Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Татарская история - археология, этнография, эпитафии 23 ноября 2009



    Ташлардагы татар тарихы

        22 ноября 2009 г

    Из истории Мензелинского края

    М.И. Ахметзянов.

    Татарские надгробные записи являются важными историческим источником. Их первые образцы появились в Поволжье во время Золотой Орды на булгарском и татарском языках начиная с 1281 года.

    Во время расцвета Золотой Орды люди в Булгарском вилайете начали копить богатство. Материальный достаток способствовал развитию культуры, просвещения. На надгробных камнях этого периода сохранились имена Шагидуллы Алтынчы (умер в 1317 году в Булгарах), который строил мечети, почитал ученых, науку, помогал бедным и сиротам; Гусмана сына Ходжи (умер в 1314 году, сельское кладбище в Больших Тарханах); Исмаила, сына кази Маджара (умер в 1311 году, Чистопольское городское кладбище). В эту пору укрепляется соблюдение канонов ислама, одним из которых было установление надгробных камней на могилах усопших. Оно требовало материальных затрат. В первой половине XIV века в городах и деревнях Улуса Булгар на кладбищах было установлено много надгробных камней с высеченными на них надписями. Видимо, такие камни были поставлены и в таких городах Золотой Орды, как Сарай, Гулистан, Буляр, Увак, Маджар, Хаджи Тархан. Однако в силу крайне враждебного отношения христиан к мусульманам не был пощажен ни один камень, возвышающийся над землей, из надгробных камней воздвигались церкви.

    В период экономического и политического кризиса материальное положение жителей Золотой Орды ухудшилось. В результате материальных трудностей было приостановлено и установление надгробных камней.

    Время шло, образовались Казанское, Крымское, Касимовское ханства, наметился подъем экономики. Понемногу люди наживали состояние, творили, стали ставить расписные камни.

    Когда Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское ханства, Сарай были покорены Москвой, обнищание народа достигло предела, и возможности для установления надгробных камней были ограничены.

    В середине XVII века среди татар Поволжья установление надгробных камней стало редкостью. Это стало возможным в 1680-1700 годы только в результате ослабления экономического и национального гнета со стороны царского правительства после восстания Степана Разина. Этот период нашей истории изучен плохо.

    В последние годы во время археографических исследований были обнаружены неизвестные образцы татарской эпиграфики XVII века.

    В июне 1977 года была изучена надпись на камне на так называемой "Могиле святого" у деревни Салагуш Агрызского района Татарстана. Своим внешним видом эта надпись сильно отличается от обычных татарских эпиграфических памятников.

    Сплошная каменная плита имеет форму зеркала, бордюры выступают над поверхностью с текстом на 1 см. Ширина плиты - 50 см, высота -1м, ширина бордюра - 5 см.

    На верхней части каменной плиты мелкими арабскими буквами выведено имя человека, сделавшего надпись: "Написал, Дусмет, сын Тиляша". Ниже приводятся суры из Корана. После восьми строк аятов из сур выведена узенькая орнаментная линия, под которой сохранились восемь строк, написанных на татарском языке.

    Как видно по содержанию, это надгробный камень, значит, такие у нас имелись. 1069-й год по хиджре совпадает с 1658-м годом по руми стилю, 29 ноября. Тогда земли между Иком и Белой (Камой) принадлежали Великой Нугайской Орде, поэтому татары, проживающие на правобережье, не могли спокойно переходить на левый берег. Однако это уже было время распада Нугайской Орды, и Москва потихоньку прибирала ее земли к своим рукам. На левом берегу Волги стали поселяться татары-казаки. В этом можно убедиться в родословной книге. Возможно, что село Бигишево, что у города Челны, было собственностью Бигиша, имя которого написано на Салагушском надгробном камне. Мурза по имени Бигиш жил в XVII веке на территории нынешнего Агрызского района. История переселения татар-казаков с правого берега Волги на левый сохранилась в Мензелинском районе Татарстана. В сентябре 1992 года мы слышали, что у села Бикбулово обнаружена могила святого с надгробным камнем. Камень этот мы нашли очень быстро, помог председатель исполкома Бикбуловского сельского Совета Ильгиз Закиров. Камень хранится в 3-4 километрах от села, в поле на старом кладбище. Здесь есть еще один камень, относящийся в XVII веку.

