Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N119
День без запретов


Здравствуйте, дорогие друзья!

Малыш, который только пришёл в мир, ещё ничего не знает о нём. И первая связующая нить между ним и миром - это любовь. Это удивительное чувство - любовь. Откуда оно приходит? Ниоткуда.

Любовь просто рождается вместе с каждым маленьким человечком, и живет, и дает ощущение бесконечного счастья, и для этого не нужны никакие условия и никакие усилия. Усилия нужны для того, чтобы научиться НЕ любить. Не отдавая себе в том отчета, мы преподносим нашим детям эти странные уроки. С завидным постоянством, из самых благих побуждений мы отлучаем детей от любви.

Как-нибудь, проходя через скверик, где копошатся маленькие дети, просто прислушайтесь к тому, что и как говорят им мамы. Вас поразит, сколько замечаний обрушивается на детские головы. А если понаблюдаете ещё немного, легко заметите, что родители самых буйных детишек и родители самых застенчиво-тихих чем-то похожи: именно они чаще всего твердят "нет", "нельзя", "разве так можно", призывая (или делая вид, что призывают) к порядку своих карапузиков. Иногда кажется, что внутри такой мамы работает автомат по производству запретов, вот он включился, что-то там замкнуло - и теперь никак не остановится. Впрочем, сама мама в это ни за что не поверит. Мы вообще многое делаем на автомате. Не потому, что вредные, а потому, что так привыкли. И в силу привычки уже не замечаем своих промахов.

На всякий случай проверьте: а сами-то вы не увлекаетесь запретами? Сделать это легко. Подойдёт любой день, который вы проведёте со своим ребёнком, нужно только запастись мелкими фишками, монетками или, например, орешками. Итак, давайте проведем эксперимент.

Тест-эксперимент. Посчитай доходы.

Оборудование. Для этого теста вам понадобятся два кармана и много мелких монет (монеты можно заменить орешками, желудями, камешками, ракушками и т. д.).
Цель. Выяснить, много ли вы запрещаете (не пропускайте ни одного случая, когда вы что-то запрещаете своему ребёнку).
Процесс. С самого утра держите под рукой монетки. И делайте так. Каждый раз, когда вы говорите ребёнку "нет", "нельзя" или просто "не... " ("не делай, не ходи, не смей..." ), кладите монетку в левый карман. Каждый раз, когда вы хотели запретить что-то или были чем-то недовольны, но сдержались, кладите монетку в правый карман.
Результаты. Уже к обеду ваши карманы потяжелеют. Многие родители замечали, что во второй половине дня монетки в левый карман начинают прибывать гораздо медленнее: "нетканья" становится меньше. Зато правый тяжелеет быстрее.
В конце дня подсчитайте свои "доходы" и прикиньте: а как бы вы сами реагировали, если б вам столько раз за день сказали "не-зя-я"? И положа руку на сердце, скажите: с вами легко ужиться?

Работа над ошибками. Как избежать запретов.

Но вот - заметили, и что дальше? А дальше бывает так. Некоторые сознательные папы и мамы, честно отметив, что они слишком много говорят "нет" и "нельзя" своему любимому наследнику, решают круто измениться. Они резко перестают "грызть" своих детей и... направляют освободившуюся энергию в другую сторону - на то, чтоб погрызть самих себя. Ничего хорошего из этого, естественно, не выходит. "Повинившихся" родителей начинает мучить совесть, им хочется загладить свою "вину". А для этого они, быстренько развернув себя на 180, делают всё наоборот: если раньше ребёнку безостановочно запрещали, то теперь всё позволяют - изо всех сил. К сожалению, сообразительные детки мигом оценивают новую родительскую тактику и буквально садятся на голову старательным родителям. Да, ваша задача, дорогие мамы и папы, - отказаться от запретов (вернее, свести их к разумному минимуму), но отказаться с умом!

Первое - не позволять себе никаких упрёков в свой адрес! Драгоценная родительская энергия должна расходоваться не на разрушение (то есть самоедство), а на созидание (то есть на отработку новой тактики). Вы заметили - вы исправили - вот ваш девиз.

Второе: чётко сформулируйте, в чём ваша ошибка и как вы будете её исправлять. Ещё лучше, если вы запишете это. Например, вы говорите себе: "Да, я слишком часто одёргиваю ребёнка" и "С (дата) я начинаю контролировать себя и... "

Третье: выполняем.

