Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N51
Дошкольник и школьник - что в нем изменилось?


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о том, какие новые и важные качества приобретает наш малыш при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Почему и как меняется поведение ребенка? Откуда у ребенка появляется «своя», внутренняя жизнь? Переход к качественно другой жизни нашего малыша - это кризис не только для ребенка, но и для родителей. Что делать нам, родителям?

Об этом мы и поговорим в выпуске. А помогут нам в этом мама и дочка, авторы книг о воспитании Нина и Заряна Некрасовы.

Итак, начнем.

Новый кризис и последствия

В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда небольшой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, коллектив... социум. Иное общение и иные цели. Здесь и рождается его социальное «Я». Отброшены, забыты прошлые надежды и желания. Вашему ребёнку не до них. Теперь он стремится занять другое, более взрослое положение в жизни. А это не просто. У «большой жизни» и требования свои.

Что в нём изменилось

Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты и мы «читали» их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь и он не собирается «за просто так» пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.

1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.

Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но... не очень, и импульс «хочу» у него куда сильнее, чем мысль: «а что подумают обо мне другие...» и «к чему это приведёт». Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже (и мама не увидит!) - и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья, уселся на первый - и «ту-ту-у-у» - поехали!

Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, «что будет, если...», и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение всё равно пока перевешивает, но... пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть - чтоб мама не заметила.)

2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребёнок уже способен сознательно управлять своим поведением.

Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днём всё лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо.

3. Растущий ребёнок начинает обобщать свои переживания.

И из-за этого начинает вести себя не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определённого результата, он радовался или огорчался по определённому поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребёнка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются.

Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель - обобщается. И из этой «суммы» делаются выводы «какой я» и «как ко мне относятся». И эта «сумма» напрямую влияет на отношение ребёнка к самому себе и к тому делу, которым он занимается.

Так, толстенькая и неуклюжая девочка всё равно будет играть с подружками в «салки», даже если её неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чём дело? Она «суммировала» все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет.

Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. И всё - никакие силы не заставят её теперь гонять с подружками по двору. Конечно, все эти изменения в ребёнке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.

4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным.

Ребёнок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тётя Маруся, а Баба-Яга. И хотя мир вымысла и фантазии ещё богат и ребёнок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

5. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребёнка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.

Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7- лет.

Сигнал для родителей


Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки.

Ещё вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того, ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос: «Что случилось?» - не ответит. Потому что просто не поймёт, что вы имеете в виду. Просто хочется - и всё; ну - хочется так, по-другому, себя вести.

Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки - привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.

Забавно, но ребёнок больше всего протестует не против чего-то принципиально важного, а как раз против вот таких повседневных требований. Ну не нравятся они ему - и всё! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление временное.

Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далёкой поры, когда ходили в первый класс или только собирались пойти учиться.

Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность - в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. «Умственный голод» начинает терзать нашу детку и ищет (и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Так что всё очень просто: дайте подрастающему возможность учиться - это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте ребёнку возможность насыщаться - удовлетворять свой «умственный» голод - и ему некогда и незачем станет бороться с вами.

Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребёнок будет тогда, когда получит возможность учиться.

На смену игровой мотивации пришла другая - познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность.

Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться - это получать знания, развивать свои способности, приобрести практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребёнок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.

На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа.

Если ребёнок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретёт очень важное качество -компетентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринуждённо, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них.

Раньше он узнавал этот мир «снаружи» - глядел на него и изумлялся, трогал, щупал - теперь он будет узнавать его ещё и «изнутри», чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром.

Три задачи для ребёнка

На этой школьной ступеньке ребёнок должен:

- научиться учиться и получать от этого удовольствие;

- научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

- обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх - по лесенке развития.

Нам остаётся только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребёнка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача.
Сориентируйте себя правильно.

Начало школьных лет - это кризис для родителей

Как только дошкольник становится первоклашкой, он словно выскальзывает из наших рук. Был Ванечка, Сашенька, Женечка - стал ученик. Был твой, личный - стал «общественный». И это сложный момент и для мам, и для пап.

Во-первых, ребёнок отрывается от родителей, и нам необходимо принять это как неизбежный факт. Школа - это не просто учительница и класс, куда будет ходить ваш сын или ваша дочка. Это ещё и новые требования, это новые, социальные отношения; причём разбираться в них (тонкостях этих отношений и требований) и налаживать контакты ребёнку придётся учиться без мамы и папы, а самому.

Вы словно делаете шаг в сторону; вы не водите «малыша» за ручку, ребёнок идёт сам; но вы протягиваете свою руку, и поддерживаете, и останавливаете, но - только вовремя, только лишь тогда, когда ему понадобится эта опора.

У наших мальчиков и девочек теперь есть своя жизнь, и они имеют на неё полное право.

Но при этом помним, что ребёнок ещё не вырос, что жизненный опыт его ещё мал, что ему многому ещё предстоит научиться, и поэтому остаёмся бдительными родителями.

Во-вторых, теперь ваш любимый и неповторимый ребёнок приобрёл социальный статус - ученик. И отныне его будут ценить не просто как Ваню, Сашу или Женю, а как «хорошего ученика», «способного, но с ленцой», «старательного» или «так себе», «неорганизованного».

