Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скоро в школу. А надо ли?

  Все выпуски  

Скоро в школу. А надо ли? 42


Информационный Канал Subscribe.Ru

Скоро в школу. А надо ли? No 42

Добрый день или вечер.

Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего рода, банк накопления и обмена информацией по семейному обучению и эксернату. И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой опыт поможет другим сделать осознанный выбор.


Реформа образования

Идут дискуссии по поводу монетизации льгот и жилищной реформе. На этом фоне мало кто заметил, что перетерпела значительные изменения система образования. Кроме названия Министерства изменилась значительная часть. Реформирование образования заметили только сами работники образования, стали замечать и родители учеников.

Немного напишу об этом, но только то, что касается школы.

Итак, вводят с 2006 года Нулевой класс. Платный. Для выравнивания умений детей, чтобы в Первый класс они пришли на одном уровне. В этих классах задача обучения не стоит, просто детей надо подготовить к самим занятиям, дисциплине и умению учиться.

Возникает другая проблема - а если ребёнок уже готов, его что, тормозить будут? Ведь подготовка к школе осуществляется и сейчас, школы набирают детей на платные занятия, но только тех, кого родители пожелают туда записать. Я не беру те школы, где для поступления требуется обязательно пройти эти подготовительные курсы, чаще всего так делают элитные и платные школы.

Бесплатное среднее обучение скоро закончится. Выпускные классы (10 и 11) будут профильные, а значит, платные. Это просто вытекает из имеющейся сейчас практики.

До 1 01 2005 года, частные школы получали минимальную поддержку от государства на обучение каждого учащегося, такую же сумму выплачивали родителям, у которых дети обучались по семейной форме. Сейчас, государство отстегнуло от себя частные школы и детей семейников. Вот частные школы повышают плату или закрываются.

Финансирование школ будет зависеть от количества учеников. Для городов это даже плюс, школы будут бороться за количество детей, а бороться за это смогут только повышением качества образования, иначе родители будут переводить своих деток в другие школы. А вот для маленьких школ - такое финансирование грозит закрытием, что уже и делается.

При закрытии школ учеников обязуются доставлять в ближайшую или оформлять в интернат. Второе более предпочтительнее, так как уже поднимают вопросы о том, что доставка учеников автобусами в дальние школы обходится намного дороже, чем содержание бывших школ.

Ещё, Министерство образования и науки собирается утвердить перечень учебников и пересмотреть стандарты обучения. Сейчас на учебниках стоит слово "рекомендовано" или даже без подписи. Собирая детей в школу, родители даже не знают, какие нужно приобретать книги, всё диктует школа. Может будет больше порядка в этом, а то получается, что перевести ребёнка в другую школу очень затруднительно по причине сильно разных программ и большого разнообразия учебников.

Вот вроде бы все существенные изменения про школьное обучение.

Хочу привлечь внимание подписчиков к статье Юрия Аммосова от 11.01.2005

Статья немного язвительная, с юмором. Но мне понравилась тем, что автор освещает как минусы, так и плюсы нашего образования. То что Россия провалила международное тестирование по математике и чтению объявили с большой обидой. Но то, что есть и большие сдвиги в лучшую сторону по физике и биологии, почему-то скрыли, вернее умолчали.

Вставлю часть статьи, если заинтересуетесь, ссылка для вас:

Гонец из PISA http://www.globalrus.ru/satire/139588/
Провал российского образования на международном тестировании

Объявленные в конце прошлого года результаты международного образовательного тестирования PISA вызвали в России большой шум. PISA - система тестов ОЭСР для проверки математических, естественнонаучных знаний, а также навыков чтения у 15-летних подростков - проводится уже во второй раз. Предыдущий раунд был в 2000 году: тогда PISA проверяла преимущественно чтение. Раунд 2003 года, обсчитанный накануне Рождества, был посвящен математике. И в том и в другом случае результаты для России были неутешительные: наша страна оказалась в нижней трети списка, причем обошли ее как Европа, так и страны Восточной Азии. . .

. . .При этом мало кто обратил внимание, что помимо математики в PISA было еще два раздела. Пресса совершенно упустила повод порадоваться: в естественных науках (биологии и физике) наши школьники показали намного лучший результат, чем в прошлом году, обогнав Испанию, Италию и Норвегию и чуть-чуть не догнав США. До среднего по ОЭСР мы еще не дотянули, но темпы улучшения результатов у нас - лучше всех, а большинство других участников остались там же, где и были. Впрочем, в наше время для медийного мэйнстрима радоваться как-то даже неприлично: и в "официозной" и в "оппозиционной" прессе хорошим тоном считается непрекращающееся нытье.
Нытье (как в варианте "злой Запад нас обидел", так и в варианте "в этой стране все плохо и будет только хуже") - занятие увлекательное, а потому до вопроса "почему же тогда мы провалили математику" дело так и не дошло. А зря. . .

