Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О московском крае

  Все выпуски  

О московском крае МУЗЕЙ ВОДЫ И ИСТОРИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ МОСКВЫ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, дорогие москвичи!!!

Предлагаю Вашему вниманию продолжение выпуска от 14 октября

МОСКВОРЕЦКИЙ ВОДОПРОВОД

В течение всей второй половины позапрошлого века делались неоднократные попытки построить "помощников" уже не справлявшемуся со своими обязанностями Екатерининскому (Мытищинскому) водопроводу. В 1850-1852 годах инженером-полковником П.С. Максимовым для нужд Замоскворечья был устроен водопровод, бравший воду из Москвы-реки. А если говорить точнее, то таких москворецких водопроводов было два. Одна водокачка была поставлена у Бабьегородской плотины, а вторая - у Краснохолмского моста. Вода из них подавалась в водоразборные колодцы и фонтаны. Но водичка эта была далеко не лучшего качества, весной песок, глинистые частицы и мусор засоряли насосы, а зимой трубы промерзали. И водопровод этот был заброшен уже в 1863 году. А в конце XIX столетия были построены (а потом тоже заброшены) еще 3 артезианских водопровода: Ходынский (1871 год), Преображенский (1882 год) и Андреевский (1885 год). Однако, взоры инженеров продолжали обращаться в сторону Москвы-реки.

В 1898 году уже знакомый нам инженер Н.П. Зимин, который в течение 25 лет (до 1902 года) заведовал Московским водопроводом, выступил инициатором использования в качестве источника для водоснабжения города вод Москвы-реки, причем предложил забирать воду в 50 верстах от города, выше по течению, у деревни Рублево. Река здесь в те годы была чистая, достаточно полноводная, с малонаселенными, заросшими лесом берегами. Постройка станции завершилась 100 лет тому назад, 27 июня 1903 года. Первая очередь включала водоприемник, машинное здание, отстойники, фильтры, насосную станцию и нитку водопровода из чугунных труб до резервуаров, расположенных на самом высоком из холмов Москвы - Воробьевых горах.


Полноводье наших русских рек - Волги, Днепра, Енисея, Дона издревле воспето русской литературой. Реки были кормилицами, давали питьевую воду, крутили мельницы, являлись дешевым транспортным путем.

Однако, Москва-река, хоть и являлась судоходной, всегда была намного скромней величавых русских красавиц. Множество бродов и волоков были помехой серьезному судоходству.

Поэтому мысль соединить Москву с Волгой посредством канала, и убить тем самым сразу двух зайцев - восполнить воды Москвы-реки и открыть прямой торговый путь в богатые поволжские земли давно не давала покоя российским властям. Впервые эта идея пришла в голову еще великому выдумщику всего нового - Петру I, видевшему в этом "зело большие выгоды для торговли". В 1722 году Петр повелел разработать "прожект соединения рек", но осуществить задуманное не успел. К идее Петра вернулись спустя 100 лет - в начале царствования Николая I. За 20 лет строительства канала, связывавшего реки Сестру и Истру, соорудили 38 каменных шлюзов, построили плотину, позволившую создать на месте маленького озера большое водохранилище, получившее название Подсолнечное или Сенежское... Но деньги, как это часто бывает в России, закончились, и стройка остановилась. А в 1844 году прекратилось и начавшееся было судоходство по построенному участку: пришел век железных дорог и о канале забыли!


Когда в начале 1930-х годов к этой идее было решено вернуться, в будущем канале видели уже не столько судоходную дорогу, сколько источник, способный напоить Москву водой. Строительство канала началось в 1932 году и завершилось к началу навигации 1937 года. Было построено около 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 железобетонные и 8 земляных плотин, 8 гидроэлектростанций, грузовые пристани, причалы, маяки, мосты и туннели. Многие из них и сегодня удивляют специалистов смелостью инженерных решений. И вот 2 мая из Горького (сейчас, как и много веков прежде, - Нижний Новгород) в Москву отправился первый теплоход. А в 1947 году, в год 850-летия столицы, канал, называвшийся до этого Москва-Волга, получил имя Москвы. Он и сегодня - один из крупнейших в мире. А Москва благодаря ему получила звание порта пяти морей - Каспийского, Балтийского, Азовского, Черного и Белого...

Есть у Москвы-реки и еще одна помощница - малоизвестная река Вазуза. Почему при выборе источника питьевой воды выбор пал именно на нее? Во-первых, на берегах Вазузы нет промышленных предприятий, загрязняющих воду отходами, а небольшие городки и села большого вреда вазузской воде не приносят. А во-вторых, 162-километровое русло Вазузы находится неподалеку от верховий Москвы-реки. Здесь когда-то даже существовал древний "волок" — место, где суда посуху перетаскивали из Москвы-реки в речку Гжать, приток Вазузы.


Сегодня Москва-река на всем своем протяжении полностью зарегулирована плотинами, водохранилищами и гидроузлами. Даже в черте столицы есть 2 комплексных гидроузла - Карамышевский и Перервинский. Со своими помощницами она образует сложную гидросистему, позволяющую снабжать водой наш огромный город. Вода, которую мы с вами берем из крана, собирается с территории Московской, Тверской и Смоленской областей - территории в 5 раз превышающей площадь Москвы. Из водохранилищ вода подается на водопроводные станции для очистки и дальнейшей подачи в систему городского водопровода.

Вокруг столицы на протяжение XX века создано целое ожерелье искусственных морей - водохранилищ. Самыме известные из них: Иваньковское (Московское море), Пестовское, Пяловское, Вазузское, Можайское, Клязьминское, Истринское, Угличское и другие. Они собирают не только воду из окрестных рек и ручьев, но и принимают в свою "чашу" все паводковые, дождевые и родниковые. Вода из реки забирается на четырех станциях - уже знакомой нам Рублевской, а также на Восточной (построенной в 1937 году), Северной (1952) и Западной (1964). Общая протяженность водопроводной сети в Москве - 10 тыс. км, тогда как расстояние от Москвы до Владивостока - 8 тыс.

И все это огромное хозяйство в октябре 2004 года отметило свое 200-летие, с чем я и хочу поздравить всех работников "водной" промышленности.

Итак, казалось бы - вода в наших домах есть, а проблем нет. Однако…

ИСТОРИЯ КАНАЛИЗАЦИИ МОСКВЫ

Доставить воду к вашему столу - это еще полдела. Но представьте себе, что все, что сливается из вашей квартиры - жир с ваших тарелок, грязь с ваших руки и, извините, отходы вашего пищеварения - попадало бы обратно в реку, то есть туда же, откуда она попадает в ваши чайники и кастрюли? Не напрягайте воображение - после этого вам, возможно, никогда не захочется пить воду из-под крана.

А ведь в те времена, с которых мы начали свой экскурс, именно так и было. Нечистоты выливались прямо на улицы, они просачивались в почву и загрязняли воду питьевых колодцев, издавали зловоние, способствовали распространению болезней.

Разумеется, власти пытались с этим бороться. Исторические летописи указывают, что еще в XIV веке в Москве были вырыты подземные каналы для отвода сточных вод. К 1367 году относится постройка водосточной трубы от центральной части Московского Кремля до Москвы-реки.

Во времена Петра Великого появился Указ "О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки". Он обязывал жителей города "весь мусор, навоз и мертвечину возить за Земляной город, от слобод в дальние места, засыпать землею". Ослушников же надлежало приводить в приказ Земских дел и "за первый привод бить батоги, за другой бить батоги ж да пени имать по пять рублей, за третий привод бить кнутом да пени имать по десять рублей". (Тогда это были большие деньги.)

Позже Екатерина II своим указом повелела "накрепко запретить и неослабно того наблюдать, чтобы в Москву-реку и протчие через город текущие воды никто никакого сору и хламу не бросал и на лед нечистот не вывозил".

Тем не менее, загрязнение рек, ручьев и прудов продолжалось, берега водоемов заваливались мусором и отбросами. Речка Неглинная уже в 1787 году была настолько загрязнена стекавшими с улиц нечистотами, что вода ее считалась непригодной для употребления.

Для борьбы со всем этим безобразием была организована ассенизационная система, ничего общего не имевшая с современной канализационной и знакомая сегодня лишь деревенским жителям. Нечистоты и хозяйственные отбросы собирали в "выгребах" и "помойницах". Затем, через определенные промежутки времени отбросы вывозили особым транспортом - так называемыми ассенизационными обозами.

Состоял такой обоз из нехитрых телег с кадками или бочками с высокими черпаками. С полуночи, когда улицы становились свободными, и до раннего утра этот нехитрый транспорт вывозил нечистоты из города, нередко расплескивая из открытых бочек "благоуханное" содержимое. В тишине спящего города раздавался невообразимый грохот - это проезжали по булыжным мостовым золотари на телегах, обода колес у которых были железными (позже телеги стали делать на резиновом ходу). Жители роптали, и Городской Думе приходилось "устраивать" схему движения ассенизационных обозов так, чтобы их маршрут не проходил по одним и тем же улицам дольше полутора-двух месяцев.

Историк М.М. Богословский в своих мемуарах писал: "...рабочие ассенизационных обозов, грязные, обыкновенно крайне плохо одетые, совсем оборванцы, - это занятие было уже последним делом, к которому приводила крайняя нужда, - были предметом юмористики московских обывателей. Их называли "ночными рыцарями", "золотарями", очевидно, по ассоциации контраста. А когда, бывало, обоз из нескольких бочек мчится наподобие пожарных по улицам... иной веселый обыватель орет во все горло этим обозникам; "Где пожар? Где пожар?"

Подобные же картины рисует в своих воспоминаниях историк Ю.А. Бахрушин: "...на козлах, укрепленных длинными пластичными жердями к ходу полка, тряслись "золоторотцы", меланхолически понукая лошадей и со смаком закусывая на ходу свежим калачом (пшеничная булка в форме замка с тонкой дужкой-ручкой была придумана московскими булочниками для "ночных рыцарей". Булка съедалась, а запачканная дужка-ручка выбрасывались) или куском ситного. Прохожие тогда отворачивались, затыкали носы и бормотали: "Брокер едет..." (брокар - от слова "брокать", т.е. "бросать").

Днем обозы располагались в специально устроенных ассенизационных дворах (парках). В Покровском, Калужском и Северном обозных конных парках во второй половине XIX в. насчитывалось 435 лошадей, в Спасском и Сокольническом ассенизационных парках - 169, до 300 лошадей - в конных обозах частных подрядчиков. Но эти парки не справлялись с вывозом отбросов из города.


Начало отводу сточных вод было положено еще Фридрихом Бауэром при устройстве Мытищинского водопровода. В "Проекте о проведении воды в столичный город Москву" (1780 г.) генерал Бауэр пишет: "Предлагаю я проект мой не только о проведении в сей город довольного количества чистой воды, но и о способе к истреблению из оного всяких нечистот, к чему подает средства самая речка Неглинная".

Как же поступает генерал? По его проекту река Неглинка между Самотечной и Трубной площадями заключена в закрытый канал. Размеры его внушительны: ширина - 2,4 м, высота - 2,1 м. Но так как "могущая собраться в него из града всякая нечистота найдет себе в открытом канале сток", то Бауэр устраивает при Самотечном пруде еще и специальный промывной резервуар.

Однако предусмотрительный генерал не ограничивается одним только Самотечным резервуаром. Во избежание загрязнения самой Москвы-реки нечистотами большого канала, он выдвигает остроумное решение. При впадении канала в реку строится "резервуар-отстойник". А для его опорожнения - подземный выпуск. Бауэр позаботился и об удалении осадка: "Охотникам до садов позволится брать оную для утучнения земель своих; а буде не захотят ею пользоваться, то станет она употребляться для засыпки понемного большого буерака".

Время идет. Подземная Москва совершенствуется. И Самотечный и Неглинный каналы после 1812 года перекрываются добротными сводами. Проходит еще пять лет, и учрежденная к тому времени "Комиссия для строений" заканчивает устройство канала между Самотечной и Трубной площадями. Общая длина его составляет 3 км. А над ним разместился Цветной бульвар, появился Неглинный проезд, и был разбит знаменитый Александровский сад.

Однако эта система не решала всех проблем. Количество жителей и, соответственно отходов их жизнедеятельности постепенно росло, и Неглинка перестала справляться со своей ролью. Русский писатель В.А. Гиляровский обследовал реку в конце XIX века. По его словам, "кроме "законных" сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того, чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве". Очистная система не справлялась с потоком нечистот и все отходы попадали в Москву-реку.


В 1874 году в Московскую городскую Думу инженером М.А. Поповым впервые были представлены "проектные начертания канализации г. Москвы".

По собственной инициативе за счет личных сбережений Попов собрал данные о топографических и почвенных условиях Москвы, составил расчеты необходимой мощности всех сооружений и разработал в двух вариантах проект устройства городской канализационной сети, определил стоимость всех капитальных работ и ежегодные эксплуатационные расходы.

Несмотря на то, что проект так и не был утвержден, М.А. Попов остался в истории Москвы как инициатор, подвижник, блестящий инженер. И только в сентябре 1893 года началась прокладка сетей по проекту инженера В.Д. Кастальского. Средства для покрытия всех расходов предоставляли облигационные займы. Они были рассчитаны сроком на 49 лет.

Тридцатого июля 1898 года вступила в строй первая очередь московской канализации. Сегодня протяженность канализационной сети - 7000 км - равна расстоянию от Москвы до Новосибирска.

МУЗЕЙ ВОДЫ

Музей воды, освещающий в своих экспозициях все водо-канализационное хозяйство Москвы, расположен в старинной московской местности Крутицы - на территории здания, в котором с 18 июля 1898 года находилась Главная канализационная насосная станция столицы. Здание было построено по проекту русского архитектора М.К. Геппенера и является памятником промышленной архитектуры.

Здесь очень много экспонатов, посвященных истории и развитию московского водопровода и канализации. Есть среди них и макет Кремлевского водопровода XVII века, и множество экспонатов, относящихся к строительству нашего "юбиляра". Музей этот, открытый в 1993 году, находится в ведении "Мосводоканала", в нем любой посетитель может узнать многое из того, что интересует его в этом сложном и очень интересном городском хозяйстве.

В музее собраны интереснейшие материалы, знакомящие с историей создания, современным состоянием и перспективами развития одной из старейших служб жизнеобеспечения города, системой московского водопровода и канализации. Экспозиция рассказывает о первых кремлевских водопроводах, действующих во времена правления Ивана Калиты, Ивана III, Михаила Романова, об этапах строительства Мытищинского водопровода, сооруженного по указу Екатерины II, о вводе в строй первой системы канализации центральной части города, первой водопроводной станции в районе Рублева, первой станции биологической очистки сточных вод, Кожуховской станции аэрации; демострирует, как со временем менялось их техническое оснащение, совершенствовалась технология.

В качестве экспонатов Вы увидите копии указов Екатерины II о строительстве водопровода в Москве, подлинные документы, чертежи, атласы сооружений, фотопортреты талантливых российских инженеров и ученых, осуществлявших проектирование, строительство и эксплуатацию московских очистных сооружений. На открытой площадке перед музеем выставлены образцы оборудования: задвижки, насосы, подъемные и очистные устройства.

БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Человечеству стало не хватать воды не только в пустынях и странах с засушливым климатом, но даже там, где, казалось, пресной воды - море разливанное! Это вызвано и природными, и экологическими, и социальными факторами. Воды, пригодной для питья, становится все меньше.

Кроме того - все больше денег требуется на ее очистку. С талыми водами в малые реки, впадающие в Москву-реку и в систему водохранилищ, попадает навоз. Человек и созданная им промышленность загрязняют то немногое, что еще выглядит чистым. Да и самих людей на планете, а особенно в городах, в мегаполисах, становится все больше. Много вреда приносят самовольно построенные на берегах водохранилищ дачи и коттеджи. И власти нашей страны уже начали проводить политику, направленную на сохранение водных ресурсов. За загрязнение берегов и вод рек, водохранилищ нарушителей будут привлекать к ответственности, штрафовать и даже судить. Недавний скандал в связи со сносом подмосковных коттеджей в водоохраной зоне подтверждает эту тенденцию.

Подсчитано, что каждый москвич расходует в среднем за сутки около 40 ведер воды (400 литров), в то время как в начале XX века на каждого жителя Москвы в сутки приходилось всего 15-16 литров. Для сравнения - в городах Европы, где жители платят за израсходованное количество воды, и, соответственно материально заинтересованы в ее экономии, потребление составляет: жителя Вены - 317 литров в сутки на человека, у лондонца - 286 литров, а в Брюсселе - всего 141 литр на человека.

Во скольких московских квартирах есть неисправные краны, из которых все время капает вода?! Думаете, пустяк? Так утекают без пользы миллионы кубометров чистейшей, прошедшей все фильтры воды. Вы моетесь и, заполнив ванну, тратите не меньше 200 литров воды. Принимая душ в течение 5 минут вы расходуете около 100 литров. Да и каждая стирка белья требует столько же. Забыли закрыть водопроводный кран? Значит, если вы умудритесь не залить соседей, живущих этажом ниже, то все равно нанесете материальный ущерб: всего за час через этот кран в систему канализации утечет около тонны воды!

Музей воды проводит большую агитационную работу в защиту водных ресурсов. Экскурсоводы расскажут вам о работе специалистов по охране источников питьевого водоснабжения, покажут весь сложный путь, который, проходит вода, прежде чем попасть к потребителю, а затем, после использования и последующей обработки, вновь возвратиться в природу. Вы узнаете о необходимости бережного отношения к воде, как к ценнейшему природному ресурсу, о необходимости рационального расхода питьевой воды, в каждой капле которой заключен труд тысяч людей.


Составлено по материалам музея и собственным впечатлениям от экскурсии. Использованы Специальные выпуски журнала "Детская энциклопедия" "Водопровод от А до Я" и "Вторая жизнь воды", подготовленных еженедельником "АиФ" совместно с МГП Водоканал.

Всех Вам благ! Ваша Россiянка

Сайт рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.moskowhistory
Отписаться

В избранное