Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Эмоции, плач, дисциплина


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 45

Эмоции, плач, дисциплина

В продолжение прошлого выпуска размещаю письмо подписчицы и мой ответ.

> Здравствуйте, Татьяна.
>
> Спасибо большое за интересную рассылку. Ваш подход к воспитанию
> кажется мне интересным и заслуживающим уважения.
> Но многие моменты остаются неясными (я не так давно подписана,
> возможно, многое пропустила).
>
> Вот в последнем выпуске обсуждался вопрос того, стоит ли поощрять
> мальчика к выражению своих эмоций в любой форме или нет. Вы писали:
> > не считаю правильной современную тенденцию к превращению мужчин в
> > подобие женщин, в приучении мальчиков к плачу как к форме проявления
> > своих эмоций.
> Я с этим согласна, но мне неясно, как вы предлагаете учить ребенка
> справляться со своими эмоциями (и брать на себя ответственность за эти
> эмоции), и какой способ выражения чувства сильной обиды, гнева, боли,
> злости (когда обычно мальчик плачет) вы считаете для мальчика наиболее
> подходящим. Вот, предположим, ситуация: Мальчик
> 4-5 лет подходит весь в слезах, рассказывает, что его обидел большой
> мальчик, сломал его игрушку и толкнул в лужу. Как бы вы отреагировали
> в данной ситуации, что бы сказали малышу?
>
> И еще вопрос. Какое место в вашем подходе занимает такое понятие как
> "дисциплина". Считаете ли вы нужным приучать ребенка слушаться взрослых?
> Как бы вы поступили в ситуации,
> когда, например, 2-х летний ребенок нарочно разбрасывает игрушки по
> всей комнате, швыряет и рвет книжки. Или когда пятилетку просишь
> слезть с крыши веранды в детском саду (шифер крыши вот-вот треснет под
> ним), а он не реагирует. ?
>
> Всего вам доброго
> ________
> С уважением,
> Надежда mailto:nadirain@mail.ru

Здравствуйте, Надежда.

По последнему выпуску. Поощрять и подавать пример плача - я акцентировала на этом внимание, т.к. у автора письма была именно такая ситуация. Совсем другое, что плакать для мальчика нормально,естественно и полезно, а вот действия взрослого на мой взгляд были ошибочные.

Как учить ребенка справляться с эмоциями. Мой подход такой - чтобы научить ребенка, родитель должен уметь сам. Поскольку большинство взрослых не умеют этого, то сначала надо научить родителей, а они, полностью сознательно освоив этот навык управления эмоциями, уже смогут передать его детям. Детям проще будет, они многое усваивают путем подражания, их эмоциональная система лучше обучается. Конкретные техники - у меня включены в платный тренинг. Но можно поискать в инете, литературе и найти разные подходы, техники, было бы желание и настойчивость потом их практиковать. Эту проблему мотивации кстати отчасти решает платность тренинга, по типу того, как человек покупает абонемент в спортзал и ходит туда заниматься, хотя можно и дома бесплатно.

Вопрос не стоит "как справляться" со своими эмоциями. Никто же не говорит "как справляться с руками, с дыханием" :-). Надо понимать природу эмоций, их предназначение, место в человеке (это мост между умом и телом). Если Вы говорите "как справляться", то значит выбираете между тем, чтобы эмоции подавить в себе, или в лучшем случае тем , как их выразить.

> какой способ выражения чувства
> сильной обиды, гнева, боли, злости (когда обычно мальчик плачет) вы
> считаете для мальчика наиболее подходящим.


Для ребенка все подходит, что он выбрал, кроме способов, опасных для жизни и здоровья его и окружающих. Что подходит для его родителей, близкого окружения, социума - от этого зависит, чему его будут учить, каким именно моделям выражения чувств. Ребенок ведь живет в социуме, а эмоциональные взаимодействия - важнейшая часть контактов, поэтому ребенок должен быть адекватным своему окружению (если в его среде принято матом выражать недовольство, то его не стоит учить выражать гнев в форме английского лорда :-)), как минимум чтобы его понимали. И принимали.

В общем-то способы выражения уже заложены в саму эмоцию, в т.ч. на физиологическом уровне - меняются гормональный статус, мышечный тонус, поза и т.д. Поведенческие программы эмоциональных реакций частично передаются по генному каналу, а в основном по социо-культурному.

По конкретным ситуациям:
> Вот, предположим, ситуация: Мальчик
> 4-5 лет подходит весь в слезах, рассказывает, что его обидел большой
> мальчик, сломал его игрушку и толкнул в лужу. Как бы вы отреагировали
> в данной ситуации, что бы сказали малышу?


Я бы его активно выслушала, дала бы ему выплакаться, высказаться и т.п., при этом важно самой оставаться спокойной, уравновешенной. Моя задача в такой ситуации помочь ребенку восстановить свою нарушенную гармонию, а после этого помочь решить проблему или подойти к ее решению, увидеть в новом свете, извлечь полезные уроки, лучше понять себя и других.
Первый этап - помочь ребенку выплеснуть весь негативный заряд, при этом ребенок чувствует себя в безопасности, что его слушают, понимают, сочувствуют. Ребенок успокаивается, уравновешивается. Если он сразу не убегает играть, а хочет еще обсудить произошедшее, то тут уже можно начинать "душеспасительные беседы" :-). Как все произошло, почему начался конфликт, какие мотивы были у большого мальчика, что можно сделать в следующий раз, чтобы получить другой результат, что будем делать с игрушкой, и т.п. в зависимости от ситуации, от особенностей ребенка.

Кстати, обидеть человека нельзя, можно ударить, сломать нос или игрушку, но обиду создает сам человек. Или не создает. Всегда есть выбор как реагировать - ведь один ребенок разозлится, другой будет жалеть себя, третий обидится и т.д. Осознание того, что эмоции ты создаешь сам, своим отношением, убеждениями, мыслями - это ребенок усвоит не через лекции, а когда каждый день много лет своего роста будет наблюдать на примере поведения родителей, их слов и дел. Когда мама не говорит: "Ты меня разозлил, обидел.", а например, "я тут решила обидеться, пообижалась немного, и решила плюнуть на эту затею." Или вообще когда родители свободны от негативных эмоций, не используют их для воздействия на других. Ведь негативные эмоции - это суть технологии достижения целей подавления противника :-). Гнев, ненависть, злость, недовольство, раздражение - вызывают ответную реакцию-эмоцию страха, который и должен побудить противника уступить, подчиниться. Обида (скрытая, пассивная нападающая эмоция)- вызывает чувство вины. Страх-гнев, чувство вины-обида. Вот и весь базовый арсенал, остальное - производные.

>
> И еще вопрос. Какое место в вашем подходе занимает такое понятие как
> "дисциплина". Считаете ли вы нужным приучать ребенка слушаться взрослых?
> Как бы вы поступили в ситуации,
> когда, например, 2-х летний ребенок нарочно разбрасывает игрушки по
> всей комнате, швыряет и рвет книжки. Или когда пятилетку просишь
> слезть с крыши веранды в детском саду (шифер крыши вот-вот треснет под
> ним), а он не реагирует. ?

В принципе я считаю, что всем в семье лучше, когда каждый на своем месте, родители - главные, ребенок - ведомый. Я вижу роль родителя как опекуна, наставника, первого учителя ребенка, позже друга. Насчет приучения слушаться - скорей всего мы с Вами по-разному понимаем "приучать слушаться". В первую очередь чтобы с ребенком вообще что-то делать родителю, нужна работающая связь между ними, и желание ребенка принимать то, что идет от родителя, будь то информация, совет, даже личный пример. Сейчас у многих проблемы с общением, его просто крайне мало по количеству и по качеству. И вторая проблема - родители и дети глухи друг к другу, внутренне закрыты, или даже враждебно настроены, т.е. отторгают все, что идет с "той" стороны, т.к. оценивают это как очередное нападение. Поскольку "нападают" активно обычно родители, то в роли обороняющихся выступают дети, которые становятся глухи, и все отвергают, делают назло и т.д.

В нормальных, здоровых отношениях дети склонны слушать родителей, доверять им, сотрудничать и подчиняются без внутреннего протеста. Не всегда конечно, но в целом так.

