Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N120
Проверяем самооценку


Здравствуйте, дорогие друзья!

Одной из важных проблем как в дошкольном, так и в школьном возрасте является вопрос положительного отношения ребенка к себе, ведь от того, насколько ребенок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром. И сегодня мы поисследуем самооценку нашего малыша.

Самооценка - это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому учитель во многом ответствен за ее формирование. Начиная с первых дней обучения в школе самооценка ребенка зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками.

Сегодня мы предлагаем вам методику "Лесенка" (В.Г. Щур), которая эффективно используется в практике с целью изучения самооценки как дошкольников, так и младших школьников. Методику можно сделать самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалисту, однако, стоит помнить, что не стоит делать однозначных выводов. Пожалуйста, не проводите тест, если ребенок в плохом настроении или недавно получил очень негативную или очень положительную оценку со стороны взрослых или детей. Итак, начинаем.

Изучение самооценки (методика "Лесенка" )

Цель исследования:
определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материалы: нарисованная лесенка, карандаш (ручка).
Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Инструкция. "Вот лесенка. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята (умные, добрые, послушные), ниже - просто хорошие, затем - средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке - самые плохие и т.д. Куда ты сам (сама) себя поставишь? Объясни почему".
При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают ответить куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: "Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?" Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: "Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница?"

Интерпретация результатов

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо, прежде всего, установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя "хорошими" и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: "Я все-таки иногда балуюсь", "Я очень много вопросов задаю" и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок "за себя" и "за маму". Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже - на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет "самыми благополучными".

Другой вариант - высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
- действительно благополучных;
- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);
- "компенсирующих" (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант - дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл - его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: "А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?" И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он "самый хороший". Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко. Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга. Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам (Марцинковская, 1997).

Ну, а на сегодня это всё.

С уважением,
Мария Демина



В избранное