Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Предметное содержание речевой деятельности и игра "Фокусник"


Предметное содержание речевой деятельности и игра "Фокусник"

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Предметное содержание речевой деятельности
  2. Игра для автоматизации или дифференциации проблемного звука в слове

Предметное содержание речевой деятельности

Логопеду в его практической работе важно расставить акценты при формировании речевой деятельности, формируя в первую очередь его ведущие компоненты. Такими компонентами речевой деятельности являются:

  • Предмет;
  • Продукт;
  • Результат;
  • Средства;
  • Способы;
  • Единицы.

Предмет РД — это мысль как форма отражения отношений предметов и явлений реальной действительности. Выделение в качестве главного компонента психологического содержания речевой деятельности ее предмета — мысли — однозначно определяет основным предметом речевой (логопедической) работы формирование семантики (семантической стороны) речи. Главной задачей обучения детей построению речевых высказываний является формирование способности к адекватному (полному, точному, правильному с языковой точки зрения, иначе — «кодифицированному») отображению в речи того или иного фрагмента (факта, явления, события) окружающей нас действительности. Полное соответствие языковой формы выражения мысли языковому стандарту (языковым нормам), принятому в данном языке, безусловно, является весьма важным, но все же далеко не определяющим для процесса речевой коммуникации; (Об этом убедительно свидетельствует, в частности, семантически «алогичная», но нередко грамматически правильно оформленная речь больных шизофренией или лиц, страдающих другими психическим расстройствами.) тем более не может быть оно самоценным, самодостаточным компонентом речевой работы. Главное в любом речевом высказывании — его содержание, именно оно должно соответствовать целям речевой деятельности, что, в свою очередь, становится возможным благодаря адекватному и точному отображению в речи ее предмета.

Принцип «опоры на семантику речи» в логопедической работе в свое время активно пропагандировал и отстаивал известный отечественный специалист Б.М. Гриншпун (1975, 1988); его придерживаются ведущие отечественные логопеды-методисты (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Т.В. Туманова, В.К. Воробьева и др.). Практическая реализация этого принципа предполагает, что все без исключения речевые высказывания (от самых простых — одно– и двусоставных фраз — до сложных предложений; от отдельных высказываний до развернутых), которыми последовательно овладевают дети в ходе обучения, должны «соответствовать» потребностям речевой коммуникации, живого речевого общения прежде всего в «семантическом плане» — со стороны их содержания, «лексического наполнения», быть адекватными по смыслу и информативными по содержанию, вне зависимости от того, полностью или только «частично» отражают они предмет речи. При этом акцент делается на отображение в речи «предикативных отношений» (передающих связи и отношения между предметами окружающей действительности). Примечательно, что согласно общим методическим требованиям к качеству речевой продукции детей, имеющих системные нарушения речи, в течение достаточно длительного периода логопедической работы допускается вариант неполного «языкового соответствия», наличие отдельных недостатков в фонетическом и даже лексико-грамматическом оформлении речевых высказываний при условии, что они не оказывают существенного влияния на семантику речи, а следовательно, и на возможность правильной смысловой интерпретации речи ребенка слушающими.

В этой связи принципиально важным моментом организации речевой работы является предварительный всесторонний анализ предмета речи, в ходе которого обучающимися должны быть осмыслены основные элементы предметного содержания отображаемого в речи фрагмента окружающей действительности. В процессе такой аналитической работы выделяются и анализируются наиболее значимые объекты отображаемой предметной ситуации, их наиболее важные характеристики, субъект действия и объект, на который оно направлено, взаимоотношения «действующих» лиц событийной ситуации и т. д. С этой целью используется «система» уточняюще-направляющих вопросов. (Например, при разборе содержания ситуационной картинки: «Что изображено на этой картинке?», «А это что?», «Кто это?», «Кто здесь изображен?», «Что делает (наименование субъекта действия)?», «На чем катается?» и т. п.) Уже после этого проводится работа по подбору знаков языка (слов и словосочетаний) для обозначения выделенных элементов предметного содержания. Такой основанный на дифференцированном восприятии предмета речи и осмыслении его предметного содержания подготовительный этап педагогической работы должен предшествовать собственно речевой работе: упражнению в самостоятельном составлении речевых высказываний (с опорой на данный образец или наглядную схему-модель предложения). Достаточно демонстративно соответствующая «схема» речевой работы представлена в описании методики обучения составлению фраз-высказываний по картинкам в общей системе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (Н. А. Никашина, Л.Ф. Спирова, 1968; Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, 1999; В.П. Глухов, 2004 и др)

Не менее важным элементом предметной деятельности является ее продукт. Продуктом рецептивных видов речевой деятельности является умозаключение. Продуктом продуктивных видов речевой деятельности является текст в случае письма и связное высказывание в процессе говорения.

В качестве элемента предметного содержания РД может выступать также результат. Результат любой деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт этой деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к новой (ответной) деятельности. В рецептивных видах РД результатом (слушания, чтения) является понимание смыслового содержания речевого высказывания и последующее говорение (или другая, неречевая деятельность). Результатом деятельности говорения является ответное (речевое или неречевое) действие другого участника речевого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется оно сразу же или через некоторое время). Исходя из этого, результатом продуктивных видов речевой деятельности является характер рецепции (восприятия речи) другими людьми. Именно в таком понимании результат деятельности говорения (в том числе применительно к собственной речи) и должен использоваться педагогами в практике коррекционно-логопедической работы. На достижение именно такого результата должна быть направлена педагогическая «речевая» работа. Особое значение это методическое положение имеет для педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Средства РД — это языковые единицы, организованные по правилам синтагматики и парадигматики. (О синтагматических и парадигматических отношения подробнее будем говорить в следующих выпусках рассылки).

Способ РД — сама речь как процесс формирования и формулирования человеческой мысли.

Единицей РД в рецептивных видах выступает смысловое решение, а продуктивных видах — речевой поступок.

При подготовке материала использованы конспекты по психолингвистике, а также «Психолингвистика. Теория речевой деятельности» Ковшиков В., Глухов В.

Игра для автоматизации или дифференциации проблемного звука в слове

Эта игра-приём «Фокусник» предназначена для автоматизации или дифференциации проблемного звука в слове, а также для формирования употребления винительного падежа с предлогом.

Для антуража игры можно дать ребёнку шапку фокусника и волшебную палочку.

Подобрать чётное количество картинок с проблемным звуком, например, с помощью программы «Автоматизация согласных». Разложить половину картинок рисунком вниз, затем на каждую картинку положить другую, рисунком вверх.

Ребёнок дотрагивается до открытой картинки волшебной палочкой и, переворачивая лежащую под ней картинку, говорит, во что она превратилась. Например, лампа превратилась в лодку; шапка превратилась в шута; сани превратились в шубу и т.д. Можно, конечно, опускать сложное для произношения слово «превратилось».

Далее работаем на развитие памяти. Логопед берёт пары картинок и просит ребёнка припомнить, что и во что было превращено.

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное