Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами частью своей философии воспитания ребенка.
На истину я никогда не претендовала - я не теоретик, а практик и выбираю из всех знаний те, что мне помогают жить с максимальным результатом. Еще в институте на занятиях я обратила внимание на закон философии перехода количества в качество. Используют его в отношении чего угодно. Лично мне он дал надежду на то, что кое-что в своей жизни можно изменить. Вольной интерпретацией этой закона для практика было: "Терпение и труд все перетрут". Только надо было
выбрать разумную цель и план действий с минимальными потерями энергии, силы и времени.
Нас интересует воспитание ребенка. В отношении воспитания я с позиции этого закона сделала такие выводы:
Даже если я не буду с ней заниматься, только общаясь со мной, она научится всему;
Занимаясь, процесс обучения значительно ускоряется;
За то время пока количество образуется в качество, чувства беспокойства, страха, вины, отчаяния по поводу отсутствия результатов нас "убивают";
"Вдруг" ничего не бывает;
Мы не замечаем, что формирование нежелательных качеств в ребенке происходит каждый день.
Что я могу сказать по этому поводу?
Мой ребенок научится всему, даже тому, чему я его специально не учила. Она видит, слышит, чувствует гораздо больше, чем я могу предположить. Тем более, не представляю, как можно прямо контролировать этот процесс. Она не глина в моих руках, это личность, стремящаяся к познанию в направлении, выбранном ею самой. Я уважаю своего ребенка, и насиловать своими требованиями ни себе, ни методикам не позволю. Но косвенно процесс познания ускоряется и моя
схема такова. Например, в настоящее время (а ей 1 год и 8 мес.) малышка кроме 7 основных цветов прекрасно знает такие как белый, серый, черный, голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый. На это ушло два месяца. Процесс познания начал ускоряться. Обучение буквам, цифрам, слогам и т.д. занимал по три месяца!
Большую часть времени обучения нет никаких признаков того, что ребенок понимает, в чем дело. Для того чтобы появился результат, он должен предварительно накопить количество знаний! Я не требую с нее результатов, не обвиняю в плохой памяти, ни, тем более, в упрямстве. Моя задача - дать количество информации. Даете себе направление работы - изучать цвета. Называйте
их везде, где они есть: в книге, в игрушках, в одежде, в окружающем мире. Непринужденно, естественно: "Дай мне голубое колечко, давай наденем розовые колготки. Или лучше желтые?". Ждите. Скорость усвоения разная. Не беспокойтесь, не требуйте и не волнуйтесь. Ребенок все усваивает, только нам этого не видно. Сделаете процесс усвоения интересным, увлекательным, пойдет еще быстрее. Иногда задаете "контрольные вопросы".
Однажды Вы заметите, что результат есть! Моя дочь "вдруг" стала узнавать оранжевый! Теперь Ваша задача другая - поддержка, восхищение и радость оттого, что у малыша получается! Показывайте это! Удивляйтесь его ловкости, знаниям, радуйтесь его успехам! Вот теперь Вам можно активно участвовать в обучении, задавайте вопросы, играйте, шутите на изучаемую тему. На неудачах
не паникуйте!
Теперь уже все свершилось, знания почти освоили - закрепляем материал. И на этом этапе есть своя немаловажная задача. Я даю понять, что и не сомневалась в ее успехах, что верю в нее, и трудности она преодолела. Именно на третьем этапе работы, когда все позади, упоминается о "трудностях" (ни в коем случае на первом или втором этапах)!
Это и есть суть любых методик. Чем они отличаются друг от друга, так это тем, как заинтересовать ребенка. Приглядитесь к своему малышу. Кто лучше всех знает, что его интересует именно сейчас? Кроме него самого, конечно. Мама. Содержание методик одно и то же, изобретайте форму ее воплощения в жизнь, используя интересы своего ребенка. Творите свои методики! Нравится малышу играть с водой - красьте ее в разные цвета,
нравится играть с машинами - купите разных цветов. Пользуясь интересом ребенка, научить его можно чему угодно с раннего возраста. Не переживайте, не волнуйтесь, не суетитесь и не опускайте руки! Особенно держитесь на первом этапе (я считаю его самым важным) - не злитесь на малыша! Я стараюсь не подавать виду, что вообще чему-то его обучаю. Схема одна и та же, независимо от того, обучаете ли Вы ребенка читать, писать, самостоятельно есть, ходить на горшок, одеваться и т.д.
Теперь важное. Все ранние методики подразумевают раннюю подачу информации, то есть пораньше переходим к первому этапу. Действительно, ранняя и интенсивная подача информации без насилия (а можно получить и обратное) ускоряет переход к следующим этапам обучения. И это все, что Вы можете сделать. Второй и третий этапы обучения вне нашей власти, это личное дело каждого ребенка, обусловленное его индивидуальными особенностями.
Наше дело ждать и радоваться! Подавать же информацию можете как угодно - сажать на горшок с рождения, на кубиках, в книгах, плакатах, в стихах и песнях. Можете, наконец, сами в буквы выгнуться, по методикам или без них.
Я - за раннюю подачу большого количества информации, потому что наши дети не так глупы, как нам - взрослым (в т.ч. педагогам, психологам) кажется. Мы не знаем, в каких объемах, каким образом и насколько они уже готовы получить и усвоить информацию. Например, купили ей глобус. Через два дня она уже знает, где находится Африка и река Лимпопо, куда отправился по морям, горам и лесам (смотрим по карте) доктор Айболит
лечить зверей. День за днем, сказка за сказкой. Уверена - к школе она глобус будет знать наизусть. Или, например, мозаика: она не в силах вытащить эти кнопки пальцами, но спичинкой выталкивать их сзади упорства ей хватает. А недавно научилась их самостоятельно вставлять (радость ее словами не передать). Предполагаю, через пару месяцев и узоры будет составлять. Чем опоздать с обучением, лучше начать пораньше и спокойно наблюдать, как этот процесс происходит.
Посмотрим более масштабно. На воспитание в ребенке таких качеств как аккуратность, вежливость, общительность, честность, самостоятельность, сила воли и т.д. мне потребуется не менее 15 лет. С пятилетнего, тем более, двухлетнего ребенка я этого требовать не могу. Приблизительно около 5-7 лет предстоит заложить основу этих качеств.
Следующий период - поддерживать проявление этих качеств и затем пожинать плоды. Схема та же самая. О нужных мне качествах личности я собираю информацию из окружающего мира и указываю на них ребенку. Вместо прямых указаний: "Будь аккуратной!" употребляю "Как приятно находиться в чистоте, как чисто подмели улицу дворники, как аккуратно покрасили рамы", - такие утверждения откладываются в голове ребенка, без воспитательных интонаций, без сравнения, по-доброму. Все хорошее,
что я вижу - указываю: людскую доброту, смелость, честность, задорный смех соседской девочки, вкусные пироги, чистую обувь, теплые вечера.
Личный пример, конечно же, наиценнейшая информация.
Результатов не жду, не ругаю, не запугиваю. Моя цель - показать, что мир прекрасен, и быть в нем прекрасным - это естественно. Когда стержень личности сформируется, необходимо будет поддерживать развитие хороших качеств и знакомить со злом, учиться противостоять ему, различать плохое и хорошее (второй этап воспитания, лет с 6-7). Третий этап - научить использовать свои качества для дальнейшей самостоятельной работы
по саморазвитию и реализации жизненных целей, понимание сложности жизни, неоднозначности жизненных ситуаций и путей их решения.
Кстати, "вдруг" плохие качества не возникают, мы прикладываем к этому действия и слова, изо дня в день, незаметно количество переходит в качество, приглядывайтесь к себе. Пока наши дети малы и они не могут отличить плохого от хорошего, отбирайте для них самую добрую и полезную информацию в сказках и в жизни (!), в телепередачах и литературе, подавайте самый достойный пример. И не расстраивайтесь, сразу результатов не бывает, хоть наши дети и талантливы!
В следующей рассылке речь пойдет об обучении малыша буквам и звукам.
Если у вас есть, с чем поделиться, пишите. В теме укажите "Мама".
Обязательно укажите, можно ли ваше письмо публиковать.