Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


 
  

Электронная рассылка

'Первый раз в первый класс'

Выпуск № 9

Отношение к оценкам

 

 Здравствуйте, дорогие друзья!

Известно, что по инструкции Министерства образования в течение всего первого года обучения, учителям предписано не выставлять первоклашкам оценки ни в тетради, ни в дневники, ни в классный журнал.

Ну, а на практике и учителям трудно отказаться от этого простого и наглядного способа оценки, и многим родителям гораздо удобнее с помощью оценок "воспитывать" детей.

Поэтому наши первоклашки по-прежнему приносят нам из школы если не оценки как таковые, то уж непременно какие-нибудь звездочки, штампики, рисунки, дифференцирующие успехи так же, как старые пятерки или двойки.

Действительно, для определенного количества физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, оценка - это и стимул к успеху, и награда за успехи.

У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.

Однако, у многих малышей отсутствие, к примеру, пяти звездочек на обложке тетрадки, может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка к школе.

Почему?

Дело в том, что ребенок воспринимает отметку не только как оценку его деятельности, но и как оценку его личности в целом.

Когда Вы упрекаете ребенка за то, что он неусидчивый, грязнуля, не старается и вообще у него только двойки в дневнике, у ребенка может сложиться ощущение, что его перестали любить!

То есть, если раньше до школы его любили безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить.

Мы сами провоцируем постоянную тревожность, связанную с оценками.

Вспомните, что Вы спрашиваете у малыша, когда он возвращается домой из школы: "Что ты сегодня получил?"

Тем самым мы подчеркиваем не сам процесс получения знаний, а конечный результат - оценку, которая, как известно, штука субъективная и ставится, порой, не за успехи в учебе, а за старательность, поведение или за забытую физкультурную форму.

Отсюда,

Совет №1.

Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков.

Успокойте ребенка и объясните, что Вы будете любить его независимо от оценок, которые он получает.

Объясните малышу, что школьная отметка показывает, что ты уже знаешь и сколько еще можно сделать для того, чтобы продвинуться в изучении конкретного предмета.

Очень важно убедить ребенка в том, что отметка не оценивает его как личность и Ваша любовь к нему не зависит от школьной отметки.

Совет №2.

Очень часто бывает так, что родители переживают из-за плохих оценок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика.

Не забывайте, что оценка часто субъективна.

Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи.

Постоянное огорчение и недовольство оценками ребенка не способствует удачной адаптации к школе, кроме того, может привести к страху несостоятельности и к тревожности ребенка.

Постарайтесь поддержать ребенка и вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится.

Ведь в школу приходят учиться, а когда учатся, может и не сразу все получаться.

Хорошо играть в футбол или кататься на лыжах тоже не сразу выходит.

Мы советуем родителям не создавать "порочный круг" - неудачи в школе и непонимание дома.

Понаблюдайте за ребенком, ведь он может не достигать желаемого результата по вполне объективным причинам.

Возможно, ребенок просто устает или плохо себя чувствует.

Возможно, у него недостаточно развита моторика или какие-либо когнитивные (познавательные) функции.

Интересуйтесь у ребенка, возможно причиной плохой отметки стало сложное задание или требовалось выполнить его в быстром темпе.

В итоге - если для ребенка главная цель в жизни - получение оценок, от которых зависит одобрение взрослых и успех у сверстников, это приводит к перегрузкам, а там и до невроза недалеко.

Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности, неуверенности.

Отсюда,

Совет №3.

Если Вы видите, что ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу, подбодрите малыша.

Даже, если у ребенка не появится новой звездочки на тетрадке, он будет знать, что Вам важны его старания и желание учиться.

При этом не сравнивайте его успехи с успехами других детей, указывая на то, что кто-то делает это лучше, чем он.

Сосредоточьтесь на том, как ребенок вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился.

Конечно, формально мы знаем, что темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия) не подлежат никакому оцениванию.

На практике, как всегда, выходит иначе.

Отсюда,

Совет №4.

Помогите ребенку овладеть недостающими навыками и умениями.

Развивайте внимание, память, мелкую моторику.

Если ребенок плохо усвоил учебный материал, постарайтесь выяснить, что вызывает трудности и объяснить то, что осталось непонятным.

Каждый ребенок - маленькая личность, постарайтесь сделать упор на предметы, которые нравятся Вашему малышу и где он может достичь успехов. Так, Вы сохраните интерес к школе.

Совет №5.

Не стоит слишком восторгаться "пятерками" и "убиваться" из-за "двоек". Не забывайте, что ребенок идет в школу за знаниями, а не за отметками.

Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на "отлично" от первого до последнего класса.

В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней.

И наоборот, очень часто головная боль учительницы, двоечник - первоклассник классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу.

На сегодня это все...

С уважением, Мария Демина


В избранное