Ребенок в 2 года может так делать по 2 основным причинам - 1) исследовательский интерес (ему просто интересно, как он может манипулировать с предметами, как они себя ведут, какие звуки издают ии т.п.), 2) такое его поведение поощряется взрослыми - как правило негативным вниманием. Даже негативное внимание - для ребенка поощрение. Плюс он исследует и взрослых.
Еще вариант - выход агрессии таким образом.
Что делать родителям? Определить для себя границы приемлемого - какую игрушку можно дать бросать, и сколько раз, и пр. Определить меру пресечения - в таком возрасте лучше всего просто лишить возможности вести себя "запрещенным" образом (убрать игрушки, книжки), перестать поощрять вниманием за плохое поведение и наоборот отмечать желаемое, предложить ребенку увлекательные для него варианты приложения исследовательского интереса и для проявления САМости (которая впервые заявляет о себе в этом возрасте приимерно). Программиировать ребенка словами на желаемое поведение "давай полистаем книжку вот так", "давай аккуратно положим книгу/игрушку на место", избегать слова "НЕ" (не бросай, не рви - на самом деле на уровне образов это программирует ребенка иименно бросай и рви, сознание оперирует образами, а не словами).

Пятилетку с крыши снять, а еще лучше не пускать :-). Снять уж как получится, словами или физически, идя от более мягких и позитивных методов (если время и соображения безопасности позволяют) к жестким (угроза негативных последствий проступка и непослушания). Я бы кстати не просила, а требовала, причем требовала так, чтобы не было сомнений у ребенка, что требование надо выполнять в своих же интересах быстро и без возражений.
 

Всего доброго, мира и спокойствия,

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru  

http://subscribe.ru/catalog/home.child.rastemvmeste

Мой проект "Родительская Школа" предназначен для тех, кто:

- хочет построить идеальные отношения с ребенком, но что-то не получается или не ясно, с чего начать;

- хочет улучшить уже хорошие отношения, совершенствовать себя, получить новые знания и навыки, которые повысят эффективность в родительской роли;

- хочет не сердиться, не раздражаться на ребенка вне зависимости от его поведения, стать свободным поступать по велению горячего сердца (любви) и холодного рассудка (здравого смысла) ;

- понимать себя и своего ребенка;

- убедиться на личном опыте, что проблем не бывает, есть пока нерешенные задачи и универсальный алгоритм их решения.

Открыт набор на 1-ую, базовую ступень Школы, на которой Вы освоите ряд фундаментальных навыков для построения гармоничных, доверительных отношений с детьми (по моей субъективной оценке их отсутствие порождает 90% всего негатива, напряжений, конфликтов, проблем в отношениях с детьми). Первые результаты будут через 1-2 неделю после начала занятий. К концу 1 месяца существенное, ощутимое как значительное улучшение отношений. Если к 4 мес. такого ощущения нет, оплата возвращается. Стоимость 60 уе. Поступившим сейчас на базовую ступень, все последующие усовершенствования тренинга будут высылаться бесплатно в течении 6 мес.

Хочу пройти тренинг 

Ответы на вопросы о тренинге:

> Скажите, Татьяна, а сколько будет длиться курс и когда начало?
Сразу после уведомлениия об оплате я высылаю Вам первое задание. После выполнения получаете блок заданий на неделю и т.д. Длительность - тут зависит от Вас, от темпа. Ориентируйтесь на срок от 1 до 3-4 месяцев.

> И могу ли я начать курс в середине февраля? Или начало у всех в одно и то же время?
Начало курса и время выполнения заданий в удобное для Вас время.

> А Вы не скажете, приблизительно какого плана будут задания?
1 ступень ориентирована на диагностику текущих отношений, тренинг базисного состояния безусловной любви и принятия (это фундамент гармоничных внутренних состояний родителя и ребенка, а также их взаимодействий), формирование образа желаемого будущего (образа отношения и себя как родителя, каким хотите стать, ведь чтобы что-то построить, надо это четко представлять). Важный блок - работа с эмоциями, эмоциональная очистка (этому Вы сможете научить и ребенка).
Следующий блок - работа над решением главной проблемы в отношениях. Вы ее должны будете решить либо существенно продвинутся к решению, иначе останетесь на второй год :-). По этому алгоритму сможете потом решать и другие проблемы.
Много упражнений в курсе на увеличение осознанности, вырабатывать будем привычку к наблюдательности, анализу, осознанным действиям.

