Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рожденные, чтобы двигаться. Игра, движение, танец, развитие. О моем опыте поддержки двигательного развития своего сына.


Второй выпуск рассылки «Рожденные, чтобы двигаться».

Среда и наследственность. О том, как мы поддерживаем двигательное развитие нашего сына.

После выхода первого выпуска прошло уже почти 2 недели, на протяжении которых я думала о том, что же более актуально для рассылки, какими темами мне хочется поделиться.

Дети двигаются легко и спонтанно. У них свободные гибкие суставы, они мягко садятся в пол, быстро и легко меняют позы, держат позвоночник прямым, тело расслабленно и чутко. Взрослым же все это дается с трудом. Мы испытываем много смущения по поводу того, чтобы двигаться свободно, чувствуем много напряжения и скованности, имеем трудности с опорно-двигательным аппаратом, например, с позвоночником.

Мне очень интересен вопрос, как сохранить природную естественность движений ребенка, телесную свободу и телесное и психологическое здоровье. Предлагаю поговорить об этом в ближайших выпусках.

Мне хочется рассказать о том, как растет мой сын – это мой первый опыт встречи с человеком, с которым я знакома с рождения. Ведь рассуждать или читать о чем-то – это одно, а то, как реализуется это в жизни – это другое.

Я верю, что у каждого человека свой путь, и родители – это лишь часть того, что влияет на развитие ребенка.

Начинается путь с биологических предпосылок. Это то, что дается нам генетически. Влияние же среды наступает позже и накладывается на то, что уже заложено природой. Есть люди, которые верят в эзотерические концепции, говорящие о том, что ребенок приходит не случайно. Я же верю больше в науку и в конкретные дела.

Например, если будущие родители осознанно желают родить ребенка, планируют зачатие, то скорее всего они будут вести здоровый образ жизни, зачинать, вынашивать и рожать ребенка в гармонии и любви. Для меня это значит, что психологический настрой матери и отца определенным образом будет влиять на состояние их организма. Психологическое здоровье повлечет и физическое здоровье. Значит, и будущий малыш получит хороший старт с точки зрения физиологии и психологии.

Дети рождаются очень разные по своему темпераменту, по своим интересам. Как это касается нашей основной темы – двигательного развития ребенка?

Я вижу, что некоторые дети  очень подвижны, как, например, мой ребенок. Движение – это его стихия. Некоторые дети меньше любят двигаться, но больше созерцать, или играть с предметами. Такие склонности, ритм и тем появляются очень рано. Родителям важно видеть, в чем особенность и интерес их ребенка, поддерживать и развивать именно это.

Для меня остается загадкой, каким образом наш интерес к движению передался и нашему ребенку, что выражается в его двигательном развитии (отличной скоординированности и легкости в освоении новых двигательных навыков)? Просто ли это совпадение или были какие-то «средовые» предпосылки?

Такие ответы приходят ко мне:

  1. 1. Я танцевала во время беременности, часто оказывалась в «перевернутых положениях». Я делала это мягко, с удовольствием и доверием к своему телу, к своему партнеру  (отцу ребенка). Предполагаю, что таким образом определенные зоны мозга ребенка в животе получали стимуляцию и развивались более интенсивно. На одном из УЗИ развитие мозжечка, который отвечает за координацию движения, опережало на несколько недель развитие других зон мозга. Танцевала я все 40 недель, плюс занималась в бассейне, каждый день делала гимнастику, много находилась в движении в течение дня. В родах мы с мужем тоже танцевали. Про нашего сына можно сказать, что рожден он в танце и в звучании (на схватках мы звучали, используя опорный голос)
  2. 2. Когда малыш родился, мы танцевали с ним дома. Делали это для нашего совместного удовольствия. Когда малыш находится на руках, это привносит в танец определенные ограничения. Но для ребенка танец на теле мамы – это хороший стимул для развития.
  3. 3. После рождения Руслана мы поговорили по скайпу с нашим другом Виталием Кононовым, который живет в Америке и занимается преподаванием самых современных подходов к телесному развитию. Он рассказал нам о том, что важно обращать внимание на рефлексы, на формирование правой и левой сторон тела. Например, чтобы стимулировать повороты ребенка не только в одну сторону (как делает много деток), но и в другую, важно привлекать его внимание, например, погремушкой, или звать его не только справа, но и слева. Поскольку малышей привлекает яркий свет, то важно располагать их на кровати то справа, то слева относительно окна. Иногда ребенка можно просто касаться в разных частях тела и смотреть на его реакцию.
  4. 4. Я делала ребенку мамины массажики в сочетании с потешками и пестушками, мы тренировали его рефлексы (шагательный, ползательный, хватательный и др.). Малыш несколько раз в день плавал в ванной, папа мягко и нежно использовал некоторые упражнения из динамической гимнастики, чувствуя ответ ребенка. Некоторые люди удивляются, что ребенка переворачивают вверх ногами, но эта поза для него очень привычна – он долго находился в таком положении в животе у мамы, природа заложила так, что рождаются дети вниз головой. Носили малыша мы в слинге и дома, и на улице. Также мы с 4 до 6 месяцев занимались бэби-йогой по английской системе Birtlight, в более старшем возрасте малыш противился лежанию на спине, хотел исследовать все вокруг, отказывался сидеть на одном месте, и йогой мы заниматься перестали.
  5. 5. Все что мы делали, мы делали с вниманием к ответам ребенка, уверенностью и теплотой, не стремясь достичь каких-то результатов. Мы так проводили время. Кожа к коже. Тело к телу.
  6. 6. Возможно,  это эффект подкрепления определенного поведения ребенка родительскими ожиданиями, реакциями. На одной из лекций по перинатальной психологии нам рассказали  историю про прыгучего мальчика. Он был прыгуч не по возрасту, все удивлялись такой его особенности. Психолог после некоторого расспроса понял, как такая способность развилась у этого ребенка. Когда ему было около 9 месяцев, его мама сломала правую руку и носила гипс. Она подходила к кроватке, наклонялась, но не могла поднять ребенка, стоящего у бортика, и говорила ему: «Прыгай!». Так продолжалось достаточно длительное время, пока рука не выздоровела, потом история забылась. Мальчик же длительно получал позитивное подкрепление своих попыток «подпрыгнуть», что и обусловило развитие этой способности. Таким образом, родители в силу своих ценностей, интересов, личных особенностей и историй подкрепляют определенное поведение ребенка. Так же и мы, обращая особое внимание на развитие физических и моторных навыков, создавали особое позитивное подкрепление поведения нашего сына.
  7. 7. Ребенок видел нас с папой танцующими. Теория о зеркальных нейронах, говорит о том, что те же моторные зоны мозга, которые активируются у нас во время движения, также активируются и у тех, кто видит нас в танце. Значит, ребенок буквально через глаза впитывает опыт свободного движения.
  8. 8. Я предполагаю, что определенную свободу и расслабленность в теле, которая появилась у меня и есть у мужа благодаря нашим занятиям движением и танцем проприоцептивно передается и нашему ребенку. Когда он находится у нас на руках, он считывает ту информацию, которая есть в мамином и папином теле. Пока я не знаю научного обоснования этому факту, но часто слышу и читаю об этом у детских массажистов и  остеопатов, а также вижу, как похожи движения детей на движения их родителей.
  9. 9. Мы не ограничивали движений малыша, давая ему пространство для исследования – на полу (после 3 месяцев), в траве, в песке, на камушках, в залах, где танцевали взрослые. Мы не использовали специальных приспособлений, ограничивающих движение и придающих нефизиологичное положение телу (типа лежаков, ходунков, прыгунков, манежей, не эргономичных рюкзачков для переноски). Стул для кормления  использовали без пристежек (под присмотром взрослых), только до того момента, когда ребенок хотел в нем сидеть, а потом выпускали его поползать, или кормили на своих коленях. Когда ребенок залезал куда-то, мы страховали, оставаясь спокойными.
  10. 10. Какие приспособления для движения мы использовали дома? В 9 месяцев у сына появился деревянный спорткомплекс – горка, наклонная лестница, качели. Отличный снаряд – прямоугольные подушки от старого дивана – это и огромные «кубики», из которых можно строить домики, лестницы, туннели, и способ попрыгать, покувыркаться, взобраться повыше. В 2 года – мы купили батут и взрослый спорткомплекс с кольцами, вертикально лестницей и другими штуками (пока сын равнодушен к этому объекту слезет-залезет пару раз, в 9 месяцев он с большим удовольствием лазил по деревянному). В 2,5 года он освоил трехколесный велосипед «малыш» и катается на нем часами.
  11. Русланка достаточно рано освоил многие моторные навыки, и нам становилось понятно, что движение - это то, чему он учится быстро и легко. Сейчас я с удовольствием наблюдаю, какая прекрасная у него координация, как сын подвижен, с каким удовольствием он делает все, что связано с движением, как легко он осваивает новые двигательные навыки, как он танцует, делает спирали в танце и мягко падает в пол, катается по полу.

Разные приспособления мне видятся вторичными, а более важным - сначала - телесный контакт с родителем, а позже - свобода передвижения и осваивания пространства.

Руслан очень свободолюбив, поэтому любым попыткам делать что-то с его телом не по его желанию он очень противится. Танцевать с ним, когда он не хочет, невозможно. Но если сын в настроении, то мы увлеченно танцуем, возимся и играем вместе дома.

Кроме двигательного развития мне также важно видеть то, как развивается  его эмоциональность. Я вижу его эмпатичность, чувствительность по отношению к эмоциям других людей, умение сопереживать, говорить о чувствах. Для меня это также про целостное развитие, про связь тела и души.

Можно сказать, что наш сын живой, подвижный, счастливый ребенок. Если говорить о «раннем развитии», то я могу сказать, что мы, как родители, дали хороший старт, ответив на актуальные для раннего возраста, потребности развивающегося ребенка.

Конечно, сейчас существует огромное разнообразие развивающих подходов. Мне видится, что для каждого ребенка и родителя существует свой особый стиль воспитания и поддержки развития. Рождается малыш, родители настраиваются, знакомятся, узнают ребенка ближе. И появляется у них подход к Машеньке или Пашеньке или Дашеньке.

Буду рада вашим откликам, вопросам, идеям и письмам о двигательном развитии ваших малышей.

В следующих выпусках мне бы хотелось поговорить про разные направления работы с телом, которые рассказывают о физиологичности движения, о том, как природную естественность движения сохранить и обрести.

Альфия Рахманова, ведущая групп и со-организатор проекта http://babycontact.ru/.

Пишите мне alfacontact@gmail.com

Ближайшие события BabyContact:

  1. 1. Среда, 16 июня, занятие для мам, пап и малышей на Лялином переулке.
  2. 2. 25 июня – мастер-класс для специалистов на конференции по танцедвигательной терапии (conferences/vik.htmlhttp://atdt.ru/).

В избранное