. . . В математических разделах наши школьники показали более-менее ровные результаты за исключением задач, где проверялось знание основ статистики. Вот тут они поплыли: средний балл России в разделе "Вероятность" составил 436 против 474 в разделах "Пространство и фигуры", "Изменения и связи" и "Количество". Если 40% населения - старше 60 лет, может ли средний возраст населения быть 30 лет? Как могут одновременно расти доход на душу населения и падать семейные доходы? Вот на каких вопросах наши дети теряли баллы.

Но и в целом задачи PISA совсем не такие, как в русских учебниках. Отечественная задача содержит ясно и кратко сформулированное условие, думать надо над решением. Методология PISA предусматривает совсем другие - из жизненной ситуации с большим набором данных надо отобрать те, которые нужны для решения, и только потом решать задачу. Наших детей этому просто не учат. Российские задачки - тертая морковка, европейские - только почищенная. Естественно, с непривычки грызть морковку сложно - а привычке взяться неоткуда.

На этом же разрыве между школой и жизнью наши дети погорели и по чтению. Чему стоило бы всполошиться - так это тому, что страна, еще не так давно рекламировавшая себя как "самая читающая", продемонстрировала отвратительные результаты по чтению. Средний балл по ОЭСР - 494, Россия - 442. Ниже нас только уже совсем полный "третий мир" - Мексика, Тунис, Бразилия… Не исключено, что наши дети могли бы показать намного лучшие результаты, если бы мы уделяли больше внимания чтению не только Великой Русской Литературы. В тестах PISA предлагалось прочесть не только отрывок из Льва Толстого, но и газетную статью, счет за телефон и расписание поездов - и ответить на вопросы по каждому. На бытовых текстах наши дети плыли - и двоечники и отличники. Увидеть в повседневности знакомые закономерности, препарировать текущую ситуацию, выделить главное, отбросить второстепенное и употребить знания в дело - всему этому мы не учим.

. . . Европейцы считают, что школа учит "умениям", науки же следует изучать в высшей школе тем, кому это понадобится. Мы презираем повседневную жизнь как низкий предмет, предпочитая ей жизнь на интеллектуальных высотах, европейцы исправно отдают должное и тому и другому.

Брезгуем мы и наглядностью. Вопросы PISA изобиловали картинками, таблицами и диаграммами. В наших учебниках они редчайшие гости, царица преподавания - теорема и формула. Если ученик не может прочесть график, чтоб собрать из него информацию для решения задачи - как он сможет ее решить, даже если умеет решать ее на раз?


. . . Наша школа вообще существует не для детей - ее задача не давать им навыки взрослой жизни, а просто учить их слушаться, не рассуждая. Как и у армии, подлинная цель школы - оболванивать детей для превращения в обывателей, но и с этой задачей школа еле справляется. Учитель в России, как и мелкий чиновник, и офицер - часто только форма пособия по безработице (в беднейшей Республике Тува в народном образовании заняты почти 25% населения).

Для сравнения - наши соседи-финны, чемпионы PISA, могут позволить себе кормить детей только натуральными продуктами, оплачивать им такси до школы, давать директору академический отпуск на год… и пофыркивать на PISA - знать, мол, не знаем, почему выиграли, как учили, так и учим. Но финский учитель - не проповедник на кафедре, а Язон, бросающий камень среди зубов дракона, помогающий детям учиться, а не назидающий их. Преподавая в МГУ, я пытался провоцировать среди студентов дискуссию, споры со мной и друг с другом, заставлял их одновременно обосновывать противоположные высказывания. Мои бедные "зубы" уклонялись от бросаемых им камней-тезисов как могли.

Поэтому на любых сюжетах, где нужно сформулировать и аргументировать свое мнение, сравнить две точки зрения, поспорить с тезисом, спотыкаются и дети и их наставники. В PISA прошлого захода была задача: как с помощью одной и той же статистики пацифисты могут доказать, что оборонные расходы растут, а военные - что падают (вопросы были на абсолютный и относительный прирост). Ах! - возопили педагогические дамы и профессиональные "поцтреоты" - они такие-сякие, учат детей двурушничеству! Мысль, что это "двурушничество" в нормальном обществе называется "разнообразием мнений", в голову никому не пришла - ни адвокатам, ни обличителям. . .

. . . И вывод из этого следует один: наша педагогика - точное отражение нашего социального и политического бытия. Ее изменение невозможно без изменения нашего отношения к детям, к будущему, к народу. У свободных людей школа свободная, у тиранов - тираническая. А значит, в ближайшем будущем социального заказа на педагогику нового типа от интеллектуальной и политической тирании не будет. Поступить он может только снизу - от демократического народа. До той же поры, высокие места в PISA нам не светят.
11.01.2005 Юрий Аммосов

На сегодня всё. До встречи! Нина


Есть что добавить в мои рассылки? Пишите мне. Нина

www.tropinki.boom.ru

Целью рассылки является поиск единомышленников по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего рода, банка обмена.

Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, в большинстве случаев, буду удалять.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.anadoli
Отписаться

В избранное