Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Занятая мама

  Все выпуски  

Занятая мама Телевизор и дети


Телевизор и дети, маленькие и постарше, подростки и школьники...Какие опасности таит в себе яркий, манящий телевизор для детей? Этот вопрос уже не раз поднимался на страницах сайта "Занятая мама", но по большей части с точки зрения физиологического вреда. Офтальмологи и неврологи ратуют за строго дозированный "телевизор для детей". А что говорят по этому поводу детские психологи?

Для ответа на этот вопрос пришлось просмотреть ряд виртуальных библиотек и ознакомиться с работами практикующих детских психологов. Полноценную научно-популярную статься мне написать не удастся, но наиболее интересные выдержки из работ специалистов с комментариями я, пожалуй, опубликую.

Телевизор и дети до 6-ти месяцев

0 - 6 МЕСЯЦЕВ: В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2 - 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И малыши были гораздо более заинтересованы "правильным" мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, в этом возрасте телевизор и дети мало контактируют - на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Телевизор и дети от полугода до полутора лет

6 - 18 МЕСЯЦЕВ: В этом возрасте у детей появляется удивительная способность к имитации. В этом смысле просмотр телевизора - это определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Телевизор и дети младшего дошкольного возраста

18 МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА: Ребенку интересно, но суть происходящего до конца он понимает лишь смутно. Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. "Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет". Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.
В противном случае, телевизор и дети этого возраста несовместимы - телевизор без объяснений взрослых обеспечит маленького ребенка рядом подсознательных страхов и фобий. Ведь он не догадывается, что хочет сделать это еще непонятное ему существо с маленькой птичкой, не знает, почему играет такая тревожная музыка, а мальчик плачет? Даже просмотр развивающих передач специально предназначенных для детей такого возраста без присутствия и объяснений может пробудить страхи, вызванные чересчур яркими цветами или странным видом героев.

Телевизор и дети старшего дошкольного возраста

3 - 6 ЛЕТ: Только к 3 - 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Имитация любимого мультгероя становится любимым занятием ребенка. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться, человека-паука, который карабкается по отвесной стене... Но, современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. И именно в этом возрасте встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще при столь массированной атаке мультипликационного мира фантазии. Какова будет социализация полностью захваченного мультфильмами ребенка?

Телезависимость развивается у каждого ребенка по-разному. Так же, как по-разному взрослые люди реагируют на алкоголь. Кому-то хватает первых трех раз для возникновения зависимости, кто-то после недельного злоупотребления спокойно воспринимает отсутствие алкоголя на протяжении всей остальной жизни.

Первым сигналом опасности "телезависимости" становятся требования ребенка включить телевизор. Требования или просьбы, переходящие в крик, истерику, слезы. Хотя даже без криков можно понять, когда ребенок теряет интерес к реальному миру, погружаясь в мультипликационную реальность - ему скучно, он ничем не хочет заняться, все не интересно и не хочется. Лепить? Нет. Рисовать? Тоже нет. Даже когда-то любимые занятия перестают быть интересными.

"Дети телевизора" - мировая статистика

Немецкий ребенок, например, до тех пор пока не вырастет смотрит 14 тыс. случаев смерти на экране, американец - 17 тысяч. В России такой статистики пока нет. Но имея дело даже с мультипликационной жестокостью на экране, ребенок должен сам как-то с этим справиться. Психика ребенка создает свою, индивидуальную защитную реакцию на подсознательный страх. И эта реакция может быть самая неожиданная, например, смех. Польский профессор М.Браун-Голковская провела в 60-е годы уникальные исследования, которые в современную эру информационного бума практически нельзя повторить: сравнила "телевизионных" детей с теми, которые в доме не имели телевизора. М.Браун - Голковская исходила из того, что дети, которые смотрят телевизор, будут более нервными и легко поддающимися волнению. Но все получилось наоборот. "Телевизионные" дети оказались менее нервными, они оказались безразличными ко всему. Именно в этом состоит тот фатальный источник телевизионного наркотика. Ребенок все слабее реагирует на крики, толкания, зов о помощи, погони по мере просмотра все новых и новых телевизионных передач. И чтобы получить свою долю стимуляции, он переключает программы или манипулирует пультом, чтобы получить следующую дозу фильмов ужасов, детективов, рекламы. Через некоторое время размахивание ножом его уже не возбуждает. Возникает потребность в свежей порции. В 60-е годы и в США проводились исследования, посвященные выявлению воздействия телевизионных программ на 8-летних детей. Анализ осуществлялся в течение последующих 22 лет, то есть детей отслеживали до достижения ими тридцатилетнего возраста. Оказалось, что тот, кто получал, будучи ребенком, больше, чем сверстники, жестокости, благодаря телевизионным передачам, проявлял агрессивность в отношении своих коллег, товарищей по учебе. В возрасте 30 лет он чаще попадал в конфликт с законом, был жесток в отношении своей семьи, сам имел агрессивных детей.

"Дети телевизора" - механизм возникновения зависимости

В чем же механизм зависимости по схеме "дети телевизора"? Главное значение здесь имеет так называемое моделирование: ребенок попросту повторяет в мыслях и фантазиях, играх, а затем и в реальной жизни то, что он видел на экране. Особенно это проявляется в тех случаях, если телевизионные агрессоры чрезвычайно привлекательны, а агрессия показывается без следов сострадания к жертве и без моральных сомнений агрессора. Это моделирование объяснило эпидемию самоубийств и убийств среди молодежи, распространяющейся по странам мира. Практически все случаи немотивированной агрессии были зафиксированы с участием так называемых "детей телевизора".

Кто они, "дети телевизора"?

Надо сказать, что влияние "плохого" в телевидении не касается всех в равной степени. Данные приводимые П.Пасевичем свидетельствуют о том, что в странах Запада "дети телевизора" -это дети родителей с низким уровнем образования, бедных, из национальных меньшинств. Дети родителей, которые финансово не в состоянии обеспечить детям посещение секций и кружков, наличие хобби, музыкального инструмента, книг или культурных мероприятий. Более того, разница особенно явно проявляется относительно интереса к агрессивным программам. Когда на одном канале показывают фильм о природе, а на другом американский бокс, то среднестатистический сын профессора будет смотреть зверей, а дочка безработного из категории "дети телевизора" - будет смотреть убивающих друг друга атлетов. "Дети телевизора" - поколение низших социальных групп. Известно, что такие дети в большинстве своем хуже учатся и менее популярны среди своих ровесников. И здесь замкнутый круг жизненной судьбы закручивается еще быстрее. Поскольку из других исследований вытекает, что именно непопулярные дети и те, которые хуже учатся, чаще и дольше смотрят телевизор. В результате дети "плохого" рождения тратят перед экраном в неделю более 50 часов.

Не только автор публикаций, которые взяты в основу статьи, но и другие детские психологи с каждым годом все больше внимания уделяют проблеме психологической зависимости у детей. Для обозначения телевизионной зависимости у детей введен термин "телезависимость", Буквально несколько лет назад появился и термин "компьютерная зависимость детей". Что вполне объяснимо, ведь многие родители из самых хороших побуждений сажают трех-пятилеток за монитор.

Телевизор и дети - проблема нашего века. Проблема, которая грозит переродиться в эпидемию. До сих пор единственным советом психологов для предотвращения возникновения зависимости по схеме "дети телевизора" является родительское ограничение телепросмотров и общение с ребенком. Постарайтесь стать ребенку лучшим другом, чем телевизор!

По материалам публикаций Петриченко Майи, педагога-психолога, сказкотерапевта, психоаналитика и семейного консультанта ГУЗ "Центра медицинской профилактики" департамента здравоохранения Краснодарского края.


В избранное