Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


 
 

Электронная рассылка

'Первый раз в первый класс'

Выпуск № 14

Агрессивный ребенок

 

 Здравствуйте, дорогие друзья!

К сожалению, число детей с агрессивным поведением с течением времени не снижается, а неуклонно растет и является актуальной проблемой не только для педагогов и психологов, но и конечно для родителей.

Это связано с конгломератом целого ряда разнообразных факторов. Причиной агрессивного поведения у детей может быть и определенный тип воспитания, взаимоотношений в семье, индивидуальные особенности ребенка, некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга и т.д.

Неожиданные агрессивные реакции могут также появляться в период возрастного кризиса. Безусловно, «увлечение» телевизором и компьютером тоже вносят свою лепту.

Как правило, распознать агрессивного ребенка не составляет труда. Хотя бы один ребенок-«ежик» есть в каждом классе.

Несмотря на трудности совладения с маленьким агрессором, он, как и любой другой ребенок, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Если Вы не уверены, повышен ли уровень агрессивности у Вашего малыша, воспользуйтесь критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если хотя бы 4 из 8 признаков проявлялись в поведении ребенка в течение не менее чем 6 месяцев, можно предположить, что Ваш малыш агрессивен.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста.

Как реагировать при агрессивном поведении ребенка.

1. Сохраняйте спокойствие. Контролируйте свои негативные эмоции.

Легко сказать - подумаете Вы. Дорогие друзья, если Вы сами будете отвечать агрессией на агрессию ребенка, – ничего хорошего не выйдет.

Иногда довольно сложно сдержаться и не ответить ребенку тем же. Мы начинаем испытывать раздражение, возмущение, даже гнев, а также беспомощность или страх.

Однако наше преимущество заключается в том, что мы - взрослые и уже научились контролировать свое поведение (в том числе и агрессивное), а малыш еще не умеет этого делать.

Наша задача – принять негативные переживания ребенка, постараться понять «откуда ноги растут» и научить ребенка контролировать свои эмоции.

Следует отметить, – именно контролировать, а не подавлять свою агрессию, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить ребенка отстаивать свои интересы, защищать себя адекватным способом, не причиняя вреда окружающим.

Для начала покажите ребенку образец конструктивного поведения. Дети довольно быстро перенимают модель неагрессивного поведения, если, конечно, взрослые ее демонстрируют.

Дети учатся тому, как следует реагировать на поведение окружающих и взаимодействовать с ними, прежде всего, путем наблюдения за собственными родителями.

Итак, первое, что можно сделать, – не выдавать агрессию в ответ. Выдерживаем паузу, переключаем внимание ребенка на деятельность, в общем, успокаиваем себя и ребенка, снимаем напряжение.

Дорогие друзья, пауза - это пауза.

Во время паузы постарайтесь воздержаться от повышения голоса, использования физической силы (подзатыльников и т.д.), угроз наказания, насмешек, требований, высказываний типа «Будет так, как я сказала!» или «Ты как всегда…» и т.д.

С ребенком бесполезно разговаривать, пока он не успокоился. Сам по себе период успокоения является эффективным способом изменить плохое поведение.

Не спорю, иногда хорошая встряска помогает и начинает казаться, что и ребенку это пошло на пользу, но не спешите радоваться.

Отрицательные последствия агрессивного поведения родителя в ответ на детскую агрессию не заставят долго ждать. Для ребенка это сигнал – ага, значит можно применять силу к тем, кто меньше и слабее тебя.

Если наказывать детей за агрессивные поступки, они будут избегать вести себя подобным образом, по меньшей мере, в присутствии того человека, который их наказывал.

Однако их общий уровень агрессивности может повыситься. Например, может понизиться количество агрессии, проявляемой ими дома, но их поведение станет более агрессивным в школе.

Они могут выражать агрессию различными способами, например, ябедничая и обзываясь или, поскольку они не могут тягаться с Вами, переключить внимание на кошку, младшего брата, сестру и т.д.

Наша задача в том, чтобы не подкреплять агрессивное поведение ребенка, сохранить хорошие отношения с «агрессором» и продемонстрировать, как с ним можно взаимодействовать.

2. Ребенок должен знать, что Вы любите его в любой ситуации.

Мы неоднократно говорили в разных выпусках о том, что важно заверить ребенка в том, что Вы любите его в любой ситуации, не за что-то, а просто за то, что он есть. А Вы недовольны не им самим, а его действиями, поступками.

Акцентируйте внимание именно на действиях, а не на личности. Ребенок должен понять, что Вы любите его, но против такого поведения.

После того, как ребенок успокоится, спокойно, не обзывая и не оскорбляя ребенка, обсудите с ним его поведение.

При этом не нужно припоминать все его прошлые «заслуги», чтобы не вызвать новую вспышку агрессии или обиды. Не стоит также использовать эмоциональные высказывания типа «Как тебе не стыдно!».

В разговоре постарайтесь показать негативные последствия агрессивного поведения малыша, расскажите, как можно конструктивно отреагировать в конкретной ситуации.

Беседовать с ребенком о проступке лучше без свидетелей. Как мы говорили в предыдущих выпусках, дети очень не любят, когда их публично стыдят.

Не навешивайте на ребенка ярлыки. Публичное осуждение и негативная оценка может закрепить за ребенком ярлык агрессора и впоследствии стать самостоятельной силой для враждебного поведения.

Провожая ребенка в школу, постарайтесь воздержаться от высказываний типа «Только попробуй подраться» и т.д., - этим Вы можете вызвать противоположный результат.

3. Научите ребенка выражать свои чувства.

Подавление или запрет на агрессивное поведение может привести к ее «накоплению», к аутоагрессии (ребенок начнет наносить вред самому себе) или даже нанести серьезный вред здоровью. Мы ведь этого не хотим?

Поэтому нужно научить ребенка выражать негативные переживания социально приемлемым способом.

Нарисуйте, слепите, проиграйте или просто проговорите различные ситуации агрессивного поведения и как с ними можно КОНСТРУКТИВНО справляться. Только делать это нужно в спокойной атмосфере, когда ребенок не нервничает.

Ребенок узнает, что о своих чувствах можно говорить (а не сразу давать в глаз) и постепенно научится это делать, рассказывая Вам, что он расстроен, обижен, разозлен.

Однако, родителям в этом случае не стоит занимать позицию «я лучше знаю, что ты чувствуешь», дайте ребенку высказаться, помогите ему рассказать о СВОИХ чувствах.

4. Обеспечьте ребенку возможность разрядиться.

Частенько бывает так, что ребенок, которому не хватает двигательной активности, начинает злиться. Поэтому побольше играйте в подвижные игры, займитесь спортом.

Найдите в Вашем доме какую-то вещь, которую можно поколотить в случае раздражения. Например, спортивную «грушу» или подушку. Ребенок злится? Пойдем и подубасим «сердитую» подушку.

5. Регулярно играйте с ребенком.

Безусловно, агрессивные дети, также как и тревожные, о которых мы говорили в Выпуске № 8, нуждаются в помощи.

Если Вы осознали, что Ваш ребенок агрессивный, засучите рукава и приступайте. Есть масса несложных упражнений и игр, которые помогут малышу. Главный залог успеха – регулярность.

По мнению авторов книги «Шпаргалка для взрослых» Лютовой Е. К. и Мониной Г. Б. , работа с маленькими агрессорами должна проводится в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

В одном из выпусков в следующем году мы обязательно расскажем подробнее, как и во что можно и нужно играть с агрессивными детьми.

Если Вы нуждаетесь в помощи прямо сейчас – рекомендую почитать книгу Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.2004. 136 c.

А также книгу Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с.

На сегодня это все...

С уважением, Мария Демина


В избранное