Ясно, что избавиться от вредной привычки одним махом невозможно. Если вы привыкли одёргивать и поучать, необходимо время, чтобы от этого отвыкнуть. Причём, чтобы не переживать из-за каждого промаха, лучше всего отучаться как бы понарошку. Не стремиться искоренить вредную привычку, а начать с ней играть. Да-да, играть. Давно замечено, что в игровой форме любое "воспитательное мероприятие" проходит веселее, легче и безболезненнее.

Игра "День без запретов".

Вариант 1. Поиграйте! Объявите в своём доме "День без запретов". Да-да, попробуйте как-нибудь обходиться весь день без запретительных акций! (То есть за целый день вы не должны ни разу произнести "нет", "нельзя", "не... " и другие запретительные слова.)

Вы, конечно, скажете, что это нереально - за целый день не сделать ни одного замечания. И будете правы. Потому что частенько мы на самом деле не можем обойтись без запретов. Малыш балансирует на краю дивана, первоклашка после уроков идёт не домой, а на ледяную горку, да мало ли что ещё. Действительно, бывают ситуации, когда вмешаться, остановить ребёнка, сделать ему замечание просто необходимо. Необходимо? Ну и делайте на здоровье. Но только соблюдайте правила игры:

- Делать замечание (останавливать, запрещать) можно только в самом крайнем случае.
- Замечание можно делать только в позитивной форме. Например: Малыш лезет на подоконник. Вы не кричите ему "нельзя! ", а подбегаете, хватаете на руки и всем своим видом показываете, как это страшно, как вы испугались. Малыши всё срисовывают с родителей. И ваш испуг проймёт его гораздо больше, чем прямой запрет.

Ваш первоклашка вместо обычных пятнадцати минут добирается домой со школы часа полтора? Вы можете сказать: "Почему ты не пришёл вовремя? " (Но такая фраза - не по правилам игры!) Поэтому говорите примерно так: "Сейчас два часа, где же ты был? " или "Когда задерживаешься - обязательно звони". Вот вы и замечание сделали, и правил игры не нарушили. Кстати, от соблюдения игровых правил есть ещё одна польза. Первый вариант (замечание с "не..." ) звучит как упрёк и вызывает внутренний протест у ребёнка, в лучшем случае от такого замечания ему станет стыдно - и только; в другом (без "не..." ) акцент делается не на упрёк, а на то, как ребёнку надо поступать, чтобы им были довольны. Вы даёте ребёнку направление, ориентир. А это очень важно: ведь на самом деле детям нравится быть хорошими. Даже если вслух они об этом не говорят.

Вариант 2. Если вы чувствуете, что "День без запретов" вам не потянуть, начните с другого, облегчённого варианта. Можете для начала играть в "Час без запретов", а потом, день за днём, постепенно увеличивать время. Примерно через месяц привычка твердить "нельзя" и другие вредные "не" обязательно уйдёт, потому что появится новая: делать любое замечание только в позитивной форме.

Вариант 3. Со старшими детками игра в одни ворота не очень эффективна. Зато с ними можно поиграть в очень увлекательную игру под названием "Да и нет не говорить, в черном-белом не ходить".

Подловив момент, когда ваше чудо пребывает в добродушном настроении, предложите ему поиграть. Условия игры простые: весь день не говорить слов "чёрное", "белое", "да" и "нет". Кто скажет - с того штраф. После этого вы ставите на видное место ёмкость для штрафов и - продолжайте жить так же, как всегда. Впрочем, "как всегда" у вас не получится, потому что жить в этот игровой день будет гораздо веселее. Запретные слова слишком популярны, они сами собой выскакивают то у одного, то у другого игрока, что каждый раз вызывает радостные комментарии и приступы смеха, причём чем дальше идёт игра - тем веселее. А смех - это прекрасное раскрепощение! Ну нельзя же одновременно дуться и смеяться, так что волей-неволей напряжение уменьшится, а договориться и мирно обсудить насущные проблемы вам станет гораздо проще.

Играйте с удовольствием!

Ну, а на сегодня это всё.

С уважением,
Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Некрасовой 3., Некрасовой Н.
Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Издательский дом "София", 2006. - 416 с.



В избранное