Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знания, обреченные на успех

  Все выпуски  

Знания, обреченные на успех Как научить ребнка обращаться с деньгами?


Курс "Воспитание родителей" Отзывы по курсу
Курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" Отзывы по курсу
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей" Задать вопрос на сайте
Рассылка "Знания, обреченные на успех" Написать письмо

Товары от партнеров, товары со скидкой

Психологические тесты и упражнения
Мой ЖЖ Мой e-mail

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Выпуск № 120

Как научить ребнка обращаться с деньгами?

1. Как научить ребенка обращаться с деньгами?

2. Реальный опыт карманных денег из реальной жизни

3. Последние выпуски рассылки "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?""

4. Ближайшее повышение цены на курсы.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Как и обещала, сегодня я расскажу о книге Галины Остриковой "Как бедным родителям помочь своему ребенку стать богатым?", а также опубликую рассказ об опыте карманных денег и выводы, к которым пришла автор рассказа будучи взрослой женщиной и мамой.

Итак, Галина Острикова и ее книга "Как бедным родителям помочь своему ребенку стать богатым?"

Удивительное дело: я давно не читала настолько цельных книг. Автор полностью отвечает на поставленный в названии книги вопрос. Я все ждала, что какие-то места останутся неосвещенными (это у меня профессиональное - поиск проблемных мест в тексте:)))), но так и не дождалась. Наоборот, я получила от чтения этой книги даже больше, чем ожидала.

Например, из области психологии. Галина очень объемно рассказывает о страхах, которые испытывают родители и как эти страхи преодолевать, как смотреть на них по-другому. Она подробно рассказывает, какие вопросы стоит задавать себе и ребенку, когда выстраиваешь стратегиваю финансового обучения.

А вопрос, сколько платить ребенку, стоит ли платить, каким должен быть размер карманных денег, как помочь ребенку заработать, в чем стоит помогать, а в чем не стоит, как научить его делиться, дарить, заниматься благотворительностью, помогать описано ОЧЕНЬ подробно. То есть все те моменты, о которых у меня сейчас "голова болит":)) Потому что оба моих сына вполне созрели для обучения финансовой грамоте. Им 5.5 и 9.5, а я делаю только робкие попытки на этом поприще. Например, оплачиваю приобретение некоторых навыков, объясняю потоки поступления денег в семью, способствую накоплению денег для покупок ценных для ребят вещей, выбираемых ими же и т.д. Все это описано у Гали в книге, и я рада, что делаю верные шаги. Но все равно их недостаточно. И недостаточно вот по какой причине.

Нужна система обучения финансовой грамотности. Именно она описана в книге Галины Остриковой. То есть как, начиная с самых первых шажочков, постоянно держа в голове цели обучения, наращивать знания, навыки в общении с деньгами. И делать, разумеется, это лучше всего совместно с ребенком. А иначе, как вы его научите, если не своим примером?

Правда, и на этот вопрос есть ответ в книге: ищите знакомого бизнесмена, который готов был бы поделиться знаниями и навыками с вашим ребенком. Но мне ближе идея научиться самой:))) Ведь так приятно быть положительным примером для собственных детей, да еще и богатым примером!:)))

Да, еще один момент в книге, который меня порадовал. Галина всячески объясняет читателю, что деньги любят прозрачные отношения. Темы, связанные с деньгами, должны обсуждаться в семье свободно. Дети имеют право знать, какие финансы поступают в семью и на что расходуются (исключение, разумеется, составляют случаи безопасности, конфиденциальности). Точно также как и я, Галина предлагает садиться за семейный стол переговоров и обсуждать финансовые задачи, стоящие перед семьей. Именно так ребенок может почувствовать уважительное к себе отношение и доверие со стороны родителей.

Реальный опыт карманных денег из реальной жизни

А теперь я хочу поставить в выпуск письмо моей любимой курсантки, давно прошедшей курс "Вспитание родителей". Она написала его, зная, что я интересуюсь темой "Как научить ребенка общаться с деньгами?" Письмо длинное и на разные темы, общим корнем у которых служит тема отношений с деньгами.

Маша - преподаватель и журналист, она замечательно пишет, анализирует, чего только стоят ее выводы о навыках, привычках, родителях! Это живой успешный опыт. Я ОЧЕНЬ рекомендую прочитать ее письмо до конца всем, кто задумывается о денежных взаимоотношениях с ребенком!

(Письмо) Мой папа платил мне деньги, начиная с моего пятого класса (11 лет). Как видишь, деточка (т.е. я) выросла совсем даже не испорченная. В общем, поскольку ты, как я поняла, ищешь ответы на эти вопросы, решила поделиться своими впечатлениями от подобных родительских опытов с тобой, т.к. знаю, что это такое изнутри (как ребенок, получавший деньги от папы), и снаружи - как теперь уже родительница, притом иногда обсуждающая эти темы с другими родительницами :)

Начнем с детства. У меня были обязанности, которые я должна была выполнять просто как помощь маме:
- мыть вечером, после ужина, посуду - это каждый день,
- выносить мусор - как накопится,
- мыть пол в доме и вытирать пыль - раз в неделю.
Они не оплачивались.
А летом, когда мы выезжали на дачу, моя работа в саду и огороде была сдельной. Мои "трудовые книжки" храню до сих пор. Там записи подобного рода: Графа Вид работы: Сбор малины. Графа: Что сделано: собрано 3 литровых банки малины. Графа: расценки: Одна банка 10 коп. Итого: 30 коп. Вид работы: резка яблок на сушку. Что сделано: собрано и порезано 2 ведра. Расценки: 1 ведро - 1 рубль. Итого: 2 рубля. И т.д.
Не те были рубли, не те копейки. К концу лета я зарабатывала больше 20 рублей, и для 11- 12 летней это была достаточная сумма. А потом повысились расценки. А потом я стала работать интенсивней. В одно лето заработала 75 рублей и купила себе новенький, красивый велосипед. Кстати, им я пользуюсь до сих пор. Тогда мне было 14. Сейчас - 33 :) В то время, как мои сверстники ходили злые, ругали родителей, собирали по копейкам со школьных завтраков, или, что еще хуже, бестолково растрачивали денежные подарки сердобольных родственников, чтобы потом снова сидеть без копейки, мне не за что (в смысле денег) было обижаться на родителей. У меня всегда были деньги НА ТО, ЧТО Я ХОТЕЛА. Я никогда не ставила их "во главу угла", но и не тратила их бестолково. Я почувствовала, что такое "финансовая независимость" тогда, когда стала покупать нужные мне по каким-то причинам вещи, не выпрашивая их у родителей. Ведь, вначале, если я что-то просила, папа напоминал мне: "у тебя же есть свои деньги, вот и купи". Этим, кстати, отсекались пустые прихоти: свои-то денежки никогда на что попало не потратишь, а вот - родительские - запросто. А после обретения "финансовой независимости" (ну какие нужды у девчонки? - девчоночьи!) я узнала и что такое уважение. Каждый раз, когда я решала свои "нужды" самостоятельно, я видела, ощущала, наслаждалась их уважением. Все это выросло в то, что когда после окончания института нам с папой нужно было ехать на конференцию в Китай, мой проезд оплачивал фонд Сороса, а папа предложил мне "одолжить" наличку. "Спасибо, папа, у меня есть свои", сказала я. У меня были мои 1000 долларов, заработанных в студенческие годы репетиторством (уже тогда я занималась с младшими школьниками английским, потому что выучила его сама и могу научить другого). Ради честности нужно упомянуть и грант за научные разработки - репетиторство все-таки не столь щедрый на оплату труд. Но если бы когда-то папа не начинал с той литровой, десятикопеечной банки малины, навряд ли бы я извлекла свой самый ценный урок.
Мой самый ценный урок - это прекрасное чувство, названия которому не знаю, но храню его в себе. Это - знание того, что если мне нужны деньги - я всегда их заработаю. Нет нужны скряжничать, скупердяйничать, трястись за каждую копейку, и т.п. Ведь в любой момент "засучишь рукава", возьмешь учеников, возьмешь переводы на дом.... Если я этого не делаю сейчас - значит, сама не считаю нужным, значит, какие-то другие вещи считаю главнее. Например, тратить время, силы на собственного сына, учить его, себя, а не чужих детей и родителей. Значит, есть и другие возможности дохода. Например, финансовая помощь родителей. Согласись, это - логично. Так чего ныть, что денег "мало"?... Я и не ною. Мало - заработай.

А теперь вернусь в день сегодняшний. Если все так прекрасно, почему родители современных деток не спешат этим способом воспитания всяческих добродетелей воспользоваться? По результатам опросов моих подруг делаю выводы:
1. В нашей культуре так не принято.
2. С этим связаны всяческие предрассудки. Первый из которых, что ребенок ВСЕ будет делать за деньги. Вот буквально ВСЕ! И будет скрягой!
3. Наконец, родителями руководят те самые страхи, искоренению которых ты, Катя, посвящаешь рассылки и новый курс. Я теперь понимаю, что это страх ошибиться, и притом фатально - так ошибиться, что невозможно будет исправить ошибку.

Напоследок, два примера.
Первый. У подруги (кумы) сыну 11 лет. Очень хочет иметь свои деньги. При этом по дому ничего не делает, на мать позволяет "отрываться" (с ними еще бабущка живет, теща-мама, подорванная, всегда лезет в дочкины дела, если та сына-внука воспитывает). Даже обувь за собой не моет. Говорю: ну, хочет иметь деньги, дай ему заработать, пусть хоть свою обувь за плату моет! Боится. Чего боится?... Да того, что бабуся-мама опять вмешается. А сын уже начал мамины деньги потихоньку таскать...

Второй пример о моем Феденьке.
В эту субботу должны были идти к его другу на день рождения. Пошли покупать Севе подарок. Это был воспитательный поход после твоего ответа в рассылке какой-то даме о радости подарков другим :) Я предполагала, что мне надо будет и Феде подарочек купить - другу машинку, и Феде машинку. Но ошиблась в сумме денег. В общем, Федя выбрал машинку, после покупки которой у меня остались бы в кошельке только копейки.
- Федя, тебе точно нужна именно эта? Может, выберешь другую? Ну, смотри, если мы ее купим, нам придется идти домой пешком! (больше всего пешком не хотелось, конечно, идти мне). Ты готов всю дорогу идти пешком? Я не смогу тебя на руки взять, ты тяжелый! Ты готов к этому?
Вначале он отвечал на все вопросы "да", а потом, на сообщение, что дорога долгая, сделал что-то вроде "пожал плечами и сказал "ну и что?".
Мы шли домой более 4х километров. Федя еще и нес сумку с машинками, моим пустым кошельком и бутылкой из-под воды (пластиковую). Сумка, конечно, была не тяжелой, просто объемной. И, представь, какая сила - ни разу ни пикнул! Только в сумку один раз заглянул, и спросил: "как ты там, масинка?" Прослезиться можно! По дороге показал мне столько всего интересного, что я бы не увидела: спиленное дерево, замотанный полиэтиленом куст, что бы не замерз ("у него глазки!") - и т.п. У меня был повод еще раз поразмышлять о "хочу" и "надо". Итог: во-первых, я зауважала Федю. Да! Именно зауважала, а не сюси-пуси и т.д. А уважение всегда чувствуется обоими сторонами - думаю, Федя ощутил то же, что я давным-давно перед своими родителями. Мое доверие к Феде возросло. Да! Я ему доверяю. Человечек, который может ТАК держать слово, и делать такие поступки, чтобы достичь желаемого - достоин доверия. Наконец, я наслаждаюсь, слушая, С КАКИМ ВЫРАЖЕНИЕМ он говорит: "Та машинка, которую Я КУПИЛ". В этом сквозит что-то взрослое для его 3 лет и 7 месяцев. Не гордость, а достоинство. Он, конечно, эту машинку заработал. Своим трудом идти пешком домой. По трудной дороге. И, притом, в аванс - сначала была машинка, потом - отрабатывал....
Так что вопрос, платить ли детям деньги - это тоже вопрос доверия.
Доверия родителей - детям.
И, только во вторую очередь, детей - родителям....

(КМ) А вот по поводу родительского страха, что дети вырастут жадными, черствыми, ничего просто так делать не будут.

(Письмо) Катя, еще для сомневающихся родителей нюанс. Слова "просто так" детьми тоже оценятся, если есть оплата труда. Кстати, Федя у меня зарабатывал поощрения - конфетки, когда мы с ним играли в слова на карточках по методу Домена. И вдруг в ответ на мои предложения "Давай играть в слова! Лисенок и львенок будут зарабатывать конфетки!" я услышала такие фразы: "Давай я просто так почитаю!". И читал.
Так что не станут они "все" делать "за деньги".

(КМ) А вот о том, что думают подростки о своих родителях.

(Письмо) Почему-то вспомнила, читая твой ответ, что в школе мы обсуждали наших родителей. "У Ленки классные родоки.... У Полинки то хорошо, то плохо... А у Селедки вообще завал, бедная, как на с ними мучается!" Но все это касалось исключительно родительского понимания. "Понимают тебя родоки или нет?.... " - вот основной вопрос школьников, подростков. Мне, например, говорили от: "Какие они у тебя классные!" - до "Они считают, что личная жизнь не для тебя!" (это позже, когда меня не пускали в поездки и на дискотеки). Короче, ребенок не дурак. Если в семье есть, уважение, бережность друг к другу, то в такой атмосфере, когда ты даешь ему заработать, ты лишь помогаешь ему решить свою проблему, ведь правильно? Проблему становления, самоуважения, потому что проблема денег всегда связана с этим - достаточно взглянуть на мир взрослых, а у детей точно так же. И счастливы те родители, которые могут дать работу своему ребенку.

Моя подружка из Москвы, например, в 14 лет поступала работать на почту и разносила газеты, т.к. ее родители не могли дать ей заработок из семейного бюджета. Она была довольна собой, но ее мама в итоге стала ее подстраховывать в подъездах из соображений безопасности.
А теперь представим, как мы относимся к тем людям, которые помогли нам решить нашу проблему? ...И еще лучше, научили нас реально решать ее?... Таких людей мы любим и уважаем. А любовь есть любовь. Поэтому я думаю, вопрос стакана воды не может быть актуальным по определению. Тем более, опять же, если вспомнить, что дети, примерно с подросткового возраста делятся друг с другом своими проблемами с родителями также, как мы обсуждаем между собой свои проблемы с детьми, - родители, которые помогают решить проблему, в данном случае - проблему денег, сразу вызывают уважение и восхищение детского окружения. "У Васьки классные родители!!!" - тут уж Васька если и не думал, что классные, то задумается.

С чем и раскланиваюсь,
с уважением
Маша

(КМ) Машенька, спасибо огромное! Видишь, теперь я учусь у тебя. И очень этому рада!

Последние выпуски рассылки "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?""

Насколько нужна дочке коммуникабельность в 4,5 года?

Как научить папу быть рыцарем с дочкой?

Ближайшее повышение цены на курсы

С 1 марта цена на оба курса вырастет до 3.500 рублей. В течение всего февраля у вас есть возможность пройти курс "Воспитание родителей" по цене 2.500 рублей. А курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" по цене 2.000 рублей.

 На сегодня прощаюсь с вами!

До скорых встреч!

Катя Мануковская

Курс "Воспитание родителей" Отзывы по курсу
Курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" Отзывы по курсу
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей" Задать вопрос на сайте
Рассылка "Знания, обреченные на успех" Написать письмо

Товары от партнеров, товары со скидкой

Психологические тесты и упражнения
Мой ЖЖ Мой e-mail

В избранное