Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Сказка - зеркало детской души.


Все о развитии детей-дошколят

Сказка - зеркало детской души

Здравствуйте, дорогие друзья!

Родители нередко забывают, что нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. А ведь детские страхи, тревожность, нервозность и последствия психологических травм могут годами оставаться незамеченными и усиливаться из-за неправильного отношения родителей. Конечно, родительские любовь и интуиция значат очень много, однако знание основ психологии совсем не помешает, если родители хотят понять внутренний мир своего ребенка. В этом поможет тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс.

Основное преимущество этого теста перед другими аналогичными работами состоит в том, что он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста просты. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест, как правило, несложно, поскольку все дети любят слушать сказки (значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты). Но все же рекомендую воспользоваться некоторыми советами.

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест — это такая же игра, как и все остальные, а поэтому нужно выбрать удобный момент. Возможно, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться переходить к другой сказке. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае вам наверняка стоит проконсультироваться у детского психолога.

ПТЕНЕЦ

Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

— он тоже полетит и сядет на ветку;
— полетит к маме, потому что испу гался;
— полетит к папе, потому что папа сильный;
— останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:

— останется на земле, потому что не умеет летать;
— умрет во время падения;
— умрет от голода или холода;
— о нем все забудут;
— на него кто-нибудь наступит.

ЯГНЕНОК

Данная сказка представлена двумя вариантами. Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.

«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

— будет есть больше травки;
— заплачет, потом станет есть больше травки;
— пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:

— умрет от голода;
— уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
— не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
— будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы:

— будет есть больше травки;
— заплачет, потом станет есть больше травки;
— пойдет к другой овечке и попросит у нее молока;
— немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:

— пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
— постарается прогнать маленького ягненка;
— притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
— найдет другую маму для маленького ягненка;
— побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

ПЕЧАЛЬНАЯ СКАЗКА

Следующая сказка позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?»

Типичные нормальные ответы:

— неизвестный человек;
— чей-то дедушка или бабушка;
— тот, кто был сильно болен;
— старый человек.

Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:

— мальчик (девочка);
— папа (мама) одного мальчика (девочки);
— чей-то младший брат или сестричка.

Если же ребенок маленький и еще не понимает, что такое «смерть», то можно говорить об отъезде.

«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени для своей агрессии.

СЛОНЁНОК

Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности.

«У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Типичные нормальные ответы:

— слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;
— вырос;
— он сломал любимую игрушку мальчика.

Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:

— у слоненка нет хобота, потому что его отрезали;
— слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот;
— слоненок умер;
— вместо слоненка было другое животное.

Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.

НОВОСТЬ

Последняя сказка рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

— у нас будут гости;
— кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
— мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т.д.

Типичные ответы, которые могут го¬ворить о психологических проблемах ребенка:

— кто-то умер;
— мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
— мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
— мама сердится за то, что он опоздал.

Если Вы не нашли ничего интересного для себя и своего ребенка, напишите мне на e-mail интересующий Вас вопрос и возраст Вашего ребенка. Я постараюсь затронуть эту тему в следующих выпусках рассылки.

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт
www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

При подготовке выпуска использованы материалы статьи из журнала "Расти здоровым" № 12/2007


В избранное