> Т.е. задания будут преимущественно касаться налаживанию
> психологического общения с ребенком, или работы над собой, или это еще что-то.
Я исхожу из того, что отношения между родителем и ребенком в основном определяются такими составляющими:
- внутреннее состояние родителя,
- внутреннее состояние ребенка,
- базовое отношение (любовь и принятие или НЕ-любовь и Не-принятие),
- взаимодействия.
Конечно, есть еще внешние влияния (второй родитель, бабушки-дедушки и т.д.), но не все сразу :-). 1 ступень работает над внутренним состоянием родителя, базовым отношением и его выражением, действиями родителя, что влияет на состояние ребенка и его поведение.
 

> И есть ли какие-то особенности для каждого возраста?

Особенности возраста ребенка будете учитывать Вы как родитель при формировании новой модели взаимодействий, я же работаю лично с Вами.

> Принимаете ли вы оплату через Интернет?

Есть несколько вариантов оплаты, в том числе через электронные платежные системы (через интернет).

> И еще вопрос: деньги высылать в долларах или в рублях (если в рублях, то по курсу ЦБ?)
Это зависит от способа платежа, напр. через почту, Яндекс-деньги принимают перевод только в рублях, а через Вестерн Юнион и CONTACT только в уе. Если в рублях, то по курсу ЦБ.

> В какой форме будет проходить тренинг и в какое время?

Тренинг проходит в форме получения Вами заданий по интернет и их выполнения в ежедневном общении с ребенком, а также наедине с собой.

По ходу прохождения Вы после выполнения определенных заданий или блоков заданий шлете мне отчет, после чего получаете новый блок. Вы идете по тренингу в удобном для вас темпе. Я условно считаю, что на освоение 1 ступени уйдет от 1 до 3-4 и более месяцев. Первой «волне» курсантов я предоставляю все дополнения и усовершенствования тренинга, которые выйдут в течении последующих 6 мес. – бесплатно.

Начало тренинга у каждого курсанта индивидуально, после уведомлениия об оплате я высылаю первое задание.

> Есть желание изменить отношения с детьми, точнее изменить свое отношение к ним, и к себе. Подходиит ли для этого тренинг?

Собственно, на тренинге идет работа над отношением к себе и детям, а также даются техники устранения негативных эмоций. А при прочих равных условиях отношения с человеком (взрослым или ребенком), который не вызывает своим поведением в Вас негативных эмоций – меняются в лучшую сторону.

Люди, которые близки мне по духу:

Валерий Арцрунович Симонян, сайт http://upravlenie-ktu.ru

рассылка http://subscribe.ru/catalog/economics.school.upravlenie

Управление - царица всех наук!

Иван Новичихин, рассылка О развитии бизнеса и жизни вообще http://subscribe.ru/catalog/economics.school.giznibiz

 

Виталий Лозовский , mailto:zegmant@narod.ru,

ВСЕ о жизни в ТЮРЬМЕ на TYUREM.NET
 

Интенсивный Курс Подготовки к Свободе
*Бойцовский Клуб*
MastersCity.Net

Рассылки : „Как выжить и провести время с пользой в тюрьме”, „Взгляд из тюрьмы”, „Жизнь и психология тюрьмы"
 

Как выжить и провести время с пользой в тюрьме

 

Информационные партнеры:

Школа своего здоровья и рассылка Школа Своего Здоровья

"Дети Индиго - психология и воспитание"  http://subscribe.ru/catalog/home.child.828

Страна Детство     Родителям, открытым для детей, хотящим и стремящимся жить с детьми в счастливой Стране                                 Детство по её законам естественности, доверия и любви.

"Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители" "...если Вам ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб"

«Дорогу осилит идущий. Твой путь к здоровью.» Новая рассылка Юли Матвеевой.

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.rastemvmeste
Отписаться

В избранное