В школе ребёнка начинают оценивать не самого по себе, а через что-то - через его дела, успехи или неудачи.

И как бы ни твердили мудрые психологи, что каждый ребёнок - неповторим, в школе его индивидуальность всё-таки подгоняют под общий стандарт. Нет-нет, мы знаем, что встречаются другие школы и другой подход, но, увы, подавляющее большинство наших детей учится не там. (Впрочем, ни школы, ни учителей критиковать мы не собираемся, понимая, что 25-35 человек в классе - это много и волей-неволей их приходится «обобщать»).

В сущности, вольно или невольно, но «ты такой-то» - и с этих позиций на него и будут смотреть. Более того, эту точку зрения он скоро, буквально в течение года, станет применять к себе и сам. И родители тоже могут начать так к нему относиться. Для родителей очень важно не поддаться такому же соблазну - оценивать ребёнка через что-то (как учит уроки, как себя ведёт, как о нём отзывается учитель...).

Наша задача - принимать его таким, какой он есть, любить всегда. Он - сам по себе, такой, какой есть, со своими привычками и своими особенностями, и не надо подгонять его под стандарт.

Не сомневайтесь: «бирочки» на него навесят и без вас. И не так уж важно, хорошие они или не очень (или совсем никуда не годные). В любом случае они задают определённую программу, диктующую, как относиться к дочке или к сыну, что ожидать от них и что требовать. И важно не дать ребёнку поверить в чью-то отрицательную характеристику.

Цените ребёнка не «за» (за успехи и неудачи), не «потому» (не потому, что он хорошо учится), а просто так, самого по себе, как личность уникальную и неповторимую.

Всё, что говорят вам о ребёнке, конечно, неплохо и слышать, и учитывать, но при этом важно видеть в нём сначала растущего человека, личность и лишь потом ученика.

Это спасёт нас от многих ложных ожиданий. Тогда мы не будем подгонять ребёнка под какие-то стандарты, не будем нервничать и злиться, когда у него что-то не получается, разумно и с пониманием отнесёмся даже к самому неразумному его поступку.

Это сохранит самое главное: вашу безусловную любовь. Не позволит превратиться ей в узкую, ограниченную, обусловленную чем-то или кем-то. И, как знать, может быть, именно и не сломаться, когда он столкнётся с трудностями, чьим-то неверием и осуждением, и не остановиться в своём развитии. Быть и остаться Личностью - счастливой и свободной.

Определяем, что делать, - и делаем

Возможно, у кого-то появляется закономерный вопрос. Если все дети так рвутся к знаниям, если это-закон развития, то почему же иные и учатся не очень, и трудятся так себе?

Первый ответ у всех на устах: школа виновата. Потом ссылаются на природные задатки, способности, проблемы со временем, экологию... Список можно продолжать и дальше, и в каждом доводе будет своя доля правды. Мы будем оправдываться. А зачем? Думается, искать причины на стороне - дело неполезное и бесперспективное. Давайте поищем их внутри - внутри самих себя.

Если вы посмотрели на своего ребёнка и поняли, что что-то недоделали, если вы чуть-чуть отстали - начало школьных лет, - самое время наверстать упущенное. Дети готовы учиться, они любят учиться, они ещё настроены на нас, они с нами - на одной волне. Научите их и помогите им научиться. В конце концов, что бы мы там ни думали, главные учителя своих детей - это мы.

Так что предлагаем поставить вопрос правильно: не «кто виноват?», а «что делать?».

Что рассказать

Родители, готовя сына или дочку к школе, обычно рассказывают, как им там понравится, и как им там будет хорошо, и как полезно, и как интересно (сплошные восклицательные знаки). Понять и мам, и пап, конечно, можно: им хочется создать у ребёнка положительный настрой. Но... тут есть одно «но».

Ваш первоклашка, окрылённый этими словами, действительно охотно шагает в школу, и садится за парту, и старательно смотрит на учительницу... Но стоит ему понять, что тут, в школе, есть свои строгие «нельзя» и «надо», свои требования и запреты, как картина сразу же меняется - для большинства детей. И что в итоге? Вы обещали, что детке будет интересно и весело, а он на самом деле и грустит, и устаёт, и не всё, что надо, получается...

С взрослой точки зрения, вы, суля ребёнку золотые горы, поступили правильно. С точки зрения ребёнка - вы его обманули. Нелогично, конечно, но у детей логика своя.

Что же делать? Сместите акценты. Просто рассказывайте о том, как хорошо учиться в школе, чем там занимаются и какая в этом польза - для него. Дайте ребёнку информацию для размышления.

Ваша задача - рассказывать так, чтоб ребёнку захотелось быть вместе с другими, захотелось хорошо учиться. Желание - большая сила, оно поможет ему внутренне собраться.

Ну, а на сегодня это все.

Поздравляю с Днем Знаний Вас, дорогие друзья, и Ваших первоклашек!

С уважением, Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Некрасовой 3., Некрасовой Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Изд. дом «София», 2006. - 416 с.


Наверх

В избранное