Пересказывать содержание
эпических сказаний здесь за недостатком времени нет
возможности. Хочется, однако, обратить внимание на их
яркое художественное своеобразие. В центре сказаний стоят древние богатыри
с красочными именами: Дух Ходившей Летавшей мысли, Трехсаженный Лесной Идол, Сибирская
Женщина Резаное Железо, Страх Внушающую Кольчугу из Полотна Многих Земель Носящий
Богатырь, Богатырь Кремлевый Грохочущий Лук,
Подобно Осиновому Листу Верткий Муж. Причиной
военных походов были добывание невесты или кровная месть. Нравы отличались суровостью, с убитого крага
снимали скальд.
В конце многих сказаний
умерший герой превращался в духа-покровителя,
Здесь уместно дать два небольших отрывка, что бы мы почувствовали дух времени и народа:
-Младший мужчина сказал:"Мы снаряжаемся в город Кровавого
Богатыря, старого Нянк-хуша".
-Многочисленные седоголовые
старцы сказали: "В город Кровавого Богатыря, старого Нянк-хуша
отправлялось много мужей, но, когда они опрокинули свои глубоко
сидящие лодки с водяной кормой, в которых они обычно сидели, на деревянные
колья, подобные журавлиным ногам - они и поросли оленьим мохом высотою
в пядь. -/"Сыновья Мужчины с Размашистой Рукой"/.
-Живет старик Лампаск, старик
Вампаск, у него семь сыновей. Пока они долгое время живут, пока они
короткое время живут, пока живут поживают, однажды наступил день. Сыновья
прислушались: снаружи слышен какой-то шум. Старший сын, вышел,
видит - пришли враги. Он вошел в дом, сказал отцу: "Враги к нам пришли,
семь каменноглазых богатырей!" Он говорит отцу: "Дай
мне свой панцирь". Отец сидит в полном молчании. "Будь
добр, отец, дай мне свой панцирь. С телом голым, как меня мать родила,
меня убьют!". Отец ни слова не сказал своему сыну. Сын
повернулся, вышел; семь каменноглазых богатырей, крича, посвятили его
голову Торуму. Семикратным криком кричали они Торуму, шестикратным
криком кричали они Торуму. Кожа с его головы была снята, на вершину
лиственницы заброшена". /"Старик Лампаск и его внук"/.
Дальше рассказывается, как
поочередно погибают все семь сыновей, а внук старика,
превратившегося в духа, совершает подвиги и мстит врагам
Алексей Фанталов. "Трехсаженный лесной идол".
Эсхатология.
Завершаются мифы и легенды обских угров сюжетом о
кончине мира, причиной которой послужит
огненный потоп чек-най. /Здесь, несомненно, мы видим влияние Иранской традиции/. Перед потопом, менквы двинутся на север, пожирая людей на своем пути. Огонь все
сожжет, а потом пойдет вода и все
смоет.