Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скоро в школу. А надо ли?

  Все выпуски  

Скоро в школу. А надо ли? 26


Информационный Канал Subscribe.Ru

Скоро в школу. А надо ли? No 26

Добрый день или вечер.

Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего рода, банк накопления и обмена информацией по семейному обучению и эксернату. И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой опыт поможет другим сделать осознанный выбор.


Сегодня поговорим о самостоятельности

В слово "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" вкладываются очень разные понятия, особенно по отношению к детям.

В 24 выпуске я порадовалась растущей самостоятельности моей внучки. И получила вот такое письмо от Светланы:

На счет полной самостоятельности ребенка я все таки отношусь критично.
Я например знаю девочку, моя дочка ходит с ней в садик, у нее есть еще 2 старшие сестры. Семья малообеспеченная.

Она проводит много времени на улице. То есть довольно таки самостоятельная. Ей сейчас лет 5. Знает сколько выручит денег, если сдаст пустые бутылки. Буквы до сих пор не знает или мало. Все таки очень важно именно контакт с ребенком родителей. Чему они его учат. Я может быть своих больно опекаю, хотя не боюсь их отпускать на улицу. Но прежде сама с ними похожу, посмотрю как они на улице, поучу их. Зато имею представление о них, где они и как.

Все таки детей надо прежде учить, объяснить что и как. Зато и в садике их хвалят, говорят что развитые, хотя специально с ними не занимаюсь. Но при этом самому родителю надо таки быть образованным, так как надо постоянно быть в состоянии внимания к своим детям, заметить вовремя что он не знает, чтобы вовремя подсказать. Вовремя подать ему мысль, чтобы задать ему направление для развития. Все таки быть педагогом это все таки искусство, я считаю. И надо все таки быть педагогом высокого уровня, чтобы потом дети не отстали от сверстников, потому что легко нарушить свою дисциплину и требования к самому себе. Все таки человек ленив. И я поэтому отдам своих в школу.

Хотя с другой стороны... Вы конечно правы насчет негатива от школы. Может быть есть выход в параллельном обучении и в школе и дома, то есть в школу ходить не всегда, но при этом заниматься дома. Все таки школа это коллектив, друзья.

Светлана.

Со Светланой я согласна. А по поводу приведённого примера 5 -ти летней девочки скажу одно: возможно, такая самостоятельность это метод выживания. Такую самостоятельность, обычно, дети берут сами за отсутствием другого выхода.

Предлагаю высказаться читателей по поводу самостоятельности.

Моё понимание самостоятельности ребёнка заключается в доверии. То есть, насколько я доверяю ему.

Почему мы водим дитя за руку, кроме того, что держаться за ручку ребёнка просто приятно? Потому, что опасаемся за него, мы боимся, что малыш может упасть или убежит на дорогу, отвлекается во время движения и слишком тихо идёт сам. Ведя за руку мы им командуем, направляем, помогаем, заставляем подчиняться.

Для того чтобы отпустить руку мы должны быть уверены, что поведение ребёнка будет соответствовать задаче нашего пешего пути. А для этого, прежде всего, мы его обучаем не просто ходить самому, но и предостерегаем от опасности - объясняем и показываем всевозможные опасности от ступенек и бордюр до машин на дороге, понемногу происходит знакомство с правилами поведения. Только будучи уверены, что ребёнок МОЖЕТ идти сам и не наделает глупостей (по НАШИМ понятиям), только после этого можно отпустить руку.

Точно так же ребёнок получает самостоятельность на прогулки: если мы ему доверяем, то есть обучили неким нужным действиям, тогда предоставляем малышу право на самостоятельное гуляние во дворе, в парке и т. д.

Всё остальное по тому же принципу: обучение - доверие - самостоятельность.

Вы допустите своего малыша к плите для разогрева обеда? Да, если ему известны все правила обращения с этим бытовым прибором и ему под силу выполнить все манипуляции с посудой.

Вы пошлёте одного ребёнка в магазин за хлебом? Только после того, как он несколько раз всё сделает в присутствии взрослых и будет хорошо знать дорогу в магазин.

Точно по такому же принципу свою самостоятельность берёт дитя - если научился или есть большое желание делать самому, то возникает требование: - Я сам!

Чисто по - детски, ребёнок может завышать свои силы, часто ошибается и делает, иной раз, практически всё наоборот. Но, у всех есть право на ошибку, только не всегда надо за это наказывать! Он учится, познаёт мир и его правила. Постепенно ошибки перерастают в опыт.

Наказание за ошибку перерастает в страх наказания или просто отказывается (не хочет) от выполнения каких то действий. С этого, часто, и зарождается обыкновенная лень и нежелание самому делать.

Намного полезнее задавать вопросы типа:

- Зачем тебе это надо?

- Что такими действиями хотел добиться?

Такие вопросы заставляют задуматься и проанализировать свои действия даже маленьких детей. Вместо ругани и наказания ребёнок получает некоторые ответы на не озвученные вопросы, понимание и помощь взрослых. В свою очередь, родители могут разобраться в непонятных действиях малыша, разобраться в ходе его мыслей, а также понять что сделано (сказано) не так самими взрослыми.

Вы наблюдали за первоклассниками? В сентябре родители опекают своих деток и водят за руку до самых дверей класса. Постепенно, начинают доводить до дверей школы, а потом приходит момент и ученики сами идут и в школу, и из школы домой. А этот момент у каждого свой: у кого - то наступает через несколько дней, а некоторых - через несколько лет, после предоставления самостоятельности на это.

Вернусь к Валерии. Будучи в детском садике она очень "прилипала" в остальное время к маме. И никуда одна не ходила, даже гулять во дворе под окнами. Мы взяли отпуск в д/с на лето и, поняв, что времени для общения с мамой достаточно, стала выходить во двор одна, правда требовала, чтобы на балконе кто-нибудь сидел.

После того, когда мама вместе с ней забрала документы из д/с, удостоверившись в том, что мама никуда от себя не отсылает, исчезла прилипчивость. Постепенно стала проявляться тяга к самостоятельным действиям: сходить на занятия в Центр детского творчества, прогуляться до бабушки, пойти на горку с ребятишками и т. д.

Это не свободное передвижение "куда захочу", всё что делается, всё делается с согласия и под контролем. Есть телефон, есть часы, проконтролировать ребёнка очень просто. Любая задержка, независимо от причины, требует поставить в известность родителей по телефону. И это не строгий контроль, а забота о близких, позвонить и успокоить что всё в порядке, отчитаться что уже дошла и т. д.

Мы в праве давать самостоятельность ребёнку настолько, насколько ему доверяем, а он в силах брать столько, сколько может и позволят ему взять. Очень часто это диктуется нужностью для самого ребёнка. Ему нужно, ему хочется, у него есть желание это делать - поэтому быстрее обучается и пробует сделать сам.

Самостоятельность это не самовольство и разболтанность детей, здесь совершенно различные понятия. А понятие "полная самостоятельность", наступает тогда, когда нет никакой зависимости от других людей.

Из письма Светланы:

. . . Хотя с другой стороны... Вы конечно правы насчет негатива от школы. Может быть есть выход в параллельном обучении и в школе и дома, то есть в школу ходить не всегда, но при этом заниматься дома. Все таки школа это коллектив, друзья.

Светлана.

Моё мнение по поводу друзей и товарищей - они будут и без школы, есть много других мест для встречи с ними.

Замечание из практики: для школы и учителя важнее посещение уроков, а не знания учеников. Почему-то считается, что если ребёнок присутствует на уроке, то уже гарантировано усвоение информации, также гарантирована отметка, даже при отсутствии проверки знаний..

Конечно, родители могут пойти на компромисс с самим собой, например, поставить в известность школу о "слабом" здоровье ученика и под таким предлогом устраивать "прогулы" по уважительной причине. Ведь учатся наскоками спортсмены, которые довольно часто освобождаются от занятий для поддержания чести школы, города, района, области... И ничего, учатся не хуже других, а то и "лучше".

Ну и про негатив школы по отношению к самостоятельности. Школа освобождает от неё! Задания с готовыми ответами, запросто можно списать не только домашнюю работу, высказывать свои мысли чревато, есть уже готовые "шаблоны" (учитель же больше знает).

А, самое страшное, наказание за ошибки! Это только говорят, что "на ошибках учатся", в школе приучают НЕ ОШИБАТЬСЯ, а действовать КАК ПОЛОЖЕНО. Вот только кем положено....

И считается виной непонимание учеником программного продукта (знаний), хотя это беда самого учителя: не донёс до каждого (не смог, не успел, не дали сами ученики, устал, приболел. . . ). Лекцию прочитал, пример привёл - будь добр знай и умей! Что не усвоил, занимайся САМ.

Первое: при количестве под 30 учеников, вообще трудно что-либо "донести" до каждого, дети все индивидуальны, особенно по темпу восприятия и обучаемости

Второе: а если можешь заниматься сам, так может ходить в школу и не надо?

И к слову о самостоятельности: у кого дети ходят в школу сами для себя, без нажима взрослых и окружения? Кто доверит выбор ребёнку: ходить или не ходить? Кому больше школа нужна: родителям или детям?

Вы рискнете предложить, без всяких условий, своему ребёнку право выбора: учиться или не учиться? Почему именно в этом отказанно в самостоятельности?

Отсюда и вытекает проблема: каким образам вложить в своё дитя желание учиться ? Что нужно сделать для того, чтобы обучение было совершенно самостоятельным делом? И как к такой самостоятельности подключить школьную программу? Последнее, увы, пока не получиться игнорировать...

На сегодня всё. До встречи!


Есть что добавить в мои рассылки? Пишите мне. Нина

Целью рассылки является поиск единомышленников по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего рода, банка обмена.

Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, в большинстве случаев, буду удалять.

 www.tropinki.boom.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.anadoli
Отписаться

В избранное