Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Электронная рассылка

 

«Первый раз в первый класс»

 

Выпуск №4

 

Как и когда нужно учить уроки?

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

 

К сожалению, приготовление домашнего задания первоклассника зачастую превращается в кошмар для всей семьи. Попробуем разобраться, как этого кошмара избежать…

Начнем с того, что в первом полугодии первого класса домашних заданий не должно быть. Однако это совсем не значит, что их не задают.

Чего делать не стоит!

Вариант 1.

Многие родители считают, что при выполнении уроков нужно руководствоваться принципом – «Сделал дело – гуляй смело!». Что это значит? Это значит, что уставший ребенок приходит из школы на спаде работоспособности и сразу садится за уроки, в лучшем случае, пообедав.

Кстати, в первые недели школьных занятий по напряжению сердечно-сосудистой системы школьные нагрузки можно сравнить с нагрузками космонавтов, и это не преувеличение, а реальные данные научных исследований. Усталость не позволяет ребенку сосредоточиться, быть внимательным и, самое главное, затрудняет выполнение сложных и точных движений. Так что, этот вариант не подходит.

Вариант 2.

Уроки делаются вечером, после прихода родителей с работы. А ведь вечером (часам к шести-семи) ребенок еще больше устает, занятия малоэффективны и очень утомительны! Это как раз время резкого снижения работоспособности! И получается, что выполнение, казалось бы, несложных заданий затягиваются на час, а то и на два. А тут еще мама над ухом приговаривает «Ты не стараешься! Не отвлекайся! Придется переписывать!». И тут уже недалеко до обид и слез. Зачем нам это надо?

Нетрудно представить, как подобная ситуация повторяясь изо дня в день, формирует у ребенка не только страх ошибки, очередного недовольства взрослых, но постепенно и отвращения к домашним заданиям.

Итак, теперь я предлагаю Вам несколько советов.

Когда и как нужно учить уроки?

1.     Соблюдаем режим. Лучшее время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 часов. После школы ребенок должен пообедать и отдохнуть (погулять или поспать). Подробнее см. Выпуск №4 «Режим дня первоклассника». Первоклассникам не рекомендуется готовить уроки более часа.

2.     От простого к сложному. Начинать выполнение домашних заданий нужно с самого легкого, доставляющего удовольствие, с того, что точно получится. Это позволяет не только быстрее включиться в работу, но даст положительные эмоции, позволит поверить в свои силы.

Не забывайте, что самые трудные занятия в первом классе - это письмо и чтение, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.

А знаете ли Вы, что специальными исследованиями установлено - продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут? Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

3.     Чередуем работу с отдыхом. Первоклассники могут не отвлекаясь работать минут 15-20, а то и меньше. Поэтому, если Вы видите, что ребенок вертится и не может сосредоточиться, – приступайте к физкультминутке. Сделайте несколько простых упражнений, снимающих напряжение. Можно просто сделать несколько приседаний, наклонов.

4.     Долой переписывание! Не заставляйте переделывать (переписывать) плохо выполненную классную работу. Повторное переписывание уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

5.     Контролируйте выполнение домашнего задания, а не выполняйте его сами. Не стойте у ребенка за спиной, отслеживая каждое движение. Конечно, если малыш часто отвлекается, не может сосредоточиться, маме или папе следует быть около него. Все же старайтесь свести свои замечания “из-за плеча” к минимуму. Лучше вместе разобрать задания и уйти (заняться своими делами), но ребенок должен быть уверен, что вы обязательно поможете, если будет что-то непонятно.

Пусть он знает, что вы спокойно объясните и раз, и два, и три, не проявляя нетерпения и раздражения. Тогда Ваш малыш не будет бояться попросить Вас о помощи. Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания оставьте при себе: они только отвлекают от работы.

       Не нужно открещиваться от ребенка («Ты уже взрослый! Уроки заданы тебе, а не мне!»). У ребенка возникает обида на равнодушие родных, а ведь ему может понадобиться Ваша помощь. В то же время не стоит заботливо раскрывать книги и тетрадки и решать все за него. Мы же хотим, чтобы ребенок был самостоятельным!

       Поэтому не просиживайте с ребенком долгие часы, уговаривая выполнить то, что задано, а просто проверяйте.

6.     Не ругайте ребенка за исправления. Даже, если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.

7.     Не ругайте ребенка за ошибки. Мы уже говорили, что если ребенок ошибся, не спешите его упрекать. Ребенок должен ошибаться, ведь он учится! Взрослые тоже ошибаются. Лучше помогите найти и исправить ошибки, разобраться в непонятном материале.

8.     Постепенно снижайте степень контроля. Сидите с ребенком не в течение всего времени выполнения домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет из портфеля все, что нужно. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

9.     Не забывайте подбадривать и хвалить Вашего школьника! Показывайте ему, что он на многое способен!

На сегодня это все...

Надеюсь, эти простые рекомендации помогут и взрослым, и детям.

Пишите нам по адресу: shkolnik2008@mail.ru

 С уважением, Мария Демина.


В избранное