Основные предметы коллекции из Анухвы представляют собой высшие стадии развития соответствующих форм - результат самых высоких достижений в металлообработке. Топоры - заключительное звено в развитии доколхидских и колхидских топоров, последний этап, которому предшествовал ряд преемственных стадий, выявляемых по многим другим памятникам. Форма топоров, пропорции и очертания, характер граней, почти симметричные лезвия свидетельствуют об их принадлежности к этому полностью оформившемуся, завершающему этапу. Топоры Анухвы являются типичными образцами классических колхидско-кобанских топоров.
...Памятнику не повезло, как не повезло многим открытым до него там комплексам в далекие, да и, к сожалению, близкие времена. Обстоятельства, сопровождавшие его открытие, как будто нарочно способствовали гибели вещей, и лишь случайность спасла их. Комплекс изуродован. Но даже в таком состоянии он представляет собой высокий пример блестящего искусства древности. Вещи; его составляющие, - произведения яркого художественного творчества, образцы изящных, совершенных форм, удивительной гармонии всех черт и линий. В них - олицетворение взлета искусства, пережитого народами Кавказа на закате первобытной эпохи. Трудно представить более безупречные, во всех отношениях, изделия из металла. Кажется, что высшая степень совершенства достигнута в преобразовании бронзовых сплавов в предметы искусства.
Одним из мало изученных и уходящих своими корнями в глубь веков явлений в традиционной культуре населения Кавказа являются ныхасы. В общепринятом понимании, ныхас (нихас) - это площадь в центре осетинского аула, куда собирались взрослые мужчины для обсуждения текущих дел и решения споров, а также место проведения общеаульских пиршеств и празднеств.
...нартовские ныхасы и аналогичные им памятники могут быть предположительно, до проведения их археологического исследования, датированы аланским временем. Мы считаем, что первоначально ныхасы были святилищем, посвященным женскому божеству, и играли основную роль в обрядах инициации.