Обскими уграми
являются два близкородственных этноса - ханты и манси /по-русски
остяки и вогулы/. Территория их обитания, расположенная
к востоку от Уральского хребта, представляет собой обширную низменность с громадными
болотами, прорезанную многочисленными реками-притоками
Оби. Население ведет полуоседлый образ жизни, занимаясь рыболовством и охотой, а также оленеводством на
севере и скотоводством на юге.
Численность хантов и манси сейчас не превышает 30 тыс. человек, однако
в прошлом вся Западная Сибирь была покрыта угорскими городками-крепостями,
только в районе г. Сургут открыто шестьдесят городищ и
сотни поселений /относящихся, правда, к разным периодам. Найдены остатки
железных панцирей и мечей, а также великолепные серебряные украшения
/угры очень любили этот металл/. Очевидно, в прошлом,
уклад жизни хантов и манси был
гораздо более сложным. Об этом говорят многие сохранившиеся черты кулътуры. Натример, удивительное
разнообразие типов жилищ. Есть временные: то стройки с каркасом из жердей ж
покрытием из бересты или шкур /шалаши имеют двускатную или плоскую крышу, чумы - сферическую/. Постоянными,
неразборными домами служили землянки и
наземные постройки из бревен и досок. Особенно интересны древние полуземлянки, со входом
через шатровую крышу.
Очагом служил чувал, напоминающий
камин, из обмазанных глиной бревен. Для сна использовались нары, застилаемые
циновками и шкурами. Непременной
принадлежностью каждого жилища, являлся столик на ножках.
На возвышенностях, островах, высоких
берегах /иногда в пещерах/ ханты и манси строили святилища с
идолами, которые часто имели одеяние и атрибуты /при этом надо
сказать, что жители Сибири старались избегать реализма в
своих изображениях, так, как боялись, что они могут ожить/.
Небольшие фигурки подвешивались к деревьям в берестяных кузовках. Строились и особые амбарчики для хранения
медвежьих черепов.
Самым высоко по читаемым
идолом была знаменитая Золотая Баба, стоявшая в устье Оби /около Обдорска - нынешнего Салехарда/. Она держала за .руку фигурку мальчика /возможно символизируя богиню земли
и ее младшего сына Мир-сусне-хума /национального
героя и покровителя хантови манси./
По словам дипломата и
путешественника 16 века Сигизмунда Герберштейна, некогда на
поклонение Золотой Бабе приезжали балты и славяне, включая
поляков. Неподалеку находился и металлический гусь, также олицетворявший
Мир-сусне-хума. Он был уничтожен в начале 18 в.,
когда Петр 1 для расправы с идолами направил в Сибирь целую
экспедицию.
Переходя к рассмотрению
декоративно-прикладного искусства, следует обратить внимание на
ярко выраженные связи хантов и манси/как и вообще всех финно-угров/ со своими
южными и западными соседями. Это отчетливо видно на примере
орнамента. Он получил большое развитие у обских угров и использовался для
украшения одежды /платков, меховых
шуб, халатов, кафтанов, штанов, обуви, подушек, сумок, ткацких станков, оружия„ транспортных средств.
Основным материалом служила береста, применялись также мех, сукно и
бисер.
Для ханты мансийского
орнамента характерны геометризм, резкие изломы линии,
двуцветность /синее и красное/. Его условно можно
отнести кмеандровому, который
был распространен у восточных славян и балтов. /Ученые иногда выводят
его из структуры поперечного среза мамонтовой кости/. Распространены
также розетки и сетки, близкие к тем, что присутствуют в декоратовно-прикладном искусстве Кавказа, Средней и Передней
Азии. Для вышивок хантов и манси типичны окаймляющие
бордюры, имеющиеся также у славянских, балтийских, финских и
тюркских народов. У народов же Сибири и Дальнего Востока таких бордюров
нет.
Все эти причины побудили
С.В.Иванова охарактеризовать декоративное искусство обскихугров как часть широко
распространенного в Восточной и отчасти Южной Европе орнаментального
комплекса.
К сходным мыслям приводит и
рассмотрение сюжетных изображенийНа холщовых вышивках хантов
и манси мы видим птиц, медведей, оленей, всадников. Фигуры их даны синим по красному фону, они также геометризованы, нередко с резкими
изломами прямых линий и выступающими отростками. Здесь мы снова видим
параллели с Индоевропой. Например, типичное
изображение всадника с воздетыми вверх руками. Видимо, это Мир-суснэ-хум простирает руки к
своему небесному отцу. По своей композиции и позе, рисунок аналогичен
изображению солнечного всадника на севернорусской
вышивке, в котором Б.Д. Рыбаков увидел Даждьбога, /тоже,
кстати, бога-сына/. Или мотив из двух птиц и дерева, восходящий
непосредственной иранскому искусству, а через него - к древнейшему
индоевропейскому мифологическому сюжету, который присутствует в
декоративно-прикладном искусстве украинцев, русских, белорусов, литовцев,
латышей,а также карелов./иногда
вместо дерева изображается женщина, а птица заменяются конями.
Наконец,
фигурки из теста у хантов и манси в форме животных и фантастических
существ напоминают славянское обрядовое
печенье.
Но главным, в культурном
наследии обских угров, бесспорно, являются их
предания. Они отличаются ярким своеобразием и как бы пронизаны "суровыми
палеосибирскими ветрами". Здесь мы встречаем каменноглазыхбогатырей, города, подвешенные к небу на железных цепях, древних мамонтов. Вместе
с тем в этих преданиях, как и в искусстве угров
сильны связи с западом и югом - индоевропейскими соседями.
Любопытно, что большую роль в собирании
и изучении угорского фольклора сыграли венгерские ученые, начиная с
Х1Хв. /особенно А. Регули и Б. Мункачи/.
Видимо сказался пробудившийся в это время во всей Европе интерес к
национальным традициям. Венгры, не сохранившие такого богатого пласта
преданий, в поиске корней своей культуры обратились и обращаются к
фольклорной сокровищнице обских угров.