    Камень, обнаруженный в Бикбулове, очень походил на камень у Салагуша. В деревнях Мензелинского района сохранилось предание, согласно которому два человека по имени Давеш и Гулеш из Салагуша переселились сюда.

    Камень на могиле святого в Бикбулове имеет высоту в 90, в ширину - 40, в толщину - 12-14 см. На лицевой стороне имеется бордюр шириной в 8-9 см. На лицевой стороне бордюра имеются на 5 строчках суры из Корана, ниже - 4 строчки на татарском языке.

      1. В тысяча шестьдесят седьмом году.
      2. Поставлен знак Юсуфа, сына Бикбула.
      3. Пусть будет священным твое место.
      4. Писал Давиш Хафиз.

    Совпадение имени отца покойного и названия села Бикбулово - явление не случайное. В 1067 году по хиджре (1657 по руми) в Мензелинских краях ставить такой камень было под силу не каждому.

    Священные камни на бикбуловском и салагушском кладбищах выдержаны в одном и том же стиле, и историческая связь между ними видна по содержанию текста. Думается, что камни эти поставлены мурзами нукратских татар. Важно, что сохранились имена обоих авторов: Давеш Хафиз (1657) и Дусмет, сын Тиляша (1658). Высеченные на камнях исторические данные говорят о том, что земли в нынешних мензелинских краях были освоены оседлыми земледельцами не позднее 1630-х годов.

    На кладбище близ Бикбулова хранится еще один камень, относящийся к XVII веку. Но он похож на типические эпиграфические памятники периода Казанского и Касимовского ханств. Возможно, камень этот - дело рук Кильмухамета, сына Ишмана, уроженца деревни Ишман (Мачкара, находилась за Казанью), ставшего впоследствии мастером-камнерезчиком. Высеченные Кильмухаметом камни сохранились на кладбищах деревень Иманкиска (Лаишевский район), Люга (Кукморский район), Тураево - Елабужского района. Еще один памятник, скорее всего дело рук этого же мастера, сохранился на старом кладбище деревни Катмыш Муслюмовского района.

    Высота бикбуловского камня - 95 см, ширина - 45, высота - 16 см. На самом верху крупным планом нарисованы традиционные цветы лилии. Под цветами написаны суры из Корана. Ниже приведем наиболее значимые строки на татарском языке.

      1. Год тысяча сотый, Сулюк - сын Бикбула.
      2. Чтобы будущие поколения помянули добрым словом.
      3. (левее) умер за веру.
      4. Знак этот поставил сын мастера Аккузяд.

    Камень поставлен в 1100 году под хиджре, 1689 - по руми. Здесь тоже имя - Сулюк, сын Бикбула. Значит, оба камня поставлены над могилами детей одного отца.

    Мастера, надписавшего камень, звали Аккузад (Аккучат). Значит, установлено имя еще одного резчика по камню. Можно с полным основанием считать, что сохранившийся в Катмыше камень тоже сделан Аккучатом.

    Возникает вопрос: не является ли Сулюк, сын Бикбула, основателем деревни Сулюк Сармановского района? Новые исследования должны дать ответ на этот вопрос. Источников о средневековой истории мензелинского края пока немного. Тем ценны в этом отношении истории на камнях, найденные в деревнях Салагуш и Бикбулово. На них отражены история, язык, антропонимика, дух грамотности, искусства древних традиций.

    Из истории края. Надгробные памятники // г. Мензеля. Газета Мензелинского районного Совета народных депутатов. - 1993. -5 января.-№2(8396).

    Адрес этой статьи : http://tashlar.narod.ru/text/ahmetzanov-minzele.htm

    Также новый материал на сайте : Үткәннәрне таш сөйли (Мари-Эл, Бәрәнге районы)


    Былтыр, tashlar@narod.ru,       Рассылка "Татарская история",
    сайт: http://tashlar.narod.ru/ ,  блог-сообщество сайта ,  2007-2009

В избранное