: "Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суб басы берд!
ерши" (Тенгри, Умай священная Земля-Вода они даровали победу). Культ Умай сохранился
у некоторых тюркоязычных народностей Алтая до конца XIX в.
  Важное значение в верованиях всех тюркоязычных племен раннего средневековья
имел культ священных гор (ыдык баш), бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом
веке. Древние тюрки особо почитали "Священную Отюкенскую чернь" (Хантайские горы),
дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась "пещера предков",
где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось
жертвоприношение.
  По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество духов,
которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством,
куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного
мира Эрлик.
  Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать
холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания
пишут и персидские историки и географы.
  Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились
описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали
принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи
каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день
сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный
пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока
пожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались
наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. После похорон накладывали
камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества
людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головы принесенных
в жертву животных. Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали
хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня.
  Распространение различных религиозных систем среди населения Казахстана. Наряду
с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центральной
Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные
другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.
  В конце IX-начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана.
Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху.
  Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической
среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную
форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной
по своему составу державе.
  На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект,
некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими
исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции
в Средней Азии и Казахстане.
  Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как
согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианские
общины существовали в VI-IX BB. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового
пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.), написанной с целью пробудить
веру в стране "десяти стрел", то есть в Западно-Тюркском каганате, упомянут золотой
город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись
манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зоро-астрийскую
религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме
важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные
жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам.
  В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения
Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Унаследованные издревне верования
и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами,
привнесенными извне.
  Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях
населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские
культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила
распространение новая религия - ислам.
  В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в V-XII вв.,
была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в свою очередь,
послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь в контексте
общемировой цивилизации.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное