Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дети Индиго - психология и воспитание.


Выпуск № 17


Дети Индиго

психология и воспитание

 


 

Особенности обучения гиперактивных детей

 Здравствуйте, уважаемые читатели!

После летнего перерыва вновь приступаю к публикациям интересных материалов про Новых Детей. Сегогдня выкладываю отрывок из дипломной работы студентки Санкт-Петербургского Государственного Университета, Анны Косик, посвященной гиперактивным детям. За предоставленные материалы Анне огромная благодарность!:))

 

"В семье рождается  ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, они будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет.  Ребенок  уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, беспричинно что-нибудь ломает. Тогда родители, измучившись, идут к психологам, врачам. И там ставят диагноз  синдрома  дефицита  внимания и  гиперактивности (СДВГ).

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика  говорит о том, что в России таких  детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 4-5 раз больше, чем девочек.

По данным некоторых исследователей  школьные проблемы  почти у половины неуспевающих детей вызваны именно этим синдромом. Кроме того, СДВГ может стать причиной нарушения адаптации ребенка к социальным условиям, формированию негативной самооценки, а в подростковом возрасте привести к девиантному поведению, т.к. дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании.

И если в дошкольном и младшем школьном возрасте к таким детям чаще относятся снисходительно, то к подростковому возрасту на них чаще всего стоит ярлык «трудный ребенок», «распущенный хулиган», «лентяй, не способный к обучению». Но действительно ли ничего нельзя сделать? Или за привычными клише мы перестаем замечать реальные возможности ребенка? Ответ на этот вопрос очень важен, поскольку в 7-8 классе еще не поздно принять меры и вернуть ученику интерес к занятиям и веру в свои силы. Ведь у детей с СДВГ  обычно  высокий интеллект. А многие из них обладают незаурядными способностями.

Поэтому цель  данной работы заключается в том, чтобы  изучить  способы диагностики, психокоррекции и психологические особенности детей с  СДВГ, а также определить потенциальные возможности к усвоению новых знаний у подростков с таким синдромом.

 Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

·         анализ имеющейся литературы, посвященной синдрому  дефицита  внимания и гиперактивности;

·         подбор соответствующих методов и методик;

·        выявление детей с признаками СДВГ;

·        проведение обучающего эксперимента;

·        анализ проведенной работы.

Исследование проводилось на базе двух школ Приморского района города Санкт-Петербурга. Оно состояло из двух этапов.

На первом этапе исследования приняли участие 86 учащихся в возрасте 12-13 лет. С помощью  теста Тулуз-Пьерона( в модификации Ясюковой Л.А., 2000) признаки СДВГ были выявлены у 12 школьников. Для подтверждения этих данных был использован опросник J.Swanson, диагностирующий особенности поведения. А также анкета для учителей по К.Коннерсу (1973), переработанная К.Скродцки (1995).

Эти 12 школьников и   составили основную (экспериментальную) группу. У всех подростков присутствовали ведущие признаки синдрома: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Контрольная группа состояла из 12 учеников, у которых эти признаки не были  обнаружены.

На втором этапе с ребятами проводилось несколько  занятий,  в форме различных игр, во время  которых им приходилось решать самые разные задачи. А для этого им необходимо было  богатое воображение,  способность ясно излагать свои мысли и умение работать в команде.   

На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент, во время которого подростков обучали играть в шахматы.

Наша гипотеза состояла в том, что  потенциальные возможности к усвоению новых знаний у подростков с таким синдромом находятся на том же уровне, что и у их здоровых сверстников. Однако для реализации этих возможностей необходимо заинтересовать детей и организовать подачу материала с учетом их психологических особенностей.

Анализ полученных данных.

Не смотря на то, что специфика выборки этого исследования не позволяет переносить результаты полученных данных на генеральную совокупность, она все же позволила нам сделать некоторые интересные выводы.

Во-первых,  т.к. ранняя диагностика и коррекция детей с СДВГ только начинает распространяться в школах, многие подростки, с которыми в свое время не была проведена данная работа, попадают в группу риска детей школьной дезадаптации. На них навешиваются  такие ярлыки, как «трудный ребенок», «хулиган» и т.д. Не зная ничего о природе СДВГ, взрослые объясняют поведение ребенка неправильным воспитанием и распущенностью. Однако это во многом не так. И главной задачей психолога становится просветительская работа с родителями, учителями и детьми.

Во-вторых, не смотря на недостатки, связанные с СДВГ,  такие дети нередко обладают большими способностями. А усиление мотивации и правильная организация материала с учетом их особенностей позволяет им проявить себя с лучших сторон.

В-третьих,  в результате проведенного исследования мы выяснили, что дети с нарушением внимания и гиперактивностью, обладают такими же способностями   к усвоению нового материала, как и их сверстники. Однако для этого требуется особая организация учебного процесса. А именно: уважительное отношение к ученикам (необходимо помнить, что они равноправные участники учебного процесса);

усиление мотивации. Для этого подросткам необходимо давать реальные практические задания, которые действительно принесут им пользу. Либо предлагать интересные, необычные вопросы;

необходимо также дать подросткам возможность самоорганизации. То есть предоставить им выбор формы подачи и содержания материала.  Кроме того, детей можно привлекать к созданию заданий и обучающих программ.

Также ученики должны иметь возможность передвигаться по классу, но так, чтобы это не мешало остальным.

Однако, как организовать это в условиях массовой школы остается вопросом. Но это лишь стимулирует нас на дальнейшие исследования и поиск решений.

Заключение.

Сейчас Россия, как и весь мир, вступает в XXI век. И каким будет наше будущее -  зависит от наших детей. А какими будут они? Озлобленными и неуверенными в себе? Подавленными вечными окриками учителей и недовольством родителей? Преисполненные отвращения к учебе и новым знаниям? Не думаю, что мы мечтаем о таких детях.

Сегодня, когда мы вступаем на путь гуманизации общества, главной ценностью становится человек. И если современная школа и родители повернутся лицом к своим детям, научатся уважать их и видеть в каждом ребенке скрытое сокровище, тогда у нас появится надежда на то, что наши дети сохранят этот мир и сделают его еще более прекрасным."

 

На сегодня все.

Вопросы и предложения присылайте на arumina@yandex.ru

Евгения Вагу.

 


В избранное