Творческое развитие детей 'Учим ощущать время суток'
Дети не чувствуют времени, безусловно у них есть их внутренние биологические часы, но фразы «Через 5 минут», «через час», «через неделю» совершенно не понятны ребенку. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.
Несмотря на проводимую в детских садах работу по ознакомлению детей с различением и называнием частей суток в соответствии с программой, всего лишь 35% детей старшего дошкольного возраста правильно определили такую часть суток, как день. Дело в том, что названия «утро» и «ночь» ребенок чаще других слышит от взрослых как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро», — говорит часто мать, а воспитатель приглашает: «Приходи утром в детский сад».
Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъем, одевание, гимнастика, ночной сон).
Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое "сутки", "неделя", "месяц", "год", надо познакомить их с понятиями "сначала" и "потом". Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами. В будущем времени: ∙ сначала мы умоемся, потом будем завтракать, ∙ сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится
обедать, ∙ сначала мы поиграем в лото, потом ту будешь рисовать, ∙ сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик. В прошедшем времени: ∙ сначала мы сходили погулять, потом сели обедать, ∙ сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого, ∙ сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот, ∙ сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился и так далее. Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки
с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений: ∙ рост и развитие растения или животного; ∙ последовательные действия по изготовлению чего-либо (росла пшеница, потом ее скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее). Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае. После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя
игрушки, следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.
Познакомьте ребенка с названием частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с их изображением. Если вам не попались подходящие картинки в детских книгах, сделайте их сами - сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток (например, вид из вашего окна). Попросите ребенка: ∙ рассказать по картинкам, какое время
суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с ним самим; ∙ пояснить, что бывает сначала, а что потом; ∙ расположить картинки в нужном порядке (слева направо). Если ребенку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия.
Мастер-класс:
В процессе изучения чего-либо, акцентируйте на этом всё внимание, окружайте его этим. И после того как вы поймете, что ребенок усвоил, переходите на что-нибудь другое, просто время от времени повторяя прошлый материал.
Поэтому когда вы изучаете время суток, то разглядывайте картинки, смотрите в окно, постоянно спрашивайте ребенка, чтобы он определил день и ночь, задавайте наводящие вопросы: «Днем что светит на небе?» «Когда ты ложишься спать?». Чтобы обучение не стало скучным, не надоело ребенку,применяйте различные методы обучения, например, творчество. Сделайте картину под названием «День/ночь»