Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Ранее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 21 от 20 июля 2004 года

 Сегодня в рассылке:
Статья: "Юный исследователь"
Из книг для родителей: "Проблемы маленького ребенка"
Новости сайта
Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
18.07.2004
В разделе Мелкая моторика читайте материал Фасоль, горох и... мелкая моторика
В разделе Развитие речи и литература  читайте статью Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года
13.07.2004
В разделе Первый год жизни в подразделе Игры и игрушки малышам читайте советы нашей читательницы, о том, как сделать для малыша Цилиндры - втыкалки
 Новости магазина:
Открылся новый раздел Видеокассеты серии "Школа раннего развития"
В серию входят кассеты: 
"Шедевры крошек или крошечные шедевры. Пальчиковая гимнастика" (в 2 частях), 
"Шедевры крошек или крошечные шедевры. Лепка. Поделки" (в 2 частях),
"Шедевры крошек или крошечные шедевры. Подводное царство",
"Маленький чемпион",
 "Умный малыш. Мелкая моторика. Водные игры".
 Лучшие товары магазина:
"Кубики Зайцева в семье"
"Учимся читать по складам"
"Кубики Зайцева"
"Тысяча +"
"Сложи узор"
Набор карточек "Цветы садовые"
Плакат "Круглый год"
Электронный конструктор "Знаток - 999 схем"
 Автор рассылки:
Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru  
 
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 
 Наша рассылка:
Рассылка для детей от 2 лет!
Детская газета "Хочу все знать!" в увлекательной форме познакомит вашего малыша с животными и растениями, с разными странами, с музыкой, историей искусства и многими другими интересными вещами!  
Рассылки Subscribe.Ru
Детская газета "Хочу всё знать!" для малышей
 Наша рассылка:
Представляем рассылку "Здоровая семья. Всё о здоровье матери и ребёнка".
Как связано здоровье с ранним развитием - спросите вы? Да самым непосредственным образом! Ведь любая, даже самая пустяковая хворь, тормозит развитие малыша, отбрасывает его назад! Если вашему крохе не придется без конца бороться с соплями и больным животиком, он будет здоров и весел, а значит, его развитие будет двигаться вперед семимильными шагами.
Рассылки Subscribe.Ru
Здоровая семья. Всё о здоровье матери и ребенка
 Рубрика: Статьи и полезные советы
"Юный исследователь"
Лена Данилова 


В арсенале любой детской комнаты всегда найдется много игр и игрушек. Количество и качество игрушек зависит от толщины кошелька родителей и друзей семьи. Многие игры и игрушки пользуются популярностью день-два (максимум - неделю - другую). Есть и любимые, их, как вы понимаете, много не бывает. Те, с которыми малыш не хочется расставаться ни в кроватке, ни в детском саду, ни по дороге в первый класс.

Очень часто дети ломают игрушки. Родители в ответ сердятся и покупают новую дорогостоящую модель. Через день-другой нормального использования, игрушка опять оказывается разломанной. Многим детям свойственна тяга к исследованию, вот и ломают игрушки, чтобы посмотреть, что внутри, как все устроено, да что с этим можно сделать еще.

Есть детишки, которые готовы играть с чем угодно, только не с покупными игрушками, что тоже сильно удивляет родителей. Им подавай коробки, банки, бутылки, палки, проводки, гвозди и другой хлам. Из всего этого ребенок может сотворить волшебный город или космический корабль, диковинный прибор неизвестного назначения или даже вполне работающую настольную лампу, в зависимости от интересов.

Дети без конца задают вопросы: Как? Почему? И так далее. Их интересует очень многое, они наблюдательны, многое подмечают, но еще не всегда умеют делать правильные выводы. Чтобы отвязаться от детей, родители отсылают их к чтению детских энциклопедий и справочников. Но им все-все хочется попробовать сделать самостоятельно. 

Задача родителей не в том, чтобы спасти дом от натиска юных исследователей. А в том, чтобы направить их энергию в мирное русло, вовремя помочь, подсказать, а то и самим организовать поля для исследования. Тогда это не только не отразится на вашей квартире и семейном бюджете, но и принесет немало пользы подрастающим "ломоносовым" и "кулибиным". 

Вода

Первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок первый трех - четырех лет жизни должен только в вашем присутствии. 


Как играть с водой? 

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить - кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой - можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из-под крана. Таким малышам не надо давать объяснения процессов и называть сложные термины. Они должны в основном играть и наблюдать. Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок - вода льется, пробка плавает, вода замерзла. Обращайте его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. 

Детям пяти - семи лет необязательно залезать в ванну для игр с водой. Достаточно небольшого подноса, поставленного на перегородку (сидение или подставка для таза). С такими детьми можно вести более серьезные беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит время от времени повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время. Это подтвердит случайность или закономерность результатов исследований. После проведения опыта можно заглянуть в энциклопедию и более подробно познакомиться с предметом исследования.

Наливаем - выливаем - измеряем

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку), делая на нем отметки маркером, налив каждую следующую порцию. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется? 

Ребенка старшего дошкольного возраста познакомьте с единицами измерения объема - литрами, миллилитрами, декалитрами. Купите в хозяйственном магазине мерный стакан, научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложки, любимая чашка ребенка, суповая тарелка, кастрюля или чайник.

Если у вас есть весы, взвесьте один литр воды. Его масса будет равна ровно одному килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла? 

Вода и воздух

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух и он постепенно выходит, по мере заполнения бутылки водой.
А если бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Давление 

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.
Или несколько (все одинакового или каждая своего размера):
- в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга,
- в ряд вертикально, 
- в ряд по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем),
- расположенные хаотично по всей поверхности бутылки. 
Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка на то, что чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, тем длиннее и прямее струя. Чем больше глубина воды, тем больше давление. Давление называется сила, давящая на определенную плоскость.

Тонет - не тонет

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воду, а какие нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдайте, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает потому, что при одинаковых размерах она гораздо легче железа. То, насколько плотным и тяжелым является данный материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать. Это объясняется тем, что выталкивающая сила воды будет достаточной для того, чтобы держать его на плаву.

Выберите несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налейте воды в прозрачную обрезанную пластиковую бутыль. Отметьте уровень воды маркером. Опустите один из предметов в воду, обратите внимание на то, что вода поднялась, отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте тоже самое с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.
Возьмите весы "безмен". Повесьте на веревку тяжелый предмет, например гантель или старый чугунный утюг. Веревку привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке в наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в воде уменьшится. Тяготение Земли действует на все предметы и направлено к ее центру. Благодаря этому у них есть вес. На предмет, погруженный в жидкость действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести, притягивающую предмет к земле.

Растворы

Попробуйте подкрасить воду акварельные красками, делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воду, тем темнее получается раствор.. Однородная смесь двух и более веществ называется раствор. Вещества, способные раствориться в воде, называются растворимыми. 

Можно также попытаться выяснить, что еще может растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье.
А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала может показаться, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и подождать немного, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики жидкости. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если оставить банку на несколько часов, и вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время? Детям старшего дошкольного возраста можете сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называет диффузия (что такое молекулы, объясните вкратце).

Можно провести опыт, показывающий изменение плотности воды при изменении концентрации раствора. Возьмите высокую двухлитровую бутыль, срежьте верхнюю часть, наполните водой. В коробочку от киндер - сюрприза положите немного пластилина так, чтобы она тонула в воде, бросьте в бутыль. Возьмите пачку поваренной соли и по одной ложке засыпайте в бутыль (5 - 7 ложек), всякий раз размешивая соль. Наблюдайте за поведение плавающей коробочки после каждой ложки соли. На тело, плавающее в воде, действует выталкивающая сила, которая тем больше, чем больше плотность воды. По мере увеличения содержания соли плотность воды возрастает, коробочка поднимается.

А можно ли получить растворенное вещество обратно? Попробуйте профильтровать получившийся раствор. Заодно выясните, какие вещества и материалы пропускают воду, а какие нет.

Агрегатные состояния

Познакомьте ребенка с понятием "температура". Возьмите несколько пластиковых бутылок от лимонада, разрежьте поперек на две половины (получаться большие тонкостенные стаканы). Налейте в один из них холодную воду, в другие - слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать - расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать. 
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно проводить эксперименты с термометром (купите в аптеке термометр для воды). Опускайте его в воду разной температуры, сравнивайте показатели. В теплую воду кидайте лед, а в холодную - подливайте горячей воды и наблюдайте за движением столбика. Сделайте вывод - при нагревании температура увеличивается, столбик термометра поднимается и наоборот.

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть традиционные подставки для льда, в которых получаются одинаковые кубики, стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий - на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. Что будет с теплой водой, когда в ней растворятся кубики льда? Как измениться ее температура? (проверьте с помощью термометра). 
А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Сделайте вывод: теплая одежда не греет то, что под ней, а помогает сохранять исходную температуру.

Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например сок. Проследите, замерзнут ли они одинаково быстро? Будут ли они одинаково твердые? Будет ли их одинаково легко разгрызть? Сок состоит не только из воды. Замерзший сок - это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, и его легко раскусить.

Спросите у ребенка, может ли лед двигать предметы сам. Проведите такой опыт:
- опустите в воду соломинку для коктейля,
- наберите в соломинку воды,
- закрыв языком верхнее отверстие соломинки (чтоб не вылилась вода), выньте ее из воды и закройте внизу кусочком пластилина,
- вынув соломинку изо рта, закройте пластилином верхнее отверстие,
- положите соломинку в морозильник на несколько часов,
- достав соломинку, убедитесь, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед.
Лед занимает больше места, чем вода, правда, не намного - всего на одну десятую.

Объясните ребенку, что вещества могут принимать различное состояние - быть твердыми, жидкими и газообразными. Проще всего это показать с помощью все той же воды, но сказать ребенку, что другие вещества ведут себя точно также, все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество. Вода, например, закипает при температуре 100 градусов, а масло - при температуре 200 градусов.
Подышите на стекло в троллейбусе зимой. Откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете есть водяной пар, оказавшись на стекле он мгновенно превратился в воду и так же мгновенно замерз, так как стекло очень холодное. Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Как она поднялась вверх? Вверх поднялся пар и конденсировался, так как крышка холоднее самого чайника. Пар превращается в воду, если его охладить ниже 100 градусов. Это называется конденсацией.

Придумайте другие опыты и игры с водой, используя сосуды разной формы, мельницы для воды, соломинки, воронки, сообщающиеся сосуды и многое другое. Сделайте макет водонапорной башни, водяных часов или водяной мельницы (особенно хорошо такие постройки получаются на дачном участке).
 
 Рубрика: Из книг для родителей
"Ребенок не убирает за собой игрушки"
Г. Монина, Е. Лютова, из книги "Проблемы маленького ребенка" 

Вопрос: «У меня растет дочь, ей уже 4 с половиной года. Девочка, в целом, послушная, спокойная, не капризуля. Но у меня с нею такая проблема: никак не хочет убирать за собой игрушки. Что я только ни пробовала: и уговаривала, и предлагала делать это вместе, и превращала все в игру, - ничего не помогает. Вообще-то, лично для меня проще самой собрать ее игрушки. Но муж говорит, что этого делать категорически нельзя, ребенок должен научиться сам за собой убирать. Кто из нас прав?»

Психологи Галина Монина и Елена Лютова в своей книжке «Проблемы маленького ребенка» пишут, что многим родителям не нравится, когда их дети, поиграв с игрушками, отказываются их потом убирать, поэтому стремятся как можно раньше приучить ребенка к порядку. Хотя есть и такие родители, которых этот вопрос не волнует, или они считают, что ребенок, став старше, сам научится убирать свои вещи.
Если родители придерживаются первой точки зрения, т.е. хотят научить своего ребенка убирать за собой игрушки, им необходимо придерживаться некоторых правил:

1. Им необходимо твердо решить для себя, так ли это необходимо. Важно, чтобы взгляды папы и мамы в этом вопросе не были в корне противоположными.
2. Родители должны быть примером для ребенка, сами убирая свои вещи, а не разбрасывая их по квартире.
3. Необходимо убирать игрушки вместе с ребенком, особенно в первое время, пока у него еще не сформировалась эта привычка.
4. Убирая игрушки, надо разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему это так важно.
5. Не надо приказывать ребенку «собрать свои игрушки!». Лучше всего доброжелательно попросить его об этом.
6. Для облегчения деятельности ребенка можно использовать маркировку коробок и ящиков для игрушек. Например, на коробке, в которую следует собирать машинки, нарисовать изображение автомобильчика.
7. Необходимо учитывать возраст и возможности ребенка. Помните. Что ребенок не может сделать то, что ему не по силам.
8. Лучше, чтобы уборка игрушек была превращена в интересную игру.
9. Можно сделать складывание игрушек обязательным ритуалом перед укладыванием ребенка спать. 
10. Надо всегда хвалить ребенка, если он собрал свои игрушки. Только поощрение и похвала могут быть эффективными стимулами, заставляющими ребенка складывать свои игрушки.
 

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное